не соблюдение правил пожарной безопасности



Дело № 5-240/10

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

                                          Центральный районный суд г. Хабаровска

                                               680000 г. Хабаровск ул. Тургенева, 88

15 сентября 2010 г. г. Хабаровск  

                                                                           

Судья Центрального районного суда г. Хабаровска Мельник С.Ю.,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении индивидуального предпринимателя ФИО0,

       УСТАНОВИЛ:

По результатам проведенной 09.08.2010г. внеплановой проверки соблюдения требований пожарной безопасности помещений магазина «Ратибор», расположенных в цокольном помещении по адресу: г.Хабаровск, ул.Гоголя,16, арендуемых ИП ФИО0, ______г. государственным инспектором Центрального района г.Хабаровска по пожарному надзору Лоскутовой Н.В. в отношении ИП ФИО0 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Согласно данному протоколу, в ходе проведенного обследования выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:

- п.4.3 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» - допущено изменение объемно-планировочных решений без проекта, разработанного в соответствии с действующими нормами и утвержденном в установленном порядке, а именно: в нежилом помещении, расположенном в цоколе, устроен магазин;

- п.38 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности» - при изменении функционального назначения помещения нарушены требования действующих нормативных актов;

- п.7.1.12 СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные» - помещение магазина не отделено от помещений жилой части противопожарной перегородкой 1-го типа (вход в магазин осуществляется через подъезд жилого дома);

- НПБ 110-03 таблица 1 п.10.1.1 – помещения магазина, расположенные в цокольном этаже не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации;

- п.40 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности» - на окнах магазина, расположенного в цокольном этаже, установлены глухие металлические решетки;

- п.57 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности» - не выполнены замеры сопротивления изоляции силовой и осветительной сети.

16.08.2010г. начальником ОГПН по Центральному району г.Хабаровска УГПН ГУ МЧС России по Хабаровскому краю Высоцким В.В., материалы дела об административном правонарушении в отношении ИП Литвинцева С.В. переданы на рассмотрение в Центральный районный суд г.Хабаровска для принятия решения об административном приостановлении деятельности.

В суде, ИП ФИО0 вину не признал и пояснил, что на протяжении предыдущих многих лет каких либо претензий со стороны государственного пожарного надзора по этому помещению не было. Магазин в  данном помещении существовал и до аренды им этого помещения. Отдельный вход в магазин устроить не возможно в виду того, что администрация города категорически возражает, ссылаясь на то, что это здание является памятником архитектуры. Система автоматической пожарной сигнализации отсутствует так как производился ремонт. Решетки установлены глухие так как других способов уберечь свое имущество от разграбление не видит. Замеры сопротивлений изоляции выполнялись, однако документы об этом утрачены. Поскольку он является арендатором этого помещения, то ответственности за нарушения правил противопожарной безопасности нести не должен.

В судебном заседании государственный инспектор Центрального района г.Хабаровска по пожарному надзору Терновой Л.С., пояснил, что в ходе проведенного обследования в помещениях магазина «Ратибор», расположенных в цокольном помещении жилого дома по адресу: г.Хабаровск, ул.Гоголя,16, арендуемых ИП ФИО0, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, которые создают реальную угрозу возникновения пожара, а так же угрозу жизни и здоровью людей.

Исследовав материалы дела, выслушав участников рассмотрения дела, судья приходит к выводу, что вина ИП ФИО0 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ установлена.

            Обеспечение пожарной безопасности, являясь одной из важнейших задач государства, регламентируется Федеральным законом от 21.12.1994г. №69-ФЗ "О пожарной безопасности" (с изменениями на 28.07.2008г.), Правилами пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденными приказом МЧС России от 18.06.2003г. № 313 и введенными в действие с 30.06.2003г. и другими нормативными правовыми актами.

   На основании п.5 ст.7 Федерального закона от 08.08.2001г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», внеплановые мероприятия по контролю проводятся органами государственного контроля (надзора), в том числе в случаях возникновения угрозы здоровью и жизни граждан.

  Согласно ст.1 Федерального закона №69-ФЗ от 21.12.1994г. «О пожарной безопасности» требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нарушение требований пожарной безопасности – невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Пункт 1 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) определяет, что эти Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В соответствии с п.2 Правил пожарной безопасности, утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 313 от 18.06.2003г. организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Согласно п.п.2 ч.9 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ № 820 от 21.12.2004г. с изменениями от 02.10.2009г., государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и государственные инспекторы специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору имеют право: проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.

Объектом административного правонарушения в сфере обеспечения пожарной безопасности выступает совокупность общественных отношений, охраняемых противопожарными правилами, нормами и стандартами и направленных на обеспечение государственных мер борьбы с огнем.

В соответствии с ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32, 11.16 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В указанной сфере правоотношений, противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.

