о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации



______

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Хабаровск ______ года                                                                                              

Центральный районный суд г.Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Королевой И.А.,

при секретаре Сепик О.С.,

с участием представителя истцов ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО6, ФИО5 к Министерству обороны Российской Федерации, ФГУ «Хабаровская квартирно-эксплутационная часть района» о признании права собственности на жилое помещение,

Третье лицо: территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по ... и ЕАО,

УСТАНОВИЛ:

ФИО6, ФИО5 обратились в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, ФГУ «Хабаровская квартирно-эксплутационная часть района» о признании права собственности на жилое помещение — квартиру ______ по ..., ... ..., указав в обоснование требований следующее. Указанная квартира была предоставлена в 2006 г. военнослужащему ФИО6 ______г. между ФИО6 и ФГУ «Хабаровская КЭЧ района» был заключен договор найма служебного помещения ______, согласно которому в жилое помещение вселились ФИО5 его дочь ФИО3 Выслуга лет ФИО6 ВС РФ составляет 27 лет 06 месяцев, в связи с чем, он имеет право на приобретение указанного жилья в собственность на основании ст. 15 федерального закона «О статусе военнослужащих в РФ». В связи с тем, что право на спорное жилое помещение с указанием его статуса, как служебного за Хабаровской КЭЧ не зарегистрировано, они фактически занимают указанное жилое помещение по договору социального найма жилого помещения, и имеют право на приватизацию квартиры. Однако реализовать свое право на приватизацию они не имеют возможности. В соответствии с п.2 подп. «и» постановления Правительства РФ от 29.12.2008г. № 153 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ в целях управления имуществом Вооруженных сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством РФ, следующие функции: мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества. Механизм осуществления указанных полномочий до настоящего времени не разработан, в связи с  чем, они не могут осуществить свое конституционное право на приобретение квартиры в собственность.

На основании приказа № 756 от 05 июля 2010 года ФГУ «Хабаровская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства Обороны РФ переименована в Федеральное государственное учреждение «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ.

            В судебное заседание истцы не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, ходатайствуют о рассмотрении дела в их отсутствие с участием их представителя ФИО2.

            Представитель истцов ФИО2 заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика государственного учреждения «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела уведомлена надлежащим образом, ходатайствует о рассмотрении дела в её отсутствие.

            Представитель ответчика Министерства обороны РФ в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела уведомлена надлежащим образом, ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие, представила письменный отзыв.

Представитель третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по ... в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела уведомлен надлежащим образом, ходатайствует о рассмотрении дела в  его отсутствие.

            Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает заявленное требование обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

            Как следует из материалов дела старшему прапорщику ФИО6 в период прохождения военной службы на основании договора найма служебного жилого помещения ______ от ______г. предоставлена квартира ______ по ..., ... на семью их 3-х человек: наниматель — ФИО6, жена – ФИО5, дочь – ФИО3 которые в настоящее время проживают в указанном жилом помещении.

Из поквартирной карточки, лицевого счета следует, что в  настоящее нанимателями квартиры являются истцы, то есть проживает семья составом 3 человека.

Согласно выписке Федерального агентства по управлению государственным имуществом  (Росимущесво)  ... ... ... по ... в ... в Реестре федерального имущества не значится.

Суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 года № 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы – приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома – интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством РФ.

Следовательно, жилое помещение после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, должно быть зарегистрировано в качестве такового в органах государственной регистрации недвижимости.

Согласно справкам КГУ БТИ, УФРС по ... и ЕАО, право собственности на спорное жилое помещение – с указанием статуса жилого помещения как служебного за Хабаровской КЭЧ  -  не зарегистрировано.

Статьей 99 ЖК РФ предусмотрено, что специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

Согласно п.1 ст. 15 ФЗ от 27 мая 1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и совместно проживающим с ними членам их семей.

Учитывая, что закрытый военный городок – являлся поселком учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, перечень которых утверждается Постановлением Правительства РФ, приватизация жилых помещений в таких городках была невозможна в силу их особого статуса.

Однако, в настоящее время Распоряжением правительства РФ № 1330 –р от 19.09.2009 года закрытый военный городок № 13 исключен из перечня закрытых военных городков Вооруженных сил РФ.

