о возмещении рыночной стоимости земельного участка



Дело ______ 2940 / 2010 г.

  РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

______ г. г. Хабаровск

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи ФИО6, при секретаре ФИО5, с участием представителя истца ФИО4, представителя ответчика Министерства финансов Российской Федерации Федорова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к  Правительству Российской Федерации, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Министерству имущественных отношений Хабаровского края, Министерству финансов Российской Федерации о возмещении рыночной стоимости земельного участка, изъятого для государственных нужд

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Правительству РФ, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Министерству имущественных отношений Хабаровского края, Министерству финансов РФ о взыскании рыночной стоимости земельного участка в сумме 363 430 руб., указав в обоснование заявленного требования следующее.

На основании постановления главы Администрации Хабаровского района в 1995 году ей было выдано свидетельство о праве собственности на земельный участок. ______г. Управлением ФРС по Хабаровск5ому краю и ЕАО ей был выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на этот земельный участок, о чем в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним ______г. сделана регистрационная запись. В связи с демаркацией российско – китайской государственной границы по Дополнительному соглашению между Российской Федерацией и КНР о российско – китайской государственной границе на ее Восточной части, ратифицированному Федеральным законом от 31 мая 2005 года № 52-ФЗ, данный земельный участок отошел к Китайской Народной Республике. Никакие компенсационные выплаты ей не были произведены. В досудебном порядке были предприняты все возможные меры к  урегулированию спора. Однако, неоднократные обращения в компетентные органы положительного результата не дали, ответы содержат рекомендации по разрешению спора в судебном порядке. В соответствии со ст. 63 п. 4 Земельного Кодекса РФ собственнику земельного участка при его изъятии для государственных нужд наряду с гарантиями, предусмотренными п. 1 и 2 статьи, должна быть возмещена рыночная стоимость земельного участка, если ему не предоставлен бесплатно в собственность равноценный земельный участок. В соответствии со ст. 66 Земельного кодекса РФ, рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Согласно заключению эксперта – оценщика рыночная стоимость принадлежащего ей на праве собственности земельного участка составляет 363 430 рублей.

В судебное заседание истец не явилась, о рассмотрении дела уведомлена надлежащим образом, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, которое судом удовлетворено.

Представитель истца по доверенности ФИО4 заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Правительства Российской Федерации в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не извести. В соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие данного ответчика.

Представитель федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество)  в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил. В соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие данного ответчика. Из представленного письменного отзыва следует, что ответчик исковые требования не признает по следующим основаниям: в соответствии с положением о федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства РФ № 432 от 05.06.2008 года, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом: в отношении ФГУП, ФГУ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации. Росимущество не наделено полномочиями по распоряжению имуществом, имеющего иного собственника, функции по выплате компенсации не делегировались, распоряжение правительством РФ о выплатах – не принималось.

Представитель ответчика Министерства имущественных отношений Хабаровского края в судебное заседании не явился, о рассмотрении дела уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил. В соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие данного ответчика. Из представленного письменного отзыва следует, что ответчик исковые требования не признает, поскольку изъятие земельных участков проводилось для нужд Российской Федерации, выкуп земельных участков должен осуществляться Правительством Российской Федерации после принятия соответствующего распоряжения об этом и установления выкупной цены.

Представитель ответчика Министерства финансов Хабаровского края ФИО3 заявленные требования не признал по тем основаниям, что Министерство финансов РФ не является органом государственной власти, осуществляющим правоприменительные функции в сфере земельных отношений, и не уполномочено на принятие решения об изъятии земельных участков для государственных нужд, осуществления процедуры изъятия и выкупа земельного участка для указанных целей. В соответствии с действующим земельным законодательством конкретная стоимость изымаемого земельного участка определяется по соглашению сторон при достижении соглашения с собственником. Применение ст. 55 Земельного кодекса РФ не требует установления деликтного правонарушения, т.е. установления факта незаконности действий государственного органа и вины должностных лиц. Надлежащим ответчиком по данному делу является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, в компетенцию которого входят полномочия по оказанию государственных услуг в сфере земельных отношений и которое обладает необходимыми бюджетными полномочиями по представлению интересов Российской Федерации и по исполнению судебных актов о взыскании денежных средств с казны Российской Федерацию.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, постановлением главы Администрации Хабаровского района от ______ года ______ ФИО8 (после регистрации брака ФИО1) был выделен для оформления в собственность бесплатно земельный участок площадью 35 000 кв метра.

______ года ФИО8 выдано свидетельство о праве собственности на указанный земельный участок с кадастровым номером ХБК-17-13-393, произведена регистрационная запись №  002452 Комитетом по землересурсам Хабаровского края.

