Дело № 2-4887/10 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 20.10.2010 г. г.Хабаровск Центральный районный суд г. Хабаровска в составе Председательствующего судьи Иском Е.П. При секретаре Сапегиной Е.А. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Шевченко Николая Николаевича к Министерству финансов Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Министерству имущественных отношений Хабаровского края, Министерству экономического развития Российской Федерации Правительству Хабаровского края о возмещении стоимости земельного участка изъятого для государственных нужд в связи с демаркацией российско-китайской государственной границы УСТАНОВИЛ: Истец обратился в суд с иском к ответчикам о вышеизложенном, мотивируя свои требования тем, что Постановлением ФИО5 района от ______ года ______ Шевченко Н.Н., был выделен земельный участок в ..., в районе Большого Уссурийского острова, площадью 500 000 кв.м. В 1996 ... по земельным ресурсам и землеустройству ... Хабаровского края зарегистрировал земельный участок в поземельной книге «Регистрация отводов крестьянских хозяйств» за ______, номер дела 1/96, за ним, что подтверждается справкой Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по ... Западного межрайонного отдела ... от ______ года ______. 25/1317. Регистрация его права собственности на земельный участок произведенная комитетом по земельным ресурсам ... имеет равную силу с записью в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, произведённой ФИО5 управление Федеральной регистрационной службы по ... и Еврейской автономной области от ______ года, за регистрационным ______ 01/024/2005-740 на земельный участок сельхозназначения, площадью 500 000 кв.м., расположенный в ... Хабаровского края в район Большого Уссурийского острова, кадастровый номер 27:17:500201:3 (свидетельство 27АБ ______ от ______г). На основании Дополнительного соглашения между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о Российско-Китайской государственной границе на её восточной части, ратифицированное ФЗ от ______г. ______ФЗ «О ратификации дополнительного соглашения между Российской Федерации и Китайской народной республикой о Российско-Китайской государственной границе на её восточной части» в состав переданных ______ г. КНР земель входит принадлежащий истцу земельный участок, что подтверждается Выпиской из государственного кадастра недвижимости от ______г. В соответствии с пунктом 3 статьи 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Передача спорного земельного участка осуществлялась в связи с выполнением международных обязательств России перед Китаем. Специально уполномоченными органами в разрешении вопросов, связанных с изъятием земель и возмещением убытков, причиненных собственнику, в соответствии с Конституцией РФ являются федеральные органы исполнительной власти: Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития Российской Федерации и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его структурное подразделение - Территориальное управление Федерального агентства по В соответствии с Положением «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ______ г. N| 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства соответствии с законодательством Российской Федерации... Федеральное агентство по управлению государственным имуществом находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации. Государство, в лице исполнительных органов обязано было предварительно, до вступления в силу международного соглашения от ______ года, издать акт об изъятии земельного участка, принадлежащего истцу, и принять решение о возмещении стоимости спорного земельного участка. Указанные обязанности Ответчиками не исполнены. До настоящего времени не внесены изменения в запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, произведённую Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области от ______ года, где он является собственником земельного участка в Хабаровском районе, в районе Большого Уссурийского острова, площадью 500 000 кв.м. При расчетах размеров возмещения, убытки собственников земельных участков определяются с учетом стоимости земельного участка на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельных участков (п. 4 ст. 57 ЗК РФ). Стоимость земельного участка, с учетом положений ст. 281 Гражданского кодекса РФ должна быть рыночной, т.е. такой, по какой это имущество (земельный участок, строения на нем и т.д.) могло бы быть продано при добровольном отчуждении. Рыночная стоимость земельного участка, устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (п. 1 ст.66 ЗК РФ) и не может быть ниже кадастровой (п. 3 ст.66 ЗК РФ). Постановлением Главы администрации Хабаровского края от ______ года ______ "Об утверждении кадастровой стоимости земель поселений Хабаровского края" (раздел - кадастровая стоимость земель поселений на территории Хабаровского края с численностью населения менее 10 000 человек, Хабаровский район, с. Казакевичево (наиболее близко расположенное к спорному земельному участку на Большом Уссурийском острове), колонка - земли сельскохозяйственного использования) утверждена цена одного квадратного метра - 51 рубль 27 копеек, то есть стоимость 500000 кв.м. составляет 25 635 000 руб. Постановление на момент изъятия земельного участка являлось действующим. Согласно Отчету ______ «Об определении рыночной стоимости земельного участка площадью 500 000 кв.м., кадастровый ______:17:5 002 01: 0037, расположенного о адресу: Хабаровский край, Хабаровский район, в районе Большого Уссурийского острова, выполненному ОАО «Дальневосточная оценочная компания», стоимость земельного участка составляет 10 174 000 рублей. Дата определения стоимости: с ______ г. по ______ г. Дата составления отчета: 08. 