не соблюдение санитарных и экологических требований при работе с отходами производства



Дело № 5-179/11

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е по делу об административном правонарушении

Центральный районный суд г. Хабаровска

680000 г. Хабаровск ул. Тургенева, 88

16 августа 2011 г. г.Хабаровск

Судья Центрального районного суда г.Хабаровска Мельник С.Ю.,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ в отношении ОАО «Сельскохозяйственный комплекс «Агроэнерго», расположенном по адресу: Хабаровский край, Хабаровский район, с.Ракитное, проезд Производственный,1,

установил:

По результатам проведенной на основании распоряжения начальника Департамента Росприроднадзора по ДФО от 10.06.2011г. №276 «О проведении рейдового мероприятия по маршруту: г.Хабаровск - с.Некрасовка» с 10.06.2011г. по 16.06.2011г. проверки, и проведения административного расследования, 05.08.2011г. государственным инспектором РФ по охране природы Департамента Росприроднадзора по ДФО Соколовой И.Г. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ в отношении ОАО «Сельскохозяйственный комплекс «Агроэнерго».

Согласно данному протоколу, в ходе проведенной проверки 10.06.2011г. осмотрена акватория ручья, впадающего в реку Малая Сита и территории ГПЗ ФЗ «Хехцирский», примыкающей к ОАО «СК «Агроэнерго», и установлено, что акватория ручья, впадающего в реку Малая Сита заполнена взмученными иловыми отложениями, имеет черный цвет и с характерным запахом навоза. Источником стоков с навозным запахом является коллектор, диаметром примерно 200 мм, выходящий из здания, принадлежащего ОАО «СК «Агроэнерго», оканчивающийся на территории ГПЗ ФЗ «Хехцирский», из которого вытекали сточные воды с характерным запахом навоза, в результате чего жидкие отходы сброшены на площади примерно 100м. х 300мм почвы и далее жидкие отходы поступали в ручей, впадающий в реку Малая Сита.

На места розлива отходов взят отбор пробы почвы, загрязненной жидким отходом с площадки, примыкающей к коллектору сброса (акт № 66 от 10.06.2011г.), проба сброса жидких отходов с коллектора, идущего с ОАО «СК «Агроэнерго» (акт № 67 от 10.06.2011г.), проба природных вод из ручья, впадающего в реку Малая Сита, 300 м ниже по течению на север от источника сброса отходов.

В ходе рейдового мероприятия 15.06.2011г. установлено: сток навозосодержащих вод отсутствует; коллектор, выходящий из здания, принадлежащего ОАО «СК «Агроэнерго» обрезан. 15.06.2011г. на территории ОАО «СК «Агроэнерго» с 15.30 до 16.30 жидкие отходы сливались из обрезанного коллектора в подъехавший трактор (гос.номер ХТ 7394 27) с прицепом-цистерной (гос.номер ХТ 4581 27). По окончании слива стоков, осуществлен их вывоз вышеуказанным трактором с прицепом-цистерной.

16.06.2011г. произведен отбор проб природных вод из ручья, впадающего в реку Малая Сита, 500 м ниже по течению на север от источника сброса отходов, и 500 м выше по течению на юг от источника сброса отходов.

По результатам исследования проб, отобранных в ходе проведения рейдового мероприятия: Протокол определения токсичности проб грунта № 66 от 17.06.2011г. - оказывается умеренное токсическое действие на инфузорий и оказывает острое токсическое действие на цериодафний; Протокол № 67 от 17.06.2011г. - проба относится к 4 классу опасности; Протокол № 68 от 17.06.2011г. - проба оказывает высокое токсичное действие на инфузорий и оказывает острое токсичное действие на цериодафний.

