предоставление жилого помещения



Дело № 2-4510/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 октября 2010 г. г.Хабаровск

Центральный районный суд г.Хабаровска в составе

председательствующего судьи Швец В.И.,

с участием прокурора Олейниковой Е.А., истца ФИО4, представителя ответчика ФИО2, при секретаре ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Хабаровского края в интересах ФИО5, ФИО4 к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о признании незаконным распоряжения и постановки на учет,

 

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Хабаровского края, действуя в интересах ФИО5, ФИО4 обратился в суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о признании незаконным распоряжения и постановки на учет.

В обоснование заявленных требований указав, что прокуратурой края была проведена проверка по соблюдению прав и законных интересов граждан, относящихся к категории инвалидов и участников ВОВ, в ходе которой выявлено, что распоряжением от ______г. ______р Министерства жилищно-коммунального хозяйства края, ФИО5 было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Проверка показала, что участник ВОВ ФИО5 обратился ______г. с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма, на состав семьи 2 человека, в том числе жену – ФИО4 Указанное распоряжение издано в нарушение действующего законодательства, в связи с чем, нарушено конституционное право участника Великой Отечественной войны на жилище, гарантированное ст. 40 Конституции РФ, Указом Президента Российской Федерации от ______ ______ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» согласно которому, жилые помещения предоставляются нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны и членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны. ФИО5 совместно с женой ФИО4 являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, зарегистрированы и проживают в квартире 274 ... по ... в ..., принадлежащей на праве совместной собственности ФИО12, ФИО11, ФИО10, ФИО9 на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан от ______г. ... жилого помещения 65,5 кв.м., а в квартире зарегистрировано и проживает шесть человек, на каждого из которых приходится 10,9 кв.м. общей площади жилого помещения. Основанием к отказу ФИО5 в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, послужил факт отчуждения ______г. квартиры 99 в ... по ... в ..., в пользу ФИО8, ФИО7, расцененный министерством как намеренное ухудшение жилищных условий. С ______г. и по настоящее время ветеран и его жена проживают по месту регистрации в квартире 274 ... по ... в .... Прокурором края министру жилищно-коммунального хозяйства края принесен протест на распоряжение от ______г. ______р, который необоснованно отклонен. Отклонение протеста мотивировано тем, что на момент отчуждения принадлежащей ФИО5 на праве собственности квартиры, он не нуждался в улучшении жилищных условий, поскольку обеспеченность жилым помещением на одного члена семьи ФИО4 составляла 20,4 кв.м., что выше учетной нормы. После отчуждения ______г. жилого помещения ФИО5 стал нуждающимся в жилом помещении. Данное основание к отказу не может быть признано законным, поскольку истцы ранее за предоставленным жилищным законодательством правом на постановку на учет нуждающихся в жилых помещениях не обращались, что исключает их намеренность получения жилой площади, в связи с ухудшением жилищных условий, при том, что они не могли предвидеть возможность издания Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В данном случае отсутствует умысел на совершение ветераном ВОВ намеренных действий, в целях ухудшения жилищных условий для последующего признания их органом государственной власти края, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Просит признать незаконным распоряжение от ______ ______р об отказе ФИО5 в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, обязать ответчика принять ФИО5 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, составом семьи 2 человека, с момента рассмотрения министерством заявления ФИО5 от ______.

В судебном заседании прокурор ФИО3, истец ФИО4 поддержали исковые требования ссылаясь на обстоятельства изложенные выше. Дополнительно истец ФИО4 суду пояснила, что после отчуждения квартиры, они не намеревались обращаться за получением новой квартиры либо о постановке на учет как нуждающихся в жилье. Но поскольку был издан Указ президента об обеспечении жильем ветеранов не имеющих жилья, они как нуждающиеся полагают, что в настоящее время имеют право на получение жилья, поскольку действительно на момент издания Указа и на сегодняшний день, они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Истец ФИО5 в судебное заседание не явился, извещенный о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с законом. Исходя из представленного письменного заявления, просит рассмотреть дело в его отсутствие. Руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.

Представитель ответчика ФИО13 действующий на основании доверенности, возражает против удовлетворения исковых требований, указывая, что распоряжением министерства ЖКХ края от ______ ______р ФИО5 было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Указанное распоряжение издано в пределах полномочий министерства и в соответствии с нормами действующего законодательства. При издании данного распоряжения министерство руководствовалось ст.53 Жилищного кодекса РФ, согласно которой граждане, совершившие с намерением приобретения права состоять на учете действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Из представленных документов следует, что на момент отчуждения принадлежавшей ФИО5 на праве собственности квартиры 99 ... по ... в ..., общей площадью 40,8 кв.м., он не нуждался в улучшении жилищных условий. Вместе с тем, по нормам жилищного законодательства, нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. С ______ г. по ______г. ФИО5 проживал в квартире вдвоем с супругой ФИО4 и обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи ФИО4 составляла 20,4 кв.м., что выше учетной нормы. После отчуждения ______г. жилого помещения ФИО5 стал нуждающимся в жилом помещении, совершив действия, совершив действия указанные в ст. 53 Жилищного Кодекса РФ и ч.5 ст. 10 Закона Хабаровского края от 13.10.2005 г. № 304 «О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае», т.е. умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их жильем. В результате собственных умышленных действий ФИО5 утратил принадлежавшую ему на праве собственности квартиру и в настоящее время он является нуждающимся в жилом помещении, что требует участия органов власти в обеспечении его жилье. Министерство ЖКХ вправе принять его на учет как участника ВОВ только после ______ г., т.е. по истечении пяти лет с момента намеренного ухудшения жилищных условий. Просит оставить без удовлетворения исковые требования прокурора.

