Дело № 5-167/11 ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу об административном правонарушении г.Хабаровск 17 августа 2011 года Судья Центрального районного суда г. Хабаровска Красюков О.Д., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ в отношении юридического лица ООО «Транзит», УСТАНОВИЛ: На основании распоряжения Начальника Департамента Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ №, была проведена плановая выездная проверка юридического лица ООО «Транзит». По результатам проверки вынесено определение от ДД.ММ.ГГГГ № о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по ст. 8.2 КоАП РФ. В ходе проведения проверки и административного расследования было установлено: отсутствие у ООО «Транзит» заполненных форм государственной статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы) за период 2008-2010г.г., отсутствие журнала учёта движения отходов на предприятии; отсутствие отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (в соответствии с Приказом Минприроды России от 16.02.10г. №30 «Об утверждении порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) за период 2008-2010г.г. На основании выявленных нарушений в отношении ООО «Транзит» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренным ст.8.2 КоАП РФ. В судебном заседании представитель Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ДФО ФИО4 пояснил, что юридическим лицом- ООО «Транзит» были допущены нарушения природоохранного законодательства, а именно в соответствии с ч.3 ст.18 ФЗ от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. В соответствии с Приказом Минприроды России от 16 февраля 2010г. № 30 юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, обязана представлять отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности). В соответствии со ст.11 ФЗ от 24.06.1998г. № 89 «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами. В соответствии с ч.1 ст.19 ФЗ от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. В соответствии с ч. 1 ст.67 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ «производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды». В соответствии с приказом Федеральной службы государственной статистики от 28 января 2011г. №17, юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, обязаны представлять отчетность по форме 2-ТП (Отходы). ООО «Транзит» требования вышеуказанных законов и иных нормативных актов не выполняло, форма государственной статистической отчетности по форме «2-ТП (отходы) не заполнялась, журнал учета движения отходов на предприятии отсутствует, отсутствует отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов. Указанные нарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ. Представитель юридического лица ООО «Транзит» ФИО5 доводы Департамента Росприроднадзора не признал, пояснил, что ООО «ТРАНЗИТ» в настоящее время не имеет во владении и пользовании на праве аренды, а также не сдает в аренду офисы, склады, производственные площадки. Для размещения и работы исполнительного органа ООО «ТРАНЗИТ» используется квартира директора ООО «ТРАНЗИТ» ФИО6, предоставленная ООО «ТРАНЗИТ» по договору безвозмездного пользования. ООО «ТРАНЗИТ» не имеет договора на вывоз отходов, т.к. по образующимся в процессе деятельности исполнительного органа отходам V-го класса опасности (бумага и картон, образующиеся от деятельности канцелярии и делопроизводства, использованные электролампы накаливания) оплата за вывоз входит в состав коммунальных платежей, оплачиваемых ссудодателем, а при осуществлении деятельности рыболовецкой бригадой прибрежного лова образуются только отходы V класса опасности (пищевые отходы кухни), а также отходы, класс опасности которых не установлен (отходы выгребных ям). Согласно п.3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.98г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» паспорта отходов составляются на отходы I-IV классов опасности, поскольку в процессе осуществления деятельности ООО «ТРАНЗИТ» таких отходов не образуется, то паспорта отходов не составлялись. ООО «ТРАНЗИТ» в соответствии с критериями, определенными ст. 4 Федерального закона от 24/07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» является малым предприятием. Согласно пункту 3 статьи 18 закона № 89-ФЗ малые предприятия нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не разрабатывают и не утверждают. Журнал учета движения отходов в ООО «ТРАНЗИТ» не велся, и отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов не составлялась, т.к. согласно пункту 1 статьи 19 федерального закона от 24.06.98г. № 89-ФЗ учет образовавшихся, использованных, обезвреженных и переданных другим лицам, размещенных отходах ведут юридические липа, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами. Согласно Указаниям по заполнению форм государственной статистической отчетности 2-ТП (отходы) данную отчетность предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления. В соответствии со ст. 1 закона № 89-ФЗ обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. ООО «ТРАНЗИТ» такую деятельность не ведет. Следовательно, у предприятия отсутствует обязанность по ведению учета и отчетности в области обращения с отходами. Заслушав пояснения представителя Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ДФО, представителя ООО «Транзит», привлекаемого к административной ответственности, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды. Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека (статья 11 Закона N 89-ФЗ). Административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами установлена статьей 8.2 КоАП РФ. Как следует из протокола об административном правонарушении, нарушения законодательства об охране окружающей среды со стороны ООО «Транзит» выразились в том, что юридическим лицом не велась документация по образованию, использованию, обезвреживанию и размещению отходов, а также не предоставлялась статистическая отчетность по форме 2 ТП (отходы). Нарушений, связанных непосредственно со сбором, складированием, использованием, сжиганием, переработкой, обезвреживанием, транспортировкой, захоронением и ином обращении с отходами производства и потребления надзирающим органом установлено не было. Таким образом, надзирающим органом указано на нарушения в сфере обеспечения экологической информацией, выразившееся в непредставлении в государственный орган сведений, которые юридическое лицо обязано было предоставить в силу действующего законодательства. Указанные действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ- сокрытие или искажение экологической информации. В соответствии со ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке, при этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в его пользу. В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие). При указанных обстоятельствах, на основании п.1 ч.1.1 ст.29.9 КоАП РФ производство по делу подлежит прекращению ввиду отсутствия в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 КоАП РФ, судья ПОСТАНОВИЛ: Производство по делу в отношении ООО «Транзит» о привлечении к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ прекратить за отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения. Постановление может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 дней со дня получения копии постановления. Судья Красюков О.Д.