о возмещении расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг



Дело № 2-5319/10 г.

  РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14.10.2010 г. г.Хабаровск

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе :

Председательствующего судьи Иском Е.П.

При секретаре Пресс Ю.Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Андросовой Виолетты Вениаминовны к Министерству финансов Российской Федерации о возмещении расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с иском к ответчику о вышеизложенном, указав, что основанием для предъявления данного иска явилось то обстоятельство, что после принятия Федерального Закона № 122-ФЗ от ______ г. с ______г., она, как специалист федерального специализированного учреждения здравоохранения, работающая медицинской палатной сестрой инфекционного отделения в военно-морском госпитале ТОФ ______ (войсковая часть ______) Ванинского района, местность которого относится к сельской (рабочий поселок), не имеет возможность получать льготу по оплате жилищно-коммунальных услуг на основании части 2 пункта 9 статьи 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» № 5487 от 22.07.1993 г.

В соответствии с ч.4 статьи 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (в редакции федерального закона от 22 августа 2004г. № 122-ФЗ), установление мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения относиться к компетенции Правительства Российской Федерации, которое до настоящего времени не приняло соответствующий нормативно-правовой акт, предусматривающий сохранение жилищно-коммунальных льгот для тех, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался льготами на основании законодательства, действующего до ______ г. при возможном изменения способа, как предписывает часть 1 ст. 153 Федерального закона № 122- ФЗ, которая не предполагает отмену приобретенных социальных прав.

В результате бездействия Правительства РФ нарушены её права и ей причинен материальный вред, который в соответствии со ст.1069, 1071 ГК РФ подлежит возмещению за счет Казны Российской Федерации, от её имени выступает Министерство Финансов Российской Федерации.

Просила взыскать с ответчика в качестве компенсации за оплаченные жилищно-коммунальные услуги за период с ______ г. по ______ г. - 106985,10 рублей, за электроэнергию за период с ______ г. по ______ г.  - 6315 рублей и уплаченную госпошлину – 5 597,21 рублей

 В судебное заседание истец не явилась, просила дело рассмотреть в её отсутствие, о дате и месте рассмотрения дела уведомлена своевременно и надлежащим образом.

В судебном заседании представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации Сысуев А.А. исковые требования не признал, суду пояснил, что Частью второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 до 01.01.2005 года было определено, что врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

С 1 января 2005 г. ч.2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 утратила силу, в соответствии со ст. 59 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что Отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Статьей 8 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» определено, что до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Жилищный кодекс Российской Федерации вступил в силу с ______ г. Льгота была отменена уже ______ года. В связи с этим, прежний порядок предоставления льгот не может применяться до внесения изменений в федеральное законодательство, так как он утратил силу.

Кроме того, норма статьи 160 Жилищного кодекса РФ не императивная, а предоставляет органам власти право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан по своему усмотрению.

В настоящее время изменений в федеральное законодательство по порядку предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг медицинским работникам не внесено.

Льгота до ______ устанавливалась федеральным законодательством - частью второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1.

С 01.01.2005 статьями 2 и 6 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в ЗАКОН Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» устанавливается, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных частью второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

Законом Хабаровского края ______ от ______ г. «О КОМПЕНСАЦИИ РАСХОДОВ ПО ОПЛАТЕ ЖИЛЬЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН» установлены меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) Хабаровского края. В соответствии со статьей 2 названного закона право на компенсацию в виде и размерах, установленных статьей 3 настоящего закона, имеют специалисты организаций и учреждений здравоохранения.

Предъявленный иск заявлен по основаниям, предусмотренным статьей 1069 ГК России возмещение вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов. Вместе с тем, возмещение вреда является мерой гражданско-правовой ответственности, которая наступает за нарушение существующего обязательства.

Требования же истца по существу направлено на понуждение государства для исполнения своих обязанностей в натуре. Присуждение к исполнению обязанности в натуре в силу статьи 12 ГК России является самостоятельным способом защиты нарушенного права, отличным по своей природе от возмещения убытков.

В данном случае обязанность, о присуждении к исполнению которой в натуре просит истец, для соответствующего финансового органа возникает в силу закона, предусматривающего предоставление льгот.

Таким образом, при решении вопроса о наличии обязанности, вытекающей из закона, необходимо исследовать вопрос, а имеется ли такая обязанность в соответствии с иными нормативными актами, также имеющими силу закона.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 196) общий срок исковой давности составляет три года. Истец просит взыскать денежные средства за период с ______ по ______ гг. Иск заявлен ______. Не подлежат выплате сумма задолженности за период с ______ года по ______ года. Согласно ст. 208 ГК РФ, применяемой в этом случае по аналогии закона, требования о возмещении вреда, предъявленные по истечению трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествующие предъявлению иска. Таким образом, Минфин Российской Федерации просит применить пропущенный срок исковой давности.

