Дело ______ РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14 октября 2010 года г. Хабаровск Центральный районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Кустовой С.В. при секретаре Захаровой А.М. с участием представителя истцов ФИО2, действующего на основании доверенности от ______ года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4, ФИО3 к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному учреждению «Хабаровская квартирно-эксплуатационная часть» Министерства обороны России о признании права собственности на жилое помещение УСТАНОВИЛ: Истцы обратились в суд с вышеуказанным иском к ответчикам, ссылаясь на то, что военнослужащему ФИО4 за время прохождения военной службы была распределена двухкомнатная квартира по адресу: ..., ..., ... .... Был выдан ордер на служебное жилое помещение ______ серии ХБ от ______ года. В настоящее время истец ФИО6 является нанимателем данной квартиры, проживает и зарегистрирован в квартире со своей супругой ФИО3 Истец ФИО6 уволен с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на службе по подп. «а» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Выслуга лет на момент увольнения составляет 29 лет 01 месяц 27 дней в календарном исчислении. Другого жилья не имеют, правом на приватизацию не пользовались. До 15.09.2009г. истцы не могли приватизировать квартиру, так как жилое помещение находилось на территории закрытого военного городка. Распоряжением Правительства РФ от 19.09.2009 года №1330-р закрытый военный городок №13 исключен из перечня закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ, утвержденного Распоряжением Правительства РФ №752-р от 01.06.2000 года «О перечне имеющих жилой фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, органов Федеральной службы безопасности». Однако реализовать свое право на приватизацию указанной квартиры истцы не имеют возможности в связи с тем, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007г. №447 «О совершенствовании учета федерального имущества» документы для учета объекта недвижимости в реестре федерального имущества должен предоставлять правообладатель. ФГУ «Хабаровская КЭЧ района» Минобороны России не предоставлены документы на закрепление в Реестре федерального имущества данного объекта недвижимости в соответствии с требованиями Постановления Правительства №447 от 16.07.2007г. Просят удовлетворить исковые требования, признать за ФИО6, ФИО3 право равной долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: ..., ..., ... .... В судебное заседание истцы ФИО6, ФИО3 не явились. О месте и времени рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом. Представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. Судья, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся истцов. Представитель истцов ФИО9, действующий на основании доверенности от ______ года, в судебном заседании исковые требования поддержал. Дал пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении обстоятельствам. В судебное заседание представитель ответчика Министерства обороны РФ ФИО10, действующая на основании доверенности от ______ года ______, не явилась. О месте и времени рассмотрения дела была извещена своевременно и надлежащим образом. Представила письменный отзыв на исковое заявление, в котором указала, что с исковыми требованиями не согласна. В настоящее время разрабатывается порядок передачи в собственность гражданам жилых помещений, находящихся в государственной собственности и закрепленных за МО РФ. После утверждения такого порядка истцы смогут реализовать свое право на приватизацию занимаемого ими жилого помещения. Просит рассмотреть дело в ее отсутствие. Судья, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика. В судебное заседание представитель ответчика ФГУ «Хабаровская КЭЧ района» МО РФ ФИО11, действующая на основании доверенности от ______г. ______ не явилась. О месте и времени рассмотрения дела была извещена своевременно и надлежащим образом. Представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Судья, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассматривать дело в отсутствие не явившегося ответчика. Представитель третьего лица Территориального управления Росимущества в Хабаровском крае в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела был извещен своевременно и надлежащим образом. Судья, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассматривать дело в отсутствие не явившегося третьего лица. Суд, выслушав представителя истца, изучив материалы дела, приходит к следующему. В соответствии со ст. 15 ФЗ от 27 мая 1998 года № 76 - ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства Из материалов дела следует, что согласно ордеру на жилое помещение ______ серии ХБ от ______ года ФИО4 на состав семьи из трех человек предоставлено жилое помещение по адресу: ..., ... ... .... Согласно поквартирной карточке, лицевому счету квартиросъемщика в квартире ______ ... по ... ... постоянно зарегистрированы и проживают ФИО6, ФИО3 с ______ года. Из выписки из приказа командира войсковой части ______ от ______ года следует, что истец ФИО6 уволен с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на службе по подп. «а» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Выслуга