В ходе проведении административного расследования в отношении ОАО «СК «Агроэнерго» установлено, что племферма в с.Некрасовка, на которой в ходе рейдового мероприятия обнаружен слив жидких отходов, является частью Некрасовского свиноводческого комплекса ОАО «СК «Агроэнерго». Основным видом деятельности ОАО «СК «Агроэнерго» в соответствии с Уставом является разведение свиней и сельскохозяйственной птицы. Обнаружены 3 загрязненные площадки навозом, а также площадка, загрязненная твердыми бытовыми отходами. Исследование отобранных проб отходов навоза, показали - 4 класс опасности отходов (протоколы определения класса опасности пробы отхода от 21.07.11г. № 92, № 93, № 94; акты отбора проб отхода от 15.07.11г. № 92, № 93, № 94).

Представленная технологическая карта №2 на удаление навозных стоков
племфермы от 10.02.2011г. действительности не соответствует, п.1- п.11 не выполняются.
Действует аварийная ситуация. Вместе с тем, в проекте ПНООЛР для ОАО «СК
«Агроэнерго» (Некрасовский свинокомплекс) в разделе «Противоаварийные мероприятия и меры по ликвидации аварий при обращении с отходами» указано, что на ОАО «СК «Агроэнерго» отсутствуют аварийные ситуации.

ОАО «СК «Агроэнерго» представлен проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), в соответствии с которым на племферме Некрасовского свиноводческого комплекса ОАО «СК «Агроэнерго» образуется 800.6 тонн отхода свиного навоза свежего в год. Вышеуказанная технологическая карта №2 на удаление навозных стоков племфермы от 10.02.2011г., а также сведения о том, что планируется транспортировка навоза в ПНООЛР для ОАО «СК «Агроэнерго» Некрасовский свинокомплекс, не указаны.

В ходе административного расследования сделан запрос в КГУ «Гостехнадзор» по Хабаровскому краю о принадлежности трактора с цистерной, в которую на территории ОАО «СК «Агроэнерго» 15.06.2011г. сливались жидкие отходы из обрезанного коллектора и по окончании слива стоков, осуществлен их вывоз вышеуказанным трактором с прицепом-цистерной. Департаментом получен ответ о том, что вышеуказанный трактор (гос.номер ХТ 7394 27) с прицепом-цистерной (гос.номер ХТ 4581 27) принадлежит ОАО «СК «Агроэнерго», т.е. данное Общество производит транспортировку отходов, при этом лицензия на деятельность по обращению с опасными отходами отсутствует.

В соответствии со ст.16 Федерального закона от 24.06.2009г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», транспортирование отходов I-IV класса опасности должно осуществляться при следующих условиях: - наличия паспорта отходов I-IV класса опасности; -наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств; - соблюдению требований безопасности к транспортированию отходов I-IV класса опасности на транспортных средствах; - наличия документации для транспортирования и передачи отходов I-IV класса опасности с указанием количества транспортируемых отходов I-IV класса опасности, цели и места назначения их транспортирования. Специальные знаки на транспортном средстве, транспортирующем отход отсутствовали.

На основании ст. 30 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 9 Федерального Закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 17 Федерального закон от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию. Перечень отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, подлежащих лицензированию, устанавливается федеральными законами. Лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001г. № 128-ФЗ. Предприятию требуется получение лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности, поскольку производится транспортировка и хранение опасного отхода.

В ходе административного расследования так же установлено, что учет и контроль за движением, количеством образованного отхода, хранении, утилизации или передачу сторонним организациям не ведется. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами не представлен.

В соответствии со ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический контроль.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (ч.1 ст.19 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, (ч.1 ст.26 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Представлена копия паспорта опасного отхода на навоз свежий свиной. Класс опасности отхода 3, токсичен. Оригинал паспорта отхода не представлен.

Согласно ч.2,3 ст.14 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», юридические лица в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности, а также на данные отходы должен быть составлен паспорт. В соответствии со ст.1 ФЗ от 24.06.1998г. № 89-ФЗ, паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.

Кроме того, в ходе административного расследования вынесено определение от 01.07.2011г. № 17/153 об истребовании необходимых дополнительных материалов у ООО ИТА «Губерния». В соответствии с вышеуказанным определением в Департамент Росприроднадзора представлена (вх. от 13.07.11г. № 2587 / 17-30) видеозапись репортажа от 10.06.2011г., в котором зафиксирован сброс жидких отходов ОАО «СК «Агроэнерго».

