Дело № 5-139/11 20 июля 2011 года г. Хабаровска Судья Центрального районного суда г. Хабаровска Подолякин А.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении главы администрации городского поселения «Город Бикин» Бикинского муниципального района Хабаровского края Швиткий Александра Михайловича, УСТАНОВИЛ: Из протокола об административном правонарушении, составленному начальником отдела контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю – Федоренко И.С. при осуществлении контроля соблюдения антимонопольного законодательства, 17.06.2011 г., следует: По договору от 12.05.2008 № № администрацией городского поселения «Город Бикин» ООО «<данные изъяты>» передано муниципальное имущество: помещения, расположенные в административном корпусе по <адрес>, в <адрес>, №№4. 5, 6, 7, 8, 14, 16, 17 (18, 19, 20) на 1 этаже, №4 - на 2 этаже, общей площадью 87, 4 кв.м.; помещения гаража общей площадью 600 кв.м.; контейнеры для мусора в количестве 20 штук. По договору от 12.05.2008 № администрацией городского поселения «Город Бикин» ООО «<данные изъяты>» переданы: автомобиль мусоровоз № автомобиль мусоровоз № (№), автомобиль №, автомобиль «TOYOTA-TOYOACE» №, автомобиль №, автомобиль №, автомобиль №, автомобиль №, автомобиль самосвал №. Указанные договоры заключены на основании распоряжения главы городского поселения «Город Бикин» от 12.05.2008 №р «О передаче имущества ООО «<данные изъяты>». Срок действия данных договоров определен до момента определения победителя конкурса по отбору управляющей организации для многоквартирных домов (предполагаемая дата проведения конкурса - 23.09.2008 г.). 11.12.2008г. главой городского поселения «Город Бикин» принято распоряжение №р «О передаче в аренду имущества ООО «<данные изъяты>», на основании которого ДД.ММ.ГГГГ заключены договоры аренды №№ 24 и 25. По договору аренды № ООО «<данные изъяты>» переданы в аренду: помещения административного корпуса по <адрес>: №№4-8, 14, 16, 17, (18,19, 20) на 1 этаже, №№4, 16, 17 на 2 этаже, общей площадью 118,82 кв.м.; контейнера мусорные 20 шт., помещения гаража общей площадью 600, 0 кв.м., столярная мастерская общей площадью 104, 0 кв.м., оргтехника (компьютеры в сборе 3 шт., принтеры 3 шт.), мебели (стол письменный 6 шт., стенка мебельная 3 шт., стулья 6 шт., кресло 3 шт., 2 сейфа, стол приставной 1 шт.). Договор заключен с 01.12.2008 г. до 30.10.2009 г.. По договору аренды № ООО «<данные изъяты>» переданы в аренду автомашины: автомобиль мусоровоз №), автомобиль мусоровоз №), автомобиль №, автомобиль «TOYOTA-TOYOACE» Т №, автомобиль ГАЗ - №, автомобиль ГАЗ - №, автомобиль ГАЗ-№, автомобиль самосвал №. Поскольку договор аренды от 12.12.2008г. № предусматривает передачу ООО «<данные изъяты>» автомашин, ранее использовавшихся обществом по договору аренды от 12.05.2008г. № 5, данный договор соответствует антимонопольному законодательству, так как пунктом 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции установлена возможность заключения до 01 июля 2015 года без проведения торгов договоров аренды, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1. указанного закона и заключенных до 01 июля 2008 с субъектами малого и среднего предпринимательства. В соответствии с договором № ООО <данные изъяты>» передано в аренду муниципальное имущество, ранее использовавшееся им по договору аренды от 12.05.2008г. №. Вместе с тем, помимо указанного имущества, обществу дополнительно переданы помещения №, 17 на втором этаже, столярная мастерская площадью 104 кв.м., оргтехника (компьютеры в сборе 3 шт., принтеры 3 шт.), мебель (6 письменных столов, мебельная стенка 3 шт., 6 стульев, 3 кресла, 2 сейфа, стол приставной 1 шт.). В последующем между обществом и администрацией (в лице главы Швиткого А.М.) заключено соглашение от 18.12.2009г. № о внесении изменений в договор аренды от 12.12.2008 №, которым перечень передаваемого ООО «<данные изъяты>» имущества изменен – обществу переданы помещения первого этажа административного корпуса, расположенного по <адрес>, общей площадью 161,75 кв.м.: помещение №, площадью 28,3 кв.м., помещение № площадью 10,8 кв.м., помещение № площадью 11,6 кв.м., помещение № (включающее в себя помещения №№ 6,7,8) площадью 14,4 кв.м., помещение № площадью 3,45 кв.м., помещение № площадью 9,7 кв.м., помещение № площадью 37,5 кв.м., а также: 3 компьютера в сборе, 3 принтера, 6 письменных столов, 6 стульев, 3 кресла, 2 сейфа, 1 приставной стол, стенка мебельная 3 шт.. Соглашением от 15.10.2009г. № к договору от 12.12.2008 № (подписано Швитким А.