признание права собственности на жилое помещение



Дело № 2- 3920 / 2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 июля 2010 года

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе :

Председательствующего судьи Чемякиной И.А.,

при секретаре Завгородней Н.А.

с участием

представителя истца ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению ФИО10, ФИО9 к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю, Министерству обороны Российской Федерации, ФГУ Хабаровская квартирно – эксплуатационная часть Министерства обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение,                                         

                                                                     УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю, Министерству обороны Российской Федерации, ФГУ «Хабаровская квартирно-эксплутационная часть района» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации на квартиру ______ в ... по ... в г. Хабаровске, указав в обоснование заявленного требования следующее.

Указанная квартира была предоставлена истцу -  подполковнику запаса ФИО5 на состав семьи четыре человека (жена ФИО9, сын – ФИО4, сын – ФИО3), на основании ордера на служебное жилое помещение ______ от ______ г. В настоящее время истцы, проживают в спорном жилом помещении, другого жилья не имеют.

На момент увольнения выслуга лет ФИО5 в календарном исчислении составила 36 лет 4 месяца, в льготном – 47 лет 3 месяца.

Истцы в настоящее время являются нанимателями данной квартиры, которая закреплена на праве оперативного управления за Хабаровской КЭЧ.

В соответствии со ст. 15 Закона «О статусе военнослужащих»  военнослужащим – гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 ЖК РФ по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет, а при увольнении по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья, или в связи с организационно – штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства.

 В соответствии с п. 2  Положения о  государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 года № 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома, квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.

Их справок ХГУП ТИ, УФРС по Хабаровскому краю и ЕАО, следует, что право на спорное жилое помещение – с указанием его статуса за Хабаровской КЭЧ как служебного – не зарегистрировано.

Таким образом, истцы занимают спорное жилое помещение по договору социального найма.

Ранее истцы не имели возможности реализовать свое право на приватизацию, так как жилое помещение находилось на территории закрытого военного городка.

Распоряжением правительства РФ № 1330-р от 19.09.2009 года закрытый военный городок № 13 исключен из перечня закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ, утвержденного Распоряжением правительства РФ № 752 –р от 01.06.2000 года.

В судебное заседание истцы не явились, ходатайствуют о рассмотрении дела в их отсутствие с участием их представителя.

Представитель истцов по доверенности ФИО2 исковые требования поддержала, по основаниям, указанным в исковом заявлении. Дав пояснения аналогичные вышеизложенным.

Представитель ответчика ФГУ «Хабаровская квартирно-эксплуатационная часть района», в судебное заседание не явилась ходатайствует о рассмотрении дела в ее отсутствие, согласно представленного письменного отзыва против удовлетворения исковых требований не возражает.

Представитель ответчика Министерства обороны РФ по доверенности ФИО6 в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом и своевременно уведомленной о дне и времени слушания дела, согласно представленному письменному отзыву исковые требования не признает по тем основаниям, что спорное жилое помещение является служебным, относится к специализированному жилому фонду, приватизация жилых помещений в котором не предусмотрена.

Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела уведомлен надлежащим образом, ходатайствует о рассмотрении дела в  его отсутствие, представил письменный отзыв, из которого
следует, что согласно Постановлению Правительства РФ от 29.12.2008г. № 1053 «О
некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» функции по управлению федеральным имуществом, предоставленным Вооруженным Силам РФ на
хозяйственного ведения или оперативного управления, переданы Министерству обороны
РФ, в связи с чем, считает себя ненадлежащим ответчиком по делу."

Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, квартира    ______  ______ в ... по ... в г. Хабаровске была предоставлена подполковнику запаса ФИО5 на состав семьи четыре человека (жена ФИО9, сын – ФИО4, сын – ФИО3), на основании ордера на служебное жилое помещение ______ от ______ г.

Из поквартирной карточки, лицевого счета следует, что в  настоящее нанимателем квартиры являются истец, его жена ФИО9, сыновья сняты с регистрационного учета, в спорном жилом помещении не проживают.

В судебном заседании установлено, что ... ... по ... в г. Хабаровске в реестре Федерального имущества по Хабаровскому краю согласно требованиям Постановления Правительства РФ от 16.07.2007 г. № 447 не учтена.

Суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 года № 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы – приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома – интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством РФ.

Следовательно, жилое помещение после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, должно быть зарегистрировано в качестве такового в органах государственной регистрации недвижимости.

Согласно справкам КГУ БТИ, УФРС по Хабаровскому краю и ЕАО, право собственности на спорное жилое помещение – с указанием статуса жилого помещения как служебного за Хабаровской КЭЧ  -  не зарегистрировано.