26.05.2008г. Управлением Федеральной регистрационной службы по Хабаровскому краю и ЕАО за ФИО1 зарегистрировано право собственности на указанный земельный участок: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование под сенокос, общая площадь 35 000 кв. м, адрес: Хабаровский край, Хабаровский район, АКХ «Краснореченский», участок ______, кадастровый номер 27:17:500201:286.

Согласно справкам Администрации Корсаковского сельского поселения от ______ года ФИО1 зарегистрирована по адресу : ... -1, ... - 1 имеет земельный участок на острове Большой Уссурийский сенокос 35 000 кв метров, пастбище – 8 400 кв. м, который находился в собственности истца и использовался для ведения личного подсобного хозяйства.

______ года Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой – как  «Договаривающимися Сторонами» в г. Пекине было подписано Дополнительное соглашение между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о  российско – китайской государственной границе на ее Восточной части.

Согласно данному соглашению, часть территории острова Большой Уссурийский и Тарабаров отошли к Китайской Народной республике.

Согласно Федеральному Закону № 52-ФЗ от 31.05.2005 года Дополнительное соглашение между РФ и КНР о российско - китайской государственной границе было ратифицировано.

В соответствии с  Федеральным законом   «О государственном кадастре недвижимости», государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы РФ, о границах между субъектами РФ, границами муниципальных образований, границах населенных пунктов и так далее.

Согласно кадастровому паспорту по состоянию на ______ года земельный участок, принадлежавший истцу на праве собственности, в настоящее время находятся за линией российско – китайской государственной границы.

Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд является одним из правовых способов обеспечения публичных интересов при использовании земельных участков.

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных, в частности, с выполнением международных обязательств Российской Федерации.

Условия и порядок изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд установлен федеральным земельным законодательством, которое в этой части по своему содержанию является отсылочным и в силу этого применяется в системном единстве как с другими положениями Земельного Кодекса РФ, затрагивающими вопросы принудительного изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, так и соответствующими положениями Гражданского кодекса РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 Земельного Кодекса РФ убытки, причиненный нарушением прав собственников земельных участков землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме.

В соответствии со ст. 63 Земельного Кодекса РФ изъятие земельных участков, в том числе путем их выкупа для государственных или муниципальных нужд осуществляется после предоставления по желанию лиц, у которых изымаются, в том числе выкупаются земельные участки, равноценных земельных участков, возмещения в полном объеме убытков.

Согласно пункту 2 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 3 данной статьи собственник земельного участка должен быть не позднее, чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.

При этом пунктом 4 данной статьи установлено, что решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.

Пунктом 1 статьи 281 Гражданского кодекса предусмотрено, что плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.

Таким образом, изъятию земельного участка должно предшествовать принятие решения об изъятии земельного участка, письменное уведомление собственника не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка, государственная регистрация решения об изъятии и уведомление об этом собственника земельного участка. При этом выкупная цена за земельный участок, сроки и другие условия определяются соглашением сторон.

Ответчиками не представлено доказательств, подтверждающих выполнение указанной выше процедуры изъятия земельных участков, в том числе соглашение с собственником о  выкупной цене.

Согласно распоряжению Губернатора Хабаровского края  № 394 –р от 06.07.2006 года «Об организации работы по возмещению убытков и потерь в связи с демаркацией российско – китайской государственной границы, земельные участки, расположенные на территории острова Большой Уссурийский изымаются для государственных нужд Российской Федерации, исполнительным органам:  Министерству сельского хозяйства, Министерству имущественных отношений, Министерству финансов края, Главам сельских поселений рекомендовано провести проверку представленных материалов, разработать расчет, мотивированные предложения по затратам, которые понесут юридические и физические лица.

Как следует из ответа Руководителя Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Хабаровскому краю, от 4.08.2009 года на коллективное обращение граждан, урегулированием вопросов по возмещения понесенных убытков занимались различные исполнительные органы, по результатам работы которых подготовлены и выданы гражданам соответствующие документы по недвижимости, при этом предметно вопрос по возмещению убытков не разрешен.

В соответствии со ст. 35 ч. 3 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного равноценного возмещения.

Согласно ст. 1 Протокола № 1 Конвенции  «О защите прав человека и  основных свобод»  от 20.03.1952 года (с изменениями на 01.11. 1998 года)  - каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.

          Согласно Гражданскому кодексу РФ (главе 17) земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием.

           В настоящее время в федеральном земельном законодательстве не определен федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление процедуры выкупа земельного участка для государственных нужд (в случае демаркации государственной границы).