Министерство финансов Российской Федерации не согласно с расчетом, предоставленным истцом. В соответствии со статьей 63 Частью второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 до 01.01.2005 года было определено, что врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством. На основании вышеизложенного просил истцу в удовлетворении искового заявления к Казне Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации отказать.

Представители третьих лиц - администрации Советско-Гаванского муниципального района и ООО «Жилсервис» в судебное заседание не явились о дате и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом. От третьего лица администрации Советско-Гаванского муниципального района поступил отзыв, в котором просят дело рассмотреть в их отсутствие. В отзыве указывают что истец, является медицинской сестрой инфекционного отделения госпиталя ..., находящегося в ведомственном подчинении войсковой части 86751, прежде всего, надлежащим ответчиком по делу будет войсковая часть 86751 Министерства Обороны РФ. Согласно выписке из справки с места жительства истец проживает по адресу: ..., ... ..., ... ....

Согласно ст.72, 76 Конституции РФ общие вопросы здравоохранения и жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

В соответствии с ст.2 Федерального Закона № 52-ФЗ от 6.05.2003г. размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных ч.2 ст.63 «Основ Законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года № 5487, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях. Указанные положения об установлении размера, условий и порядока возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг применяются до принятия соответствующих законодательных актов субъектов Российской Федерации, но не позднее, чем до 01.01.2005 года (абзац 3 ст.6 ФЗ от 06.05.2003г.).

В соответствии со ст.2, 5 Закона Хабаровского края от 19.01.2005 года № 249 «О компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» специалистам, занятым в области здравоохранения, работающим и проживающим в сельской местности и рабочих поселках Хабаровского края предоставляются меры социальной поддержки в виде 100-процентной компенсации по оплате за оказанные жилищные услуги. Учреждения и организации, в которых работают специалисты, составляют ведомости на основании представленных документов об оплате жилья и коммунальных услуг, начисляют и выплачивают суммы, причитающиеся к возмещению, и отражают их в бухгалтерском учете. Данный закон распространяется только на работников краевых и муниципальных учреждений.

То обстоятельство, что Законом Хабаровского края не урегулирован порядок финансирования расходов по предоставлению компенсаций государственными организациями и учреждениями здравоохранения, которые не состоят на бюджетном финансировании субъекта Российской Федерации, не может являться основанием для отказа в предоставлении данной льготы работникам учреждений, финансируемых за счет федерального бюджета.

В соответствии с ч.4 ст.63 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» (в ред. Федерального Закона РФ № 122 ФЗ от 22.08.2004 года) с 01 января 2005 года меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение социальной защиты является видом расходов, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджетов различных уровней.

Таким образом, право медицинских работников на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и должно предоставляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, отмена льготы врачам и работникам медицинских учреждений со средним медицинским образованием, государственной системы здравоохранения работающих и проживающих в сельской местности и посёлках городского типа, без предоставления взамен какой либо компенсации, противоречит ч.2 ст.55 Конституции РФ, в соответствии с которой в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, а ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным законом допускается лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ Конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

То есть льготы медицинским и фармацевтическим работникам по предоставлению бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением не отменены с 01.01.2005 года, а сохранены. Федеральным законом от ______ года ______ФЗ лишь предложено субъектам РФ установить размер, условия и порядок возмещения расходов, возникающих в связи с предоставлением спорной льготы.

При таких обстоятельствах исковые требования в части возмещения затрат на коммунальные услуги подлежат удовлетворению за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, поскольку с ______ размер и порядок возмещения расходов по предоставлению спорных льгот по оплате жилья и коммунальных услуг устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях, законодательным актом Хабаровского края категория льготников, к которым относится истец, не охвачена. Следовательно, надлежащим ответчиком по делу будет Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ и иск должен быть удовлетворен за счет казны Российской Федерации. 

Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд полагает следующее.

В судебном заседании установлено, что с ______г. и по настоящее время истица работает в лечебном учреждении – госпитале войсковой части 86751 Министерства Обороны РФ, в должности палатной медицинской сестры инфекционного отделения, что подтверждается справкой, выданной командиром войсковой части 86751. До ______г. пользовалась льготой по оплате жилья и коммунальных услуг.

Согласно копии лицевого счёта, справки Администрации городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края истица проживает в городском поселении «Рабочий поселок Заветы Ильича» Советско-Гаванского района Хабаровского края по ... ....

Согласно ст. 72, 76 Конституции РФ общие вопросы здравоохранения и жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

В соответствии с ст.2 Федерального закона РФ от 06.05.2003 № 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг (с изм. на 29.12.2004г.) размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных ч. 2 ст.63 «Основ Законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года № 5487-1, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях. Указанные положения об установлении размера, условий и порядка возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг применяются до принятия соответствующих законодательных актов субъектов Российской Федерации, но не позднее, чем до 01.01.2005 года (ст.6 ФЗ).

