Дело ______ РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г.Хабаровск 16 августа 2010 года Центральный районный суд г. Хабаровска Хабаровского края в составе: судьи Губановой А.Ю., при секретаре Ткачевой М.Ю., с участием: прокурора отдела Дальневосточной транспортной прокуратуры Кутепов М.С., представителя ответчика – Филипповой О.В., представителя третьего лица Ахмедова Д.Ш., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о.Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора в интересах Бурминовой Тамары Пантелеевны к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о понуждении постановки на учет в ветеранскую организацию Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги» в качестве неработающего пенсионера железной дороги и предоставлению гарантий, компенсаций и льгот, предусмотренных для неработающих пенсионеров Коллективным договором ОАО «Российские железные дороги» на 2008-2010 годы, УСТАНОВИЛ: Комсомольский-на-Амуре транспортный прокурор обратился в суд в интересах Бурминовой Тамары Пантелеевны к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о понуждении постановки на учет в ветеранскую организацию Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги» в качестве неработающего пенсионера железной дороги и предоставлению гарантий, компенсаций и льгот, предусмотренных для неработающих пенсионеров Коллективным договором ОАО «Российские железные дороги» на 2008-2010 годы, указав в обоснование заявленных требований, что с 1966 года по 1982 год истец работала в системе Министерства путей сообщения (СССР) РФ. В 1982 году приказом начальника отряда службы ведомственной охраны ст.Литовка ФГУП «Дальневосточная железная дорога» МПС РФ от ______ г. ______ истица уволена по собственному желанию в связи с выходом на пенсию. Служба ведомственной охраны, в состав которой входили отряды ведомственной охраны, входила в структуру ФГУП «Дальневосточная железная дорога» МПС РФ. При этом работники, работавшие в отрядах ведомственной охраны, в том числе и истец, до ______ состояли на учете в Совете ветеранов Дальневосточной железной дороги, пользовались социальными льготами и гарантиями, предусмотренными Коллективными договорами, заключаемыми между руководством железной дороги и дорожным профсоюзным комитетом. После образования ОАО «Российские железные дороги» истец был лишен администрацией Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги» всех социальных льгот и гарантий, предусмотренных Коллективными договорами ОАО «Российские железные дороги» для неработающих пенсионеров дороги. После официальных обращений и запросов, направленных в Управление Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги» по просьбе пенсионеров службы ведомственной охраны ФГУП «Дальневосточная железная дорога» директором филиала федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана Министерства путей сообщения Российской Федерации» на Дальневосточной железной дороге Шигаревым В.И., в мае 2005 года за подписью заместителя начальника Дальневосточной железной дороги по кадрам и социальным вопросам Курунова О.А. получен ответ, в соответствии с которым пенсионерам - бывшим работникам службы ведомственной охраны ФГУП «Дальневосточная железная дорога» необоснованно отказано в постановке на ветеранский учет и предоставлении пакета социальных льгот и гарантий, предусмотренных Коллективным договором ОАО «Российские железные дороги». Согласно Коллективному договору ОАО «Российские железные дороги» на 2008-2010 годы неработающие пенсионеры - лица, уволенные по собственному желанию в связи с выходом на пенсию (в том числе по инвалидности в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным возникшим не по вине работника повреждением здоровья) из Компании (ОАО «Российские железные дороги») или до ______ года из организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых внесено в уставный капитал ОАО «Российские железные дороги», а также действующих в них организаций Роспрофжела. К неработающим пенсионерам не относятся лица, уволенные по собственному желанию в связи с выходом на пенсию из ведомственной охраны (военизированной охраны) - структурных подразделений железных дорог - федеральных государственных унитарных предприятий МПС России. Истец уволен из Комсомольского отряда ведомственной охраны ФГУП «Дальневосточная железная дорога» МПС РФ в 1982 году, т.