о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,



Дело ______ ______

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Хабаровск ______ года                                                                                

  Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Королевой И.А.

при секретаре Сепик О.С.

с участием представителя истцов ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО9, ФИО4 Анастасии Андреевны Министерству обороны Российской Федерации, ФГУ «Хабаровская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,                                       

Третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по ... и Еврейской автономной области, ФИО4,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в ... и Еврейской автономной области, ФГУ «Хабаровская квартирно-эксплутационная часть района» о признании права собственности на жилое помещение - квартиру ______ по ..., ... ..., указав в обоснование требований следующее. В период прохождения военной службы подполковнику ФИО9 и членам его семьи (жена — ФИО8, дочь — ФИО8) в соответствии с установленным законом порядком было распределено жилое помещение в виде изолированной двухкомнатной квартиры по адресу: ..., ..., .... Заключен договор ______ с условиями краткосрочного найма жилого помещения. В настоящее время истцы проживают в спорном жилом помещении, другого жилья не имеют. По состоянию на ______ года выслуга лет ФИО9 в календарном исчислении составила 20 лет 02 месяца. Истцы в настоящее время являются нанимателями данной квартиры, которая закреплена на праве оперативного управления за Хабаровской КЭЧ. В соответствии со ст. 15 Закона «О статусе военнослужащих»  военнослужащим – гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 ЖК РФ по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет, а при увольнении по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья, или в связи с организационно – штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства. В соответствии с п. 2  Положения о  государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 года № 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома, квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Из справок ХГУП ТИ, УФРС по Хабаровскому краю и ЕАО, следует, что право на спорное жилое помещение – с указанием его статуса за Хабаровской КЭЧ как служебного – не зарегистрировано. Таким образом, истцы занимают спорное жилое помещение по договору социального найма. Ранее истцы не имели возможности реализовать свое право на приватизацию, так как жилое помещение находилось на территории закрытого военного городка. Распоряжением правительства РФ № 1330-р от 19.09.2009 года закрытый военный городок № 13 исключен из перечня закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ, утвержденного Распоряжением правительства РФ № 752-р от 01.06.2000 года. В судебное заседание истцы не явились, ходатайствуют о рассмотрении дела в их отсутствие, с участием их представителя.

Представитель истцов по доверенности ФИО2 заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ФГУ «Хабаровская квартирно-эксплуатационная часть района», в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом о дне и времени слушания дела.

Представитель ответчика Министерства обороны в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом о дне и времени слушания дела.

Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела уведомлен надлежащим образом, ходатайствует о рассмотрении дела в  его отсутствие.

Суд, выслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, квартира ______ в ... по ... в ... была предоставлена подполковнику ФИО8 в связи со службой в вооруженных силах РФ.

Заключен договор  ______ с условиями краткосрочного найма жилого помещения

Согласно отзыву Федерального агентства по управлению государственным имуществом  (Росимущесво)  ... ... по ... в ... в реестре Федерального имущества по ... согласно требованиям Постановления Правительства РФ от ______ г. ______ не учтена.

Согласно п. 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 года № 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы – приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома – интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством РФ.

Следовательно, жилое помещение после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, должно быть зарегистрировано в качестве такового в органах государственной регистрации недвижимости.

Согласно справкам КГУ БТИ, УФРС по Хабаровскому краю и ЕАО, право собственности на спорное жилое помещение – с указанием статуса жилого помещения как служебного за Хабаровской КЭЧ  -  не зарегистрировано.

Статьей 99 ЖК РФ, предусмотрено, что специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

Согласно п.1 ст. 15 ФЗ от 27 мая 1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и совместно проживающим с ними членам их семей.

Согласно Постановлению Правительства РФ № 752-р от 1.06.2000 года  «О перечне закрытых военных городков Вооруженных сил РФ, Пограничной службы РФ и органов ФСБ РФ, имеющих жилищный фонд», изменений и дополнений, которые вносятся в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ, Пограничной службы РФ и органов ФСБ России, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000 г. № 752-р, в ред. Распоряжения Правительства РФ от 09 июля 2002 года № 940-р, в указанный перечень введен военный городок под номером 13, расположенный в г.Хабаровск-30.

Учитывая, что закрытый военный городок – являлся поселком учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, перечень которых утверждается Постановлением Правительства РФ, приватизация жилых помещений в таких городках была невозможна в силу их особого статуса.

Однако, в настоящее время Распоряжением правительства РФ № 1330-р от 19.09.2009 года закрытый военный городок № 13 исключен из перечня закрытых военных городков Вооруженных сил РФ.

