Дело ______ РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ______ года ... Центральный районный суд города Хабаровска в составе: председательствующего судьи О.М. Красногоровой, при секретаре А.О. Коваленко, с участием представителя истца ФИО2 по доверенности от ______ г., представителя ответчика ФИО1 по доверенности от ______ г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО0 к министерству ... ... с привлечение третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Лермонтовского ..., о признании недействительным распоряжения, УСТАНОВИЛ: Истец ФИО0 обратился в суд с указанным иском, в обосновании которого утверждает, что решением министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от ______ г. ______р ему отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении государственного жилищного фонда края, предоставляемом по договору социального найма, согласно пункту 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ, с которым ФИО0 не согласен, поскольку является участником Великой Отечественной войны, инвалидом 2 группы, его супруга ФИО0 ИГ. имеет онкологическое заболевание. В настоящее время он с супругой проживает в 2-квартирном деревянном доме, отопление печное, год постройки дома - 1970.З а время с даты постройки капитальный ремонт дома не проводился ни разу. Актом обследования помещений ______ от ______ г., составленным Межведомственной комиссией, назначенной распоряжением главы Лермонтовского сельского поселения от ______ г. ______р, зафиксировано, что «несущие деревянные конструкции дома (стены, балки чердачные перекрытия, потолочные перекрытия, балки полов находятся в значительной степени биологического повреждения, температурный режим при использовании печного отопления не поддерживается, дом требует капитального ремонта». Тем не менее, дом был признан пригодным к проживанию, в связи с чем мне было отказано в постановке на учет как нуждающемуся в улучшении жилищных условий. Однако, при решении вопроса об отказе в принятии меня на учет, Министерство ... не учло следующие факторы. На основании ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленных для жилых помещений требованиям. Раздел 22 Положения о признании помещения нежилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. № 47 установил ряд требований, которым должно соответствовать жилое помещение. Как видно их данных Технического паспорта, а также из Акта обследования помещений от ______ г., ни одно из требований не соответствует жилому помещению, в котором ФИО0 проживает. В связи с указанным истец просит суд признать недействительным распоряжение министерства ... от ______ г. ______р; обязать министерство ... края поставить его на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилья по договору социального найма. Исходя из положений статьи 254 Гражданского процессуального кодекса РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Статья 247 ГПК РФ содержит общие положения, которые распространяются на все дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе и при оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, и предусматривает, что при наличии спора о праве поданное гражданином заявление должно рассматриваться в порядке искового производства, а не по правилам главы 25 ГПК РФ. На стадии постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях отсутствует спор о праве на жилое помещение, поскольку жилищные правоотношения еще не возникли, следовательно, данные отношения носят публичный характер, так как гражданин оспаривает действия (бездействие) соответствующего органа государственной власти либо местного самоуправления. Исходя из изложенного, данные решения об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях могут быть оспорены в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ. Указанная позиция нашла свое подтверждение в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2005 года, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10.08.2005 г. Разрешая настоящее дело, суд учитывает, что ФИО0, обращаясь в суд с исковым заявлением, в котором не просил признать за ним право на предоставление жилого помещения, по сути, обратился с заявлением в порядке гл. 25 ГПК РФ, в котором ставил перед судом вопрос о проверке правомерности действий министерства ..., отказавшему ему в постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Следовательно, в силу положений ст. ст. 254, 258 ГПК РФ предметом судебного исследования по настоящему делу должно являться соответствие такого отказа требованиям действующего законодательства. Заявитель ФИО0 и представитель администрации ..., надлежащим образом уведомленные о времени и месте заседания, в суд не явились, представили письменные заявления с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие. Неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в части первой настоящей статьи лиц (т.