о возмещении ущерба связанного с изъятием земельного участка



Дело ______                       РЕШЕНИЕ                                     

                                       Именем Российской Федерации

______г. г. Хабаровск

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Мороз И.Г., при секретаре ФИО5, с участием истца ФИО13, представителя истца ФИО4, представителя ответчика Министерства финансов Российской Федерации ФИО18, представителя ответчика Правительства Хабаровского края ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО13 к Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации, Правительству Хабаровского края, Министерству имущественных отношений Хабаровского края, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю о возмещении ущерба, связанного с изъятием земельного участка для государственных нужд,

                                                              УСТАНОВИЛ:

ФИО13 обратилась в суд с иском к Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации, Правительству Хабаровского края, Министерству имущественных отношений Хабаровского края, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю о возмещении ущерба в сумме 25 635 000 руб., связанного с изъятием земельного участка для государственных нужд, указав в обоснование заявленного требования следующее.

На основании постановления главы Администрации Хабаровского района от ______г. соститанной сов РФ за счет казны РФ в возмещение уще05.04.1996 года ее мужу ФИО17 был предоставлен земельный участок площадью 500 000 кв. м в ... на Большом Уссурийском острове. ______г. Управлением ФРС по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО12 было выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на этот земельный участок, о чем в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним ______г. была сделана регистрационная запись. ______г. ФИО12 умер, открывшееся после его смерти наследственное имущество в виде указанного земельного участка было принято ею. ______г. право собственности на земельный участок зарегистрировано за нею. В связи с демаркацией российско – китайской государственной границы по Дополнительному соглашению между Российской Федерацией и КНР о российско – китайской государственной границе на ее Восточной части, ратифицированному Федеральным законом от 31 мая 2005 года № 52-ФЗ, данный земельный участок отошел к Китайской Народной Республике. Никакие компенсационные выплаты ей не были произведены. В досудебном порядке были предприняты все возможные меры к  урегулированию спора. Однако неоднократные обращения в компетентные органы положительного результата не дали, ответы содержат рекомендации по разрешению спора в судебном порядке. В соответствии с отчетом ОАО «Дальневосточная оценочная компания»  рыночная стоимость указанного земельного участка составляет 10 174 000 руб. Оценка земельного участка выполнена после отмены Постановления Губернатора Хабаровского края от 04.03.2003г. № 68 «Об утверждении кадастровой стоимости земель поселений Хабаровского края», в соответствии с которым стоимость квадратного метра земель поселений составляет 51,27 руб. Поскольку рыночная стоимость земельного участка не может быть ниже его кадастровой стоимости, исчисленной в соответствии с указанным постановлением, на момент изъятия она составляла 25 635 000 руб.

В судебном заседании истец ФИО13, ее представитель ФИО4 исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснили, что земельный участок относился к  землям сельскохозяйственного назначения, но поскольку в Постановления Губернатора Хабаровского края от 04.03.2003г. № 68 стоимость квадратного метра земель сельскохозяйственного назначения не установлена, а земельный участок расположен рядом с селом Казакевичево, его можно оценить, как земли поселений.

Представитель ответчика Правительства Российской Федерации в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил. В соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие данного ответчика.

Представитель Министерства экономического развития Российской Федерации в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил. В соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие данного ответчика.

Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил. В соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие данного ответчика.

Представитель ответчика Министерства имущественных отношений Хабаровского края в судебное заседании не явился, о рассмотрении дела уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил. В соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие данного ответчика. Из представленного письменного отзыва следует, что ответчик исковые требования не признает, поскольку изъятие земельных участков проводилось для нужд Российской Федерации, выкуп земельных участков должен осуществляться Правительством Российской Федерации после принятия соответствующего распоряжения об этом и установления выкупной цены.

Представитель ответчика Министерства финансов Хабаровского края ФИО3 заявленные требования не признал по тем основаниям, что Министерство финансов РФ не является органом государственной власти, осуществляющим правоприменительные функции в сфере земельных отношений, и не уполномочено на принятие решения об изъятии земельных участков для государственных нужд, осуществления процедуры изъятия и выкупа земельного участка для указанных целей. В соответствии с действующим земельным законодательством конкретная стоимость изымаемого земельного участка определяется по соглашению сторон при достижении соглашения с собственником. Применение ст. 55 Земельного кодекса РФ не требует установления деликтного правонарушения, т.е. установления факта незаконности действий государственного органа и вины должностных лиц. Надлежащим ответчиком по данному делу является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, в компетенцию которого входят полномочия по оказанию государственных услуг в сфере земельных отношений и которое обладает необходимыми бюджетными полномочиями по представлению интересов Российской Федерации и по исполнению судебных актов о взыскании денежных средств с казны Российской Федерацию. Не имея возражений против оценки земельного участка, проведенной ОАО «Дальневосточная оценочная компания», считает требование о взыскании ущерба в размере 25 635 000 руб. не основанными на законе, поскольку спорный участок к землям поселений не относился.

