Решение по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении Белоусова В.И.



Дело № 12-96/11

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

24 февраля 2011 года г. Хабаровск

Судья Центрального районного суда г. Хабаровска М.Н. Швырёва, рассмотрев материалы дела по жалобе начальника Управления дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска Белоусова Василия Исхиевича на постановление государственного инспектора отдела ГИБДД МОБ УВД по г. Хабаровску Адмайкиной А.И. 27 КА № 918006 от 20.12.2010 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ, о наложении административного наказания в виде административного штрафа в размере 2000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Белоусов В.И. обратился в суд с жалобой на постановление государственного инспектора отдела ГИБДД МОБ УВД по г. Хабаровску Адмайкиной А.И. 27 КА № 918006 от 20.12.2010 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ, о наложении административного наказания в виде административного штрафа в размере 2000 рублей, за нарушение п. 1, 5 ПДД, п. 3.16-3.18 ГОСТ Р 50597-93. Указанное постановление считает незаконным и подлежащим отмене, ссылаясь на то, что отсутствует субъект административного правонарушения. В соответствии со ст. 12.34. взыскание может быть наложено за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.

Объектом указанных правоотношения являются отношения по обеспечению безопасности дорожного движения, объективная сторона - невыполнение требований связанных с обеспечением безопасности дорожного движения.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяются Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".

В соответствии с п.2. ст. 12. Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения " - обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В целях содержания автомобильных дорог городского округа (в том числе зимнего содержания), в соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета городского округа "Город Хабаровск" на 2010 год, утвержденной Решением Хабаровской городской Думы от 8 декабря 2009 г. N 141 "О бюджете городского округа "Город Хабаровск" на 2010 год" и программой работ по благоустройству территорий города администрацией города проведены торги на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог для муниципальных нужд (Федеральный закон № 94-ФЗ). В результате победы в торгах на проведение работ по содержанию автомобильных дорог администрацией города заключены муниципальные контракты на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог (в том числе и зимнему содержанию) с подрядными предприятиями:

- на содержание автомобильных дорог Центрального округа - с МУП г. Хабаровска «Южное»

- на содержание автомобильных дорог Южного округа - с МУП г. Хабаровска «Южное»

- на содержание автомобильных дорог Северного округа - с МУП г. Хабаровска «Север»

- на содержание автомобильных дорог Железнодорожного округа - с МУП г. Хабаровска «Восток».

На основании п. 8.2, 8.4, 8.6 муниципальных контрактов подрядные организации обязаны:

- Принимать все возможные меры для устранения причин, нарушающих эксплуатацию дорог и объектов благоустройства, согласно установленным нормам. В периоды обильного выпадения снега работы производить круглосуточно до момента приведения состояния дорог в соответствие с установленными нормами;

Обеспечить качество выполнения работ в соответствии с «Требованиями к качеству услуг в сфере благоустройства», утвержденными постановлением Мэра города Хабаровска от 24 июня 2008 г. N1644, требованиями технических регламентов, ГОСТов, технологическими требованиями;

- Немедленно ставить в известность Заказчика в случае возникновения обстоятельств, замедляющих ход работ или делающих их дальнейшее продолжение невозможным, иных обстоятельствах, способных повлиять на качество выполнения работ и безопасность дорожного движения.

В соответствии с п.9.5. контракта - подрядчик несет ответственность за все неблагоприятные для Заказчика последствия, в том числе и перед третьими лицами, вызванные ненадлежащим выполнением работ по данному контракту.

Таким образом, в соответствии с установленными законодательством нормами, полномочия по содержанию автомобильных дорог переданы администрацией иным лицам, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам возложена на подрядные предприятия.

Отсутствуют доказательства ненадлежащего содержания автомобильных дорог. Отсутствует акт обследования, который должен быть составлен с участием привлекаемого к ответственности лица. Кроме того, соответствии с п.1 ст. 12. Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения - соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. (В соответствии с п.1 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" - осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления).

Требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения при эксплуатации дорог, регламентированы ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения". Указанный стандарт устанавливает требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения, к покрытию дорог, тротуаров, обочин, состоянию дорожных знаков, светофоров, разметки, ограждений, наружному освещению. Из представленного протокола непонятно какие, именно нормативы были нарушены.

Протокол и постановление по делу об административном правонарушении вынесены без его участия. Нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ).