Таким образом, учитывая, что в государственном реестре спорное жилое помещение в качестве «служебного»  не зарегистрировано, статус «закрытого военного городка»  снят, никаких правовых оснований для отказа в приватизации находящихся в нем жилых помещений – не имеется.

Исходя из выше изложенного, следует, что с момента вселения, снятия статуса «закрытого военного городка» семья истцов проживает по договору социального найма.

Также установлено, что истцы были вселены в спорное жилое помещение на законном основании с соблюдением установленного прядка, зарегистрированы по постоянному месту жительства, проживают более 6 лет, квартира была предоставлена семье ФИО6 как нуждающемуся в жилом помещении до 1 марта 2005 года, в связи с чем, в соответствии с действующим законодательством – ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», семья имеет право на приобретение данного жилого помещения в собственность на условиях, предусмотренных данным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно справкам КГУ БТИ, УФРС по Хабаровскому краю и ЕАО, право собственности на жилые помещения на территории Хабаровского края за истцами не зарегистрировано.

Правоотношения, возникающие по передаче жилых помещений в собственность граждан, регламентируются специальным законом  № 1541-1 ФЗ от 4.07.1991 года  «О приватизации жилищного фонда в РФ», согласно ст. 6 которого передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченным собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственным или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилой фонд.

Приватизация - бесплатная передача квартиры в собственность граждан осуществляется по волеизъявлению лица, проживающему в квартире на основании договора социального найма, и волеизъявление собственника или предприятия, в ведении которого находится жилое помещение на основании хозяйственного ведения или оперативного управления – не требуется.

Иных правовых оснований, по которым истцам может быть отказано в заключении договора приватизации – в суде не установлено.

В соответствии с подпунктом «и» п. 2 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008г. № 153 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» МО РФ в целях управления имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных МО РФ организаций осуществляет в порядке, установленным законодательством РФ, следующие функции: мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества

Механизм осуществления указанных полномочий до настоящего времени не разработан, в связи с чем, реализовать свое право истцы в настоящее время не могут.

П. 8 Постановления пленума Верховного Суда  № 8 от 24.08.1993 года предусмотрено, что исходя из смысла преамбулы и ст.ст. 1,2 Закона, гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием.

В соответствии со ст.1, 2, 7 и 8 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане имеют право приобретать занимаемые ими жилые помещения в собственность, приватизировав их. Из смысла приведенных статей закона следует, что если гражданин согласен осуществить приватизацию на предусмотренных приведенным законом условиях, то ему не может быть отказано в приватизации.

В связи с чем, обоснованными и подлежащими удовлетворению являются требования о признании права собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

На основании ч. 2  ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В соответствии со ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. При этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина. По смыслу данной нормы во взаимосвязи ее с положениями, содержащимися в ст. 17, 18 и 55 Конституции РФ, конституционный принцип равенства распространяется не только на права и свободы, непосредственно провозглашенные конституцией РФ, но и на связанные с ними другие права граждан, приобретаемые на основании федерального закона.

Статья 40 Конституции РФ закрепила право на жилище. В целях реализации данного права в иных федеральных законах, к которым относится и Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусматриваются специальные нормы.

Так, согласно ст. 11 Закон «О приватизации...» каждый гражданин имеет право на приоб­ретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государствен­ном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Такое право полно­стью соответствует ст. 7 Конституции, по которой Российская Федерация является государством социальным, а его основная функция - создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Эта социальная функция отражена и в преамбуле Закона «О приватизации»: «Целью Зако­на является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жи­лищного фонда. Вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эф­фективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, вы­ступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем».

Из сказанного следует, что право на бесплатную однократную приватизацию жилья, пре­доставленного всем гражданам России, проживающим в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда, является - незыблемым конституционным правом, деклариро­ванным Российской Федерацией

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждения (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность.

В судебном заседании установлено, что истцы не могут воспользоваться в досудебном порядке гарантированным им указанным федеральным законом, ст. 35 Конституции РФ правом приобрести спорную квартиру в собственность в связи с отсутствием механизма по реализации указанного права.

В соответствии со ст. 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.

Признание за истцами права собственности на спорную квартиру в судебном порядке обеспечивает возможность реализации своего нарушенного права.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить: признать за ФИО6, ФИО5 в равных долях по 1/2 каждым право собственности на жилое помещение: квартиру ... по ... в ....

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение 10 дней со дня вынесения.

Судья И.А. Королева