е. до образования ОАО «Российские железные дороги». В соответствии с требованиями статей 3, 4 Федерального закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» от ______ ______ФЗ, пунктов 1, 2 постановления Правительства Российской Федерации «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги» от ______ ______ ОАО «Российские железные дороги», созданному в процессе приватизации федерального железнодорожного транспорта, переданы права и обязанности организаций, имущество которых внесено в уставный капитал ОАО «Российские железные дороги», в том числе ФГУП «Дальневосточная железная дорога» МГТС РФ. Таким образом, ОАО «Российские железные дороги» в силу части 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации является правопреемником ФГУП «Дальневосточная железная дорога», в состав которого до упразднения входила служба ведомственной охраны с подчиненными ей отрядами. В связи с проводимыми мероприятиями по реформированию железнодорожного транспорта распоряжением МГТС РФ от ______ ______р создано самостоятельное юридическое лицо - Федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана Министерства путей сообщения Российской Федерации» (далее - ФГП ВО МГТС России), не являющееся правопреемником службы ведомственной охраны ФГУП «Дальневосточная железная дорога» (в последующем - Федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - ФГП ВО ЖДТ России). Кроме того, согласно Коллективному договору ФГП ВО ЖДТ России на 2008 год неработающими пенсионерами предприятия признаются лица, вышедшие на пенсию после ______ года. В соответствии с п. 6 ст. 25 Федерального закона от ______ ______ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» организации железнодорожного транспорта общего пользования независимо от форм собственности оказывают социальную поддержку неработающим пенсионерам-железнодорожникам в порядке и на условиях, которые предусмотрены отраслевыми соглашениями и коллективными договорами. В соответствии с положениями Коллективного договора ОАО «Российские железные дороги» на 2008-2010 годы неработающими пенсионерами признаны лица, уволенные по собственному желанию в связи с выходом на пенсию из Компании или до ______ года из организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых внесено в уставный капитал ОАО «Российские железные дороги», за исключением, в частности, лиц, уволенных по собственному желанию в связи с выходом на пенсию из ведомственной охраны (военизированной охраны) - структурных подразделений железных дорог - федеральных государственных унитарных предприятий МГТС России. Таким образом, изложенное свидетельствует о том, что истец, уволенный до ______ года на пенсию из организации федерального железнодорожного транспорта, имущество которой внесено в уставный капитал ОАО «Российские железные дороги», является неработающим пенсионером железной дороги, в связи с чем, подлежит постановке на учет в Совет ветеранов Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги». Исключение, предусмотренное в Коллективном договоре ОАО «Российские железные дороги» на 2008-2010 годы для лиц, уволенных из «ведомственной охраны», на нее не может быть распространено, так как, исходя из формулировок, приведенных в договоре исключений, оно не касается работников службы ведомственной охраны железной дороги, вышедших на пенсию из федеральных государственных унитарных предприятий железной дороги. Правильность такого толкования определения «неработающие пенсионеры» подтверждается и письмом ОАО «Российские железные дороги» от ______ ______ОА-4635 «О порядке предоставления социальных гарантий неработающим пенсионерам», в соответствии с которым неработающим пенсионерам организаций железнодорожного транспорта, имущество которых внесено в уставный капитал ОАО «Российские железные дороги», а сама организация вошла в компанию как филиал или структурное подразделение ОАО «Российские железные дороги», предоставляются социальные гарантии в соответствии с коллективным договором и иными нормативными актами ОАО «Российские железные дороги». Таким образом, должностными лицами Дальневосточной железной дороги нарушены требования Коллективного договора ОАО «Российские железные дороги» на 2008-2010 годы, а также ст.ст. 40, 43 Трудового кодекса Российской Федерации, определяющих статус коллективного договора как правового акта, регулирующего социально-трудовые отношения в организации, и заключаемого работниками и работодателем в лице их представителей, обязательного для исполнения подписавшими его сторонами. В результате незаконного отказа в постановке истца на учет в качестве пенсионера железной дороги указанное лицо лишено дополнительных гарантий, предусмотренных п. 4.6 Коллективного договора ОАО «Российские железные дороги» на 2008-2010 годы, что негативно влияет на уровень его жизни. В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов конкретного гражданина может быть подано прокурором в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Истец