Дело № 2-4604/2010 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Хабаровск 22 сентября 2010 года Центральный районный суд г. Хабаровска Хабаровского края в составе: председательствующего судьи Губановой А.Ю., при секретаре Ткачевой М.Ю., с участием: истца Шатовой О.В., представителей ответчиков Клименко Е.М., Фроловой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шатовой Оксаны Валерьевны к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края и администрации г.Хабаровска о предоставлении жилого помещения вне очереди, УСТАНОВИЛ: Истец обратилась в суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края и администрации г. Хабаровска о предоставлении жилого помещения, указав в обоснование заявленного требования следующее, что она осталась без попечения родителей с 1994 года и на основании Распоряжения от ______ года ______р Главы администрации Краснофлотского района г. Хабаровска была определена на попечение детского государственного учреждении. Воспитывалась в детском доме ______, после окончания школы обучалась в .... На сегодняшний день у истца имеется на иждивении ребенок: Красников Данил Романович ______ года рождения. Просит обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края предоставить ей, как сироте, оставшейся без попечения родителей вне очереди благоустроенное жилое помещение - квартиру, отвевающие установленным техническим и санитарным требованиями в пределах г. Хабаровска на состав семьи из 2-х человек ( Шатову Оксану Валерьевну и Красникова Данила Романовича, ______г.р.) с учетом нормы жилой площади за счет жилищного фонда Хабаровского края. ______г. истец в судебном заседании уточнила исковые требования просит обязать министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края и администрацию г. Хабаровска предоставить ей на состав семьи из 3-х человек вне очереди благоустроенное жилое помещение на Шатову Оксану Валерьевну, Красникова Данила Романовича, Красникова Евгения Романовича. В судебном заседании истец Шатова О.В. исковые требования поддержала, пояснив об обстоятельствах, изложенных в исковом заявлении. Представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края Фролова А.С., действующая на основании доверенности ______ от ______г., не признала исковые требования истца о предоставлении жилого помещения в г. Хабаровске, указав в обоснование возражений, что порядок обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа регулируется Федеральным законом от ______ года ______ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 данного закона: «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм». Полномочия по обеспечению жильем лиц названной категории до 01.03.2005 являлись полномочиям органов местного самоуправления, после 01.03.2005 (согласно внесенным Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ изменениям в Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ, в связи с принятием нового Жилищного кодекса РФ) дополнительные гарантии прав лиц названной категории на жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации и устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации. На основании названных законодательных актов принят закон Хабаровского края от 13.10.2005 № 304 «О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае» и постановление Губернатора края от 25.04.2006 № 96, в котором министерство жилищно-коммунального хозяйства края определено специально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края и наделено полномочиями по ведению учета лиц названной категории, нуждающихся в жилых помещениях, и по принятию решений о предоставлении им жилых помещений по договорам социального найма в отношении жилых помещений, находящихся в казне края. В настоящее время, в соответствии с действующим законодательством, министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края осуществляет прием на учет нуждающихся в жилом помещении лиц, определенных ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, не имеющих закрепленного жилого помещения. В то же время, согласно внесенным 25.06.2008 изменениям в Закон Хабаровского края от 13.10.2005 № 304 «О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае», на министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края возложены полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, вставших на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года. Администрацией г. Хабаровска копия учетного дела Шатовой Оксаны Валерьевны передана в министерство жилищно-коммунального хозяйства края. В настоящее время министерством жилищно-коммунального хозяйства края принято на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из государственного жилищного фонда края, 822 гражданина, относящихся к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа; осуществляется передача копий учетных дел органами местного самоуправления. Согласно п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма вне очереди предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Все принятые в министерстве жилищно-коммунального хозяйства края, в органах местного самоуправления края на учет граждане названной категории обладают равным правом на внеочередное предоставление жилого помещения. По состоянию на 12.08.2010 в краевом государственном жилищном фонде свободные жилые помещения в г.Хабаровске отсутствуют. По мере приобретения жилых помещений в г. Хабаровске министерством жилищно-коммунального хозяйства края будет принято решение о предоставлении Шатовой О.В. жилого помещения по договору социального найма после обеспечения жилыми помещениями ранее принятых на учет граждан, наделенных таким же правом на внеочередное предоставление жилого помещения. Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти края при определении потребности в финансировании, в жилых помещениях и приобретении жилых помещений на рынке жилья за счет средств краевого и федерального бюджетов определен в Регламенте взаимодействия и обмена информацией между исполнительными органами государственной власти Хабаровского края по вопросам управления и распоряжения государственным жилищным фондом края (далее - регламент), утвержденным Постановлением Правительства края от 01 сентября 2006 г. N 136-пр. Согласно регламенту министерство жилищно-коммунального хозяйства края ежегодно направляет в министерство образования края сведения о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей, и лицах из их числа, не имеющих закрепленного жилья и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Министерство образования края вносит в министерство финансов края предложения по определению финансовых нормативов формирования краевого бюджета на очередной финансовый год на цели организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства, в том числе на обеспечение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильем. Министерство финансов края доводит до министерства имущественных отношений края общий объем бюджетного финансирования, планируемый на очередной финансовый год из краевого бюджета. Министерство имущественных отношений края приобретает в собственность края на рынке жилья жилые помещения за счет средств федерального и краевого бюджетов; сведения о зарегистрированных правах направляет в министерство жилищно-коммунального хозяйства края для подготовки решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма. В соответствии с п. 1, 3 ст. 5 Закона Хабаровского края от 25 апреля 2007 года №119 «О мерах социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа» до предоставления жилого помещения по договору социального найма лица из числа детей-сирот могут быть временно размещены органами местного самоуправления в жилых помещениях муниципального специализированного жилищного фонда, специально уполномоченный орган принимает решение о предоставлении жилых помещений, приобретенных в собственность края в пределах средств, предусмотренных законом о краевом бюджете на очередной финансовый год. Норма предоставления площади жилых помещений государственного жилищного фонда края по договору социального найма определена ст. 5 Закона Хабаровского края от 13.10.2005 № 304, согласно которой жилое помещение государственного жилищного фонда края предоставляется одиноко проживающему гражданину по договору социального найма в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 18 квадратных метров, общая площадь предоставляемого жилого помещения не может более чем в два раза превышать установленную норму. Предусмотренная данной нормой права мера социальной поддержки распространяет свое действие только на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа; законом не предусмотрено обеспечение жильем членов семей лиц названной выше категории граждан. Дети истца не относятся к детям-сиротам и к детям, оставшимся без попечения родителей. На основании изложенного, просят ввиду отсутствия оснований у министерства жилищно-коммунального хозяйства края предоставить истцу жилое помещение ранее других принятых на учет граждан, в исковых требованиях к министерству жилищно-коммунального хозяйства края отказать. Представитель администрации г. Хабаровска Клименко Е.М., действующий по доверенности ______ от ______г., исковые требования не признал и пояснил, что администрация г.Хабаровска не является надлежащим ответчиком по данному делу, поскольку законодательством обязанность по обеспечению детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на Министерство ЖКХ Хабаровского края. Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Как установлено в судебном заседании, истец относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Данный факт не оспаривался представителем ответчика. На основании распоряжения главы администрации Краснофлотского района города Хабаровска от ______г. ______р Шатова О.В. определена на попечение детского дома государственного учреждения. Судом установлено, что Администрацией г.Хабаровска передано учетное дело Шатовой О.В. в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края и последняя принята на учет министерством жилищно-коммунального хозяйства края в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из государственного жилищного фонда края. Согласно свидетельствам о рождении ______ от ______г. и ______ от ______года у Шатовой О.В. на иждивении имеется двое малолетних детей: Красников Данил Романович, ______ года рождения, и Красников Евгений Романович, ______года рождения. Из справки ______ от ______г. МУП г.Хабаровска «РКЦ» следует, что Шатова Оксана Валерьевна, ______г.р., с ______г. по настоящее время зарегистрирована по адресу: ..., ... .... Совместно с ней зарегистрированы и проживают: Красников Роман Геннадьевич, ______ г.р., Красников Данил Романович, ______г.р., и Красников Евгений Романович, ______г.р., Красникова Лидия Петровна ______г.