М.), срок действия договора продлен до 30.06.2010 г.. Соглашением от 30.06.2010 № (подписано Швитким А.М.) действие указанного договора продлено на срок до заключения договора аренды по результатам открытого аукциона. Договором аренды муниципального имущества от 26.07.2010 г. № администрацией городского поселения «<данные изъяты>» (в лице главы Швиткого А.М.) ООО «<данные изъяты>» вновь передано имущество, ранее передававшееся в аренду ООО «<данные изъяты>», в том числе, по соглашению от 15.10.2009 г. № к договору от 12.12.2008 №. Передача обществу муниципального имущества, не входящего в состав имущества, передававшегося по договору от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно: помещений №№ 2,3,13,1-5 первого этажа, №№ 16,17 второго этажа административного здания, расположенного по <адрес>, столярной мастерской; 3 компьютеров в сборе, 3 принтеров, 6 письменных столов, 6 стульев, 3 кресел, 2 сейфов, 1 приставного стола, стенки мебельной 3 шт., не основана на действующем законодательстве. Статья 17.1. Закона о защите конкуренции вступила в силу 02.07.2008. В соответствии с данной статьей заключение любых договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества может быть осуществлено только по результатам проведения торгов, за исключением установленных в частях 1 и 4 указанной статьи случаев. Таким образом, предоставление движимого и недвижимого имущества ООО «<данные изъяты>» после 01.07.2008 по договору от 12.12.2008г. №, согласно соглашению от 18.12.2009г. №, и по договору от 26.07.2010г. №, которое не являлось предметом арендных отношений по договору от 12.05.2008г. №, является нарушением установленного порядка заключения договоров в отношении такого имущества. Передача государственного или муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов создает для этого субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества и препятствует доступу к государственному или муниципальному имуществу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеозначенные права в отношении такого имущества. Как следует из пункта 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции, предоставление отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, обеспечивающего им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, является преференцией. Порядок предоставления государственной или муниципальной преференции определен в статье 20 Закона, из которой следует, что преференция может быть предоставлена исключительно с предварительного письменного согласия антимонопольного органа. В заседании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что администрация с заявлением о предоставлении муниципальной преференции ООО «<данные изъяты>» в Хабаровское УФАС России не обращалась. Статьей 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов местного самоуправления, в том числе предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение установленного главой 5 указанного закона порядка. Таким образом, действия администрации по передаче в аренду ООО «<данные изъяты>» без проведения торгов и без получения предварительного письменного согласия антимонопольного органа муниципального имущества в составе помещений № 2, № 3, №13, № 15 первого этажа, № 16 и № 17 второго этажа административного здания, расположенного по <адрес>; столярной мастерской, 3 компьютеров в сборе, 3 принтеров, 6 письменных столов, 6 стульев, 3 кресел, 2 сейфов, 1 приставного стола, стенки мебельной в количестве 3 шт. (договор от 12.12.2008г. №, соглашение от № о внесении изменений в договор аренды от 12.12.2008г. №, договор от 26.07.2010 г. №) нарушают часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, так как ведут к недопущению конкуренции за право обладания муниципальным имуществом и нарушают установленный порядок предоставления такого имущества, а также нарушают статью 16 Закона о защите конкуренции. Так, согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции, соглашение - это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме. Статьей 16 Закона о защите конкуренции установлен запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения, в частности, между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. В судебном заседании лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении – глава городского поселения «<данные изъяты>» Швиткий А.