нарушение требвоаний пожарной безопасности



12-313\11

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

20 июля 2011г. г. Хабаровск

Судья Центрального районного суда г. Хабаровска Соловьева З.П., рассмотрев административный материал по жалобе директора ЗАО «ВМК Капитал» Бойчук Петра Геннадьевича на постановление №145\01 от 12.04.2011г. ОГПН Железнодорожного и Центрального районов г. Хабаровска по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Директор ЗАО «ВМК Капитал» Бойчук П.Г. обратился в суд с жалобой на постановление №145\01 от 12.04.2011г. ОГПН Железнодорожного и Центрального районов г. Хабаровска по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, которым он подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей, мотивируя ее тем, что административным органом не доказано событие административного правонарушения.

Статья 26.2. КоАП РФ устанавливает, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Обжалуемое постановление не содержит указания на основания привлечения лица к административной ответственности, то есть на протокол. Административный орган ограничился лишь ссылкой на проведение 28.03.2011 г. в 17.50 внеплановой проверки, в ходе которой были выявлены перечисленные в постановлении нарушения правил пожарной безопасности. Соответствующего протокола в материалах дела не имеется.

Административный орган допустил ошибку в объекте, подвергнутом проверке. Из
постановления следует, что проверялось общежитие, расположенное по адресу: г. Хабаровск, ул.
Ленинградская, 16. Фактически проверяемое здание является жилым домом. Требования правил
пожарной безопасности, предъявляемые к жилым домам другие.

Жилищным кодексом РФ общежитие отнесено к специализированному жилищному фонду.

Статья 92 ЖК РФ определяет, что в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Из положений Жилищного кодекса РФ следует вывод о том, что жилые помещения в жилых домах, находящиеся в частной собственности граждан и юридических лиц, не могут иметь юридический статус общежития.

Данное обстоятельство подтверждается следующими доказательствами: копией решения арбитражного суда от 09.12.2010 г. по делу А73-12126/2010 об обязании УФРС осуществить государственную регистрацию права собственности ОАО «Дальэнергомаш»
(правопредшественника) на жилой дом литер «А», расположенный по ул. Ленинградской, 16 в г. Хабаровске; копией определения арбитражного суда от 17.03.2011 г. по делу А73-12126/2010 замене стороны в данном деле с ОАО «Дальэнергомаш» на ЗАО «ВМК Капитал»; копией исполнительного листа от 09.12.2010 г. по делу А73-12126/2010 об обязании УФРС осуществить государственную регистрацию права собственности ОАО «Дальэнергомаш» (правопредшественника) на жилой дом литер «А», расположенный по ул. Ленинградской, 16 в г. Хабаровске; копиями свидетельства о праве собственности на жилые помещения в данном жилом доме физических лиц.

Ошибка в субъекте, привлеченном к административной ответственности.

Как было сказано выше, проверяемое здание является жилым домом, а ЗАО «ВМК Капитал» является одним из многочисленных собственников помещений в данном доме. Данное обстоятельство подтверждается соответствующими свидетельствами о праве собственности физических и юридических лиц на жилые и нежилые помещения в доме.

Согласно ч.1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме). Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

В статье 30 ЖК РФ определено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Статьей 39 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, а Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации, внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях. Статья 246 ГК РФ определяет, что распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. Из этого законоположения следует, что ЗАО «ВМК Капитал», как один из собственников помещений в подвергнутом проверке жилом доме, не имеет права на самостоятельное (в одностороннем порядке) устранении замечаний, выявленных проверкой, так как не имеет на это соответствующих полномочий других сособственников общего имущества жилого дома, а к некоторым из них вообще не имеет отношения.

Кроме того, административным органом по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении была немотивированно назначена мера наказания в виде штрафа в размере 2000 рублей, тогда как санкция данной статьи предусматривает наложение на должностных лиц административного штрафа от одной до двух тысяч рублей. Следовательно, не соблюден порядок назначения наказания, предусмотренный ст. 4.1. КоАП РФ, т.к. каких-либо отягчающих обстоятельств, которые повлекли неприменение низшего предела санкции в размере 1 000 рублей, административным органом не установлено и в оспариваемом постановлении на их наличие не указано.

На основании изложенного и в соответствии со ст. 25.1., п. 3 ст. 30.1 и ст. 30.2 КоАП РФ, просит суд постановление Главного государственного инспектора Железнодорожного и Центрального районов г. Хабаровска по пожарному надзору Бочкивского Б. В. от 12 апреля 2011г. №145/01 о привлечении к административной ответственности директора ЗАО «ВМК Капитал» Бойчука П. Г. признать незаконным и отменить его полностью.

В судебном заседании представитель заявителя Панферов А.В. доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме, дав аналогичные пояснения.

