Дело № 2 –3410\10 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 13 октября 2010 года г. Хабаровск Центральный районный суд г. Хабаровска в составе: председательствующего судьи Кустовой С.В. при секретаре судебного заседания Захаровой А.М., с участием старшего помощника прокурора Хабаровского района Олейниковой Г.Г., действующей на основании доверенности от ______ года ______, представителя ответчика ФГУП «Почта России» ФИО3, действующей на основании доверенности от ______ года ______, представителя ответчика Комитета по управлению имуществом и экономике Хабаровского муниципального района ФИО2, действующего на основании доверенности от ______ года ______, представителя ответчика Администрации Хабаровского муниципального района ФИО2, действующего на основании доверенности от ______ года ______, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Хабаровского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России», Комитету по управлению имуществом и экономике Хабаровского муниципального района, Администрации Хабаровского муниципального района Прокурор Хабаровского района обратился в суд с исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц к Управлению федеральной почтовой связи Хабаровского края – филиалу федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» о возложении обязанности по обустройству крыльца нежилого помещения, расположенного по адресу: с. Краснореченское, Хабаровского района, Хабаровского края, ул. Центральная, 14, приспособлением для доступа в помещение инвалидов-колясочников, ссылаясь на то, что при проведении прокурорской проверки установлено отсутствие указанного приспособления – пандуса. Собственником нежилого помещения является Комитет по управлению имуществом и экономике Хабаровского муниципального района, деятельность по оказанию услуг почтовой связи в помещении осуществляет отделение почтовой связи Краснореченское, являющее обособленным структурным подразделением Управления федеральной почтовой связи Хабаровского края. Учитывая, что в рассматриваемом случае нарушаются права и законные интересы социально незащищенной категории граждан – неопределенного круга инвалидов, которым предоставлено право беспрепятственного пользования объектами социальной инфраструктуры в силу ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», прокурором принято решение о предъявлении в суд иска для восстановления нарушенного права. Просит удовлетворить исковые требования, обязать ответчика обустроить крыльцо нежилого помещения, расположенного по адресу: с. Краснореченское, Хабаровского района, Хабаровского края, ул. Центральная, 14, приспособлением для доступа в помещение инвалидов-колясочников. В ходе судебного разбирательства старший помощник прокурора Хабаровского района Олейникова Г.Г. на удовлетворении исковых требований настаивала, дала пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении обстоятельствам. Указала, что обязанность по обустройству пандуса должна быть возложена на Администрацию Хабаровского муниципального района. Согласно определению Центрального районного суда г. Хабаровска от 13 сентября 2010 года произведена замена ненадлежащего ответчика Управления Федеральной почтовой связи Хабаровского края филиала ФГУ «Почта России» на надлежащего ответчика Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России». Представитель ответчика ФГУП «Почта России» ФИО3, действующая на основании доверенности от ______ года ______, в ходе судебного разбирательства исковые требования не признала. Пояснила, что согласно постановлению Правительства финансирование беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры осуществляется в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. ФГУП «Почта России» коммерческая организация, деятельность которой осуществляется за счет собственных средств. В бюджете ФГУП «Почта России» средства на строительство пандусов не запланированы. Обязанность создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры возложена на Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовой формы. Собственник несет бремя содержания имущества. Имущество не было передано ФГУП «Почта России» в установленном законом порядке, следовательно, обязанность его оборудования у ФГУП «Почта России» не возникла. Согласно определению Центрального районного суда г. Хабаровска от 07 июля 2010 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет по управлению имуществом и экономике Хабаровского муниципального района. Представитель ответчика Комитета по управлению имуществом и экономике Хабаровского муниципального района ФИО2, действующий на основании доверенности от ______ года ______, в ходе судебного разбирательства исковые требования не признал. Пояснил, что меры социальной защиты инвалидов, предусмотренные ФЗ «О социальной защите инвалидов» являются расходными обязательствами Российской Федерации. Согласно ст. 53 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» осуществление расходов местных бюджетов на финансирование полномочий органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ не допускается, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ. Установка пандуса может быть осуществлена только за счет средств вышестоящего бюджета. Согласно бюджетной смете средства на установку пандусов на 2010 год в бюджете района не предусмотрены. Согласно определению Центрального районного суда г. Хабаровска от 13 сентября 2010 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Хабаровского муниципального района. Представитель ответчика Администрации Хабаровского муниципального района ФИО2, действующий на основании доверенности от ______ года ______, в ходе судебного разбирательства исковые требования не признал. Пояснил, что прокурорская проверка проводилась в отсутствие представителя Комитета по управлению имуществом и экономике Хабаровского муниципального района. Органом, в полномочия которого входит проверка зданий и сооружений на соответствие требованиям доступности для инвалидов является Госархстройнадзор России, а не органы прокуратуры. Исследоваться на предмет соответствия требованиям доступности для маломобильных групп населения должны проектные решения по строительству или реконструкции этих объектов, а не существующие объекты социальной инфраструктуры. Вопрос о том, кто должен обеспечить в помещение доступность инвалидам должен разрешаться с учетом конкретных