е. как заявителя, так и представителя противоположной стороны), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления (часть 2 статьи 257 ГПК РФ). При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле. В судебном заседании представитель заявителя настаивала на удовлетворении заявления по обстоятельствам, указанным в нем, суду пояснила, что расценивает обжалуемое Распоряжение незаконным, поскольку оно не основано на положениях Закона. Представитель органа, чье решение обжалуется, министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, с требованием ФИО0 не согласилась в полном объеме, расценила его необоснованным и не подлежащим удовлетворению, указав, что исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. ______ г. ФИО0 обратился в министрество с заявлением о принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении государственного жилищного фонда, предоставляемом по договору социального найма. На момент обращения заявитель зарегистрирован в ..., ... по ... в ... района, общей площадью 40,7 кв.м., принадлежащей ему на праве долевой собственности совместно с женой в равных долях (свидетельство о государственной регистрации права от ______ г. ______АВ 210010). В указанном жилом помещении ФИО0 зарегистрирован вдвоем с женой. Согласно акту обследования и заключению межведомственной комиссии от ______ г. ______, квартира. ______, ... по ... в ... района пригодна для проживания. Таким образом, заявитель обеспечен жилой площадью свыше учётной нормы, которая в соответствии с решением Хабаровской городской думы от ______ г. ______ составляет 12 кв.м. По указанным основаниям распоряжением министерства ... от ______ г. ______р ФИО0 было отказано в принятии на учёт. Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела в совокупности, суд приходит к следующему. Статья 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. При этом в силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Распоряжением министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от ______ г. ______р ФИО0, участнику Великой Отечественной войны, было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении государственного жилищного фонда края, предоставляемом по договору социального найма, согласно пункту 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ. Данным Распоряжением было установлено, что за ФИО0 зарегистрировано право общей долевой собственности на жилое помещение по ...2, ..., общей площадью 40,7 кв.м., по заключению межведомственной комиссии от ______ г. жилой дом признан пригодным для проживания, нуждающимся в жилом помещении ФИО0 не является, обеспечен общей площадью жилого помещения более учетной нормы. Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью (статья 2); в Российской Федерации как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются гарантии социальной защиты, гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом (статьи 7 и 39); в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (статья 55, часть 2); защита прав и свобод человека и социальная защита, включая социальное обеспечение, являются предметами совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункты «б», «ж» части 1). По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности, в том числе в отношении лиц, обладающих трудовыми заслугами перед обществом и государством. Согласно пункту 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Порядок принятия на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде установлен статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации. Частью 2 ст. 52 Жилищного кодекса РФ определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» обеспечению жилыми помещениями подлежат признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий определённые категории граждан из числа ветеранов Великой Отечественной войны, в том числе члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий. Пунктом 1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» (в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 г. № 30) решено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», для чего было предусмотрено заключение соглашений с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации мероприятий, предусмотренных настоящим Указом. В этой связи пунктом 1 статьи 2 Закона Хабаровского края от 13.10.2005 г. № 304 «О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае» предусмотрено, что жилые помещения государственного жилищного фонда края по договорам социального найма предоставляются гражданам, нуждающимся в получении жилых помещений, имеющим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Удостоверением серии А ______, выданным ______ г. установлено, что заявитель имеет право на льготы и преимущества, установленные статьей 21 Федерального закона «О ветеранах» как участник Великой Отечественной войны. Частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ предусмотрен перечень граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Судом установлено, что на основании договора на передачу жилых помещений в собственность граждан ______ от ______ г. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ______ г. произведена запись регистрации общей долевой собственности на часть жилого дома, общей площадью 40,7 кв.