Согласно требованиям ст.51 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации, при этом сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается.

В соответствии с п. 3.16. СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" немедленному вывозу с территории подлежат отходы при нарушении единовременных лимитов накопления или при превышении гигиенических нормативов качества среды обитания человека (атмосферный воздух, почва, грунтовые воды).

Согласно п.3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03, условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки и отражаются в Техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары.

При этом хранение твердых промотходов I класса разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны); II - в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах); III - в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках; IV - навалом, насыпью, в виде гряд. Поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.).

Таким образом, слив отходов на почву запрещен.

За время проведения административного расследования аварийная ситуация на племферме Некрасовского свиноводческого комплекса ОАО «СК «Агроэнерго» не ликвидирована, свиной навоз, разлитый на почву, не убран.

05.08.2011г. государственным инспектором РФ по охране природы Департамента Росприроднадзора по ДФО Соколовой И.Г. принято решение о передаче протокола по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «СК «Агроэнерго» в соответствии со ст.23.1 КоАП РФ в Центральный районный суд г.Хабаровска.

В ходе рассмотрения дела, представитель ОАО «СК «Агроэнерго» Афанасьев Ф.И. пояснил, что с выявленными нарушениями согласен, в настоящее время проводится ряд мероприятий, направленных на устранение нарушений и ликвидацию последствий аварии которая произошла ввиду ветхости оборудования. Аналогичные суждения высказаны и представителями Костиной А.В., Чапыгиной И.А., действующими так же на основании доверенностей.

Представители Департамента Росприроднадзора по ДФО Дозорец Е.М., Артемьева И.В. в суде пояснили, что предприятие не имеет технических ресурсов для обеспечения условий сохранения окружающей среды при возникновении аварийных ситуаций. В настоящее время считают, что допущенное предприятием нарушение не таково, что бы административно приостанавливать их деятельность, и полагают возможным что бы суд ограничился штрафными санкциями.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения участников судебного заседания, судья приходит к выводу, что в действиях ОАО «СК «Агроэнерго» имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.

Факт нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований, указанных в протоколе об административном правонарушении, подтверждается представленными материалами, указанные в протоколе об административном правонарушении нарушения в настоящее время не устранены. Доказательств, опровергающих наличие допущенных нарушений, ОАО «СК «Агроэнерго» не представлено.

В соответствии со ст.8.2 КоАП РФ за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, предусмотрена административная ответственность для юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В указанной сфере правоотношений, противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.

Часть 1 ст.2.1 КоАП РФ устанавливает, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Виновное лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, судья приходит к выводу, что выявленные в ОАО «СК «Агроэнерго» вышеуказанные нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований имели место быть, в действиях ОАО «СК «Агроэнерго» имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного 8.2 КоАП РФ, то есть несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

В соответствии со ст.3.12 КоАП РФ, административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

При этом, данный вид административного наказания назначается в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.

Принимая во внимание характер совершенного правонарушения, и отсутствие необходимых условий для применения административного наказания в виде административного приостановления деятельности предприятия, учитывая при этом характер и особенности производства многочисленность поголовья скота, с учетом мнения специалистов Росприроднадзора, суд считает возможным определить наказание в виде штрафа. Определяя размер наказания суд учитывает смягчающее наказание, признание вины. И в первые привлечение к административной ответственности за данного рода правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 20.4 ч.1, 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Привлечь ОАО «Сельскохозяйственный комплекс «Агроэнерго» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей.

Штраф перечислять по следующим реквизитам:

Счет получателя: 40101810300000010001

ИНН 2721118073, КПП 272101001, ОКАТО 08401000000, БИК 040813001

Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Хабаровскому краю г.Хабаровск

Получатель: УФК по Хабаровскому краю (Департамент Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу).

Код платежа: 04811625060010000140.

Постановление может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г.Хабаровска в течение 10 суток со дня получения копии настоящего постановления лицом, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении.

Судья С.Ю. Мельник