Представитель Правительства Хабаровского края ФИО2 исковые требования не признал, пояснил, что принадлежащий истцу земельный участок изымался в целях реализации Российской Федерацией международных обязательств по соглашению между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско-китайской государственной границе на ее Восточной части. В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации, в частности находится внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации. Поскольку выполнение международных обязательств, связанных с демаркацией российско-китайской границы находится в ведении Российской Федерации, обязанность по уплате выкупной цены за изымаемый земельный участок лежит на Российской Федерации. Размер ущерба должен определяться исходя из рыночной стоимости земельного участка, а не кадастровой стоимости земель поселений Хабаровского края, утвержденной постановлением Губернатора края, учитывая также, что спорный земельный участок к землям поселений не относится.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает заявленное требование подлежащим удовлетворению в части по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, постановлением главы ... от ______ года ФИО12, приходящемуся истцу мужем, был предоставлен земельный участок площадью 500 000 кв. м в ... на Большом Уссурийском острове. 

______г. Управлением ФРС по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО12 было выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок, относящийся к  землям сельхозназначения, о чем в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним ______г. была сделана регистрационная запись 27-27-01/038-2005-331.

 Согласно свидетельству о смерти ФИО12 умер ______г.

______г. право собственности на указанный земельный участок сельскохозяйственного назначения общей площадью 500 000 кв.м, расположенный в районе Большого Уссурийского острова в Хабаровском районе Хабаровского края, на основании свидетельства о праве на наследство по закону было зарегистрировано за ФИО13, о чем в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним сделала запись регистрации ______.

______ года Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой – как  «Договаривающимися Сторонами» в г. Пекине было подписано Дополнительное соглашение между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о  российско – китайской государственной границе на ее Восточной части.

Согласно данному соглашению, часть территории острова Большой Уссурийский и Тарабаров отошли к Китайской Народной республике.

Согласно Федеральному Закону № 52-ФЗ от 31.05.2005 года Дополнительное соглашение между РФ и КНР о российско - китайской государственной границе было ратифицировано.

В соответствии с  Федеральным законом   «О государственном кадастре недвижимости», государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы РФ, о границах между субъектами РФ, границами муниципальных образований, границах населенных пунктов и так далее.

Согласно кадастровому паспорту по состоянию на 07.04.2009 года земельный участок, принадлежавший истцу на праве собственности, в настоящее время находятся за линией российско – китайской государственной границы.

Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд является одним из правовых способов обеспечения публичных интересов при использовании земельных участков.

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных, в частности, с выполнением международных обязательств Российской Федерации.

Условия и порядок изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд установлен федеральным земельным законодательством, которое в этой части по своему содержанию является отсылочным и в силу этого применяется в системном единстве как с другими положениями Земельного Кодекса РФ, затрагивающими вопросы принудительного изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, так и соответствующими положениями Гражданского кодекса РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 Земельного Кодекса РФ убытки, причиненный нарушением прав собственников земельных участков землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме.

В соответствии со ст. 63 Земельного Кодекса РФ изъятие земельных участков, в том числе путем их выкупа для государственных или муниципальных нужд осуществляется после предоставления по желанию лиц, у которых изымаются, в том числе выкупаются земельные участки, равноценных земельных участков, возмещения в полном объеме убытков.

Согласно пункту 2 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 3 данной статьи собственник земельного участка должен быть не позднее, чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.

При этом пунктом 4 данной статьи установлено, что решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта ФИО1 или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.

Пунктом 1 статьи 281 Гражданского кодекса предусмотрено, что плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.

Таким образом, изъятию земельного участка должно предшествовать принятие решения об изъятии земельного участка, письменное уведомление собственника не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка, государственная регистрация решения об изъятии и уведомление об этом собственника земельного участка. При этом выкупная цена за земельный участок, сроки и другие условия определяются соглашением сторон.

Ответчиками не представлено доказательств, подтверждающих выполнение указанной выше процедуры изъятия земельных участков, в том числе соглашение с собственником о  выкупной цене.

Согласно распоряжению Губернатора Хабаровского края  № 394 –р от 06.07.2006 года «Об организации работы по возмещению убытков и потерь в связи с демаркацией российско – китайской государственной границы, земельные участки, расположенные на территории острова Большой Уссурийский изымаются для государственных нужд Российской Федерации, исполнительным органам:  Министерству сельского хозяйства, Министерству имущественных отношений, Министерству финансов края, Главам сельских поселений рекомендовано провести проверку представленных материалов, разработать расчет, мотивированные предложения по затратам, которые понесут юридические и физические лица.

Как следует из ответа Руководителя Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Хабаровскому краю, от 4.08.2009 года на коллективное обращение граждан, урегулированием вопросов по возмещения понесенных убытков занимались различные исполнительные органы, по результатам работы которых подготовлены и выданы гражданам соответствующие документы по недвижимости, при этом предметно вопрос по возмещению убытков не разрешен.

