Дело № 12-526/10 РЕШЕНИЕ по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении 18 августа 2010 года г. Хабаровск Судья Центрального районного суда г. Хабаровска Дорожкина О.Б., рассмотрев жалобу ФИО6 на постановление Заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю ФИО0 о назначении административного наказания №56 от 18.06.2010 г., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 7.29 КоАП РФ, УСТАНОВИЛ: Постановлением Заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю ФИО0 о назначении административного наказания №56 от 18.06.2010 г., заместитель министра молодежной политики, спорта и туризма Хабаровского края – начальник управления бюджетной и инвестиционной политики министерства ФИО6 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.29 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей. ФИО6 подана жалоба на указанное постановление, в которой указано на то, что Министерство молодежной политики, спорта и туризма Хабаровского края образовано в соответствии с распоряжением Губернатора Хабаровского края от 13.01.2009 г. №6-р «О вопросах структуры и штатной численности исполнительных органов власти Хабаровского края» с передачей ему функций упраздненного комитета по физической культуре и спорту Правительства Хабаровского края. Государственная регистрация юридического лица осуществлена 12.02.2009 г. Осуществление расчетов за выполненные работы, оказанные услуги министерством начато с момента открытия расчетного счета в марте 2009 года. Министерство является исполнительным органом власти Хабаровского края, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере молодежной политики, физической культуры, спорта и туризма в крае. Для реализации функций министерство осуществляет направление спортсменов и сборных команд края на общероссийские и международные соревнования по соответствующим видам спорта. С учетом большого числа видов спорта и соревнования за пределами Хабаровского края, отправка спортсменов осуществляется ежемесячно. В связи с этим востребованными для министерства являются услуги по оформлению авиационных билетов в различные регионы России и за рубеж. Направление спортсменов и сборных команд производится на основании справок-вызовов министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ, а также соответствующих федераций и федеральных центров подготовки спортсменов, определяющих конкретные сроки проведения мероприятий. При этом бюджет министерства в марте 2009 года был сформирован в результате передачи бюджетных ассигнований на проведение спортивных мероприятий упраздненного комитета по физической культуре и спорту Правительства края. Перераспределение полномочий краевым подведомственным учреждениям министерства на командирование спортсменов во 2, 3 квартале 2009 года не представляется возможным без процедуры уточнения бюджета, которая проводится по итогам его исполнения за первое полугодие текущего финансового года. С момента проведения организационно-штатных мероприятий в министерстве и формирования его бюджета, в комитет по физической культуре и спорту Правительства края, а также впоследствии в министерство, непрерывно поступали справки – вызовы о направлении спортсменов на различные соревнования, учебно-тренировочные сборы. При этом поступление указанных справок-вызовов в адрес министерства осуществлялось в сроки, не позволяющие в установленном действующим законодательством порядке провести необходимые процедуры размещения государственного заказа на услуги по оформлению авиабилетов. Поэтому именно в условиях крайней необходимости принимались решения о приобретении авиабилетов, что в соответствии со ст. 2.7 КоАП РФ освобождает должностное лицо от административной ответственности. Непринятие таких решений повлекло бы за собой массовый срыв отправки краевых команд на соревнования различного уровня, качественное снижение подготовки отдельных спортсменов, в том числе по олимпийским видам спорта. В сложившейся ситуации вред, причиненный отношениям собственности в результате нарушения порядка размещения государственных заказов, представляется менее значительным, чем предотвращенный для соблюдения интересов Хабаровского края. Кроме того, о чрезвычайности перечисленных действий свидетельствует тот факт, что в 3 и 4 квартале 2009 года министерство приобретало авиационные билеты с соблюдением норм законодательства о размещении заказов при получении своевременной информации о сроках проведения конкретных мероприятий. Тем не менее, указанные обстоятельства не получили должной оценки при рассмотрении дела об административном правонарушении, а его доводы о состоянии крайней необходимости были отвергнуты необоснованно, поскольку при размещении государственного заказа на услуги по оформлению авиабилетов должны быть определенно установлены конкретный объем (количество) приобретаемых билетов по соответствующим направлениям (маршрутам), сроки вылетов и с учетом этого сформирована начальная (максимальная) цена