Дело № 2-3521/10 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 18 октября 2010 г. г.Хабаровск Центральный районный суд г.Хабаровска в составе председательствующего судьи Савченко Е.А. при секретаре Завгородней Н.А. от истца ФИО4 От ответчика: Администрации ..., представитель по доверенности ____________-76 от ______ года ФИО2 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4, ФИО3 к Администрации г.Хабаровска о признании неправомерным отказа в выдаче государственного жилищного сертификата, УСТАНОВИЛ: ФИО5, ФИО3 обратились в суд с иском к Администрации г.Хабаровска о признании неправомерным отказа в выдаче государственного жилищного сертификата. В обоснование иска указали, что в 2006 году ФИО4 подал заявление о включении себя и членов своей семьи в количестве 4-х человек в список получателей ГЖС на 2010 года. Жилья в собственности на тот момент истцы не имели и были включены в список получателей ГЖС на 2010 год. В марте 2010г. истцам было отказано в выдаче сертификата из-за не представления обязательства о сдаче жилого помещения. Просят суд признать неправомерным отказ в выдаче государственного жилищного сертификата, обязать Администрацию г.Хабаровска выдать ФИО4 на состав семьи 2 человека государственный жилищный сертификат. В судебном заседании истец ФИО4 исковые требования поддержал в полном объеме, дав пояснения аналогичные вышеизложенным. Дополнив, что ранее ему была представлена квартира ______ в ... по ... (ранее ДОС 284) ..., Хабаровского края на состав семьи 4 человека на основании ордера ______ от ______г. В сентябре 2009г. снялся с регистрационного учета в связи с временным выездом за пределы Российской Федерации, оставив спорное жилое помещение своей дочери. В настоящее время дочь приватизировала данную квартиру, где и продолжает проживать, препятствий в пользовании данной квартиры она не создает, право пользования вышеуказанным жилым помещением за ним и его супругой (ФИО3) сохранилось. Однако они не желают мешать дочери в устройстве ее личной жизни. Дополнив, что при сдаче жилья по адресу в ... по ... (... ... ... и получении государственного жилищного сертификата он не сможет купить квартиру для всех членов семьи. В судебное заседание истец ФИО3 не явилась, о времени и месте судебного заседания была извещена надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется заявление. Предоставила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие. Ходатайств об отложении судебного заседания не заявляла. Суд не располагает сведениями об уважительности причин ее неявки в судебное заседание и полагает возможным в силу требований ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в ее отсутствие. Представитель ответчика Администрации г.Хабаровска ФИО2, действующий на основании прав по доверенности, исковые требования не признал в полном объеме. Указал, что постановлением Правительства Хабаровского края от ______ ______пр утверждено «Положение о порядке организации на территории Хабаровского края программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы « Жилище на 2001-2010 годы». В силу п.1.1 Постановления органы местного самоуправления осуществляют проверку документов на предмет их соответствия требованиям п.19 Программы и принимают решение о признании либо об отказе в принятии в признании гражданина участником подпрограммы. В соответствии с п.24, 26 Программы органом местного самоуправления формируют списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Данные списки направляются в орган исполнительной власти субъекта РФ, который утверждает их. Аналогичные положения содержаться в п.1.1, 2.1 Постановления. Подпункт «ж» п.44 Программы определяет, что необходимо представить «…обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения - в случаях, указанных в пп. «б» и «в» п.16.1 Программы, за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания...». Таким образом, согласно положений Программы, в случае если на момент подачи заявления (рапорта) о выдаче жилищного сертификата гражданин, участник подпрограммы: проживает в жилом помещении по договору социального найма; проживает в жилом помещении принадлежащим ему (членам его семьи) на праве собственности; обязан предоставить обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения. В случае не предоставления или неполного предоставления документов, указанных в п.44. Программы, сертификат не выдается. Семья ФИО3 (состав семьи 4 человека) занимала квартиру ______ в ... по ... (...) в соответствии с ордером ______ от ______. ______ в адрес администрации ... поступило заявление ФИО4 о том, что состав семьи, на который необходимо выдать жилищный сертификат, составляет два человека. Ранее состав семьи был четыре человека – включена была его дочь и сын. В материалах дела имеются свидетельства ______, 9 от ______ о регистрации заявителей по адресу: ..., ..., ..., ..., по месту пребывания сроком до ______., т.