о возложении обязанности



01 июля 2010 года

                             Дело ______ ______

                                                г.Хабаровск

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

Центральный районный суд г.Хабаровска в составе:

Судьи

Савченко Е.А.

При секретаре судебного заседания

ФИО1

При участии в судебном заседании

Пом.прокурора Кировского района г.Хабаровска

ФИО2

От ответчика Администрации г. Хабаровска,

3-его лица не заявляющего самостоятельные требования на стороне ответчика Департамента муниципальной собственности Администрации г.Хабаровска

представитель по доверенности №1______., от ______. №______

ФИО12

От ответчика ООО ПКП «ФИО13», представитель по доверенности б/н от ______г.

ФИО4

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Кировского района г. Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц г.Хабаровска к Администрации города Хабаровска, Обществу с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческое предприятие «ФИО14», 3-ему лицу не заявляющему самостоятельные требования на стороне ответчика Департаменту муниципальной собственности администрации города Хабаровска о возложении обязанности по устранению рекламных конструкций, 

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кировского района г.Хабаровска обратился в интересах неопределенного круга лиц г.Хабаровска с иском к  Администрации г. Хабаровска, ООО КП «ФИО28» о возложении обязанности по устранению рекламных конструкций. В обоснование иска указал, что Прокуратурой Кировского района г.Хабаровска ______ г. проведена проверка исполнения антимонопольного и рекламного законодательства на территории Кировского района, в ходе которой выявлены нарушения требований ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», утвержденные Постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 г. № 124-ст. Так, на ул. Станционная и ул. Серышева г. Хабаровска, расположена рекламная конструкция кронштейн «Общество защиты прав потребителей», разрешение ______, владельцем которой является ФИО15 что подтверждается актом, составленным помощником прокурора Кировского района г. Хабаровска ФИО7 в присутствии сотрудника ГИБДД УВД по г. Хабаровску капитана милиции ФИО6 от ______ г. Просит суд возложить на Администрацию г.Хабаровска и ФИО16 обязанности по устранению стендовой рекламной конструкции кронштейна на пересечении ул.Станционная и ул.Серышева поселения «город Хабаровск» в соответствии с ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», а именно рекламная конструкция «Общество защиты прав потребителей».

Определением Центрального районного суда г.Хабаровска от ______г. приняты измененные и дополненные исковые требования прокурора Кировского района г.Хабаровска. В окончательной редакции просит суд признать действия Администрации города Хабаровска по выдаче разрешения на установку рекламной конструкции на территории городского округа «город Хабаровск» ______ незаконными; обязать администрацию города Хабаровска выдать собственнику рекламной конструкции, расположенной на пересечении ул.Станционная и ул.Серышева г.Хабаровска - ФИО17 предписание о её демонтаже; обязать ФИО18 демонтировать принадлежащую ему рекламную конструкцию, расположенную на пересечении ул.Станционная и ул.Серышева в г. Хабаровске в месячный срок.

В судебном заседании помощник прокурора Кировского района г. Хабаровска ФИО2 измененные и уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на изложенные выше обстоятельства.

Представитель ответчика Администрации г.Хабаровска ФИО3 по доверенности, действующая также в интересах 3-его лица не заявляющего самостоятельные требования на стороне ответчика Департамента муниципальной собственности администрации г.Хабаровска исковые требования не признала в полном объеме, указав, что установка рекламной конструкции ФИО19 была осуществлена в сентябре 2009 года, пройдя в установленном законом порядке все необходимые согласования и получив разрешение на распространение наружной рекламы на территории г.Хабаровска ______ от ______г. При принятии решения о выдаче разрешения на установку данной рекламной конструкции не требовалось согласования с органами ГИБДД, поскольку она размещается на опоре установленной за тротуаром вдали от проезжей части. Ссылка на то, что данная конструкция расположена менее 50 м. от пешеходного перехода не является основанием для запрещения ее размещения, так как данный кронштейн расположен вне полосы автомобильной дороги, в отдельно выделенном месте. Кроме того место размещения данной конструкции не попадает в пределы треугольника видимости (СНиП 2.07.01-89), который распространяется только на нерегулируемые перекрестки. Требования ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения» в соответствии с разъяснением Минюста РФ не является обязательным к исполнению. Доказательств, что данная конструкция может повлечь возникновение дорожно-транспортных происшествий на данном участке дороги не имеется и не представлены органами ГИБДД и прокуратуры В настоящий момент технический регламент не принят.