В соответствии с положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства РФ № 432 от 05.06.2008 года, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом в отношении ФГУП, ФГУ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации. Росимущество не наделено полномочиями по распоряжению имуществом, имеющего иного собственника. Кроме того, функции по выплате компенсации в связи с изъятием земельных участков Росимуществу не делегировались, Правительством РФ распоряжения о выплате с установлением конкретной выкупной цены, источника финансирования – не принималось. Следовательно Росимущество не является надлежащим ответчиком по делу.

Изъятие земельных участков проводилось для нужд Российской Федерации, в связи с чем Министерство имущественных отношений Хабаровского края, которому также не делегировались полномочия и не предоставлялись соответствующие денежные средства из федерального бюджета, не может отвечать по обязательствам возмещения убытков, связанных с  изъятием земельных участков.

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся:  федеративное устройство и территория РФ (п.б);  федеральная государственная собственность и управление ею (п.д);  федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы (п.з); внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской федерации, вопросы войны и мира (п.к)

В соответствии с  ч. 1 ст. 110 Конституции РФ исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.

В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство Российской Федерации: разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение (п.а);  осуществляет управление федеральной собственностью (п.г); осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации (п.д)

В настоящее время – как следует из пояснений представителя ответчика Министерства финансов РФ, ответов на жалобы и обращения истца в компетентные органы, вопросы, связанные с изъятием и компенсацией стоимости изымаемых земельных участок – не рассматривались.

Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» не предусмотрены расходы на выплату компенсации за изъятие земельных участков в связи с выполнением международных обязательств Российской Федерацией.

Из изложенного следует, что Правительством РФ не выполнена обязанность по установлению размера и порядка выплаты компенсации в связи с изъятием земельных участков в ходе демаркации российско – китайской границы, следовательно, в  силу ст. 1071 Гражданского кодекса РФ надлежащим ответчиком является Министерство финансов РФ, представляющее казну Российской Федерации.

Учитывая, что выполнение международных обязательств, связанных с демаркацией российско – китайской границы находится в ведении Российской Федерации, является расходными обязательства Российской Федерации, возмещение убытков, которые понесли истцы в связи с изъятием земельных участков, находившихся в собственности, должно производиться за счет средств федерального бюджета.

Подпункт 1 пункта 1 подпункт 1 пункта 2 статьи 57 Земельного Кодекса РФ, конкретизируя взаимосвязанные предписания ст. 13, 15, 16 п. 1 ст. 281 и ст. 417 ГК РФ о порядке определения выкупной цены и учитывая сложносоставной характер выкупной цены, устанавливают порядок ее возмещения в части, касающейся убытков.

Согласно взаимосвязанным статьям 13, 15, 16, 281 и 417 ГК РФ в состав убытков включается реальный ущерб и упущенная выгода.

Рыночная стоимость земельного участка согласно ст. 66 ЗК устанавливается в соответствии с ФЗ «Об оценочной деятельности» (ст. 9).

Отчет об оценке размера убытков, причиненных собственнику в связи с изъятием земельного участка, расположенного по адресу:   Хабаровский край, Хабаровский район, АКХ «Краснореченское» участок ______ составлен оценщиком Общества с  ограниченной ответственностью «Российское общество оценщиков»  ФИО11, имеющей специальное высшее образование, прошедшей профессиональную переподготовку, свидетельство о членстве и включении в реестр членов РОО, свидетельства об аккредитации.

Отчет об оценке составлен в соответствии с требованиями Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ, в соответствии с Федеральными Стандартами Оценки (ФСО № 1 - № 3), утвержденными Приказами Минэкономразвития и торговли РФ от 20.07.2007 года, № 254 - № 256, Сводом оценки стандартов Оценки РОО 2010 ( предназначен для оценки стоимости имущества в РФ и в других странах СНГ), мотивирован, обоснован.

Оснований сомневаться в выводах специалистов – оценщиков о рыночной стоимости земельного участка – у суда не имеется.

Не признавая требования по существу, возражений по заявленной к взысканию сумме в счет компенсации изъятых земельных участков –  ответчики не представили.

Истцом заявлено требование только о  компенсации рыночной стоимости изъятого земельного участка.

Согласно вышеуказанному отчету ______ 147 – 08 от ______ года рыночная стоимость земельного участка, находившегося в собственности ФИО1 составляет 363 430 рублей, указанная сумма подлежит взысканию в пользу истца с казны Российской Федерации, которую представляет Министерство финансов Российской Федерации.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования к Министерству финансов РФ удовлетворить.

 Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО1 рыночную стоимость земельного участка, изъятого для государственных нужд в связи с демаркацией россйско – китайской государственной границы в сумме 363 430 руб.

В удовлетворении исковых требований к  Правительству Российской Федерации, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Министерству имущественных отношений Хабаровского края  - отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Мороз И.Г.

Решение в окончательной форме изготовлено ______.