ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу об административном правонарушении 19 февраля 2010 г. г. Хабаровск Судья Центрального районного суда г. Хабаровска Мельник С.Ю. рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении ООО «Офполи», расположенного по адресу: г.Хабаровск, ул.Гамарника,11, УСТАНОВИЛ: По результатам проведенного 02.02.2010г. обследования помещений ООО «Офполи» по ул.Гамарника,11 в г.Хабаровске, 03.02.2010г. государственным инспектором Центрального района г.Хабаровска по пожарному надзору Пинчук М.В. в отношении ООО «Офполи» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ. Согласно данному протоколу, в ходе проведенного обследования выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: -п.13 ППБ 01-03 - в административных помещениях на видных местах не вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны; -п.15 Приложение №3 ППБ 01-03 – на объекте отсутствует журнал учета проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения; -п.16 ППБ 01-03 – не разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасности и быстрой эвакуации людей; -п.40 ППБ 01-03 – в оконных проемах установлены глухие металлические решетки; -п.60 ППБ 01-03 – в складском помещении эксплуатируются светильники без защитных плафонов, предусмотренных конструкцией светильника; -п.53 ППБ 01-03 – в тамбуре, ведущем из помещений непосредственно на улицу, складируется горючий материал; -п.160 ППБ 01-03 – в помещении склада, не имеющем оконных проемов или шахт для дымоудаления, организовано хранение горючих товаров; -п.7.3 СНиП 21-01-97*, п.1.82 СНиП 21-01-97* - двери складского помещения выполнены с пределом огнестойкости менее 0,6 часа; -п.7.1.12 СНиП 31-01-2003 – в помещениях ООО «Офполи» не отделены от жилой части здания противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа без проемов. В ходе проверки, руководитель филиала «Офполи» Зинченко Е.В. дал объяснение, занесенное в протокол об административном правонарушении, о том, что помещения ООО «Офполи» находятся в субаренде, представленной ООО «Дальторг ДВ» по договору субаренды нежилого помещения от 01.09.2009г. Выявленные нарушения обязуются устранить в срок до 01.04.2010г. Просит учесть, что складское помещение имеет оконный проем, находящийся над выходом из помещения офиса, ведущего во двор дома, а так же то, что в складском помещении установлен плафон, предусмотренный конструкцией. 16.02.2010г. ВрИО начальника ОГПН по Центральному району г.Хабаровска Терновым Л.С., административный протокол в отношении ООО «Офполи» в соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ передан на рассмотрение в Центральный районный суд г.Хабаровска для принятия решения об административном приостановлении деятельности, в связи с неустранением выявленных нарушений. Представитель государственный инспектор Центрального района г.Хабаровска по пожарному надзору в суд для рассмотрения дела не явился, его не явка не является препятствием для рассмотрения дела по существу. О времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом. Представитель ООО «Офполи» ФИО1, действующий на основании доверенности, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ признал частично, указав, что в настоящее время таблички с указанием телефонов пожарной охраны приобретены и вывешены, журнал учета первичных средств пожаротушения заведен, инструкция определяющая действия персонала по обеспечению безопасности и эвакуации, разработана и утверждена генеральным директором. Вопрос по установленным глухим решеткам на окнах решается, но еще не решен. В складском помещении на светильниках установлены плафоны. Тамбур от горючих веществ освобожден. По п. 160 ППБ 01-03 с нарушением не согласен, поскольку в складском помещении имеется окно. В обоснование своих пояснений представитель представил суду инструкцию о мерах пожарной безопасности, утвержденной 03.02.2010 года генеральным директором ООО «Офполи» ФИО3, журнал учета огнетушителей. Представитель ООО «Офполи» просил суд не приостанавливать деятельность общества, указав, что в ближайшее время все нарушения пожарной безопасности будут устранены. Заслушав пояснения представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела, судья приходит к выводу, что вина ООО «Офполи» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ установлена. Обеспечение пожарной безопасности, являясь одной из важнейших задач государства, регламентируется Федеральным законом от 21.12.1994г. №69-ФЗ "О пожарной безопасности" (с изменениями на 28.07.2008г.), Правилами пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденными приказом МЧС России от 18.06.2003г. № 313 и введенными в действие с 30.06.2003г. и другими нормативными правовыми актами. На основании п.5 ст.7 Федерального закона от 08.08.2001г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», внеплановые мероприятия по контролю проводятся органами государственного контроля (надзора), в том числе в случаях возникновения угрозы здоровью и жизни граждан. Согласно ст.1 Федерального закона №69-ФЗ от 21.12.1994г. «О пожарной безопасности» требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нарушение требований пожарной безопасности – невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. Пункт 1 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) определяет, что эти Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. В соответствии с п.2 Правил пожарной безопасности, утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 313 от 18.06.2003г. организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Согласно п.п.2 ч.9 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ № 820 от 21.12.2004г. с изменениями от 02.10.2009г., государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и государственные инспекторы специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору имеют право: проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений. Объектом административного правонарушения в сфере обеспечения пожарной безопасности выступает совокупность общественных отношений, охраняемых противопожарными правилами, нормами и стандартами и направленных на обеспечение государственных мер борьбы с огнем. В соответствии с ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32, 11.16 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. В указанной сфере правоотношений, противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний. Часть 1 ст.2.1 КоАП РФ устанавливает, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Таким образом, виновное лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Согласно Протокола №17/1 об административном правонарушении от 03.02.2010г., в помещении ООО «Офполи», расположенного по ул.Гамарника,11 в г.