В соответствии со ст. ст.2, 5 Закона Хабаровского края от 19.01.2005 года № 249 «О компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан», действовавшим на момент возникновения спорых правоотношений, специалистам учреждений здравоохранения, работающим и проживающим в сельской местности и рабочих поселках Хабаровского края предоставляются меры социальной поддержки в виде предоставления им компенсаций на оплату оказанных жилищных услуг (наем, содержание и ремонт жилья), оплату электрической и тепловой энергии. Учреждения и организации, в которых работают специалисты, составляют ведомости на основании представленных документов об оплате жилья и коммунальных услуг, начисляют и выплачивают суммы, причитающиеся к возмещению, и отражают их в бухгалтерском учете. Данный закон распространяется только на работников краевых и муниципальных учреждений.

То обстоятельство, что Законом Хабаровского края не урегулирован порядок финансирования расходов по предоставлению компенсаций государственными организациями и учреждениями здравоохранения, которые не состоят на бюджетном финансировании субъекта Российской Федерации, не может являться основанием для отказа в предоставлении данной льготы работникам учреждений, финансируемых за счет федерального бюджета.

В соответствии с ч. 4 ст.63 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» (в ред. Федерального Закона РФ № 122 ФЗ от 22.08.2004 года) с 01 январи 2005 года меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст.85 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение социальной защиты является видом расходов, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджетов различных уровней.

Таким образом, право медицинских работников на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и должно предоставляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с правовой позицией Конституционного суда РФ, имеющей общий характер, изложенной в Постановлениях от 24 мая 2001 года по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального Закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», от 23 апреля 2004 года по делу о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов «О федеральном бюджете на 2002 год», «О федеральном бюджете на 2003 год», «О федеральном бюджет на 2004 год»   и приложений к ним, федеральный законодатель, может, исходя из признаваемых и защищаемых Конституцией РФ целей и ценностей, вносить изменения в ранее установленные правила, касающиеся условий возникновения и порядка реализации прав граждан (в том числе посредством временного регулирования) таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определённость, сохранение разумной
стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных
изменений в   действующую систему норм и       предсказуемость законодательной политики в социальной сфере, для того чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретённых прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, федеральный законодатель вправе приостановить выплаты льгот, только предусмотрев надлежащий механизм соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объём не должен уменьшаться. Отказ государства в одностороннем порядке от своих обязательств, нарушает ст.59 и ст.37 Конституции РФ.

Таким образом, отмена льготы врачам и работникам медицинских учреждений со средним медицинским образованием, государственной системы здравоохранение работающих и проживающих в сельской местности и посёлках городского типа, без предоставления взамен какой-либо компенсации, противоречит вышеизложенной позиции Конституционного суда и нарушает ч.2 ст.55 Конституции РФ в соответствии с которой в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, а ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным законом допускается лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ Конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

На основании приведенных норм права суд считает, что льготы медицинским и фармацевтическим работникам по предоставлению бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением не отменены с 01.01.2005 года, а сохранены. Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ лишь предложено субъектам РФ установить размер, условия и порядок возмещения расходов, возникающих в связи с предоставлением спорной льготы.

Суд, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, поскольку с ______г. размер и порядок возмещения расходов по предоставлению спорных льгот по оплате жилья и коммунальных услуг устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях. Законодательным актом Хабаровского края категория льготников, к которым относится истец, не охвачена, а с ______г. в федеральном бюджете расходы на эти цели не предусмотрены, так как порядок предоставления спорных льгот не определен Правительством РФ.

Доводы представителя ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, предусмотренного ст.196 ГК РФ суд полагает необоснованными по следующим основаниям.

В соответствии со ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

Согласно ст.203 ГК РФ течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново.

В судебном заседании установлено, что в 2008г. истец обращалась в суд с иском о порядке возложения обязанности по предоставлению ей льгот. Решением Советско-Гаванского городского суда от ______г. за истцом было признано право на предоставление ей льгот за счет средств федерального бюджета.

Суд, изучив расчет представленный истицей, считает его законным и обоснованным, поскольку требования истицы о взыскании задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг за период с ______ года по ______г. подтверждены квитанциями об оплате, справкой об отсутствии у Андросовой В.В. на ______г. задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг.

Таким образом, суд полагает необходимым взыскать с ответчика Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации денежную компенсацию льгот по жилищно-коммунальным услугам в сумме 113 300,10руб. (оплата за жилое помещение и коммунальные услуги за период с ______г. по ______г. в сумме 106 98510 руб., оплата за электроэнергию за период с ______г. по ______г. в сумме 6 315 руб.).

В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию расходы на оплату государственной пошлины в сумме 3466 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Андросовой Виолетты Вениаминовны удовлетворить.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Андросовой Виолетты Вениаминовны расходы на оплату коммунальных услуг в сумме 113 300,10 руб., расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3466 руб., всего взыскать 116766,10 руб. 

Решение может быть обжаловано в  Хабаровский краевой суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения через Центральный районный суд г. Хабаровска.

 Судья Иском Е.П.

 

Мотивированное решение изготовлено 18.10.2010г.