Представитель административного органа – ОГПН Железнодорожного и Центрального районов г. Хабаровска Лебедев ВА основания привлечения должностного лица к административной ответственности поддержал в полном объеме, дополнил, что на момент проверки и составления административного наказания дом по ул. Ленинградской 16 г. Хабаровска являлся общежитием и правомерно было привлечено к административной ответственности должностное лицо.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны с доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Согласно ч.1 ст.30.7 КоАП РФ основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а так же наличие хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст.2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Выслушав представителя заявителя, проверив материал административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32, 11.16 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как установлено в судебном заседании, и следует из материалов дела, 28.03.2011 г. в 17:50 при проведении внеплановой выездной проверки общежития ЗАО «ВМК Капитал» по адресу: г.Хабаровск, ул.Лениградская,16 выявлены нарушения требований пожарной безопасности «Правила пожарной безопасности в РФ», СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» - комнаты общежития не оборудованы пожарной сигнализацией, а именно: п. 125 ППБ 01-03 - в комнатах общежития не вывешены планы эвакуации на случай пожара; п.16 ППБ 01-03 - поэтажные планы эвакуации не соответствуют требованиям ГОСТ 12.2.143-2009; п.129 ППБ 01-03 - у обслуживающего персонала истек срок годности на индивидуальных средствах фильтрующего действия для защиты органов дыхания; п.129 ППБ 01-03 здание общежития не обеспечено в достаточном количестве индивидуальными спасательными устройствами (комплектом спасательного снаряжения или лестницей навесной спасательной) из расчета одно устройство на каждые 30 человек, находящихся на этаже здания; п.41 ППБ 01-03 - не проведены эксплуатационные испытания наружных пожарных лестниц; п.40 ППБ 01-03 - демонтированы двери отделяющие коридор от лестничной клетки в левом крыле на 4-м этаже; п.6.18* СНиП 21-01-97* - двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров в лестничные клетки на 2,3,5,6,7,8,9 не имеют приспособлений для самозакрывания; п.40 ППБ 01-03 - жильцами проживающими в общежитии произведены изменения объемно-планировочных решений, в виде установки в общих коридорах перегородок с дверьми закрывающимися на ключ, что ограничивает доступ к пожарным кранам и ухудшает условия безопасной эвакуацию людей; п.6.1 таблица 1 НПБ 110-03 - комнаты общежития не оборудованы пожарной сигнализацией. В связи с чем, 05.03.2011г. государственным инспектором Железнодорожного и Центрального районов г. Хабаровска Лебедевым В.А. составлен протокол по делу об административном правонарушении №145\01 в отношении Бойчук П.Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, и на соновании котрого 12.04.2011г. главным государственным инспектором Железнодорожного и Центрального районов г. Хабаровска по пожарному надзору Бочкиевским Б.В. вынесено постановление №145\01 в отношении директора ЗАО «ВМК Капитал» Бойчук П.Г., о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 2000 рублей.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ, принятым Государственной Думой 18.11.1994, (в ред. Федеральных законов от 22.07.2008 № 137-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 27.12.2000 №150-ФЗ, определением Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 №82-0), требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.

Согласно статьи 37 указанного Федерального закона, организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

В силу статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Как установлено пунктом 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации № 313 от 18.06.2010 (далее - ППБ 01-03, Правила), настоящие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Часть 1 ст.2.1 КоАП РФ устанавливает, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Из положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ следует, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Между тем, суд приходит к выводу, что директор ЗАО «ВМК Капитал» Бойчук П.Г. необоснованно привлечен к административной ответственности, по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки установлено нарушение Правил пожарной безопасности, СНиП 21-01-97*, а также п. 6.1 таблицы 1 НПБ 110-03, при этом, указывая на нарушение данных положений правил пожарной безопасности, административный орган исходил из того, что проверяемое здание является общежитием и него распространяется действие указанных норм.

В судебном заседании установлено, что здание, расположенное по адресу: г. Хабаровск, ул. Ленинградская, 16 общежитием фактически не является. Согласно свидетельства о государственной регистрации права от 12.04.2011 г. указанное здание является жилым домом. Указанное подтверждается также решения Арбитражного суда Хабаровского края от 09.12.2010 г. по делу № А73-12126/2010, которым признано незаконным уклонение в государственной регистрации данного жилого дома. Т.о. данное здание являлось жилым домом, в том числе и на момент проверки.

Кроме того, как следует из материалов дела, собственником данного здания является ЗАО «ВМК Капитал». При этом, часть жилых помещений в указанном доме являются приватизированными и принадлежат на праве собственности физическим лицам. Таким образом, следует признать, что ЗАО «ВМК Капитал» является одним из собственником жилых помещений в многоквартирном жилом доме.

Согласно ч.1,2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы) (пункт 1); крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения (пункт 3). Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

Согласно п. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

В силу пункта 1.1, п.2 ЖК РФ, надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

Собственники многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в
многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным
кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

В силу пункта 2.3. ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Пунктом 16 данной статьи установлено, что лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.

Согласно Договора о передаче на содержание объекта недвижимости от 31.05.2006г. управление вышеуказанным домом осуществляет ООО «Дальэнергожилсервис». В силу пункта 2.2. указанного договора управляющая организация обязуется, в том числе, обеспечивать пожарную безопасность на объекте и нести ответственность за несоблюдение требований соответствующих правил безопасности.

Кроме того, согласно ст. 246 ГК РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.

Таким образом, ЗАО «ВМК Капитал», как один из собственников помещений в подвергнутом проверке жилом доме, не имеет права на самостоятельное (в одностороннем порядке) устранении замечаний, выявленных проверкой, так как не имеет на это соответствующих полномочий других сособственников общего имущества жилого дома.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что факт наличия в действиях директора ЗАО «ВМК Капитал» Бойчук П.Г. состава и события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, не нашло подтверждения в судебном заседании.

При таких обстоятельствах, суд находит на постановление №145\01 от 12.04.2011г. ОГПН Железнодорожного и Центрального районов г. Хабаровска по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении директора ЗАО «ВМК Капитал» Бойчук П.Г. подлежащим отмене в виду отсутствия в его действиях состава и события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Согласно ст.4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановлении по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.

В соответствии с п.6 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Пункт 3 части 1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях регламентирует, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится постановление об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление №145\01 от 12.04.2011г. ОГПН Железнодорожного и Центрального районов г. Хабаровска по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении директора ЗАО «ВМК Капитал» Бойчук Петра Григорьевича отменить, производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные ч.1 ст. 30, ч.5 ст. 30.9 КоАП РФ, ст. 30.1-30.3 КоАП РФ.

Судья З.П. Соловьева

Решение вступило в законную силу 01.08.2011г.