является неработающим пенсионером и в связи с отсутствием достаточных финансовых средств воспользоваться услугами адвоката для защиты нарушенных прав не в состоянии. Учитывая также пенсионный возраст, а также отсутствие специальных юридических знаний, истец самостоятельно обратиться в суд не может, в связи с чем, заявление в его интересах подается транспортным прокурором. На основании изложенного, просит обязать ОАО «Российские железные дороги» поставить истца на учет в ветеранскую организацию филиала Дальневосточной железной дороги в качестве неработающего пенсионера железной дороги и предоставить гарантии, компенсации и льготы, предусмотренные для неработающих пенсионеров Коллективным договором ОАО «Российские железные дороги» на 2008-2010 годы. В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования, обосновав их доводами искового заявления. Истец в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Представитель ответчика ОАО «РЖД», действующий на основании доверенности, требования прокурора не признал, сославшись на обстоятельства, приведенные в отзыве на исковое заявление. Представитель настаивал на том, что в иске должно быть отказано, поскольку истица не относится к категории неработающих пенсионеров, к которым отнесены договором и отраслевым соглашением лица, уволенные в связи с выходом на пенсию из Организаций или до ______ года из организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых внесено в уставный капитал ОАО «РЖД», и из действующих в них Организаций Профсоюза, находящиеся на ветеранском учете и Организациях, и не состоящие на дату предоставления гарантий, предусмотренных настоящим Соглашением и коллективными договорами Организаций, в трудовых отношениях с любым работодателем. В соответствии с п. 1.3. Отраслевого соглашения допускается определение в коллективных договорах Организаций категории лиц, которые не относятся к неработающим пенсионерам. В разделе первом Коллективного договора Дальневосточной железной дороги и ОАО «Российские железные дороги» указаны лица, которые не относятся к неработающим пенсионерам, к таковым относятся лица, уволенные по собственному желанию в связи с выходом на пенсию из ведомственной охраны (военизированной охраны) - структурных подразделений железных дорог - федеральных государственных унитарных предприятий МПС России. До момента образования ОАО «РЖД» все имущество, которое было направлено на обеспечение деятельности ведомственной охраны ФГУП «Дальневосточная железная дорога», было передано на баланс нового юридического лица - ФГП «Ведомственная охрана МПС РФ», которое не является правопреемником ФГУП «Дальневосточная железная дорога», в структуру ОАО «РЖД» оно не вошло, что подтверждается и положениями распоряжения Правительства РФ от ______ года ______р. Следовательно, в соответствии с п. 5 ст. 58 ГК РФ у ответчика на момент образования ОАО «РЖД» не возникло никаких обязательств по социальному обеспечению бывших работников отрядов ведомственной охраны. Представитель третьего лица ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ», действующий на основании доверенности, суду пояснил, что истец с 1966 по 1982г. работала в системе МПС РФ и была уволена из службы военизированной охраны ФГУП «Дальневосточная железная дорога» в связи с выходом на пенсию. До ______ г. работники ФГУП «Дальневосточная железная дорога», пользовались социальными льготами и гарантиями, предусмотренными Коллективными договорами, заключенными между ФГУП «ДВЖД» и дорожным профсоюзным комитетом. После образования ОАО «РЖД», истец была лишена администрацией Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» всех социальных льгот и гарантий, предусмотренных Коллективными договорами, ОАО «РЖД» для неработающих пенсионеров дороги. Считает заявление прокурора, направленное в суд в интересах истца подлежащим удовлетворению. Коллективным договором ОАО «РЖД» на 2008-2010 г.г. неработающими пенсионерами признаны лица, уволенные по собственному желанию в связи с выходом на пенсию из Компании или до ______ г. из организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых внесено в уставный капитал ОАО «РЖД», за исключением лиц, уволенных по собственному желанию в связи с выходом на пенсию: из филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД», имущество которых внесено в уставный капитал акционерных обществ; ведомственной охраны (военизированной охраны) структурных подразделений железных дорог - федеральных государственных унитарных предприятий МПС России; государственных учреждений высшего и среднего профессионального образования МПС России; центров санитарно-эпидемиологического контроля - структурных подразделений железных дорог - федеральных государственных унитарных предприятий МПС России, ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту». В соответствии со ст.6 Федерального закона от ______ г. ______ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», организации железнодорожного транспорта общего пользования независимо от форм собственности должны оказывать социальную поддержку неработающим пенсионерам-железнодорожникам в порядке и на условиях, которые предусмотрены отраслевым тарифным соглашением». Организации, перечисленные в пунктах 1,3 и 4 в той или иной организационно-правовой форме существуют. Они созданы на базе имущества структурных подразделений федеральных государственных унитарных предприятий МПС России (например, ОАО «Трансконтейнер», ДВГУПС, НУЗ Отделенческая поликлиника на ст. Хабаровск-1) и в соответствии с требованиями вышеназванного Закона, обязаны оказывать социальную поддержку неработающим пенсионерам-железнодорожникам. Между тем, федеральное государственное унитарные предприятие (ДВЖД) МПС России, в котором существовали структурные подразделения военизированной охраны, было ликвидировано, а его имущество внесено в уставной капитал ОАО «РЖД». Таким образом, ОАО «РЖД» создано путем реоганизации (слияния) нескольких ФГУП МПС. При таких обстоятельствах, лишение бывшего работника отряда ведомственной (военизированной) охраны ФГУП «ДВЖД» всех социальных льгот и гарантий, предусмотренных Коллективным договором ОАО «РЖД» для неработающих пенсионеров дороги незаконно, противоречит требованиям ст.6 Федерального закона от ______ г. ______ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и ст. 8 Трудового кодекса РФ, в связи с чем, заявление прокурора об обязании ОАО «РЖД» поставить истца на учет в ветеранскую организацию Дальневосточной железной дороги в качестве неработающего пенсионера железной дороги и предоставить ему гарантии, компенсации и льготы, предусмотренные Коллективным договором ОАО «РЖД» на 2008-2010 г.г. обоснованно и подлежит удовлетворению. Выслушав прокурора, представителей ответчика и третьего лица, изучив материалы дела, суд считает заявление Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Как установлено в судебном заседании с 1966 года по 1982 год истец работала в системе Министерства путей сообщения (СССР) РФ. В 1982 году приказом начальника отряда службы ведомственной военизированной охраны ст.Литовка ФГУП «Дальневосточная железная дорога» МПС РФ от ______ ______л уволена по собственному желанию в связи с выходом на пенсию. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от ______ г. ______ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», организации железнодорожного транспорта общего пользования независимо от форм Отраслевым тарифным соглашением по федеральному железнодорожному транспорту на 2001- 2003 годы, зарегистрированным Минтрудом РФ 14.1 1.2000 ______ —ВЯ, было предусмотрено, что работодатели обязуются принимать меры по усилению социальной поддержки работников железнодорожного транспорта, в том числе, неработающих пенсионеров отрасли (п.3.4.). В данном Соглашении работодатели обязались предусматривать в коллективных договорах организаций железнодорожного транспорта порядок и формы оказания социальной поддержки, в частности, неработающим пенсионерам отрасли. Согласно Коллективному договору ОАО «Российские железные дороги» на 2008-2010 годы неработающие пенсионеры - лица, уволенные по собственному желанию в связи с выходом на пенсию (в том числе по инвалидности в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным возникшим не по вине работника повреждением здоровья) из Компании (ОАО «Российские железные дороги») или до ______ года из организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых внесено в уставный капитал ОАО «Российские железные дороги», а также действующих в них организаций Роспрофжела. К неработающим пенсионерам не относятся лица, уволенные по собственному желанию в связи с выходом на пенсию из ведомственной охраны (военизированной охраны) - структурных подразделений железных дорог -федеральных государственных унитарных предприятий МПС России. Согласно ст.ст. 3, 4 Федерального закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» от ______ ______ФЗ, п.