Дело № 12-95/11 РЕШЕНИЕ по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении Центральный районный суд г. Хабаровска (г. Хабаровск, ул. Тургенева, 88) 11 марта 2011 года г. Хабаровск Судья Центрального районного суда г. Хабаровска Подолякин А.В. рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Белоусова Василия Исхиевича на постановление 27 № инспектора ОГИБДД МОБ УВД по г. Хабаровску от 20.12.2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ, УСТАНОВИЛ: Белоусов В.И. обратился в Центральный районный суд г. Хабаровска на постановление 27 № инспектора ОГИБДД МОБ УВД по г.Хабаровску ФИО8. от 20.12.2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ, которым на него наложено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей за нарушение правил содержания дорог. Указанное постановление Белоусов В.И. считает незаконным и подлежащим отмене, ссылаясь на то, что объектом правоотношений являются отношения по обеспечению безопасности дорожного движения, объективная сторона – невыполнение требований, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения. Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяются Федеральным законом от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». В соответствии с п. 2 ст. 12 указанного Закона – обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленными правилами, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. В целях содержания автомобильных дорог городского округа, в соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета городского округа «город Хабаровск» на 2010г., утверждённой Решением Хабаровской городской Думы от 8.12.2009г. № 141 «О бюджете городского округа «Город Хабаровск» на 2010г.» и программной работ по благоустройству территорий города администрацией города проведены торги на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог администрацией города заключены муниципальные контракты на выполнению работ по содержанию автомобильных дорог (в том числе и зимнему содержанию) с подрядными организациями : - на содержание автомобильных дорог Центрального округа – с МУП г. Хабаровска «Южное», - на содержание автомобильных дорог Южного округа – с МУП г. Хабаровска «Южное», на содержание автомобильных дорог Железнодорожного округа – с МУП г. Хабаровска «Восток», на содержание автомобильных дорог Северного округа – с МУП г. Хабаровска «Север». На основании п. 8.2, 8.4, 8.6 муниципальных контрактов подрядные организации обязаны: - принимать все возможные меры для устранения причин, нарушающих эксплуатацию дорог и объектов благоустройства, согласно установленным нормам. В периоды обильного выпадения снега работы производить круглосуточно до момента приведения состояния дорог в соответствие с установленными нормами; - обеспечить качество выполнения работ в соответствии с «Требованиями к качеству услуг в сфере благоустройства», утверждёнными постановлением Мэра города Хабаровска от 24.06.2008г. № 1644, требованиями технических регламентов, ГОСТов, технологическими требованиями; - немедленно ставить в известность Заказчика в случае возникновения обстоятельств, замедляющих ход работ или делающих их дальнейшее продолжение невозможным, иных обстоятельствах, способных повлиять на качество выполнения работ и безопасность дорожного движения. В соответствии с п. 9.5 контракта – подрядчик несёт ответственность за все неблагоприятные для Заказчика последствия, в том числе и перед третьими лицами, вызванные ненадлежащим выполнением работ по данному контракту. Таким образом, полномочия по содержанию автомобильных дорог переданы администрацией иным лицам, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам возложена на подрядные предприятия. Отсутствует акт обследования, который должен быть составлен с участием привлекаемого к ответственности лица. Кроме того, соответствии с п.1 ст. 12. Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения - соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения при эксплуатации дорог, регламентированы ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения". Указанный стандарт устанавливает требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения, к покрытию дорог, тротуаров, обочин, состоянию дорожных знаков, светофоров, разметки, ограждений, наружному освещению. Из представленного протокола непонятно какие именно нормативы были нарушены. Кроме того, в нарушении ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении было рассмотрено без его участия. В судебное заседание Белоусов В.И. не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы извещён надлежащим образом, ходатайство Белоусова В.И. об отложении рассмотрения жалобы оставлено без удовлетворения, в связи с чем, на основании ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, жалоба может быть рассмотрена в отсутствие лица, в отношении которого ведётся производство по жалобе об административном правонарушении. В судебном заседании представитель заявителя жалобы – Сироткин А.Ф. доводы жалобы поддержал, судье дополнительно пояснил, что полномочия по содержанию дорог переданы подрядной организации, в связи с чем, Белоусов не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ. При этом Белоусов выполнял необходимые действия для надлежащего содержания дорог на территории г. Хабаровска. 