По общему правилу ч. 2 ст. 25.1 Кодекса дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено только если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела;

Как указано в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2005 года, утв. постановлениями Президиума ВС России от 4, 11 и 18 мая 2005 г., рассмотрение дела об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении, лишает его возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст. 25.1 КоАП, что является существенным нарушением норм процессуального права, влекущим отмену постановления.

В судебное заседание начальник Управления дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска Белоусов В.И. не явился, о дне и времени слушания дела был уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. Ходатайств в соответствии с ч.2 ст. 25.1 КоАП РФ об отложении рассмотрения дела от начальника Управления дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска Белоусова В.И. не поступало.

В соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ, судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившегося лица.

В судебном заседании представитель по доверенности Гранат Н.Б., доводы, указанные в жалобе поддержала, дав пояснения, аналогичные вышеизложенным, дополнительно пояснила, что согласно муниципальному контракту на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог и объектов внешнего благоустройства Южного округа ответственности за благоустройство дорог несет подрядная организация, все свои обязанности начальник управления выполнил, в связи с чем, в действиях начальника управления дорог отсутствует состав административного правонарушения.

Выслушав пояснения представителя заявителя, изучив материалы дела, судья приходит к следующему:

В соответствии со ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.

Как следует из материалов дела Белоусов В.И. 15.12.2010 г. в 12 часов 50 минут, являясь должностным лицом, ответственным за содержание улично-дорожной сети г. Хабаровска, не принял мер по устранению с проезжей части ул. Автобусной, на участке от ул. П. Морозова до Владивостокского шоссе, уплотненного слоя снега по всей ширине проезжей части, колейности, ледяных надолб, чем нарушил п. 1.5 ПДД РФ, п. 3.16-3.18 ГОСТ Р 50597-93.

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами:

- протоколом об административном правонарушении 27 ОВ № 376499 от 20.12.2010г., составленным уполномоченным должностным лицом;

- актом выявления недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 15.12.2010 г., составленным старшим государственным инспектором отдела ГИБДД МОБ УВД по г. Хабаровску ФИО5 в присутствии свидетелей ФИО6, ФИО7, согласно которому на ул. Автобусной, на участке от ул. Павла Морозова до Владивостокского шоссе на всем протяжении проезжая часть покрыта уплотненным слоем снега, значительная колейность, ледяные надолбы.

В соответствии с ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

В соответствии с п. 1.5 ПДД участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.

Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в милицию.

Согласно п. 13 Основных положениий по допуску транспортных средств к эксплуатации
и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения
(утв. постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090) должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны:

содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил;

информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации;

принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организаций дорожного движения устанавливает Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", который принят постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 N221, (далее - ГОСТ Р 50597-93). Все требования государственного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Согласно пункту 3.1.6 ГОСТа Р 50597-93 сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов с учетом их транспортно-эксплуатационных характеристик, составляют от 4 до 6 часов.

В соответствии с пунктом 3.1.7 ГОСТа Р 50597-93 на дорогах и улицах городов и других населенных пунктов снег с проезжей части следует убирать в лотки или на разделительную полосу и формировать в виде снежных валов с разрывами на ширину 2,0 - 2,5 м.

3.1.8 Формирование снежных валов не допускается:

- на пересечениях всех дорог и улиц в одном уровне и вблизи железнодорожных переездов в зоне треугольника видимости;

- ближе 5 м от пешеходного перехода;

- ближе 20 м от остановочного пункта общественного транспорта;

- на участках дорог, оборудованных транспортными ограждениями или повышенным бордюром;

- на тротуарах.

Нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений в безопасном для дорожного движения состоянии либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, является в соответствии со статьей 12.34 КоАП РФ административным правонарушением и влечет административное наказание для должностных лиц в виде наложение административного штрафа от двух тысяч до трех тысяч рублей.

В силу подпункта 8 части 2 статьи 23.3 КоАП РФ государственные инспекторы дорожного надзора рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.34 КоАП РФ.

Анализ вышеуказанных норм права в совокупности с установленными по делу обстоятельствами позволяет сделать вывод об установлении административным органом факта административного правонарушения.

Суд находит несостоятельными доводы заявителя о том, что в соответствии с установленными законодательством нормами, полномочия по содержанию автомобильных дорог переданы администрацией иным лицам, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам возложена на подрядные предприятия.