оказываемых услуг. Вместе с тем, министерство молодежной политики, спорта и туризма Хабаровского края именно в связи с отсутствием своевременной информации о сроках и маршрутах авиаперевозки, требуемого объема авиабилетов не имело возможности надлежащим образом провести процедуры размещения государственного заказа, поскольку направление спортсменов сборных команд края производится на основании справок-вызовов федеральных центров подготовки спортсменов, определяющих конкретных участников и даты проведения мероприятий. Сроки же поступления указанных справок-вызовов исключали возможность планового формирования государственного заказа, а соответственно, и проведения торгов в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 г. №94-ФЗ. Просит постановление Заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю ФИО7 о назначении административного наказания №56 от 18.06.2010 г. отменить, производство по делу прекратить. В судебном заседании ФИО6 доводы жалобы поддержал, дал пояснения, аналогичные изложенным в жалобе доводам, дополнительно пояснив, что направление спортсменов и сборных команд производилось на основании справок –вызовов министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ, соответствующих федераций и федеральных центров подготовки спортсменов, при этом указанные заявки определяли конкретные сроки проведения мероприятий и количество участников. Данные заявки поступали в министерство молодежной политики, спорта и туризма Хабаровского края в сроки, не позволяющие в соответствии с действующим законодательством разместить заказ. При этом, каких-либо мер, по урегулированию направления заявок на участие в мероприятиях в сроки, позволяющие разместить заказ, им не предпринималось. Выслушав доводы заявителя, его представителя ФИО2, приведшего аналогичные доводы, исследовав материалы производства по делу об административном правонарушении, суд приходит к следующему. Постановлением Заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю ФИО0 о назначении административного наказания №56 от 18.06.2010 г., заместитьль министра молодежной политики, спорта и туризма Хабаровского края- начальник управления бюджетной и инвестиционной политики министерства- ФИО6 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.29 КоАП РФ за принятие решения о размещении заказа иным способом в случае, если размещение такого заказа в соответствии с законодательством о размещении заказов должно осуществляться путем проведения торгов, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей. Определением №41 от 17.03.2010 г. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 7.29 КоАП РФ, определено провести административное расследование с целью установления должностного лица Министерства молодежной политики, спорта и туризма Хабаровского края, принявшего указанное решение. Согласно Акту по результатам проведения внепланового контрольного мероприятия в отношении Министерства молодежной политики, спорта и туризма Хабаровского края от 23.03.2010 г., признаны в действиях государственного заказчика – Министерства молодежной политики, спорта и туризма Хабаровского края нарушения ч.2 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Из протокола об административном правонарушении №15 от 09.06.2010 г. следует, что в процессе проведения контрольного мероприятия установлено, что Министерством молодежной политики, спорта и туризма Хабаровского края в 2009 году произведена оплата услуг по обеспечению билетами на авиаперевозки на общую сумму 20 204 563 рубля. В первом квартале 2009 года произведена оплата обозначенных услуг на сумму 912 706 рублей без проведения торгов либо запросов котировок. Во втором квартале аналогичные услуги без проведения торгов либо запросов котировок размещены на сумму 10 471 041 рубль, в третьем квартале – на сумму 8 726 586 рублей. Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в том числе установление единого порядка размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов, регулируются ФЗ №94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Частью 3 ст. 25 Федерального закона №94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» установлен исчерпывающий перечень сведений и документов, которые заказчик вправе требовать от участника открытого конкурса. В силу ч.2 ст. 10 Федерального закона №94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Перечень исключительных оснований размещения заказа у единственного поставщика определен ст. 55 указанного закона. Согласно п. 14 ч.2 ст. 55 Федерального закона №94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» определена возможность государственного заказчика разместить заказ у единственного поставщика в случае если осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке; при этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами. По итогам размещения таких заказов могут быть заключены государственные или муниципальные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Согласно