Статьей 99 ЖК РФ предусмотрено, что специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

Согласно п.1 ст. 15 ФЗ от 27 мая 1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и совместно проживающим с ними членам их семей.

Согласно Постановлению Правительства РФ № 752-р от 1.06.2000 года  «О перечне закрытых военных городков Вооруженных сил РФ, Пограничной службы РФ и органов ФСБ РФ, имеющих жилищный фонд», изменений и дополнений, которые вносятся в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ, Пограничной службы РФ и органов ФСБ России, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000 г. № 752-р, в ред. Распоряжения Правительства РФ от 09 июля 2002 года № 940-р, в указанный перечень введен военный городок под номером 13, расположенный в г.Хабаровск-30.

Учитывая, что закрытый военный городок – являлся поселком учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, перечень которых утверждается Постановлением Правительства РФ, приватизация жилых помещений в таких городках была невозможна в силу их особого статуса.

Однако, в настоящее время Распоряжением правительства РФ № 1330 –р от 19.09.2009 года закрытый военный городок № 13 исключен из перечня закрытых военных городков Вооруженных сил РФ.

Таким образом, учитывая, что в государственном реестре спорное жилое помещение в качестве «служебного»  не зарегистрировано, статус «закрытого военного городка»  снят, никаких правовых оснований для отказа в приватизации находящихся в нем жилых помещений – не имеется.

Исходя из выше изложенного, следует, что с момента снятия статуса «закрытого военного городка» семья истца проживает по договору социального найма.

Также установлено, что истцы были вселены в спорное жилое помещение на законном основании с соблюдением установленного прядка, зарегистрированы по постоянному месту жительства, квартира была предоставлена подполковнику ФИО10 как нуждающемуся в жилом помещении до 1 марта 2005 года, в связи с чем, в соответствии с действующим законодательством – ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», истец имеет право на приобретение данного жилого помещения в собственность на условиях, предусмотренных данным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правоотношения, возникающие по передаче жилых помещений в собственность граждан регламентируются специальным законом  № 1541-1 ФЗ от 4.07.1991 года  «О приватизации жилищного фонда в РФ», согласно ст. 6 которого передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченным собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственным или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилой фонд.

В соответствии с подпунктом «и» п. 2 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008г. № 153 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» МО РФ в целях управления имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных МО РФ организаций осуществляет в порядке, установленным законодательством РФ, следующие функции: мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества.

Механизм осуществления указанных полномочий до настоящего времени не разработан, в связи с чем, реализовать свое право на приобретение жилого помещения в собственность путем заключения договора приватизации  - истцы в настоящее время не могут.

П. 8 Постановления пленума Верховного Суда  № 8 от 24.08.1993 года предусмотрено, что исходя из смысла преамбулы и ст.ст. 1,2 Закона, гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием.

В соответствии со ст.1, 2, 7 и 8 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане имеют право приобретать занимаемые ими жилые помещения в собственность, приватизировав их.

В связи с чем, обоснованными и подлежащими удовлетворению являются требования о признании права собственности на спорное жилое помещение.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

На основании ч. 2  ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В соответствии со ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. При этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина. По смыслу данной нормы во взаимосвязи ее с положениями, содержащимися в ст. 17, 18 и 55 Конституции РФ, конституционный принцип равенства распространяется не только на права и свободы, непосредственно провозглашенные конституцией РФ, но и на связанные с ними другие права граждан, приобретаемые на основании федерального закона.

Статья 40 Конституции РФ закрепила право на жилище. В целях реализации данного права в иных федеральных законах, к которым относится и Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусматриваются специальные нормы.

Так, согласно ст. 11 Закон «О приватизации...» каждый гражданин имеет право на приоб­ретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государствен­ном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Такое право полно­стью соответствует ст. 7 Конституции, по которой Российская Федерация является государством социальным, а его основная функция - создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Из сказанного следует, что право на бесплатную однократную приватизацию жилья, пре­доставленного всем гражданам России, проживающим в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда, является - незыблемым конституционным правом, деклариро­ванным Российской Федерацией

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждения (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность.

В судебном заседании установлено, что истцы не могут воспользоваться в досудебном порядке гарантированным им указанным федеральным законом, ст. 35 Конституции РФ правом приобрести спорную квартиру в собственность путем заключения соответствующего договора приватизации  -в связи с отсутствием механизма по реализации указанного права.

В соответствии со ст. 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.

Признание за истцами права собственности на спорную квартиру в судебном порядке обеспечивает возможность реализации своего нарушенного права.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования удовлетворить: признать за ФИО10, ФИО9 право собственности в равных долях (по 1/2 доли за каждым) на жилое помещение: квартиру ______ ... по ... в г. Хабаровске.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение 10 дней со дня изготовления 28 июля 2010 года.

Судья И.А. Чемякина