м., расположенного по адресу: ..., ..., ..., ...2, по 1\2 доли за ФИО0 и ФИО8 (жена). Из технического паспорта домовладения, составленному по состоянию на ______ г., усматривается, что жилой дом ______ по ... в ... района Хабаровского края, является домом 1970 года постройки, одноэтажным, имеет физический износ 50%, деревянным, с печным отоплением. В части обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, проживающих в неблагоустроенном жилье. Согласно пункту 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Постановлением ФИО5 от ______ г. ______ «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». На основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, органом местного самоуправления образовывается комиссия, которая проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и дает заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания. Судом установлено, что Межведомственная комиссия, назначенная распоряжением главы ... от ______ г. ______р, в присутствии собственника жилого помещения ФИО0 ______ г. произвела обследование жилого дома, расположенного по адресу: ..., ..., ..., ...2, по результатам которого было вынесено заключение ______ от ______ г., согласно которому указанное жилое помещение было признано пригодным для проживания, необходим капитальный ремонт деревянных конструкций. Следует отметить, что согласно пункту 12 указанного Положения в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. В соответствии с пунктом 52 указанного Положения решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке. Материалы гражданского дела не содержат сведений об обжаловании заключения Межведомственной комиссии ... ______ от ______ г., а также результаты данного обжалования. Таким образом, судом во внимание принимается только заключение ______ от ______ г., подписанное всеми членами Межведомственной комиссии. Из письменного отзыва от ______ г., имеющегося в материалах дела, глава администрации ... Бикинского муниципального района Хабаровского края сообщил, что заключение по результатам обследования жилого дома ______ от ______ г., согласно которому жилое помещение признавалось непригодным для проживания, не был утвержден всеми членами комиссии в связи с тем, что жилое помещение, принадлежащее семье ФИО0, отвечает требованиям, установленным для жилых помещений, оно является пригодным для проживания. Поэтому за этим же номером и датой составлен акт обследования и заключение, которое признавало жилое помещение пригодным для проживания. Оно направлено в министерство ..., утверждено всеми членами межведомственной комиссии, является действительным. Копия акта обследования, в резолютивной части которого жилое помещение признано непригодным для проживания, выдана ФИО0 ошибочно. Статья 60 Гражданского процессуального кодекса РФ предусматривает, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами. Представленная представителем заявителя копия заключения Межведомственной комиссии ... ______ от ______ г., согласно которой обследуемое жилое помещение не соответствует установленным требованиям, проведение капитального ремонта не целесообразно, не может быть принято судом во внимание, поскольку она не отвечает признакам допустимости доказательства, она не заверена надлежащим образом, не содержит подписей всех членов Межведомственной комиссии. Оценивая законность и обоснованность выводов министра ..., суд отмечает следующее. Как следует из содержания пункта 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. В соответствии с п. п. 4 и 5 ст. 50 Кодекса учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Пунктом 2 Решения Хабаровской городской Думы от ______ г. ______ «О муниципальном жилищном фонде городского округа «Город Хабаровск» определено, что учетная норма площади жилого помещения для определения уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма установлена в размере 12 квадратных метров и менее общей площади жилого помещения на 1 человека. В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от ______ г. ______АВ 210010, ФИО0 принадлежит 20,35 кв.м. в праве собственности на жилое помещение, равно как и его жене. Следовательно, ФИО0 обеспечен жилой площадью свыше учетной нормы. Таким образом, не усматривая нарушений жилищных прав ФИО0, равно как и оснований для признания незаконным отказа министра ... (Распоряжение ______р от ______ г.) в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении государственного жилищного фонда края, предоставляемом по договору социального найма как участнику Великой Отечественной Войны. Суд, оценивая доводы ФИО0, приведенные им в заявлении, приходит к выводу, что им, по сути, ставится вопрос об отсутствии в занимаемом им жилом помещении капитального ремонта. Из паспорта гражданина РФ, усматривается, что ФИО0 по адресу: ..., ..., ..., ...2, зарегистрирован с ______ г., приватизировано спорное жилое помещение ______ г. Согласно статье 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Из данной нормы следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства. С 1 марта 2005 года введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, статья 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в статье 210 Гражданского кодекса РФ. Исходя из системного толкования статьи 16 вышеназванного Закона, статьи 158 Жилищного кодекса РФ и статьи 210 Гражданского кодекса, после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 254-258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления ФИО0 о признании недействительным распоряжения ... ______р от ______ г. и обязывании принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении государственного жилищного фонда края, предоставляемом по договору социального найма – отказать в полном объеме. Настоящее решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в течение 10-ти дней со дня вынесения мотивированного решения в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска. Мотивированное решение изготовлено: 21.11.2010 г.