Хабаровске, 02.02.2010г. было проведено обследование, по результатам которого выявлены нарушения, ответственность за которые предусмотрена ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ. Факт нарушения требований пожарной безопасности, указанных в протоколе об административном правонарушении, подтверждается представленными материалами, указанные в протоколе об административном правонарушении нарушения, в настоящее время, в полном объеме не устранены. В соответствии с п.13 ППБ 01-03 «Правил пожарной безопасности в РФ», во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны. В нарушении указанной нормы, в административных помещениях ООО «Офполи» на видных местах не вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны В соответствии с п.15 ППБ 01-03 «Правил пожарной безопасности в РФ», в каждой организации распорядительным документом должен быть установлен соответствующий их пожарной безопасности противопожарный режим. Приложением 3 ППБ 01-03 определяет необходимое количество первичных средств пожаротушения. В нарушении указанной нормы, в ООО «Офполи» отсутствует журнал учета проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения. В соответствии с п.16 ППБ 01-03 «Правил пожарной безопасности в РФ», в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек, должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а так же предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре. На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработаны инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей. В нарушении указанной нормы, в ООО «Офполи» не разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасности и быстрой эвакуации людей. В соответствии с п.40 ППБ 01-03 «Правил пожарной безопасности в РФ», в зданиях, сооружениях организаций запрещается устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке. В нарушении указанной нормы, в оконных проемах ООО «Офполи» установлены глухие металлические решетки. В соответствии с п.60 ППБ 01-03 «Правил пожарной безопасности в РФ», при эксплуатации действующих электроустановок запрещается эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника. В нарушении указанной нормы, в складском помещении ООО «Офполи» эксплуатируются светильники без защитных плафонов, предусмотренных конструкцией светильника. В соответствии с п.53 ППБ 01-03 «Правил пожарной безопасности в РФ», при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается загромождать эвакуационные пути и выходы различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами. В нарушении указанной нормы, в тамбуре ООО «Офполи», ведущем из помещений непосредственно на улицу, складируется горючий материал. В соответствии с п.160 ППБ 01-03 «Правил пожарной безопасности в РФ», организовывать хранение горючих товаров или не горючих товаров в горючей упаковке в помещениях, не имеющих оконных проемов или шахт дымоудаления, не допускается. В нарушении указанной нормы, в помещении склада ООО «Офполи», не имеющем оконных проемов или шахт для дымоудаления, организовано хранение горючих товаров. Доводы представителя ООО «Офполи» о том, что отсутствуют нарушения п.160 ППБ 01-03, судья считает несостоятельными, поскольку указанное нарушение зафиксированы инспектором ОГПН при проведении проверки в акте №18 от 02.02.2010г. и в протоколе №17/01 об административном правонарушении от 03.02.2010г. Доказательств, опровергающих наличие допущенных нарушений ППБ, ООО «Офполи» не представлено. Таким образом, судья приходит к выводу, что выявленные в ООО «Офполи» вышеуказанные нарушения имели место быть, в действиях ООО «Офполи» имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, то есть нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами. Вместе с тем, суд не может принять во внимание ссылку инспектора, указанную в акте проверки и протоколе об административном правонарушении на нарушение п.7.1.12 СНиП 31-01-2003, поскольку указанный СНиП не имеет юридической силы, поскольку Министерством юстиции отказано в его регистрации, а так же на нарушение п.1.82 СНиП 21-01-97*, поскольку данный пункт требований в указанной норме отсутствует. Следовательно, несоблюдение ООО «Офполи» требований п. 1.82 СНиП 21-01-97* в отношении применяемых в складском помещении дверей без предела огнестойкости 0,6 часа, а так же требований п.7.1.12 СНиП 31-01-2003 в отношении использования помещения не отделенного от жилой части здания противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа без проемов, не может быть отнесено к административному правонарушению, так как не содержит в себе юридические признаки ст. 2.1 КоАП РФ. В соответствии со ст.3.12 КоАП РФ, административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. При этом, данный вид административного наказания назначается в случае угрозы жизни или здоровью людей. Принимая во внимание характер совершенного правонарушения, общественную опасность указанного правонарушения, учитывая, что в данном случае, менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, судья считает необходимым применить в отношении ООО «Офполи» административное наказание в виде административного приостановления деятельности на срок 40 суток. При этом суд так же учитывает, что юридическим лицом эксплуатируется офис расположенный на первом этаже многоквартирного жилого дома, с размещением в нем большого количества людей, чьи жизни и здоровье могут быть подвергнуты опасности, в случае возникновения поджара, а так же то что со дня проверки 02.02.2010 года у ООО «Офпали» было достаточно времени для устранения указанных нарушений, а так же имелась реальная возможность устранения этих нарушений, и до принятия решения о передаче дела в суд. Определяя срок административного приостановления деятельности, суд так же учитывает и обоснованные доводы о частичном устранении нарушений в виде разработки и утверждения инструкции по пожарной безопасности и заведению журнала учета первичных средств пожаротушения. Достоверных доказательств об устранении иных вышеприведенных нарушений суду не представлено. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 20.4 ч.1, 29.10 КоАП РФ, судья ПОСТАНОВИЛ: Привлечь ООО «Офполи», расположенное по адресу: г.Хабаровск, ул.Гамарника,11 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ. Назначить ООО «Офполи» административное наказание за правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде административного приостановления деятельности в занимаемом им офисе ( функциональном помещении) по адресу: г. Хабаровск ул. Гамарника, 11, на срок 40 (сорок) суток. Постановление об административном приостановлении деятельности подлежит немедленному исполнению. Постановление может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г.Хабаровска в течение 10 суток со дня получения копии настоящего постановления правонарушителем.