Часть 1 ст.2.1 КоАП РФ устанавливает, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Таким образом, виновное лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно Протокола №264/01 от 16.08.2010г. об административном правонарушении в помещениях магазина «Ратибор», расположенных в цокольном помещении по адресу: г.Хабаровск, ул.Гоголя,16, арендуемых ИП ФИО0, 09.08.2010г. была проведена внеплановая проверка соблюдения требований пожарной безопасности, по результатам которой выявлены нарушения, ответственность за которые предусмотрена ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Факт нарушения требований пожарной безопасности, указанных в протоколе об административном правонарушении, подтверждается представленными материалами, указанные в протоколе об административном правонарушении нарушения, в настоящее время не устранены.

В соответствии с п.4.3 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» в процессе эксплуатации зданий следует не допускать изменений конструктивных, объемно-планировочных и инженерно-технических решений, без проекта, разработанного в соответствии с действующими нормами и утвержденного в установленном порядке.

В нарушение указанной нормы, в нежилом помещении, расположенном в цокольном этаже жилого дома №16 по ул.Гоголя г.Хабаровска, устроен магазин, без проекта, разработанного в соответствии с действующими нормами и утвержденного в установленном порядке.

В соответствии с п.38 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности» при перепланировке зданий и помещений, изменении их функционального назначения или установке нового технологического оборудования должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий и помещений.

         В нарушение указанной нормы, при изменении функционального назначения помещения цокольного этажа в жилом доме по ул.Гоголя,16 г.Хабаровска, нарушены требования действующих нормативных актов.

      В соответствии с п.7.1.12 СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные» помещения общественного назначения следует отделять от помещений жилой части противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа без проемов, в зданиях 1 степени огнестойкости – перекрытиями 2-го типа.

      В нарушение указанной нормы, помещение магазина «Ратибор» не отделено от помещений жилой части противопожарной перегородкой 1-го типа.

В соответствии с НПБ 110-03 ««Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации» помещения административного и общественного назначения, в том числе встроенные и пристроенные, должны быть оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации независимо от площади.

В нарушение указанной нормы, помещения магазина «Ратибор» не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации.

В соответствии с п.40 ППБ 01-03 «Правил пожарной безопасности в РФ», в зданиях, сооружениях организаций запрещается устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке.

В нарушении указанной нормы, на окнах магазина «Ратибор» установлены глухие металлические решетки.

         В соответствии с п.57 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности» проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а так же контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике.

        В нарушение указанной нормы, в помещениях магазина «Ратибор» не выполнены замеры сопротивления изоляции силовой и осветительной сети.

      

      Указанные нарушения зафиксированы инспектором ОГПН при проведении проверки в акте проверки №237 от 10.08.2010г. и в протоколе №264/01 об административном правонарушении от 16.08.2010г.

    Доказательств, опровергающих наличие допущенных нарушений, ИП ФИО0, который на основании договора аренды от 01.03.2006г. арендует нежилое помещение, расположенное по улГоголя,16 г.Хабаровска, и несет ответственность за соблюдение правил противопожарной безопасности, не представлено.

Таким образом, судья приходит к выводу, что выявленные в помещениях магазина «Ратибор» ИП ФИО0 вышеуказанные нарушения имели место быть, в действиях ФИО0 имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, то есть нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами.

В соответствии со ст.3.12 КоАП РФ, административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

При этом, данный вид административного наказания назначается в случае угрозы жизни или здоровью людей.

Принимая во внимание характер совершенного правонарушения, общественную опасность указанного правонарушения, учитывая, что в данном случае, менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, судья считает необходимым применить в отношении ИП ФИО0 административное наказание в виде административного приостановления деятельности арендуемых им помещений, расположенных в цокольном этаже дома №16 по ул.Гоголя г.Хабаровска, где расположен магазин «Ратибор», на срок 90 суток.

При этом суд так же учитывает, что ФИО0 эксплуатируются помещения, расположенные в цокольном этаже многоквартирного жилого дома, с размещением в нем большого количества людей, чьи жизни и здоровье могут быть подвергнуты опасности, в случае возникновения пожара. Определяя срок административного приостановления деятельности, суд так же учитывает то, что достоверных доказательств об устранении вышеперечисленных нарушений суду не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 20.4 ч.1, 29.10 КоАП РФ, судья

 ПОСТАНОВИЛ:

 Привлечь ИП ФИО0 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного приостановления деятельности арендуемого им помещения магазина «Ратибор», расположенных в цокольном этаже дома №16 по ул.Гоголя г.Хабаровска, на срок 90 суток.

Запретить эксплуатацию индивидуальным предпринимателем ФИО4 магазина «Ратибор», расположенного в цокольном помещении дома по адресу: г.Хабаровск, ул.Гоголя,16.

          Постановление об административном приостановлении деятельности подлежит немедленному исполнению.

Постановление может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г.Хабаровска в течение 10 суток со дня получения копии настоящего постановления лицом, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении.

Судья С.Ю.Мельник