Представитель ответчика ФИО20 ФИО4, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала в полном объеме, указав, что установка рекламной конструкции на территории городского округа «Город Хабаровск» по адресу: ул.Серышева-ул.Станционная осуществлялась согласно разрешения на распространение наружной рекламы на территории г.Хабаровска ______ от ______г., после согласования места установки с ГИБДД УВД по Хабаровскому краю. Рекламная конструкция кронштейн относится к определению «Информативный указатель», не содержащий сведений рекламного характера и не попадает под действие Закона РФ «О рекламе». Данный указатель не содержит информацию, предусмотренную в ст.3 закона о рекламе, а содержит информацию о наименовании юридического лица и стрелку, информирующую о маршруте движения к нему, располагается в непосредственной близости от объекта.

Выслушав мнение сторон, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Стороны дополнительных документов, кроме тех, которые были приложены к исковому заявлению, представить не могут. Сторонам ставились на обсуждение обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу. Заявлений и ходатайств о затруднении в представлении доказательств и оказания содействия в их собирании, от сторон не поступало. Суд считает, что, так как иных, кроме представленных документов нет, взять за основу при рассмотрении иска пояснения и документы, имеющиеся в деле.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Согласно положениям п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита охраняемых законом интересов общества и государства.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью государства. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека обязанность государства. Социальная политика Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе и охрану его здоровья. Здоровье - это высшее неотчуждаемое благо каждого человека. Никто не имеет право ставить другого человека в ситуацию, опасную для его здоровья.

В соответствии с пунктом 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится в том числе выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом "О рекламе".

Статьей 6 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

На основании ст. 41 Устава городского округа «Город Хабаровск»  администрация города Хабаровска является исполнительно - распорядительным органом городского округа, к полномочиям которой относится управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

В соответствии п. 26-1 Устава городского округа «Город Хабаровск» к вопросам местного значения г. Хабаровска относятся, в том числе, выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории города Хабаровска, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории города Хабаровска, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом "О рекламе".

На основании п. 5 ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации) в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещаются установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения.

Об обеспечении безопасности дорожного движения при осуществлении содержания автомобильных дорог на территории России говориться в п. 1 ст. 12 Закона «О безопасности дорожного движения».

В соответствии с п. 2 указанной статьи обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленными правилами, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Согласно переходному положению, предусмотренному ч. 8 ст. 62 Закона № 257-ФЗ, до вступления в силу в установленном порядке предусмотренных данным законом технических регламентов содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, нормативными техническими документами в части, не противоречащей Федеральному закону от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании" и Закону № 257-ФЗ.

Соответственно, до принятия технических регламентов действует ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения, утвержденные Постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 г. № 124-ст, согласно которому, средства наружной рекламы не должны снижать безопасность дорожного движения, ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений.

Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований этой статьи.

В соответствии с пунктом 17 Закона о рекламе разрешение на размещение рекламы выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Согласно пункту 4 статьи 19 Закона о рекламе рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.

Согласно части 9 статьи 19 Закона Установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.

В пункте 3 части 4 статьи 5 Закона предусмотрено, что реклама не должна угрожать безопасности движения транспорта, в частности автомобильного.

В силу пункта 3 части 15 статьи 19 Закона нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта является одним из оснований, по которым выносятся решения об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции.

Требования к техническим средствам размещения наружной рекламы, способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения установлены в ГОСТе Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения".

Разрешение ______ на размещение рекламной конструкции (кронштейна), площадью 0,96 кв.м. по адресу: ул.Серышева-ул.Станционная г.Хабаровска выдано ООО КП «Феррит» на основании заключенного договора от ______г. ______, т. е. в период действия ГОСТа Р 52044-2003, введенного в действие с ______ в качестве национального стандарта приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ______ N 170-ст и содержащего общие технические требования к средствам наружной рекламы и правила их размещения.

Между тем, ГОСТ Р 52044-2003 в соответствии с пунктом 1 статьи 6 действовавшего в тот период Закона Российской Федерации от 10.06.1993 N 5154-1 "О стандартизации" относится к нормативно-правовым актам по безопасности движения транспорта. Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30.01.2004 N4 (зарегистрированным в Минюсте Российской Федерации 13.02.2004 за N 5546) признаны национальными стандартами государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 01.07.2003, а следовательно, и ГОСТ Р 52044-2003, и установлены требования их обязательного применения, аналогичные тем, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

Установленные ГОСТом Р 52044-2003 правила размещения рекламных конструкций направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, поэтому соответствуют целям защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, следовательно, являются обязательными для исполнения и подлежат обязательному применению до вступления в силу соответствующих технических регламентов.

В соответствии с подпунктом 6.1 названного ГОСТа средства наружной рекламы, в частности, не должны быть размещены - над проезжей частью и обочинами дорог, а также на разделительных полосах; на пешеходных переходах и пересечениях автомобильных дорог в одном уровне, а также на расстоянии менее 150 метров от них вне населенных пунктов и 50 метров - в населенных пунктах.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Кировского района г. Хабаровска ______ г. проведена проверка исполнения антимонопольного и рекламного законодательства на территории Кировского района, в ходе которой выявлены нарушения требований ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», утвержденные Постановлением Госстандарта России от ______ г. ______ст. Так, на пересечении ул. Станционная и ул. Серышева г. Хабаровска, расположена рекламная конструкция кронштейн «Общество защиты прав потребителей», разрешение ______, владельцем которой является ФИО21 что подтверждается актом, составленным помощником прокурора Кировского района г. Хабаровска ФИО7 в присутствии сотрудника ГИБДД УВД по г. Хабаровску капитана милиции ФИО6 от ______ г., а также не оспаривается ответчиками по делу.

Рекламная конструкция расположена на расстоянии менее 50 метров от пешеходного перехода, что подтверждается фотографией, схемой размещения спорной рекламной конструкции.

Доводы Общества об обратном, в том числе о неправильном проведении замеров места расположения спорной рекламной конструкции, суд находит несостоятельными, поскольку ответчиком не представлено доказательств, признанных достаточными и допустимыми в обоснование своих доводов.

Таким образом, размещение рекламной конструкции (кронтшейтна) на расстоянии менее 50 м. от пешеходного перехода по ул.Серышева-ул.Знаменщикова ограничивает видимость, что в свою очередь, может повлечь возникновение дорожно-транспортных происшествий на данном участке дороги.

Администрация и ответчик ФИО22 в порядке статьи 59 ГПК РФ не доказала: соответствие рекламных конструкций ООО КП «Феррит», места их размещения требованиям ГОСТа Р 52044-2003.

Согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Одним из способов распространения рекламы является наружная реклама, то есть реклама с использованием щитов, стендов и т.д. и иных средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений (ст.19 ФЗ "О рекламе").

Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Следовательно, исходя из положений указанной нормы закона квалифицирующими признаками рекламы является способность информации вызвать интерес к объекту рекламы, желание его приобрести.

Установка вывески с наименованием фирмы, указывает на вид услуг и является рекламной конструкцией. Судом, с учетом анализа всех фактических обстоятельств дела, установлено, что вывеска «Общество защиты прав потребителей» содержит информации рекламного характера и подпадает под понятие "рекламы", содержащегося в ст. 3 ФЗ "О рекламе".

В силу части 3 статьи 19 Закона о рекламе не допускается распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения.