Выслушав доводы сторон, изучив представленные доказательства в их совокупности, суд находит обоснованными исковые требования по следующим основаниям:

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому право на жилище (ст. 40 Конституции Российской Федерации). Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления конституционного права граждан на жилище.

 В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации жилище предоставляется бесплатно или за доступную плату нуждающимся в жилище малоимущим и иным указанным в законе гражданам.

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» определено, что жилые помещения предоставляются нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны и членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны.

Полномочия по обеспечению ветеранов Великой Отечественной войны жильем на основании ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Порядок предоставления им жилых помещений по договору социального найма устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

 Согласно ст. 2 Закона Хабаровского края от 13.10.2005 № 304 «О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае» гражданам, имеющим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», предоставляются жилые помещения государственного жилищного фонда края по договорам социального найма.

 Министерство ЖКХ края является специально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края в пределах полномочий, определенных Положением о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от ______ ______пр и постановлением Губернатора края от ______ ______ «О мерах по совершенствованию управления государственным жилищным фондом Хабаровского края».

 Установлено, что ФИО5 являющийся участником Великой Отечественной войны и проживающий с ______г. по настоящее время с супругой ФИО4 в квартире 274 дома ______ по ... в ..., которая принадлежит на праве совместной собственности ФИО12, ФИО11, ФИО10, ФИО9 на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан от ______г.

______г. ФИО5 обратился с заявлением в Министерство жилищно-коммунального хозяйства края о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма, на состав семьи 2 человека, в том числе его жену ФИО4

Министерством жилищно-коммунального хозяйства края было издано Распоряжение от ______ ______р, которым ФИО5 было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по тем основаниям, что за ФИО5 до ______г. было зарегистрировано право собственности на квартиру 99 в ... по ... в ..., общей площадью 40,8 кв.м., в связи с чем ФИО5, ФИО4 были обеспечены общей площадью жилого помещения, данное жилое помещение отчуждено, тем самым совершено действие, в результате которого ФИО5 не может быть признан нуждающимся в жилом помещении в течение пяти лет.

Между тем суд не может согласиться с обоснованностью данного отказа по следующим основаниям:

Так, частью 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, предусмотрено, что граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, признаются нуждающимися в жилых помещениях.

Из представленных материалов и пояснений сторон следует, что истцы ФИО5, ФИО4 не являются нанимателями жилых помещений по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, т.е. являются нуждающимися в жилых помещениях.

Статьей 53 ЖК РФ действительно предусмотрены последствия для лиц намеренно ухудшивших свои жилищные условия, а именно данные лица принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий.

В данном случае, обязательным условием для применения указанной санкции, законодателем предусмотрено не всякое ухудшение гражданами своих жилищных прав, а именно неправомерные действия, совершенные с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Такое ухудшение может выражаться в различных формах, но главное и основанное требование состоит в том, что между действиями гражданина и целью таких действий – постановка на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении – должна быть установлена причинная связь.

В данном же случае, в судебном заседании не было установлено наличие в действиях истцов осознанного ухудшения своих жилищных прав, совершенных именно с целью предоставления им другого жилого помещения.

Как установлено из пояснений сторон и материалов дела, отчуждение принадлежащей истцам квартиры имело место ______ г., после которого истцы длительное время проживая в квартире принадлежащей третьим лицам, не обращались в соответствующие органы с заявлением о постановке их на учет либо предоставления другого жилого помещения по договору социального найма. И только после издания Президентом Российской Федерации Указа от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» которым предусмотрено обеспечение жилыми помещениями нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, истец ФИО5 принял решение об обращении к ответчику с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, составом семьи на 2 человека.

В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что у ответчика не имелось законных оснований для отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении ФИО5, поскольку на момент обращения он и его супруга ФИО4 действительно являлись и являются по настоящее время нуждающимися в жилом помещении.

 Доводы представителя ответчика о том, что истцы до отчуждения квартиры, не нуждались в улучшении жилищных условий, имея обеспеченность жилым помещением по 20,4 кв.м. общей площади на каждого члена семьи, не имеют правового значения, поскольку, как указано выше, в действиях истцов при отчуждении квартиры отсутствовала намеренность ухудшения жилищных условий с целью состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Данные доводы истцов, ответчиком в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не опровергнуты.

Учитывая вышеизложенное, а также положения норм материального и процессуального права, исковые требования прокурора Хабаровского края, заявленные в интересах ФИО5, ФИО4 являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

 Руководствуясь ст.ст.194-197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора Хабаровского края, предъявленный в интересах ФИО5, ФИО4 удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение от ______ ______р, изданное
Министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края об отказе ФИО5 в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,
предоставляемом по договору социального найма. Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края принять ФИО5 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, составом семьи 2 человека, с момента рассмотрения министерством заявления ФИО5 от ______.

  Решение может быть обжаловано в течении десяти дней со дня изготовления в окончательной форме  - 01 ноября 2010 г. в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г.Хабаровска.

 

Судья Швец В.И.