указаниям Центрального Банка РФ от 20.06.2007 г. №1843-У данный предельный размер составляет 100 000 рублей. Из представленных суду материалов дела об административном правонарушении следует, что государственным заказчиком – министерством молодежной политики, спорта и туризма Хабаровского края размещен заказ на одноименные услуги в течение второго квартала 2009 года на сумму 10 471 041 рублей, в течение третьего квартала 2009 года на сумму 8 726 586 рублей у единственного исполнителя ... без проведения торгов либо запроса котировок, что противоречит требованиям ч.2 ст. 10 Федерального закона №94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Согласно информации, представленной Заместителем председателя Правительства Хабаровского края ФИО4 от 26.05.2010 г., на основании приказа министерства молодежной политики, спорта и туризма края от 10.04.2009 года №169, заместителю министра молодежной политики спорта и туризма края – начальнику управления бюджетной и инвестиционной политики – ФИО6 делегировано право подписания первичных документов, касающихся произведения оплаты за услуги, связанные с организацией и проведением мероприятий (в том числе и по оплате услуг авиаперевозок). Таким образом, действия ФИО5, ответственного за подписание первичных документов государственного заказчика, касающихся произведения оплаты за услуги, связанные с организацией и проведением мероприятий, без проведения торогов, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.29 КоАП РФ, устанавливающей административную ответственность за принятие должностным лицом государственного заказчика решения о размещении заказа иным способом, в случае, если размещение такого заказа в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд должно осуществляться путем проведения торгов. В судебном заседании установлено, что решение о выборе способа закупки министерством молодежной политики спорта и туризма Хабаровского края не оформлялось отдельным ведомственным документом, должностным лицом, уполномоченным и фактически подписавшим платежные документы на предоставление услуг авиаперевозок является ФИО6, что в том числе подтверждается письмами министерства молодежной политики спорта и туризма Хабаровского края № 04-1675 от 26.05.2010г., №04-852 от 19.03.2010г. По изложенным основаниям доводы жалобы ФИО5 в той части, что его действия не обусловлены неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, в связи с чем, он как должностное лицо в силу ст. 2.4 КоАП РФ не подлежит административной ответственности, суд признает необоснованными. Доводы заявителя о том, что его действия были обусловлены крайней необходимостью, суд считает так же необоснованными по следующим основаниям. В соответствии со ст. 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред. В соответствии с ч.1 ст. 34 Федерального закона №94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом. В соответствии п. 4.2 ч.4 ст. 22 Федерального закона №94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», документация должна содержать форму, сроки и порядок оплаты товара, работ, услуг. При этом, в соответствии со ст. 22 указанного закона, не исключается возможность указания сведений о возможности заказчика изменить предусмотренные контрактом количество товаров, объем работ, услуг. Таким образом, заказчик самостоятельно устанавливает форму, сроки и порядок оплаты услуг, следовательно, имеет возможность предусмотреть в документации о торгах и проекте государственного контракта условия оплаты оказываемых услуг исходя из фактической потребности в течение года, в связи с чем, действия ФИО6 не могут быть обусловлены состоянием крайней необходимости. Кроме того, в судебном заседании установлено, что мер, направленных на регулирование своевременного поступления заявок на участие в спортивных мероприятиях, в целях обеспечения возможности проведения торгов, не принималось. Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, уполномоченным должностным лицом. Каких-либо нарушений норм КоАП РФ, допущенных при составлении в отношении ФИО6 протокола об административном правонарушении и постановления по делу об административном правонарушении, судом не установлено. Действия ФИО6 были квалифицированы правильно, наказание применено в пределах предусмотренной законом санкции, в связи с чем, оснований для удовлетворения жалобы ФИО6 и отмены постановления Заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы от ______ г., не имеется. Руководствуясь ст.30.6 -30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, Р Е Ш И Л Постановление Заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по ... ФИО0 ______ от ______ г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 7.29 КоАП РФ, в отношении ФИО6 оставить без изменения, жалобу ФИО6 - без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение 10 дней со дня его получения. Копия верна. Решение не вступило в законную силу. Судья Дорожкина О.Б.