Таким образом, учитывая, что в государственном реестре спорное жилое помещение в качестве «служебного» не зарегистрировано, статус «закрытого военного городка»  снят, никаких правовых оснований для отказа в приватизации находящихся в нем жилых помещений – не имеется.

Как следует и письма ВРИО начальника Дальневосточного квартирно-эксплуатационного управления, указывающего, что при заселении военнослужащих необходимо соблюдать требования Методики оформления жилой площади военнослужащим, соблюдать нормы предоставления жилого помещения, правоотношения по вселению и проживанию оформляются по договорам социального найма, а не иными договорами найма (специализированного, коммерческого).

Исходя из выше изложенного, следует, что с момента вселения, снятия статуса «закрытого военного городка» семья истцов проживает по договору социального найма.

Также установлено, что истцы были вселены в спорное жилое помещение на законном основании с соблюдением установленного прядка, зарегистрированы по постоянному месту жительства, квартира была предоставлена семье ФИО9 как нуждающемуся в жилом помещении до 01 марта 2005 года, в связи с чем в соответствии с действующим законодательством – ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», семья имеет право на приобретение данного жилого помещения в собственность на условиях, предусмотренных данным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правоотношения, возникающие по передаче жилых помещений в собственность граждан регламентируются специальным законом  № 1541-1 ФЗ от 4.07.1991 года  «О приватизации жилищного фонда в РФ», согласно ст. 6 которого передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченным собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственным или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилой фонд.

Приватизация -  бесплатная передача квартиры в собственность граждан осуществляется по волеизъявлению лица, проживающему в квартире на основании договора социального найма, и волеизъявление собственника или предприятия, в ведении которого находится жилое помещение на основании хозяйственного ведения или оперативного управления – не требуется.

Иных правовых оснований, по которым истцам может быть отказано в заключении договора приватизации – в суде не установлено.

В соответствии с подпунктом «и» п. 2 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008г. № 153 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» МО РФ в целях управления имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных МО РФ организаций осуществляет в порядке, установленным законодательством РФ, следующие функции: мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества.

Механизм осуществления указанных полномочий до настоящего времени не разработан, в связи с чем реализовать свое право истцы в настоящее время не могут.

П. 8 Постановления пленума Верховного Суда  № 8 от 24.08.1993 года предусмотрено, что исходя из смысла преамбулы и ст.ст. 1,2 Закона, гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием.

     В соответствии со ст.1, 2, 7 и 8 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане имеют право приобретать занимаемые ими жилые помещения в собственность, приватизировав их. Из смысла приведенных статей закона следует, что если гражданин согласен осуществить приватизацию на предусмотренных приведенным законом условиях, то ему не может быть отказано в приватизации.

     В связи с чем, обоснованными и подлежащими удовлетворению являются требования о признании права собственности на спорное жилое помещение.

     Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

     На основании ч. 2  ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

     В соответствии со ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. При этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина. По смыслу данной нормы во взаимосвязи ее с положениями, содержащимися в ст. 17, 18 и 55 Конституции РФ, конституционный принцип равенства распространяется не только на права и свободы, непосредственно провозглашенные конституцией РФ, но и на связанные с ними другие права граждан, приобретаемые на основании федерального закона.

     Статья 40 Конституции РФ закрепила право на жилище. В целях реализации данного права в иных федеральных законах, к которым относится и Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусматриваются специальные нормы.

Так, согласно ст. 11 Закон «О приватизации...» каждый гражданин имеет право на приоб­ретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государствен­ном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Такое право полно­стью соответствует ст. 7 Конституции, по которой Российская Федерация является государством социальным, а его основная функция - создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Эта социальная функция отражена и в преамбуле Закона «О приватизации»: «Целью Зако­на является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жи­лищного фонда. Вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эф­фективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, вы­ступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем».

     Из сказанного следует, что право на бесплатную однократную приватизацию жилья, пре­доставленного всем гражданам России, проживающим в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда, является - незыблемым конституционным правом, деклариро­ванным Российской Федерацией

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждения (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность.

В судебном заседании установлено, что истцы не могут воспользоваться в досудебном порядке гарантированным им указанным федеральным законом, ст. 35 Конституции РФ правом приобрести спорную квартиру в собственность в связи с отсутствием механизма по реализации указанного права.

Признание за истцами права собственности на спорную квартиру в судебном порядке обеспечивает возможность реализации своего нарушенного права.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО9, ФИО8 удовлетворить.

Признать за ФИО9, ФИО8 право общей долевой собственности по 1/2 доли за каждым на квартиру ... по ... в ....

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Дата изготовления мотивированного решения ______ года.

Судья  (подпись)
Копия верна: Судья И.А. Королева