15.12.2010г. в 12 час. 30 мин. дорога по <адрес> соответствовала требованиям ГОСТ. То есть скользкость дороги была устранена в течение 4-х часов после составления Акта ГИБДД. На момент составления протокола об административном правонарушении скользкость дороги отсутствовала. Акт, составленный сотрудниками ГИБДД, был составлен без участия представителя г.Хабаровска, в связи с чем не соответствует требованиям законодательства и является недопустимым доказательством. Кроме того, Белоусов В.И. не был надлежащим образом уведомлён о времени рассмотрения дела об административном правонарушении. Белоусов В.И., как физическое лицо не был извещено о времени рассмотрения дела – по месту жительства извещение о необходимости явки Белоусову В.И. не поступало. Выслушав пояснения представителя заявителя жалобы, изучив материалы дела, судья приходит к следующему. Как следует из протокола по делу об административном правонарушении от 20.12.2010 г. 27 ОВ № № Белоусов В.И. 15.12.2010 года в 10 часа 10 минут в районе дома № 82 по <адрес> в г. Хабаровске, являясь руководителем Управления дорог и внешнего благоустройства администрации г.Хабаровска, то есть, должностным лицом ответственным за состояние улично-дорожной сети г. Хабаровска, не обеспечил очистку с проезжей части ул. <адрес> в районе дома № 82 вала из уплотнённого снега по осевой линии по первой полосе движения в обоих направлениях, коллейности, гололёда, чем нарушил п. 1.5 ПДД, п. 3.1.6-п. 3.1.9 ГОСТ Р 50597-93. Данное обстоятельство также подтверждается актом выявления недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 15.12.2010 г.. Постановлением от 20.12.2010 г. № 27 № Белоусов В.И. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 12.34 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 2000 рублей. В соответствии со ст. 12.34 КоАП РФ нарушение правил содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, когда пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, в размере от 2000 до 3000 рублей. В соответствии с п. 5.1 ПДД РФ участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда. Согласно «Требований к качеству услуг в сфере благоустройства», утверждённых постановлением Мэра г. Хабаровска от 24.06.2008г. № 1644, в зимний период проезжая часть дороги, лотки улиц, площади, набережные должны очищаться от снега и обледенелого наката. Формирование снежных валов не допускается: - на пересечениях всех дорог в одном уровне и вблизи железнодорожных переездов в зоне треугольника видимости; - ближе 5м от пешеходного перехода; - ближе 20м от остановочного пункта общественного транспорта; - на участках дорог, оборудованных транспортными ограждениями или повышенным бордюром; - на тротуарах. В зависимости от ширины улицы и характера движения транспорта валы могут укладываться либо по обеим сторонам проезжей части, либо с одной стороны проезжей части вдоль тротуара. Посыпку специальным противогололедным реагентом следует начинать немедленно с начала снегопада или появления гололеда. В первую очередь при гололеде посыпаются спуски, подъемы, перекрестки, места остановок общественного транспорта, пешеходные переходы. Согласно Федеральному закону от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, лица, нарушившие законодательство Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, несут гражданско-правовую, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Исходя из Руководства по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах утверждённого распоряжением Минтранса РФ от 16 июня 2003 г. № ОС-548-р, устойчивая работа автомобильных дорог в неблагоприятных условиях зимнего периода года обеспечивается путем решения комплекса организационно-технических задач и в первую очередь за счет четкого взаимодействия всех структурных подразделений, обеспечивающих работы по содержанию дорог, создание безопасных условий движения транспорта на дорогах. Зимнее содержание территориальных автомобильных дорог обеспечивают территориальные органы управления (ТОУ) дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации, компетенция которых самостоятельно определяется органами власти субъектов Российской Федерации. Взаимоотношения органов управления дорожным хозяйством - "Заказчика" (ОУДХ) с "Исполнителями" (ГУП) или другими подрядными организациями определяются Договором подряда на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог, включая зимнее содержание. Основными задачами органов управления дорожным хозяйством является организация работ по предупреждению образования скользкости на дорогах и своевременная ее ликвидация, принятие необходимых мер по обеспечению безопасного и удобного проезда по дорогам и недопущению перерывов движения из-за неудовлетворительного зимнего содержания дорожного покрытия. Для решения этих задач Орган управления дорожным хозяйством: - Обеспечивает подрядным организациям условия для создания достаточной степени готовности к производству работ. В пределах выделенных лимитов организует приобретение материально-технических ресурсов для зимнего содержания автомобильных дорог, а так же организует контроль качества приобретаемых противогололедных материалов. Разрабатывает и согласовывает с подразделениями Росгидромета порядок и объем предоставления метеорологической информации и специализированных прогнозов. - Осуществляет жесткий контроль за качеством зимнего содержания, обеспечением соответствия фактического уровня содержания дороги заданному, а также качеством и количеством используемых противогололедных материалов. - Обеспечивает приемку и оплату выполненных работ. - Взаимодействует с органами Государственной Инспекции по безопасности дорожного движения, Государственной транспортной Инспекции по вопросам безопасной эксплуатации автомобильных дорог. Согласно Акту выявления недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, составленным ст. государственным инспектором ОГИБДД МОБ УВД по г. Хабаровску Нечаевым Д.