Дело № 2-5493/10 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Хабаровск 11 ноября 2010 года Центральный районный суд г. Хабаровска Хабаровского края в составе: председательствующего: судьи Губановой А.Ю., при секретаре Пресс Ю.Б., с участием: истца Дидковского О.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дидковского Олега Евгеньевича к Федеральному государственному учреждению «Хабаровская квартирно-эксплуатационная часть» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, УСТАНОВИЛ: Истец обратился в суд с иском к ответчикам о признании права собственности на жилое помещение — квартиру ... ... .... В обоснование указал, что данная квартира была распределена ______ жилищной комиссией в/ч 78655 ему, как военнослужащему на состав семьи из 3-х человек. ______ с ним заключен договор социального найма указанного жилого помещения. В настоящее время он является нанимателем указанной квартиры, где зарегистрирован и проживает совместно с сыном Дидковским В.О. Другого жилья не имеют, правом на приватизацию не пользовались. Они занимают указанное жилое помещение по договору социального найма жилого помещения, и имеют право на приватизацию квартиры. Однако реализовать свое право на приватизацию они не имеют возможности. В соответствии с п.2 подп. «и» постановления Правительства РФ от 29.12.2008г. № 153 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ в целях управления имуществом Вооруженных сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством РФ, следующие функции: мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества. Механизм осуществления указанных полномочий до настоящего времени не разработан, в связи с чем, он не может осуществить свое конституционное право на приобретение квартиры в собственность. В судебном заседании истец исковые требования поддержал, обосновав их доводами, изложенными в исковом заявлении, просил принять решение о передаче в собственность указанной квартиры ему и его сыну в равных долях. Привлеченная к участию в деле в качестве 3-го лица Дидковская В.А. просила рассмотреть дело без её участия и удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Ответчики в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела уведомлены надлежащим образом, ходатайств об отложения слушания дела не представили. Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд считает заявленное требование обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела Дидковскому О.Е. в период прохождения военной службы на основании решения жилищной комиссией в/ч 78655 от ______ на состав семьи из 3-х человек предоставлена квартира ______ по ... .... ______ с истцом заключен договор социального найма указанного жилого помещения и по настоящее время в квартире зарегистрированы и проживают Дидковский О.Е. с несовершеннолетним сыном Дидковским В.О. Согласно справкам КГУ Хабкрайинвентаризация, Управления Росреестра по Хабаровскому краю право собственности на квартиру ______, расположенную по адресу ... не зарегистрировано. Иного недвижимого имущества у истцов на праве собственности не имеется. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007г. № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества» документы для учета объекта недвижимости в реестре федерального имущества должен предоставлять правообладатель. В соответствии с подпунктом «и» п. 2 постановления Правительства РФ от 29.12.2008г. №153 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ в целях управления имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных министерству обороны РФ организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством РФ, следующие функции: мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества. Механизм осуществления указанных полномочий до настоящего времени не разработан. В соответствии со ст. 2 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном или оперативном управлении учреждения (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность. Возможность осуществить приватизацию служебного жилья связана с обязательным условием - решение собственника жилья, который вправе разрешить или отказать в разрешении приватизации квартиры. Данное требование закона отражено в ст.4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ». Статья 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусматривает, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность. По смыслу указанного выше Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. Согласно ст.6 вышеуказанного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными и муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными и муниципальными учреждениями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. В судебном заседании установлено, что истец с сыном не может воспользоваться в досудебном порядке гарантированным им указанным федеральным законом и ст. 35 Конституции РФ правом, и приобрести спорную квартиру в собственность в связи с отсутствием механизма реализации указанного права. Признание за истцами права собственности на спорную квартиру в судебном порядке обеспечивает возможность реализации своего нарушенного права, поскольку если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права. В соответствии со ст.8 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопроса о приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд. Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, и путем признания права. Поскольку истцы не воспользовались своим правом на приватизацию жилого помещения, жилых помещений в собственности не имеют, сертификат на приобретение жилья им не выдавался, а право собственности на спорную квартиру не зарегистрировано, что подтверждается предоставленными суду справками, суд считает необходимым признать за истцом и его сыном право собственности на занимаемое ими жилое помещение. На основании вышеизложенного суд полагает, что требования истца о признании за ним и его сыном права на жилое помещение в порядке приватизации являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования удовлетворить. Признать за Дидковским Владиславом Олеговичем и Дидковским Олегом Евгеньевичем право собственности в равных долях, по 1/2 за каждым, на жилое помещение – квартиру ... Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение 10 дней с момента вынесения в окончательной форме. Дата изготовления мотивированного решения – 16.11.2010 г. Председательствующий Губанова А.Ю.