п. 1, 2 постановления Правительства Российской Федерации «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги» от ______ ______ ОАО «Российские железные дороги», созданному в процессе приватизации федерального железнодорожного транспорта, переданы права и обязанности организаций, имущество которых внесено в уставный капитал ОАО «Российские железные дороги», в том числе ФГУП «Забайкальская железная дорога», ФГУП «Дальневосточная железная дорога» МГТС РФ. Таким образом, ОАО «Российские железные дороги» в силу ч. 5 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации является правопреемником ФГУП «Забайкальская железная дорога» и ФГУП «Дальневосточная железная дорога», в состав которого до упразднения входила служба ведомственной охраны с подчиненными ей отрядами. На основании распоряжения МГТС РФ от ______ ______р создано самостоятельное юридическое лицо - Федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана Министерства путей сообщения Российской Федерации», не являющееся правопреемником службы ведомственной охраны ФГУП «Забайкальская железная дорога», ФГУП «Дальневосточная железная дорога» (в последующем - Федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации». Кроме того, согласно Коллективному договору ФГП ВО ЖДТ России на 2008 год неработающими пенсионерами предприятия признаются лица, вышедшие на пенсию после ______ года. В соответствии с п. 6 ст. 25 Федерального закона от ______ ______ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» организации железнодорожного транспорта общего пользования независимо от форм собственности оказывают социальную поддержку неработающим пенсионерам-железнодорожникам в порядке и на условиях, которые предусмотрены отраслевыми соглашениями и коллективными договорами. Согласно письму ОАО «Российские железные дороги» от ______ ______ОА-4635 «О порядке предоставления социальных гарантий неработающим пенсионерам» неработающим пенсионерам организаций железнодорожного транспорта, имущество которых внесено в уставный капитал ОАО «Российские железные дороги», а сама организация вошла в компанию как филиал или структурное подразделение ОАО «Российские железные дороги», предоставляются социальные гарантии в соответствии с коллективным договором и иными нормативными актами ОАО «Российские железные дороги». Права истца на предусмотренные федеральными законами социальные гарантии нарушены правопреемником работодателя - ОАО «Российские железные дороги». Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Ответчиком не предоставлено доказательств того, что служба ведомственной охраны железных дорог обладала каким-либо обособленным имуществом, и в процессе создания ОАО «РЖД» это имущество (в нарушение постановления Правительства РФ от ______ г. ______) не вошло в уставный капитал ОАО «РЖД», поэтому работники данной службы ФГУП ДВЖД, вышедшие на пенсию до ______ г., подлежат постановке на ветеранский учет для обеспечения предусмотренными социальными гарантиями как неработающие пенсионеры предприятия в созданном федеральном государственном унитарном предприятии «Ведомственная охрана МПС РФ». Таким образом, в судебном заседании установлено, что истец относится к неработающим пенсионерам железной дороги, поскольку на момент выхода на пенсию являлась работником ФГУП «Дальневосточная железная дорога», имущественный комплекс которого внесен в уставный капитал ОАО «РЖД», и была уволена по собственному желанию в связи с выходов на пенсию до ______г. Исключение, предусмотренное в коллективном договоре на 2008-2010 годы для лиц, уволенных из «ведомственной охраны», на истицу не может быть распространено, так как, исходя из формулировок приведенных в договоре исключений, оно не касается работников службы ведомственной охраны железной дороги, вышедших на пенсию из федеральных государственных унитарных предприятий железной дороги. На основании изложенного, суд считает необходимым требования Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора удовлетворить. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования и.о.Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора в интересах Бурминовой Тамары Пантелеевны к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» удовлетворить. Обязать Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» поставить Бурминову Тамару Пантелеевну на учет в ветеранскую организацию Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги» в качестве неработающего пенсионера железной дороги и предоставить гарантии, компенсации и льготы, предусмотренные для неработающих пенсионеров Коллективным договором Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на 2008-2010 годы. Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10-ти дней с момента изготовления мотивированного решения через Центральный районный суд г.Хабаровска. Дата изготовления мотивированного решения - ______ г. Судья Губанова А.Ю.
собственности должны оказывать, социальную поддержку неработающим
пенсионерам-железнодорожникам в порядке и на условиях, которые
предусмотрены отраслевым тарифным соглашением и коллективными
договорами.