лет на момент увольнения составляет 29 лет 01 месяц 27 дней в календарном исчислении. Распоряжением Правительства РФ от 19.09.2009 года №1330-р закрытый военный городок №13 исключен из перечня закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ, утвержденного Распоряжением Правительства РФ №752-р от 01.06.2000 года «О перечне имеющих жилой фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, органов Федеральной службы безопасности». Из информации КГУП «Хабкрайинвентаризация» от ______ года, Управления Росреестра по Хабаровскому краю от ______ года следует, что в реестре регистрации прав на недвижимое имущество, право собственности на ..., расположенную по адресу: ..., ..., 9 не зарегистрировано. Согласно справке КГУП «Хабкрайинвентаризация» от ______ года, справке Управления Росреестра по Хабаровскому краю от ______ года, в реестре регистрации прав на недвижимое имущество за ФИО6, ФИО3 право собственности на квартиру не зарегистрировано. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007г. №447 «О совершенствовании учета федерального имущества» документы для учета объекта недвижимости в реестре федерального имущества должен предоставлять правообладатель. В соответствии с п. 2 подпункта и) Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» МО РФ в целях управления имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных МО РФ организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством РФ, следующие функции: осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества. ФГУ Хабаровская КЭЧ МО России не предоставила документы на закрепление в Реестре федерального имущества данного объекта недвижимости в соответствии с требованиями Постановления Правительства № 447 от 16.07.2007 г.. Статья 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусматривает, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность. По смыслу указанного выше Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. Согласно ст.6 вышеуказанного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными и муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными и муниципальными учреждениями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Истцы не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, что соответственно нарушает положения статьи 35 Конституции Российской Федерации и статьи 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права. Согласно выписке из реестра федерального имущества от 13 июля 2010 года жилое помещение, расположенное по адресу: ..., ..., ... ... принадлежит на праве оперативного управления ФГУ «Хабаровской квартирно-эксплуатационной часть района» Министерство обороны РФ. Как установлено в судебном заседании, в настоящее время порядок передачи МО РФ жилых помещений в собственность бесплатно гражданам (приватизации) не разработан и не утвержден. Отсутствие установленного порядка передачи жилых помещений находящихся в ведении Министерства Обороны РФ в собственность граждан, занимающих данные жилые помещения на основании договора социального найма, порождает неравенство прав граждан в жилищной сфере и противоречит положениям ст. 40 Конституции РФ, устанавливающей, что органы государственной власти создают условия для осуществления гражданами их права на жилище. В соответствии со ст.8 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопроса о приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд. Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется в том числе и путем признания права. Необходимость в данном способе защиты возникает в том случае, когда наличие у лица определенного субъективного права кем-либо отрицается, оспаривается, подвергается сомнению или имеется реальная угроза таких действий. Вследствие возникшей ситуации лицо не может воспользоваться своим правом. Само по себе отсутствие порядка приватизации не может повлечь ущемление права граждан иметь в собственности жилое помещение. Поскольку это противоречило бы цели создания условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребности в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда, изложенной в преамбуле Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», правам, гарантированным статьями 18, 35 Конституции РФ. Согласно ст. 4, 28 Федерального Закона от 12 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Момент возникновения права определяется решением суда. Государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в законную силу решением суда. На основании вышеизложенного суд полагает, что требования истцов о признании за ними права на жилое помещение являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования ФИО4, ФИО3 к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному учреждению «Хабаровская квартирно-эксплуатационная часть» Министерства обороны России о признании права собственности на жилое помещение – удовлетворить. Признать право долевой собственности, в равных долях, ФИО4, ФИО3 на жилое помещение – квартиру ______ ... по ... в .... Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 дней с момента вынесения в окончательной форме, через Центральный районный суд г. Хабаровска. Судья С.В. Кустова Мотивированное решение изготовлено 21 октября 2010 года.