В., 15.12.2010г. в 10 часов 10 минут, в присутствии свидетелей, на участке дороги в районе дома № 82 по ул. <адрес> по осевой линии имеется вал из уплотнённого снега, по первой полосе в обоих направлениях, значительная колейность, ледяные надолбы, местами гололёд. Довод заявителя, что он не являлся субъёктом указанного правонарушения судья отвергает как надуманные и расценивает его, как способ избежать ответственность за совершённое правонарушение, поскольку заключение договоров с подрядчиками не освобождает Белоусова В.И. от исполнения своих должностных обязанностей, а наличие у подрядчиков гражданско-правовой ответственности за нарушение договорных обязательств, не является основанием для освобождения Белоусова В.И. от административной ответственности за совершённое правонарушение. Довод представителя заявителя жалобы, что акт выявления недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 15.12.2010 г. является недопустимым доказательством, судья отвергает, как надуманный. Данный документ содержит все необходимые реквизиты письменного доказательства. Кроме того, факт ненадлежащего содержания участка проезжей части возле д. № 82 по <адрес> г. Хабаровска 15.12.2010 г. подтверждается не только данным актом, но и представленной представителем Белоусова В.И. претензией от 14.12.2010 г. № №, направлявшейся Белоусовым В.И. директору МУП г.Хабаровска «Южное». Более того, согласно сведениям, содержащимся в жалобе заявителя, договор на содержание автомобильных дорог Железнодорожного округа г. Хабаровска заключён с МУП г.Хабаровска «Восток». Таким образом, направление Белоусовым В.И. претензии директору МУП г.Хабаровска «Южное» по поводу ненадлежащего содержания проезжей части Проспекта 60 лет Октября, находящегося на территории Железнодорожного округа г. Хабаровска, подтверждает факт несоблюдения Белоусовым В.И. требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дороги возле д. № 82 по <адрес> в г. Хабаровске. Довод представителя заявителя жалобы, что Белоусов выполнял необходимые действия для надлежащего содержания дорог на территории г.Хабаровска, опровергается фактом направления Белоусовым В.И. претензии директору МУП г.Хабаровска «Южное» по поводу ненадлежащего содержания проезжей части <адрес>, находящегося на территории Железнодорожного округа г. Хабаровска, договор на содержание дорог на территории которого, заключён с МУП г. Хабаровска «Восток», а также фактом направления указанной претензии ещё 14.12.2010 г., в то время, как состояние указанного участка дороги, соответствующее требованиям к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, зафиксировано только 15.12.2010 г. в 12 час. 30 мин.. Довод представителя заявителя жалобы, что Белоусов В.И. не был надлежащим образом уведомлён о времени рассмотрения дела об административном правонарушении, поскольку Белоусов В.И., как физическое лицо не был извещено о времени рассмотрения дела – по месту жительства извещение о необходимости явки Белоусову В.И. не поступало, отвергается судьёй, как надуманный. Белоусов В.И. был привлечён к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, как должностное лицо – начальник Управления дорог и внешнего благоустройства Администрации г. Хабаровска. Извещение Белоусова В.И., как должностного лица, о необходимости явки для составления протокола об административном правонарушении получено сотрудником канцелярии ФИО9. по месту нахождения должностного лица по адресу: г. Хабаровск, Уссурийский бульвар, д. 6. Таким образом, в судебном заседании факт совершения Белоусовым В.И. административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, установлен. Согласно протоколу об административном правонарушении, при составлении указанного протокола Белоусов В.И. от подписи и объяснений отказался, выразившиеся в игнорировании извещения о явке № 40/18-808 от 16.12.2010г.. Обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом, порядок назначения административного наказания соблюден, наказание назначено в пределах санкции указанной статьи КоАП РФ. При таких обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемого постановления. На основании изложенного руководствуясь, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья, РЕШИЛ: Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ от 20.12.2010 года, вынесенное государственным инспектором ОГИБДД МОБ УВД по г.Хабаровску ФИО10 о наложении на Белоусова Василия Исхиевича административного наказания в виде административного штрафа в размере 2000 рублей – оставить без изменения, жалобу Белоусова В.И. – оставить без удовлетворения. Решение вступает в законную силу немедленно. Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.12., 30.14 КоАП РФ. Судья А.В.Подолякин