положений Договора аренды. Согласно условиям договора аренды арендатор обязуется за свой счет нести расходы по содержанию имущества. Пояснениями сторон, материалами дела подтверждается, что крыльцо нежилого помещения, расположенного по адресу: Хабаровский край, Хабаровский район, с. Краснореченское, ул. Центральная, 14, не оборудовано приспособлением для доступа в помещение инвалидов, инвалидов-колясочников. Установление надлежащего лица, которое имеет полномочия выявить факт отсутствия пандуса, для рассмотрения настоящего дела не имеет правового значения, как и необходимость исследования проекта по строительству и реконструкции объекта недвижимости. Поскольку помещение, в котором осуществляет деятельность подразделение ФГУП «Почта России» построено и принято в эксплуатацию. При таких обстоятельствах судья полагает доводы представителя ответчика о том, что к проведению прокурорской проверки не привлекался сотрудник Комитета по управлению имуществом и экономике Хабаровского муниципального района, проверка проводилась ненадлежащим органом, проектное решение по строительству объекта на предмет соответствия требованиям доступности для инвалидов не исследовалось, суд полагает несостоятельными. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Государственные и муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Отсутствие предусмотренных денежных средств в бюджете Хабаровского муниципального образования на обустройство объектов социальной инфраструктуры приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов, в том числе, инвалидов-колясочников, не является основанием, препятствием к необходимости реализации установленного законом права инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры. Отсутствие соответствующего финансирования в текущем году, не исключает возможность его определения в бюджете на следующий год. Согласно Выписке из Реестра объектов недвижимости муниципального имущества от 04 марта 2010 года № 03-50\50 в соответствии с постановлением Главы администрации Хабаровского района от 22 августа 1994 года № 937 объект имущества: «функциональное помещение», расположенный по адресу: ул. Центральная, 14 с. Краснореченское, Хабаровского района, Хабаровского края, принят в муниципальную собственность Хабаровского муниципального района. 01 ноября 2008 года между Комитетом по управлению имуществом и экономике Хабаровского муниципального района, действующим от имени собственника муниципального имущества Хабаровского муниципального района, и ФГУП «Почта России» заключен Договор аренды недвижимого муниципального имущества № 181-02. Таким образом, в целях реализации полномочий собственника, регламентированных ст. 209 ГК РФ, владения, пользования и распоряжение имуществом, собственник нежилого помещения предоставил его в пользование арендатору на определенных договором аренды условиях. Цель использования недвижимого имущества – предоставление услуг почтовой связи обусловлена и достигается в пределах временных рамок предусмотренных договором аренды. В случае прекращения действия договора аренды, его расторжения, объект недвижимости может быть предоставлен собственником иному лицу, в связи с чем объект утратит статус объекта социальной инфраструктуры, что исключит необходимость обустройства пандуса. Принимая во внимание изложенное, судья полагает, что обязанность по обеспечению крыльца нежилого помещения, расположенного по адресу: с. Краснореченское, Хабаровского района, Хабаровского края, ул. Центральная, 14 приспособлением для доступа в помещение инвалидов, инвалидов-колясочников, должна быть возложена на Администрацию Хабаровского муниципального района, орган, представляющий интересы собственника имущества – муниципального образования, орган местного самоуправления, которому в силу закона предписано создавать условия инвалидам (включая инвалидов использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), орган, исполняющий бюджет, имеющий возможность участия в формировании бюджета муниципального образования. Ссылки представителя ответчика на пункт 2.2.10 договора аренды о том, что ФГУП «Почта России» несет за свой счет иные расходы по содержанию арендуемого объекта недвижимости, суд не принимает. Поскольку обустройство пандуса не является однозначно содержанием объекта недвижимости. Кроме того, Администрация Хабаровского муниципального образования должна организовать обеспечение объекта недвижимости приспособлением для доступа в помещение инвалидов, инвалидов-колясочников в рамках предоставленных полномочий. В том числе, посредством внесения соответствующих изменений в договор аренды недвижимого муниципального имущества № 181-02., заключенный 01 ноября 2008 года между Комитетом по управлению имуществом и экономике Хабаровского муниципального района, действующим от имени собственника муниципального имущества Хабаровского муниципального района, и ФГУП «Почта России», как то, обязать арендатора, обеспечить беспрепятственный доступ в помещение инвалидов, с учетом требований действующего законодательства. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, судья Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора Хабаровского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Хабаровского муниципального района – удовлетворить. Обязать Администрацию Хабаровского муниципального района в срок до 31 марта 2011 года обустроить крыльцо нежилого помещения, расположенного по адресу: с. Краснореченское, Хабаровского района, Хабаровского края, ул. Центральная, 14 приспособлением для доступа в помещение инвалидов, инвалидов-колясочников. В удовлетворении исковых требований прокурора Хабаровского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России», Комитету по управлению имуществом и экономике Хабаровского муниципального района – отказать. Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 дней со дня его вынесения через Центральный районный суд г. Хабаровска. Судья Кустова С.В. Мотивированное решение изготовлено 20 октября 2010 года.
УСТАНОВИЛ:
Суд, выслушав пояснения прокурора, представителей ответчиков, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Принимая во внимание, возможность исполнения решения суда, в том числе, посредством включения в бюджет соответствующих расходов, учитывая период утверждения бюджета, судья полагает возможным установить срок для исполнения решения суда до 31 марта 2011 года.