В соответствии со ст. 35 ч. 3 ФИО10никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного равноценного возмещения.

ФИО14 ст. 1 Протокола ______ Конвенции  «О защите прав человека и  основных свобод»  от ______ года (с изменениями на 01.11. 1998 года)  - каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.

          ФИО14 Гражданскому кодексу РФ (главе 17) земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется ФИО1, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием.

           В настоящее время в федеральном земельном законодательстве не определен федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление процедуры выкупа земельного участка для государственных нужд (в случае демаркации государственной границы).

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся:  федеративное устройство и территория РФ (п.б);  федеральная государственная собственность и управление ею (п.д);  федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы (п.з); внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской федерации, вопросы войны и мира (п.к)

В соответствии с  ч. 1 ст. 110 Конституции РФ исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.

В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство Российской Федерации: разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение (п.а);  осуществляет управление федеральной собственностью (п.г); осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации (п.д)

В настоящее время – как следует из пояснений представителя ответчика Министерства финансов РФ, ответов на жалобы и обращения истца в компетентные органы, вопросы, связанные с изъятием и компенсацией стоимости изымаемых земельных участок – не рассматривались.

Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» не предусмотрены расходы на выплату компенсации за изъятие земельных участков в связи с выполнением международных обязательств Российской Федерацией.

Из изложенного следует, что Правительством РФ не выполнена обязанность по установлению размера и порядка выплаты компенсации в связи с изъятием земельных участков в ходе демаркации российско – китайской границы, следовательно, в  силу ст. 1071 Гражданского кодекса РФ надлежащим ответчиком является Министерство финансов РФ, представляющее казну Российской Федерации.

Учитывая, что выполнение международных обязательств, связанных с демаркацией российско – китайской границы находится в ведении Российской Федерации, является расходными обязательства Российской Федерации, возмещение убытков, которые понесли истцы в связи с изъятием земельных участков, находившихся в собственности, должно производиться за счет средств федерального бюджета.

Подпункт 1 пункта 1 подпункт 1 пункта 2 статьи 57 Земельного Кодекса РФ, конкретизируя взаимосвязанные предписания ст. 13, 15, 16 п. 1 ст. 281 и ст. 417 ГК РФ о порядке определения выкупной цены и учитывая сложносоставной характер выкупной цены, устанавливают порядок ее возмещения в части, касающейся убытков.

Рыночная стоимость земельного участка согласно ст. 66 ЗК устанавливается в соответствии с ФЗ «Об оценочной деятельности» (ст. 9).

Отчет об оценке размера убытков, причиненных собственнику в связи с изъятием спорного земельного участка, составлен оценщиком ОАО «Дальневосточная оценочная компания», имеющего специальное высшее образование, прошедшего профессиональную переподготовку, свидетельство о членстве и включении в реестр членов РОО, свидетельства об аккредитации.

Отчет об оценке составлен в соответствии с требованиями Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ, в соответствии с Федеральными Стандартами Оценки (ФСО № 1 - № 3), утвержденными Приказами Минэкономразвития и торговли РФ от 20.07.2007 года, № 254 - № 256, Сводом оценки стандартов Оценки РОО 2010 ( предназначен для оценки стоимости имущества в РФ и в других странах СНГ), мотивирован, обоснован.

Согласно указанному отчету рыночная стоимость земельного участка, изъятого у истца, составляет 10 174 000 руб.

Оснований сомневаться в выводах специалистов – оценщиков о рыночной стоимости земельного участка – у суда не имеется.

Из изложенного следует, что подлежит удовлетворению требование истца о взыскании с Министерства финансов РФ за счет казны РФ в возмещение ущерба, причиненного изъятием земельного участка, его рыночной стоимости в сумме 10 174 000 руб.

Требование о взыскании в возмещение ущерба стоимости земельного участка, рассчитанной исходя из стоимости 1 кв. метра земель поселений, установленного Постановлением Губернатора Хабаровского края от 04.03.2003г. № 68 «Об утверждении кадастровой стоимости земель поселений Хабаровского края», не основано на законе.

Спорный земельный участок к землям поселений не относится, его кадастровая стоимость ______г. составляет 760 650 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

                                              РЕШИЛ:                                            

Исковые требования к Министерству финансов РФ удовлетворить в части.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО13 рыночную стоимость земельного участка площадью 500 000 кв. м, изъятого для государственных нужд в связи с демаркацией российско-китайской государственной границы, в сумме 10 174 000 руб., в удовлетворении остальной части заявленного требования отказать.

В удовлетворении исковых требований к  Правительству Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации, Правительству Хабаровского края, Министерству имущественных отношений Хабаровского края, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

            Судья Мороз И.Г.

Решение в окончательной форме изготовлено ______г.