е. заявители выехали из квартиры ______ в ... по ... (...). Статья 71 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет, что временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех граждан не влечет за собой изменение их прав и обязанностей по договору социального найма. Пункт 4 ст.31 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет, что в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи. Статья 19 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» определяет, что действие положений п.4 ст.31 Жилищного Кодекса Российской Федерации не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором. В материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о том, что квартира ______ в ... по ... (...) ... освобождена истцами и передана как фактически свободная от прав третьих лиц в государственную или муниципальную собственность (расторгнут договор социального найма). В соответствии с абз.2 п.13, абз.3 п. 32 Постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации» истцами не представлено доказательств того, что утратили право пользования квартирой №8 в ДОС 284 по договору социального найма, либо имеется соглашение с бывшим членом семьи истцов, как с настоящим собственником указанного жилого помещения, о том, что за ними не сохраняется право бессрочного пользования данной квартирой. Таким образом, истцы не утратили права пользования квартирой № 8 в ДОС 284 (имеют право бессрочного пользования жилым помещением в порядке ст.19 Федерального закона от 29-12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации», ст.71 Жилищного Кодекса Российской Федерации), в связи с чем, обязаны предоставить в органы местного самоуправления обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения по установленной форме (п.44 Программы). Выслушав стороны, изучив материалы дела, сопоставив все представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам. Согласно ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Стороны дополнительных документов, кроме тех, которые были приложены к исковому заявлению, представить не могут. Сторонам ставились на обсуждение обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу. Заявлений и ходатайств о затруднении в представлении доказательств и оказания содействия в их собирании, от сторон не поступало. Суд считает, что так как иных, кроме представленных документов нет, взять за основу при рассмотрении иска пояснения и документы, имеющиеся в деле. Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 г. принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Из приведенной нормы следует, что выдача государственных жилищных сертификатов является одной из форм обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 г. принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы (далее - Правила). Правила устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы. Государственный жилищный сертификат (далее-сертификат) является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (пункты 1 и 2 Правил). Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 30 сентября 1997 г. N1062, в редакции от 9 июля 2007 г. N 861, "О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан" Правительство Российской Федерации уполномочено утвердить порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим и некоторым другим категориям граждан, к которым, исходя из содержания пункта 1 названного Указа, относятся и граждане, уволенные с военной службы. Таким образом, Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по установлению перечня документов, которые должны быть представлены гражданами, уволенными с военной службы, для получения государственного жилищного сертификата. Для участия в подпрограмме граждане, указанные в п.5 Программы, подают соответственно в В/Ч, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению №1, к которому прилагаются соответствующие документы (п.19 Программы). Органы исполнительной власти организуют работу по проверки органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с п. 19 Программы. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в придании гражданина участником программы. В случае признания гражданина участником программы на него заводиться учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения (п.21 Программы). Постановлением Правительства Хабаровского края от 15.09.2006 №146-пр утверждено «Положение о порядке организации на территории Хабаровского края программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2001-2010 годы». В силу п.1.1 Постановления органы местного самоуправления осуществляют проверку документов на предмет их соответствия требованиям п.19 Программы и принимают решение о признании либо об отказе в принятии в признании гражданина участником подпрограммы. В соответствии с п. 24, 26 Программы органом местного самоуправления формируют списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Данные списки направляются в орган исполнительной власти субъекта РФ, который утверждает их. Аналогичные положения содержаться в п.1.1, 2.1 Постановления. Для того чтобы стать участником подпрограммы и для того чтобы получить жилищный сертификат, необходимы различные документы, перечень которых определен в п.19, 44 Программы. Судом установлено, и не оспаривается сторонами, что ФИО4 составом семьи 4 человека ______г. был включен в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» и на основании заявления от ______г. включен в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в 2010 году. Органы исполнительной власти, осуществляющие выдачу сертификатов, обязаны проинформировать граждан, принимающих решение об участии в подпрограмме, об условиях ее реализации, а указанные граждане - дать согласие на участие в ней на этих условиях. Поэтому, изъявив желание участвовать в Подпрограмме и улучшить свои жилищные условия с помощью жилищного сертификата - путем получения субсидии для приобретения жилья, гражданин соглашается со всеми ее условиями. В частности, он соглашается с определенным статьями 44 Правил порядком и перечнем документов, предъявляемых для получения государственного жилищного сертификата. Подпункт «ж» п.44 Программы определяет, что необходимо представить «..обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения - в случаях, указанных в пп. «б» и «в» п.16.1 Программы, за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания...». П.п. «в» п.16.1 Правил, установлено, что необходимо представить обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений. Таким образом, федеральный законодатель предусмотрел в качестве обязательного условия выдачи государственного жилищного сертификата гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, предоставление этими гражданами и совершеннолетними членами их семей обязательства о расторжении договора социального найма на занимаемое жилое помещение, либо о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения находящегося в собственности в муниципальную или государственную собственность. В случае не предоставления или неполного предоставления документов, указанных в п. 44. Программы, сертификат не выдается. Администрацией ... представлен акт проверки жилищных условий от ______, согласно которому семья ФИО3 (состав семьи 4 человека) занимал квартиру ... Согласно постановлению главы Сергеевской администрации ______ от ______г. «Об определении схемы почтовых адресов в ... л.д.64). В целях улучшения жилищных условий семье ФИО4 на состав семьи 4 человека была предоставлена 3-х комнатная квартира 8 ... по ... ..., в соответствии с ордером ______ от ______ г. л.д.86). В материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о том, что квартира ______ по ..., ... ... освобождена истцами и передана как фактически свободная от прав третьих лиц в государственную или муниципальную собственность (расторгнут договор социального найма). ______ в адрес администрации города Хабаровска поступило заявление ФИО4 о том, что состав семьи, на который необходимо выдать жилищный сертификат, составляет два человека. Ранее состав семьи был четыре человека – включена была его дочь и сын. В материалах дела имеются свидетельства ______, 9 от ______ о регистрации заявителей по адресу: ..., ..., ..., ..., по месту пребывания сроком до ______г., т.е. заявители выехали из квартиры ______ ... по ... .... Судом установлено, что ФИО4 и ФИО3 в сентябре 2009 г. добровольно временно выехали из вышеуказанного жилого помещения для поездки за пределы РФ. Характер поездки был временный, т.к. из материалов дела следует, что уже в январе 2010 г. они были временно зарегистрированы в ..., ..., ..., ..., в том же самом доме только в иной квартире. Как следует из представленных материалов, ФИО10, являющейся дочерью истцов ______г. приватизировано вышеуказанное жилое помещение л.д.34). Статья 71 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет, что временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех граждан не влечет за собой изменение их прав и обязанностей по договору социального найма. Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 23 июня 1995 года N 8-П, временное непроживание лица в жилом помещении само по себе не может служить самостоятельным основанием для лишения права пользования жилым помещением. Изучив материалы дела суд полагает, что за истцами сохранились все права и обязанности по договору социального найма ... ... по ... ..., поскольку выезд из жилого помещения был временным, что не оспаривается истцами по делу и подтверждается ими в судебном заседании. ФИО10 препятствия истцам в пользовании жилым помещением в настоящее время не чинятся. Судом установлено, что истцы утратившими право пользования жилым помещением – ... ... по ... ... не признавались. Таким образом, при приватизации учитываются права временно отсутствующих лиц, за которыми сохраняется право пользования жилым помещением. Жилищное законодательство исходит из необходимости восстановления нарушенных жилищных прав, что может быть достигнуто с помощью гражданско-правовых способов защиты, таких как признание права, восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре, возмещение убытков и иных способов, предусмотренных законом (статья 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации). Регламентируя защиту прав владельца, не являющегося собственником, Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает в статье 305, что права, предусмотренные статьями 301-304 данного Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. В Постановлении от 21 апреля 2003 года N 6-П Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что права владения, пользования и распоряжения имуществом, по смыслу статьи 35 (часть 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 8, 34, 45, 46 и 55 (часть 1), обеспечиваются не только собственникам, но и иным участникам гражданского оборота; в тех случаях, когда имущественные права на спорную вещь, возникшие на предусмотренных законом основаниях, имеют другие, помимо собственника, лица - владельцы и пользователи вещи, этим лицам также должна быть гарантирована государственная защита их прав. Пункт 4 ст.31 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет, что в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи. Статья 19 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» определяет, что действие положений п.4 ст.31 Жилищного кодекса Российской Федерации не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором. Участники жилищных отношений (ст.4 Жилищного кодекса Российской Федерации) в силу ст.9, 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.2 ст.1 Жилищного кодекса Российской