ДЕЛО ______ Именем Российской Федерации 13 сентября 2010 года Центральный районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Кустовой С.В. при секретаре судебного заседания Саенко Т.С., с участием истца Нёрба С.М. УСТАНОВИЛ: Истцы обратились в суд с вышеуказанным иском к ФГУ «Хабаровская КЭЧ района» Минобороны России, ссылаясь на то, что согласно ордеру ______ от ______г. выданному Хабаровской КЭЧ района Министерства обороны СССР истцу – ФИО2 с семьей предоставлено право занятия (проживания) в 3-х комнатной квартире ______ по ... в .... В указанном жилом помещении были зарегистрированы истцы и ФИО8., которая снялась с регистрационного учета ______г. и с данного времени в квартире не проживает. В настоящее время истцы зарегистрированы и проживают в указанном жилом помещении. До 15.09.2009г. истцы не могли приватизировать квартиру, так как жилое помещение находилось на территории закрытого военного городка. Распоряжением Правительства РФ от 19.09.2009 года №1330-р закрытый военный городок №13 исключен из перечня закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ, утвержденного Распоряжением Правительства РФ №752-р от 01.06.2000 года «О перечне имеющих жилой фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, органов Федеральной службы безопасности». Однако реализовать свое право на приватизацию указанной квартиры истцы не имеют возможности в связи с тем, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007г. №447 «О совершенствовании учета федерального имущества» документы для учета объекта недвижимости в реестре федерального имущества должен предоставлять правообладатель. ФГУ «Хабаровская КЭЧ района» Минобороны России не предоставлены документы на закрепление в Реестре федерального имущества данного объекта недвижимости в соответствии с требованиями Постановления Правительства №447 от 16.07.2007г. Просят удовлетворить исковые требования, признать за ФИО2, ФИО9. право равной долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: ..., ..., ... ... Истец ФИО10 в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал. Дал пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении обстоятельствам. В судебное заседание истец ФИО2 не явился. О месте и времени рассмотрения дела был извещен своевременно и надлежащим образом. Представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Судья, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассматривать дело в отсутствие не явившегося истца. Согласно определению Центрального районного суда г. Хабаровска от 24.05.2010 года по данному делу в качестве соответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации. В судебное заседание представитель ответчика Министерства обороны РФ не явился. О месте и времени рассмотрения дела был извещен своевременно и надлежащим образом. Судья, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика. В судебное заседание представитель ответчика ФГУ «Хабаровская КЭЧ района» МО РФ не явился. Представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Указал, что относительно удовлетворения исковых требований не возражает. Судья, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассматривать дело в отсутствие не явившегося ответчика. Суд, выслушав истца, изучив материалы дела, приходит к следующему. В соответствии со ст. 15 ФЗ от 27 мая 1998 года № 76 - ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства Из материалов дела следует, что ФИО2 выдан ордер ______ от ______ года на право занятия ... ... по ... в ... на состав семьи из четырех человек. Согласно поквартирной карточке, лицевому счету квартиросъемщика в квартире ______ ... по ... г. Хабаровска постоянно зарегистрированы и проживают ФИО2, ФИО11 Согласно справке ФГУ «Хабаровская КЭЧ района» Минобороны России от ______ года ФИО2 по решению командующего ДВО разрешена приватизация квартиры по адресу: ..., ..., ... .... Распоряжением Правительства РФ от 19.09.2009 года №1330-р закрытый военный городок №13 исключен из перечня закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ, утвержденного Распоряжением Правительства РФ №752-р от 01.06.2000 года «О перечне имеющих жилой фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, органов Федеральной службы безопасности». В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007г. №447 «О совершенствовании учета федерального имущества» документы для учета объекта недвижимости в реестре федерального имущества должен предоставлять правообладатель. В соответствии с п. 2 подпункта и) Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» МО РФ в целях управления имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных МО РФ организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством РФ, следующие функции: осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества. ФГУ Хабаровская КЭЧ МО России не предоставила документы на закрепление в Реестре федерального имущества данного объекта недвижимости в соответствии с требованиями Постановления Правительства № 447 от 16.07.2007 г. Из выписки из Реестра краевого государственного имущества от 11.12.2009 года следует, что объект недвижимости – квартира, расположенный по адресу: ..., ..., ... ... в Реестре краевого государственного имущества не значится. Согласно выписке из реестра федерального имущества от 11.12.2009г. ______ ... в ... по ... г. Хабаровска принадлежит на праве оперативного управления ФГУ «Хабаровская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны России. Статья 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусматривает, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность. По смыслу указанного выше Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. Согласно ст.6 вышеуказанного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными и муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными и муниципальными учреждениями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Истцы не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, что соответственно нарушает положения статьи 35 Конституции Российской Федерации и статьи 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права. Как установлено в судебном заседании, в настоящее время порядок передачи МО РФ жилых помещений в собственность бесплатно гражданам (приватизации) не разработан и не утвержден. Отсутствие установленного порядка передачи жилых помещений находящихся в ведении Министерства Обороны РФ в собственность граждан, занимающих данные жилые помещения на основании договора социального найма, порождает неравенство прав граждан в жилищной сфере и противоречит положениям ст. 40 Конституции РФ, устанавливающей, что органы государственной власти создают условия для осуществления гражданами их права на жилище. В соответствии со ст.8 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопроса о приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд. Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется в том числе и путем признания права. Необходимость в данном способе защиты возникает в том случае, когда наличие у лица определенного субъективного права кем-либо отрицается, оспаривается, подвергается сомнению или имеется реальная угроза таких действий. Вследствие возникшей ситуации лицо не может воспользоваться своим правом. Само по себе отсутствие порядка приватизации не может повлечь ущемление права граждан иметь в собственности жилое помещение. Поскольку это противоречило бы цели создания условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребности в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда, изложенной в преамбуле Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», правам, гарантированным статьями 18, 35 Конституции РФ. Согласно ст. 4, 28 Федерального Закона от 12 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Момент возникновения права определяется решением суда. Государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в законную силу решением суда. На основании вышеизложенного суд полагает, что требования истцов о признании за ними права на жилое помещение является законным и обоснованным и подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования ФИО2, ФИО12 к федеральному государственному учреждению «Хабаровская квартирно-эксплуатационная часть района» Минобороны России, Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение - удовлетворить. Признать право долевой собственности по 1\2 доли каждого ФИО2, ФИО13 на квартиру ______ в ... по ... в г. Хабаровске. Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд течение 10 дней со дня вынесения через Центральный районный суд г. Хабаровска. Судья С.В. Кустова Мотивированное решение изготовлено 20 сентября 2010 года.
Р Е Ш Е Н И Е
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2, ФИО7 к Федеральному государственному учреждению «Хабаровская квартирно-эксплуатационная часть района» Минобороны России, Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение