ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу об административном правонарушении Центральный районный суд г. Хабаровска 680000 г. Хабаровск ул. Тургенева, 88 15сентября 2010г. г. Хабаровск Судья Центрального районного суда г. Хабаровска Мельник С.Ю., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении ЗАО ПИИ «Дальлеспромпроект», расположенном по адресу: г.Хабаровск, ул.М.Амурского,36, УСТАНОВИЛ: По результатам проведенной 25.08.2010г. внеплановой проверки соблюдения требований пожарной безопасности в здании ЗАО ПИИ «Дальлеспромпроект», расположенном по адресу: г.Хабаровск, ул.М.Амурского,36, 26.08.2010г. государственным инспектором Центрального района г.Хабаровска по пожарному надзору Пинчук М.В. в отношении ЗАО ПИИ «Дальлеспромпроект» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ. Согласно данному протоколу, в ходе проведенного обследования выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: - п.16 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности» - в здании не вывешены планы эвакуации людей в случае возникновения пожара, которые должны быть выполнены в соответствии с ГОСТом; - п.16 Приложение №3 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности» - на огнетушители не нанесены белой краской порядковые номера; -п.3 НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическим установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» - первый и цокольные этажи не оборудованы дымовыми пожарными извещателями; -табл. №1 НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» - не на всех эвакуационных выходах установлены световые оповещатели «Выход»; - п.60 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности» - в помещении библиотеки, расположенной на первом этаже, эксплуатируются светильники без защитных плафонов, предусмотренных конструкцией светильника; - п.40 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности» - в оконных проемах помещений цокольного этажа установлены глухие металлические решетки; - п.6.13 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» - с первого этажа здания отсутствует второй эвакуационный выход (имеется один эвакуационный выход на ул.М.Амурского); - п.6.18 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» - лестничные клетки 3-го, 2-го и 1-го этажей центрального входа, ведущего на ул.М.Амурского, не оборудованы дверями с приспособлениями для самозакрывания и уплотнений в притворах; - п.6.13 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» - выходы с 3-го и 2-го этажей здания, за исключением центрального входа, ведущего на ул.М.Амурского, не отвечают требованиям, предъявляемым к эвакуационным выходам (п.6.19 СНиП 21-01-97*), тем самым, с данных этажей отсутствуют вторые эвакуационные выходы; - п.6.29 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» - ширина марша лестницы, ведущей с 3-го этажа до цокольного этажа (во двор здания) менее 0,9м.; - п.6.28 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» - на лестнице, ведущей с 1-го этажа в цокольный этаж к выходе во двор здания имеются забежные ступени; - п.6.18 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» - лестничные клетки 3-го, 2-го и 1-го этажей лестницы, ведущей во двор здания, не оборудованы дверями с приспособлениями для самозакрывания и уплотнений в притворах; - п.6.34 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» - лестница, на которую с 3-го и 2-го этажей здания имеются выхода, расположенная между зданиями ЗАО ПИИ «Дальлеспромпроект» и ОАО «СО ЕЭС» ОДУ Вотсока, имеет выход не через вестибюль, отделенный от примыкающих коридоров дверями, а через коридор и тамбур; - п.1.81 СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения» - в парильной сауны, расположенной в цокольном этаже, отсутствует перфорированный сухотруб, который должен быть присоединен к внутреннему водопроводу; - п.1.81 СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения» - помещения сауны не отделены от остальных помещений цокольного этажа противопожарными перегородками 1-го типа. Административный материал в отношении ЗАО ПИИ «Дальлеспромпроект» передан на рассмотрение в Центральный районный суд г.Хабаровска для принятия решения об административном приостановлении деятельности. В судебном заседании государственный инспектор по пожарному надзору Центрального района г.Хабаровска Терновой Л.С. пояснил, что в здании ЗАО ПИИ «Дальлеспромпроект» выявлены нарушения требований пожарной безопасности, которые создавали реальную угрозу возникновения пожара, а так же угрозу жизни и здоровью людей. В ходе проведенной проверки 14.09.2010 года, проведенной на том же объекте на основании определения судьи, установлено, что практически все нарушения устранены. Не устранены нарушения п. 6.34 СНиП, однако устранение данного нарушения не зависит от института, в связи с чем этот вопрос по обеспечению возможности использования эвакуационных выходов, разрешается в судебном порядке в Арбитражном суде. Лестничных пролетов и их ширины, то согласно представленного проекта эти марши являются не эвакуационными выходами, а аварийными, в связи с чем к нарушениям данные параметры пролетов в настоящее время не относятся. Представитель ЗАО ПИИ «Дальлеспромпроект»- генеральный директор института ФИО2, в суде пояснил, что нарушения имели место. Инициаторами проверки выступили они сами. Выявленные нарушения устранили быстро и практически полностью. По тем нарушениям по которым устранение от них не зависит обратились в Арбитражный суд для разрешения сложившейся ситуацией с примыкающим зданием ОАО « «Системой оператора Единой