Ссылка ответчика на то, что размещенная в спорном месте рекламная конструкция (кронштейн) является указателем, и в этой связи на него не распространяются нормы Закона о рекламе, суд находит несостоятельными по следующим основаниям. Во-первых, разрешение от ______г. ______ выдано на установку рекламной конструкции – кронштейна, что также подтверждается договором на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на имуществе г.Хабаровска и земельных участках от ______г. ______.

Согласно п.п. «а» п.3 Порядка и условий размещения вывесок и визуальной информации на имуществе города Хабаровска и земельных участках, собственность на которые не разграничена (утв. постановлением Мэра города Хабаровска от 8 декабря 2008 г. N 3796) (с изменениями от 29 декабря 2009 г.), к указателям относятся информационные конструкции, размещаемые на зданиях, сооружениях и прочих объектах, являющихся элементом ориентирования и оформления прилегающей к организации территории, содержащие сведения о месте ее нахождения и предпринимательской деятельности. Между тем, расположенная ООО КП «ФИО32» рекламная конструкция не расположена на прилегающей к организации территории,

Судом установлено, что рекламная конструкция (кронштейн) размещенный ответчиком, не является указателем, поскольку не содержат информацию о месте нахождения лица осуществляющего предпринимательскую деятельность, расположен не в районе входных дверей здания, помещения, где осуществляет свою деятельность Общество защиты прав потребителей, а также не в районе прилегающей к организации территории, т.е. не в зоне нахождения предприятия, а на большом расстоянии от него. Целевым назначением данной конструкции является не информирование потребителей о фирменном наименовании изготовителя и его месте нахождения, а привлечение внимания к юридическому лицу неопределенного круга лиц и реклама его деятельности.

Судом установлено несоответствие установки ФИО23 рекламной конструкции и разрешения департамента муниципальной собственности администрации г.Хабаровска ______ на основании которого осуществлена установка рекламной конструкции, требованиям ГОСТа Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельский поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», то суд полагает необходимым удовлетворить заявленные требования прокурора.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты который истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В соответствии с федеральным законом № 127-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, …, с 01.01.2005г. порядок исчисления государственной пошлины регулируется нормами Налогового кодекса РФ.

Согласно п.п.3 п.1 ст.333.19 НК РФ, при подаче искового заявления неимущественного характера государственная пошлина с физических лиц установлена 200 руб.

Принимая во внимание, что прокурор в силу ст.333.36 НК РФ был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, при удовлетворении его исковых требований неимущественного характера с ответчика ФИО24 в пользу государства должна быть взыскана государственная пошлина в размере 200 руб. 00 коп. в доход местного бюджета, поскольку согласно ст.ст.61. и 61.2 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции (кроме Верховного Суда РФ), зачисляется в доход местных бюджетов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Кировского района г. Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц г.Хабаровска к Администрации г. Хабаровска, ФИО25, 3-ему лицу не заявляющему самостоятельные требования на стороне ответчика Департаменту муниципальной собственности администрации г.Хабаровска о возложении обязанности по устранению рекламных конструкций удовлетворить.

Признать действия Администрации города Хабаровска по выдаче разрешения на установку рекламной конструкции на территории городского округа «город Хабаровск» ______ незаконными.

Обязать Администрацию города Хабаровска выдать собственнику рекламной конструкции, расположенной на ул.Станционная-ул.Серышева в г.Хабаровске - Обществу с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческое предприятие «ФИО30 предписание о её демонтаже.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческое предприятие «ФИО29» демонтировать принадлежащую ему рекламную конструкцию, расположенную на ул.Станционная-ул.Серышева в г. Хабаровске в месячный срок.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческое предприятие «ФИО31» в доход бюджета городского округа "Город Хабаровск"  государственную пошлину в размере 200 руб.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Хабаровский краевой суд, в течение 10 дней со дня составления 05.07.2010г. мотивированного решения, через Центральный районный суд г.Хабаровска.

Судья Центрального районного суда

г. Хабаровска Е.А. Савченко