В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона 08.11.2007г. N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" - осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно Руководству по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах утв. распоряжением Минтранса РФ от 16 июня 2003 г. N ОС-548-р, устойчивая работа автомобильных дорог в неблагоприятных условиях зимнего периода года обеспечивается путем решения комплекса организационно-технических задач и в первую очередь за счет четкого взаимодействия всех структурных подразделений, обеспечивающих работы по содержанию дорог, создание безопасных условий движения транспорта на дорогах. Зимнее содержание территориальных автомобильных дорог обеспечивают территориальные органы управления (ТОУ) дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации, компетенция которых самостоятельно определяется органами власти субъектов Российской Федерации. Взаимоотношения органов управления дорожным хозяйством - "Заказчика" (ОУДХ) с "Исполнителями" (ГУП) или другими подрядными организациями определяются Договором подряда на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог, включая зимнее содержание. Основными задачами органов управления дорожным хозяйством является организация работ по предупреждению образования скользкости на дорогах и своевременная ее ликвидация, принятие необходимых мер по обеспечению безопасного и удобного проезда по дорогам и недопущению перерывов движения из-за неудовлетворительного зимнего содержания дорожного покрытия.

Для решения этих задач Орган управления дорожным хозяйством:

- обеспечивает подрядным организациям условия для создания достаточной степени готовности к производству работ. В пределах выделенных лимитов организует приобретение материально-технических ресурсов для зимнего содержания автомобильных дорог, а так же организует контроль качества приобретаемых противогололедных материалов. Разрабатывает и согласовывает с подразделениями Росгидромета порядок и объем предоставления метеорологической информации и специализированных прогнозов;

- осуществляет жесткий контроль за качеством зимнего содержания, обеспечением соответствия фактического уровня содержания дороги заданному, а также качеством и количеством используемых противогололедных материалов;

- обеспечивает приемку и оплату выполненных работ;

- взаимодействует с органами Государственной Инспекции по безопасности дорожного движения, Государственной транспортной Инспекции по вопросам безопасной эксплуатации автомобильных дорог.

Однако в нарушение требований закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", руководства по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах (утв. распоряжением Минтранса РФ от 16 июня 2003 г. N ОС-548-р) должностным лицом контроль за качеством зимнего содержания не осуществлялся.

Вопреки доводам заявителя о том, что отсутствуют доказательства надлежащего содержания автомобильных дорог, а именно акт обследования, акт выявления недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 15.12.2010 г. приобщен к материалам дела об административном правонарушении.

Доводы представителя о том, что 15.12.2010г. была произведена проверка автомобильных дорог по ул. Шевченко и.д.т., в ходе которой установлено, что участок автомобильной дороги соответствует требованиям к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, в связи с чем, в действиях Белоусова также по данным основаниям отсутствует состав административного правонарушения, суд не может принять во внимание, поскольку данный акт составлен комиссией в составе начальника управления дорог и внешнего благоустройства администрации города Белоусовым, т.е. лица, в отношении которого на момент составления комиссией акта 15.12.2010г. начато административное производство, что расценивается судом как способ избежать административной ответственности.

Доводы жалобы Белоусова В.И. о том, что он не был уведомлен о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, суд считает несостоятельными, должностное лицо в целях соблюдения требований ст.ст. 25.1, 29.4 КоАП РФ заблаговременно направляло Белоусову В.И. по месту работы извещение о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении (вручено ФИО8 16.12.2010 г.). Несмотря на принятые меры Белоусов В.И. на рассмотрение дела об административном правонарушении не явился, защитника для участия в деле не пригласил. При таких обстоятельствах должностное лицо обоснованно рассмотрел дело в отсутствие Белоусова В.И. и его защитника, и оснований для отмены или изменения судебного постановления по доводам жалобы не имеется, поскольку неявка на рассмотрение дела явилась следствием волеизъявления Белоусова В.И., свидетельствующим об отказе от реализации своих прав на непосредственное участие в разбирательстве дела.

На основании вышеизложенного, считаю, что постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом, порядок назначения административного наказания соблюден, санкция назначена в пределах статьи Кодекса, факт совершения Белоусовым В.И. административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ установлен. Постановление о привлечении Белоусова В.И. к административной ответственности за совершение административного правонарушения вынесено в пределах двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья,

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора отдела ГИБДД МОБ УВД по г. Хабаровску Адмайкиной А.И. 27 КА № 918006 от 20.12.2010г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении начальника Управления дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска Белоусова Василия Исхиевича оставить без изменения, жалобу Белоусова В.И. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение 10 дней со дня его получения.

Копия верна

Судья М.Н. Швырёва