р. Справками КГУП «Хабкрайинвентаризация», Управления Росреестра по Хабаровскому краю подтверждено отсутствие у истицы и её несовершеннолетних детей прав на недвижимое имущество. В соответствии ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (не имеющим закрепленного жилого помещения), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Федеральным законом № 159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки указанной категории граждан. Согласно ст. 8 вышеназванного Федерального закона (в редакции Федеральных законов от 08.02.1998г. № 17-ФЗ, от 22.08.2004г. № 122-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Исходя из ст. 2 Федерального закона № 159-ФЗ обеспечение детей-сирот жилой площадью вне очереди является государственной гарантией по социальной поддержке названной категории детей. Статьями 5 и 8 Федерального закона от 21.12.1996г. определено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма могут предоставляться жилые помещения государственного жилищного фонда, в том числе субъекта Российской Федерации. Жилые помещения государственного жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленных ЖК РФ или федеральным законом или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилом помещении. Данные жилые помещения предоставляются в порядке, установленном ЖК РФ, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта РФ. Порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма на территории Хабаровского края установлен Законом Хабаровского края от 13.10.2005г. № 304 «О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае», согласно которому (ст.2) иным категориям граждан, устанавливаемым федеральными и краевыми законами предоставляются жилые помещения государственного жилищного фонда края по договорам социального найма. Постановлением Губернатора Хабаровского края от 25.04.2006г. № 95 министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края определено специально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края и наделено полномочиями по организации ведения учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из государственного жилищного фонда края по договорам социального найма и принятие решений о предоставлении указанных жилых помещений. Таким образом, Шатова О.В. имеет право на внеочередное предоставление ей жилого помещения за счет жилищного фонда края. При этом, суд не может признать обоснованными доводы ответчика об отсутствии в государственном жилищном фонде крае свободных жилых помещений, а также о необходимости обеспечения жилыми помещениями, лиц принятых на учет ранее Шатовой О.В., поскольку данные доводы не основаны на законе. Законом установлен именно внеочередной порядок предоставления лицам из числа детей сирот жилых помещений. В части предоставления жилого помещения Шатовой О.В. на семьи из трех человек с учетом проживающих совместно с ней малолетних детей Красникова Данила Романовича и Красникова Евгения Романовича, суд полагает, данные требования также подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с абз.2 п.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей», дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях профессионального образования, либо по окончании службы в рядах ВС РФ обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм. Данная норма права действительно не предусматривает обеспечение жильем членов семьи лиц, названной категории, но нормами международного права, в частности ст.23 Международного пакта «О гражданских и политических правах» от 16.12.1966г. предусмотрено, что семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства. В соответствии с ч.1 ст.69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним супруг, а также дети и родители. Как установлено в судебном заседании Шатова О.В. проживает с малолетними детьми Красниковым Даниилом Романовичем, ______г.р., и Красниковым Евгением Романовичем, ______г.р., которые относятся к членам её семьи. При таких обстоятельствах, в связи с наличием у истца малолетних детей, предоставление жилого помещения ей как одиноко проживающему человеку не отвечает её интересам и нарушает её права на проживание со своими несовершеннолетними детьми. При определении размера жилой площади, подлежащей предоставлению Шатовой О.В. и двум ее малолетним детям, то есть на состав семьи из 3 человек, суд исходит из следующего: В соответствии со ст.50 Жилищного кодекса Российской Федерации норма предоставления жилого помещения по договору социального найма определяется исходя из общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Частью 5 ст.57 ЖК РФ установлено, что по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Правоотношения между Шатовой О.В. и Министерством ЖКХ Хабаровского края по предоставлению жилого помещения возникли после вступления в силу Жилищного кодекса РФ, поэтому, в соответствии с п.1 ст. 6 Жилищного кодекса РФ, при обеспечении ее жилым помещением подлежит применению ст. 5 Закона Хабаровского края от 13.10.2005 № 304, согласно которой жилое помещение государственного жилищного фонда края предоставляется одиноко проживающему гражданину по договору социального найма в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 18 квадратных метров, 15 квадратных метров на каждого человека - семье из двух и более человек. Общая площадь предоставляемого жилого помещения не может более чем в два раза превышать установленную норму. Поскольку у истца имеется двое несовершеннолетних детей, то жилое помещение должно быть предоставлено с учетом состава семьи 3 человека общей площадью не менее 45 кв.м. в пределах г. Хабаровска. Предоставление истцу жилого помещения по договору социального найма как относящейся к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, без учета состава семьи нарушило бы жилищные права Шатовой О.Е., гарантированные ей Конституцией РФ. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Шатовой Оксаны Валерьевны к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края удовлетворить. Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края за счет жилищного фонда Хабаровского края предоставить Шатовой Оксане Валерьевне вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным техническим и санитарным требованиям, на состав семьи из трех человек, согласно нормам предоставления площади жилых помещений государственного жилищного фонда Хабаровского края по договору социального найма (не менее 45 кв.метров общей площади) в пределах г. Хабаровска. В удовлетворении исковых требований Шатовой Оксане Валерьевне к администрации г.Хабаровска отказать. Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме. Дата изготовления мотивированного решения – 27.09.2010 г. Судья Губанова А.Ю.