Федерации по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские (жилищные) права; не допускается действие участников гражданских (жилищных) отношений, осуществляемые исключительно с намереньем причинить вред другому лицу, а также злоупотреблением правом в иных формах. В силу положений ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также в соответствии с абз. 2 п. 13, абз. 3 п. 32 Постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» истцами не представлено доказательств, признанных судом достаточными и допустимыми в обоснование того, что они утратили право пользования квартирой ______ по ..., ... ... по договору социального найма, либо имеется соглашение с бывшим членом семьи истцов, как с настоящим собственником указанного жилого помещения, о том, что за ними не сохраняется право бессрочного пользования данной квартирой. Судом установлено, и не оспаривается истцом по делу, что ФИО10 проживающая в ... ... по ... ... не препятствует проживать истцам в вышеуказанном жилом помещении, однако у истцов отсутствует желание проживать в данном жилом помещении. Выезд истцов из вышеуказанной квартиры носил временный характер. Доводы истцов о том, что они не желают мешать дочери в устройстве личной жизни правового значения для данного дела не имеют и являются несостоятельными. Из приведенных выше законоположений следует, что предоставление государственного жилищного сертификата неразрывно связано со сдачей или безвозмездным отчуждением жилого помещения находящегося в собственности в муниципальную или государственную собственность. Об этом же говорится в п. 30 Правил - граждане участники Подпрограммы, имеющие жилые помещения, принадлежащие им и членам их семей на праве собственности, под роспись уведомляются, что сертификат выдается им только в случае, если они и члены их семей примут на себя обязательство о безвозмездной передаче принадлежащих им на праве собственности и свободных от обязательств жилых помещений в государственную или муниципальную собственность. Следовательно, граждане, соглашаясь с условиями участия в Подпрограмме, обязаны передать ранее занимаемые жилые помещения в государственную собственность, независимо от того, на основании чего осуществляется владение жилым помещением. В противном случае гражданин отстраняется от участия в Подпрограмме. Судом установлено, что данное обязательство истцами не исполнено, т.к. истцы отказываются предоставить в органы местного самоуправления обязательство о сдаче или безвозмездном отчуждении жилого помещения (...) в муниципальную или государственную собственность. Доводы истца о том, что при даче обязательства о сдачи жилья – квартиры ... и получении государственного жилищного сертификата, они не смогут купить жилье для всех членов семьи суд также находит несостоятельными. Соглашаясь на участие в Подпрограмме, гражданин избирает способ реализации права на жилище путем приобретения или строительства жилья именно за собственные средства, но с учетом предоставления права на субсидию, удостоверенного государственным жилищным сертификатом, а не путем получения бесплатного жилья на условиях социального найма. Поскольку гражданин, реализуя сертификат, действует на рынке жилья самостоятельно, государство в данном случае не несет обязанности по приобретению ему жилого помещения, в том числе и только за счет средств федерального бюджета. Гражданин никоим образом не ограничен в праве свободного выбора качественных характеристик и месторасположения жилья и имеет возможность приобрести готовое жилье как на первичном, так и на вторичном рынке с использованием либо без использования собственных или кредитных денежных средств. В случае если ФИО3 при получении государственного жилищного сертификата по каким-либо причинам не сможет решить свою жилищную проблему и не воспользуется выделенной ему безвозмездной субсидией, он сохраняет право на улучшение жилищных условий как очередник на получение жилья на условиях социального найма. Таким образом, закрепив за гражданами - участниками Подпрограммы, право на получение за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья путем получения ГЖС, Подпрограмма не исключает возможность решения военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, жилищной проблемы в порядке, предусмотренном ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", то есть улучшения жилищных условий как очередника на получение государственного или муниципального жилья по договору социального найма. На основании вышеизложенного, суд усматривает со стороны истцов злоупотребление своими правами в части требований о предоставлении на их состав семьи государственного жилищного сертификата и одновременном оставлении за собой в собственности 3-х комнатной квартиры в .... Таким образом, отказ органа местного самоуправления о выдаче государственного жилищного сертификата семье ФИО4 на состав семьи 2 человека является обоснованным, оснований для удовлетворения требований истцов у суда не имеется. В связи с указанным, поскольку правовых оснований для удовлетворения требований истцов нет, суд полагает необходимым в заявленных требованиях отказать в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований ФИО4, ФИО3 к Администрации г.Хабаровска о признании неправомерным отказа в выдаче государственного жилищного сертификата отказать. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня составления 25.10.2010 г. мотивированного решения в Хабаровский краевой суд, через Центральный районный суд г.Хабаровска. Судья Савченко Е.А.