07.2010г. Оценка земельного участка выполнена ООО «Дальневосточная оценочная компания» после отмены вышеуказанного Постановления, после передачи земель, в составе которых находился участок истца, Китайской Народной Республике, поэтому в настоящее время рыночная стоимость изъятого у него земельного участка не может быть ниже кадастровой цены на момент изъятия – 25 635 000 рублей. Вопрос о возмещении ему реального материального ущерба за изъятый земельный участок для государственных нужд, связанных с выполнением международных обязательств Российской Федерации, не разрешен. Просил взыскать в его пользу с ответчиков 25 635 000 руб. в счет возмещения реального материального ущерба за изъятый земельный участок для государственных нужд, связанных с выполнением международных обязательств Российской Федерации в районе о. Большой Уссурийский в Хабаровском район Хабаровского края. В судебном заседании истец, представители истца Кутняк Н.Е., Наконечная Е.В. исковые требования поддержали, суду пояснили о вышеизложенном. Представитель ответчика Министерства Финансов РФ Федоров А.В. исковые требования не признал, суду пояснил, что Министерство финансов Российской Федерации не является надлежащим ответчиком по данному делу. Согласно статье 125 Гражданского кодекса РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Министерство финансов Российской Федерации не является органом государственной власти, осуществляющим правоприменительные функции в сфере земельных отношений, и не уполномочено на принятие решение об изъятии земельных участков для государственных нужд, осуществления процедуры изъятия земельного участка и выкупа земельного участка для государственных нужд Российской Федерации. Осуществление Министерством финансов Российской Федерации функций по выработке государственной политики в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности не связано с компетенцией по осуществлению правоприменительных функции в сфере земельных отношений. Министерство финансов Российской Федерации может представлять интересы казны Российской Федерации только в случаях предъявления исков к государству о возмещении вреда, в соответствии со статьями 1069, 1070 Гражданского кодекса РФ - за вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) федеральных государственных органов и должностных лиц. Иные основания для представления интересов Российской Федерации Министерством финансов Российской Федерации действующим законодательством не предусмотрены. Предметом предъявленных исковых требований является возмещение стоимости земельных участков, фактически изъятых для государственных нужд, а не требование о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий. Часть 2 статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что «принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда. Собственнику земельного участка при изъятии его для государственных или муниципальных нужд должна быть возмещена рыночная стоимость земельного участка, если ему не предоставлен бесплатно в собственность равноценный участок (п. 4 ст. 63 Земельного кодекса РФ). Рыночная стоимость земельного участка согласно ст. 66 Земельного кодекса РФ устанавливается в соответствии с Федеральным законом от ______ г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Таким образом, в соответствии с действующим земельным законодательством конкретная стоимость изымаемого земельного участка определяется по соглашению сторон. При недостижении такого соглашения - равноценное возмещение стоимости земельного участка осуществляется только на основании решения суда. Применение статьи 55 Земельного кодекса РФ не требует установление состава деликтного правонарушения, т.е. установление факта незаконности действий государственного органа, вины должностных лиц и прямой причинно-следственной связи с ущербом. Надлежащим процессуальным ответчиком по настоящему иску, представляющим интересы Российской Федерации, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, по следующим обстоятельствам. В компетенцию Федерального агентства по управлению государственным имуществом входят полномочия по оказанию государственных услуг в сфере земельных отношений. В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от ______ ______, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений. Вопросы оформления изъятия земельного участка, предоставления бесплатно в собственность равноценного земельного участка, равноценного возмещения стоимости земельного участка, изъятого для государственных нужд, регламентируются земельным законодательством и входят в сферу земельных отношений, и охватываются компетенцией Федерального агентства по управлению государственным имуществом без необходимости какого-либо дополнительного делегирования полномочий и поручений Правительства РФ. Кроме того, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом обладает необходимыми бюджетными полномочиями по представлению интересов Российской Федерации (казны Российской Федерации) и по исполнению судебных актов о взыскании денежных средств с казны Российской Федерации. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, наделенное полномочиями главного распорядителя бюджетных средств в соответствии с Федеральным законом «О Федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», обязано представлять интересы казны РФ в силу статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Просил в иске к Министерству финансов Российской Федерации отказать. Представители ответчиков Правительства Российской Федерации, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Министерства имущественных отношений Хабаровского края, Правительства Хабаровского края, Министерства экономического развития Российской Федерации в судебное заседание не явились. О дате и месте рассмотрения дела ответчики извещены надлежащим образом, о чем имеются сведения в материалах дела. В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ответчиков, по имеющимся в деле материалам. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице территориального управления в Хабаровском крае представило в суд отзыв на исковое заявление, согласно которого в период проведения работ по демаркации российско-китайской границы Губернатором Хабаровского края издано распоряжение ______р от ______г. «Об организации работы по возмещению убытков и потерь в связи с демаркацией российско-китайской государственной границы». Данным распоряжением установлен порядок организации работы по возмещению убытков и потерь в связи с демаркацией государственной границы. В соответствии с указанным распоряжением, уполномоченным и координирующим органом по проведению необходимых действий в связи с демаркацией российско-китайской границы, определено Министерство имущественных отношений Хабаровского края. Вместе с тем, в соответствии с положением о федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства РФ ______ от ______г. Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом. Так, п.5.3 Положения определены полномочия собственника в отношении федерального имущества - в отношении имущества ФГУП, ФГУ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации. Таким образом, Росимущество не наделено полномочиями по распоряжению имуществом, имеющего иного собственника. Кроме того, функций по выплате компенсаций за изъятие земельных участков в связи с выполнением международных обязательств Росимуществу не делегировалось, также как и не принималось Правительством РФ распоряжения о выплате компенсаций за земельные участки. На основании изложенного, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления Росимущества в Хабаровском крае просило в исковых требованиях Шевченко Н.Н. в отношении Правительства Российской Федерации и Федерального агентства по управлению государственным имуществом отказать в полном объеме. Правительство Хабаровского края представило в судебное заседание отзыв, согласно которого в исковом заявлении Шевченко Н.Н. просит взыскать с Правительства Хабаровского края 25 635 000 рублей в счёт возмещения реального материального ущерба за изъятый земельный участок для государственных нужд, связанных с выполнением международных обязательств Российской Федерации в районе о. Большой Уссурийский в Хабаровском районе Хабаровского края. Согласно статьи 57 Земельного кодекса РФ возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, подлежат убытки, причиненные изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Пунктом 3 данной статьи установлено, что возмещение убытков осуществляется за счет соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются права на них. Так же пунктом 1 статьи 84 Бюджетного кодекса РФ установлено, что заключение Российской Федерацией (от имени Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, является основанием возникновения расходных обязательств Российской Федерации. Статьёй 31 Бюджетного кодекса РФ указывается на недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств. Таким образом, возмещение указанных в заявлении убытков в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд, связанных с выполнением международных обязательств Российской Федерации должно осуществляться за счёт средств федерального бюджета. Правительство Хабаровского края по настоящему делу является ненадлежащим ответчиком. Министерство имущественных отношений Хабаровского края представило в судебное заседание отзыв, согласно которого разрешение требований изложенных в исковом заявлении Шевченко Н.Н. не относится к полномочиям министерства имущественных отношений Хабаровского края, так как земли изымаются для государственных нужд Российской Федерации. Выкуп земельных участков, в силу ст.279 ГК РФ должен осуществляться Правительством Российской Федерации, после принятия распоряжения об изъятии земельных участком для государственных нужд. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд полагает следующее. В судебном заседании установлено, что в 1996 г. Шевченко Н.Н. на основании постановления Главы Администрации Хабаровского района от ______ г. ______, был выделен земельный участок для ведения крестьянского хозяйства в районе Большого Уссурийского острова общей площадью 50,0га. Согласно справки Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Хабаровскому краю земельный участок, расположенный на Большом Уссурийском острове общей площадью 500 000 кв.м, зарегистрирован в 1996г. в поземельной книге «Регистрации отводов крестьянских хозяйств» за ______, ______дела 1/96. Согласно свидетельству о государственной регистрации права ______г. за Шевченко Н.Н. зарегистрировано право собственности на указанный земельный участок ГУ Федеральной регистрационной службы по Хабаровскому краю и ЕАО. ______ года Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой – как «Договаривающимися Сторонами» в г. Пекине было подписано Дополнительное соглашение между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско – китайской государственной границе на ее Восточной части. Согласно данному соглашению, часть территории островов Большой Уссурийский и Тарабаров отошли к Китайской Народной республике. Согласно Федеральному Закону ______ФЗ от ______г. Дополнительное соглашение между РФ и КНР о российско-китайской государственной границе было ратифицировано. Таким образом, земельный участок, находившиеся в собственности истца, отошел Китайской Народной Республике и находится на ее территории. После демаркации государственной границы истец лишен права владеть, пользоваться и распоряжаться земельным участком. В соответствии с Федеральным Законом «О государственном кадастре недвижимости», государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы РФ, о границах между субъектами РФ, границами муниципальных образований, границах населенных пунктов и так далее. Согласно кадастровому паспорту по состоянию на ______ года земельный участок, принадлежавший истцу на праве собственности, в настоящее время находятся за линией российско–китайской государственной границы. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд является одним из правовых способов обеспечения публичных интересов при использовании земельных участков. В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных, в частности, с выполнением международных обязательств Российской Федерации. Условия и порядок изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд установлены федеральным земельным законодательством, которое в этой части по своему содержанию является отсылочным и в силу этого применяется в системном единстве как с другими положениями Земельного Кодекса РФ, затрагивающими вопросы принудительного изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, так и соответствующими положениями ГК РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 62 Земельного Кодекса РФ убытки, причиненный нарушением прав собственников земельных участков землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме. В соответствии со ст. 63 Земельного Кодекса РФ изъятие земельных участков, в том числе путем их выкупа для государственных или муниципальных нужд осуществляется после предоставления по желанию лиц, у которых изымаются, в том числе выкупаются земельные участки, равноценных земельных участков, возмещения в полном объеме убытков. Согласно пункту 2 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления. В соответствии с пунктом 3 данной статьи собственник земельного участка должен быть не позднее, чем за год по предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника. При этом пунктом 4 данной статьи установлено, что решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты. Пунктом 1 статьи 281 Гражданского кодекса предусмотрено, что плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок. Таким образом, изъятию земельного участка должно предшествовать принятие решения об изъятии земельного участка, письменное уведомление собственника не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка, государственная регистрация решения об изъятии и уведомление об этом собственника земельного участка. При этом выкупная цена за земельный участок, сроки и другие условия определяются соглашением сторон. Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, каких-либо документов, подтверждающих выполнение указанной выше процедуры изъятия земельных участков, в том числе соглашения с собственниками о выкупной цене, со стороны ответчиков представлено не было. Согласно распоряжению Губернатора Хабаровского края ______–р от ______ года «Об организации работы по возмещению убытков и потерь в связи с демаркацией российско–китайской государственной границы» и согласно письму от ______ года ______ -11 /7365 Министерства имущественных отношений Хабаровского края, земельные участки, расположенные на территории острова Большой Уссурийский изымаются для государственных нужд Российской Федерации. Доступ собственникам и арендаторам на территорию земельных участков закрыт. В соответствии со ст. 35 ч. 3 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного равноценного возмещения. Согласно ст. 1 Протокола ______ Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» от ______ года ( с изменениями на 1.11. 1998 года) - каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права. Учитывая, что изъятие земельного участка произошло без согласия собственника, без достижения соглашения о выкупной цене, и до настоящего времени компенсацию за изъятие земельного участка, находившегося в собственности Шевченко Н.Н. не выплачена, суд считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению. Согласно ГК РФ (главе 17) земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием. В настоящее время в федеральном земельном законодательстве не определен федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление процедуры выкупа земельного участка для государственных нужд (в случае демаркации государственной границы). По изложенным доводам, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Министерство имущественных отношений Хабаровского края не могут являться надлежащими ответчиками по делу. В соответствии с положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства РФ ______ от ______ года, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом в отношении ФГУП, ФГУ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации. Росимущество не наделено полномочиями по распоряжению имуществом, имеющего иного собственника. Кроме того, функции по выплате компенсации в связи с изъятием земельных участков - не делегировались, распоряжением Правительства РФ, решение о выплате с установлением конкретной выкупной цены, источника финансирования – не принималось. Изъятие земельных участков проводилось для нужд Российской Федерации, в связи с чем Министерство имущественных отношений Хабаровского края, которому также не делегировались полномочия и не предоставлялись соответствующие денежные средства из федерального бюджета - также не может отвечать по обязательствам возмещения убытков, связанных с изъятием земельных участков. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся федеративное устройство и территория РФ, федеральная государственная собственность и управление ею, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской федерации, вопросы войны и мира. В соответствии с ч. 1 ст. 110 Конституции РФ исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство Российской Федерации разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, осуществляет управление федеральной собственностью, осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации. В настоящее время вопросы, связанные с изъятием и компенсацией стоимости изымаемых земельных участок не рассматривались, что подтверждается ответами органов государственной власти на многочисленные обращения истца. Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» не предусмотрены расходы на выплату компенсации за изъятие земельных участков в связи с выполнением международных обязательств. Правительством РФ не выполнена обязанность по установлению размера и порядка выплаты компенсации в связи с изъятием земельных участков в ходе демаркации российско–китайской границы. Надлежащим ответчиком в данном случае является Министерство финансов РФ. Согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства РФ от ______ года ______, Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно – правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства и так далее. Учитывая, что выполнение международных обязательств, связанных с демаркацией российско–китайской границы находится в ведении Российской Федерации, является расходными обязательства Российской Федерации, возмещение убытков, которые понес истец в связи с изъятием земельного участка, находившихся в собственности, должно производиться за счет средств федерального бюджета. В связи с тем, что на федеральном уровне путем принятия соответствующего нормативно – правового акта вопрос о компенсации убытков не разрешен, суд считает обоснованными требования истца о взыскании рыночной стоимости земельного участка. В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется также путем возмещения убытков. Рыночная стоимость земельного участка согласно ст. 66 ЗК устанавливается в соответствии с ФЗ «Об оценочной деятельности». Отчет ______ «Об определении рыночной стоимости земельного участка площадью 500 000 кв.м кадастровый номер 27:17:5:002 01:0037, расположенного Хабаровский края, Хабаровский район, в районе Большого Уссурийского острова» составлен оценщиком ОАО «Дальневосточная оценочная компания» Мониной М.Р. имеющей специальное высшее образование, прошедшей профессиональную переподготовку, состоящей в саморегулируемой организации оценщиков. Отчет об оценке составлен в соответствии с требованиями Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» ______ФЗ, в соответствии с Федеральными Стандартами Оценки ( ФСО ______ - ______), утвержденными Приказами Минэкономразвития и торговли РФ от ______ года, ______ - ______, Сводом оценки стандартов Оценки РОО, также программами национальных организаций оценщиков, мотивирован, обоснован. Согласно данного отчета рыночная стоимость земельного участка земельного участка площадью 500 000 кв.м кадастровый номер 27:17:5:002 01:0037, расположенного Хабаровский края, Хабаровский район, в районе Большого Уссурийского острова составляет 10 174 000 руб. Оснований сомневаться в выводах специалиста–оценщика о рыночной стоимости земельного участка у суда не имеется. Суд полагает необоснованными доводы истца и его представителей о том, что данный отчет не может служить доказательством размера рыночной стоимости земельного участка, так как выполнен после изъятия земельного участка в 2010г., поскольку не была соблюдена процедура изъятия земельного участка, стоимость его не определялась соглашением сторон и не была возмещена собственнику на момент изъятия земельного участка. Как указывалось выше, данный отчет выполнен в соответствии с требованиями законодательства об оценочной деятельности и может быть принят судом как доказательство рыночной стоимости земельного участка. Не могут быть приняты во внимание доводы истца о том, что размер рыночной стоимости земельного участка должен определяться в соответствии с Постановлением ФИО5 администрации Хабаровского края от ______ года ______ "Об утверждении кадастровой стоимости земель поселений Хабаровского края", которым утверждена цена одного квадратного метра в ... - 51 рубль 27 коп., поскольку это противоречит Земельному кодексу, а именно ст.66, согласно которой рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Согласно части 2 указанной статьи для установления кадастровой стоимости земельных участков проводиться государственная кадастровая оценка земель в соответствии с законодательством о РФ об оценочной деятельности. Согласно кадастрового паспорта земельного участка на ______г. его кадастровая стоимость составляет 760 650 руб. Ч.3 ст.66 ЗК РФ предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость устанавливается равной его рыночной стоимости. Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка не может превышать его рыночной стоимости. В учетом изложенного суд полагает требования Шевченко Н.Н. о взыскании компенсации за изъятый для государственных нужд земельный участок с ответчика Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению. В отношении требований к остальным ответчикам суд полагает необходимым истцу отказать на основании вышеизложенных доводов. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлины в доход городского округа «Город Хабаровск». На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Шевченко Николая Николаевича удовлетворить частично. Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Шевченко Николая Николаевича 10 174 000 руб. в счет возмещения стоимости земельного участка, изъятого для государственных нужд. В остальной части иска отказать. В удовлетворении исковых требований к Правительству Российской Федерации, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Министерству имущественных отношений Хабаровского края, Правительству Хабаровского края, Министерству экономического развития Российской Федерации - отказать. Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации государственную пошлину в доход бюджета городского округа «Город Хабаровск» в сумме 59 070 руб. Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения через Центральный районный суд г. Хабаровска. Судья Иском Е.П. Мотивированное решение изготовлено ______г.
управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю; а также исполнительные органы субъекта РФ - Хабаровского края: Правительство Хабаровского края и Министерство имущественных отношений Хабаровского края.