энергетической системы». Данные обстоятельства просил учесть суд при вынесении решения. Защитник – адвокат ФИО3 в суде пояснила, что практически все нарушения устранены в кратчайшие сроки, а нарушение связанное с эвакуационными выходами, не обеспечение функционирования которыми связано с действиями стороннего предприятия, от института не зависит, в связи с чем в этой части отсутствует состава административного правонарушения. Кроме того, они обратились в арбитражный суд с иском об устранении препятствий в пользовании эвакуационной лестницей и пресечения действий по закрытию прохода в здание. Просит не приостанавливать деятельность института. Заслушав стороны, принимавшие участие в судебном заседании, исследовав материалы дела, судья приходит к выводу, что вина ЗАО ПИИ «Дальлеспромпроект» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ установлена. Обеспечение пожарной безопасности, являясь одной из важнейших задач государства, регламентируется Федеральным законом от 21.12.1994г. №69-ФЗ "О пожарной безопасности" (с изменениями на 28.07.2008г.), Правилами пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденными приказом МЧС России от 18.06.2003г. № 313 и введенными в действие с 30.06.2003г. и другими нормативными правовыми актами. На основании п.5 ст.7 Федерального закона от 08.08.2001г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», внеплановые мероприятия по контролю проводятся органами государственного контроля (надзора), в том числе в случаях возникновения угрозы здоровью и жизни граждан. Согласно ст.1 Федерального закона №69-ФЗ от 21.12.1994г. «О пожарной безопасности» требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нарушение требований пожарной безопасности – невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. Пункт 1 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) определяет, что эти Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. В соответствии с п.2 Правил пожарной безопасности, утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 313 от 18.06.2003г. организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Согласно п.п.2 ч.9 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ № 820 от 21.12.2004г. с изменениями от 02.10.2009г., государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и государственные инспекторы специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору имеют право: проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений. Объектом административного правонарушения в сфере обеспечения пожарной безопасности выступает совокупность общественных отношений, охраняемых противопожарными правилами, нормами и стандартами и направленных на обеспечение государственных мер борьбы с огнем. В соответствии с ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32, 11.16 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. В указанной сфере правоотношений, противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний. Часть 1 ст.2.1 КоАП РФ устанавливает, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Таким образом, виновное лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Согласно Протокола №270/01 от 26.08.2010г. об административном правонарушении в здании ЗАО ПИИ «Дальлеспромпроект», расположенном по ул.М.Амурского,36 в г.Хабаровске, 25.08.2010г. была проведена внеплановая проверка соблюдения требований пожарной безопасности, по результатам которой выявлены нарушения, ответственность за которые предусмотрена ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ. В данном протоколе генеральный директор ЗАО ПИИ «Дальлеспромпроект» ФИО2 дал объяснение, что выявленные нарушения будут устранены до рассмотрения дела. Факт нарушения требований пожарной безопасности, указанных в протоколе об административном правонарушении, подтверждается представленными материалами, указанные в протоколе об административном правонарушении нарушения. В соответствии с данными представленными представителем ГПН, все нарушения, которые институт имел реальную возможность устранить, устранены. В отношении эвакуационных входов институтом инициирован иск в Арбитражный суд. Таким образом, судья приходит к выводу, что выявленные в здании ЗАО ПИИ «Дальлеспромпроект» вышеуказанные нарушения имели место быть, в действиях ЗАО ПИИ «Дальлеспромпроект» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, то есть нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами. Однако учитывая, обстоятельства устранения нарушений на день рассмотрения дела по существу, суд находит возможным при определении вида и размера наказания, ограничиться административным штрафом в минимальном размере, признав в качестве обстоятельств смягчающих ответственность- устранение выявленных нарушений в кратчайшие сроки. Суд не усматривает оснований для административного приостановления деятельности института, поскольку не усматривает наличия угрозы жизни и здоровья людей. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 20.4 ч.1, 29.10 КоАП РФ, судья ПОСТАНОВИЛ: Привлечь ЗАО ПИИ «Дальлеспромпроект» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 (десяти тысяч) рублей. Штраф перечислять по реквизитам: УФК по Хабаровскому краю (ГУ МЧС России по Хабаровскому краю) КПП 272101001, ИНН 2721120700, р/с 40101810300000010001 в ГРКЦ ГУ банка РФ по Хабаровскому краю БИК 040813001, Код штрафа 17711627000010000140. Постановление может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г.Хабаровска в течение 10 суток со дня получения копии настоящего постановления лицом, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении. Судья С.Ю.Мельник