М. судье пояснил, что действия, вменяемые ему в вину, совершались им с целью избежать отказа ООО «<данные изъяты>» от обслуживания жилого фонда в <адрес> в г. Хабаровске является двухэтажным административным зданием, в помещениях которого располагались две организации: ООО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>», которые занимали помещения и на первом и на втором этажах здания. С декабря 2009 г. – после внесения изменений в договоры аренды, помещения были упорядочены: ООО «<данные изъяты>» стало занимать второй этаж здания, а ООО «<данные изъяты>» – 1-й. Кроме того, ООО «<данные изъяты>» стало содержать помещение избирательной комиссии района, расположенное на 1-ом этаже указанного здания, содержать которое иные организации отказывались. Представитель главы городского поселения «<данные изъяты>» - ФИО3 судье пояснила, что собственниками жилых домов в <адрес> не был выбран способ управления жилыми домами. Был объявлен конкурс для выбора управляющей организации. Единственный участник конкурса ООО «<данные изъяты>» стало такой организацией, после чего, администрация <адрес> находилась в некоторой зависимости от этой организации, так как необходимо было обслуживать не только благоустроенный жилой фонд (который составляет 28,8 %), но и неблагоустроенный жилой фонд (составляющий 71,2 %.) <адрес>. Обслуживать неблагоустроенный жилой фонд иные организации не желают. В настоящее время все договоры аренды, признанные незаконными Антимонопольной службой, отменены. За передачу муниципального имущества в аренду ООО «<данные изъяты>» глава городского поселения «<данные изъяты>» привлечён к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.9. КоАП РФ – постановлением руководителя Управления ФАС России по Хабаровскому краю от 30.06.2011 г.. Представитель административного органа – УФАС России по Хабаровскому краю ФИО2, действующий на основании доверенности от 05.10.2009 г., в судебном заседании пояснил, что событие административного правонарушения доказано, правонарушение совершено. Составы правонарушений, предусмотренные ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ и ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ – разные. По ч. 1 ст. 14.9. КоАП РФ глава городского поселения «Город Бикин» Швиткий А.М. привлечён к ответственности за действия, нарушающие антимонопольное законодательство - передачу муниципального имущества ООО «<данные изъяты>» без проведения торгов. По нгастоящему уголовному делу глава городского поселения «<данные изъяты>» Швиткий А.М. подлежит ответственности за заключение соглашений в нарушение антимонопольного законодательства. Заслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, судья приходит к следующему. Из постановления от 02.03.2009 № «Об утверждении итогов голосования на выборах главы городского поселения «Город Бикин»» избран главой городского поселения <данные изъяты> Швиткий Александр Михайлович. Как следует из положения об администрации городского поселения города Бикин, утвержденного решением Совета депутатов городского поселения «<данные изъяты>» от 31.05.2005 №, глава городского поселения является главой администрации (п.п.1.2.). Полномочия главы городского поселения содержатся в пункте 5 положения об администрации: представляет городское поселение в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени городского поселения (пп.5.1.1.). Как следует из положения о порядке управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского поселения «<данные изъяты>» Бикинского муниципального района Хабаровского края, утвержденного решением Совета депутатов городского поселения «<данные изъяты>» от 17.02.2010 №, исполнительный орган местного самоуправления - администрация городского поселения «<данные изъяты>» осуществляет права владения, пользования, распоряжения муниципальным имуществом города в порядке, установленном действующим законодательством, уставом и данным положением (п.5.1.). Согласно пп. 3 пункта 5.2. администрация принимает решения о передаче в аренду, безвозмездное и иные виды пользования муниципального имущества в соответствии с действующим законодательством; п/п.5 указанного пункта - осуществляет полномочия арендодателя при сдаче в аренду недвижимого и движимого имущества; осуществляет контроль за использованием объектов муниципального имущества и поступлением средств в бюджет городского поселения от владения, пользования и распоряжениям муниципальным имуществом. Как следует из статьи 30 устава городского поселения «<данные изъяты>» от 2005 (с последующими изменениями), глава городского поселения входит в структуру органов местного самоуправления, является высшим должностными лицом городского поселения и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В статье 31 устава перечислены полномочия главы городского поселения. К ним относятся: глава представляет городское поселение в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени городского поселения. Статьей 5 главы 3 устава к вопросам местного значения городского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (п.3). К полномочиям администрации, как следует из статьи 34 устава, относятся: обеспечение исполнительно-распорядительных функций по эффективному решению вопросов местного значения городского поселения в соответствии со статьей 5 устава (пп.1), управление имуществом, находящимся в собственности городского поселения (пп.4). Пунктом 2 статьи 215 установлено, что от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления. Ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения. В силу ч. 1 ст. 4.5. КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении за нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. Как следует из п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности. Главой городского поселения «город Бикин» Швиткий А.М. с ООО «<данные изъяты>» заключены следующие соглашения: - соглашение от 18.12.2009г. № о внесении изменений в договор аренды от 12.12.2008 №, - соглашение от 15.10.2009г. № к договору от 12.12.2008 №, - соглашение от 30.06.2010 №, - договор аренды муниципального имущества от 26.07.2010 г. №. Поскольку с момент заключения соглашений от 18.12.2009 г., 15.10.2009 г.. 30.06.2010 г. прошло более года, срок привлечения главы городского поселения «город Бикин» Швиткий А.М. к административной ответственности за указанные действия истёк, в связи с чем, на основании п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ, в указанной части по делу необходимо вынести постановление о прекращении производства. Ч. 1 ст. 14.9. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за действия должностных лиц органов местного самоуправления, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Постановлением руководителя УФАС России по Хабаровскому краю Бодрова В.А. от 30.06.2011 г. главы городского поселения «<данные изъяты>» Швиткий А.М. привлечён к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ. Действия главы городского поселения «город Бикин» Швиткий А.М., за совершение которых он был привлечён к административной ответственности, заключаются в передаче муниципального имущества городского поселения «<данные изъяты>» ООО «<данные изъяты>», в том числе по договору аренды от 26.07.2010 г. № 12. Однако, в данном случае, заключение главой городского поселения «город Бикин» Швиткий А.М. с ООО «<данные изъяты>» договора аренды муниципального имущества от 26.07.2010 г. № 12, является передачей указанного имущества ООО «<данные изъяты>», то есть заключение главой городского поселения «<данные изъяты>» Швиткий А.М. указанного имущества является действием, за которое последний привлечён к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.9. КоАП РФ постановлением от 30.06.2011 г.. Согласно ч. 5 ст. 4.1. КоАП РФ, никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. При таких обстоятельствах глава городского поселения «<данные изъяты>» Швиткий А.М. не может быть привлечён к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ. Как следует из п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения. Следовательно, на основании п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ, в указанной части по делу также необходимо вынести постановление о прекращении производства. Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 4.1., 4.5., 24.5., 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья ПОСТАНОВИЛ: 1. Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.32. КоАП РФ, в отношении главы городского поселения «город Бикин» Швиткий Александра Михайловича в части заключения им с ООО «<данные изъяты>»: - соглашения от 18.12.2009г. № о внесении изменений в договор аренды от 12.12.2008 №, - соглашения от 15.10.2009г. № к договору от 12.12.2008 №, - соглашения от 30.06.2010 №, - договора аренды муниципального имущества от 26.07.2010 г. №. по основанию п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. 2. Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.32. КоАП РФ, в отношении главы городского поселения «<данные изъяты>» Швиткий Александра Михайловича в части заключения им с ООО «<данные изъяты>» договора аренды муниципального имущества от 26.07.2010 г. № по основанию п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. Постановление может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 дней со дня получения копии постановления – в соответствие со ст.ст. 30.1., 30.2., 30.3. КоАП РФ. Судья Подолякин А.В.