Дело № 12-731/11 РЕШЕНИЕ по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении (Центральный районный суд г. Хабаровска (г. Хабаровск, ул. Тургенева, 88) 18 ноября 2011 года г. Хабаровска Судья Центрального районного суда г. Хабаровска Подолякин Андрей Владимирович, рассмотрев материалы дела по жалобе Хвостуновой Елены Борисовны, действующей в интересах Кожанова Евгения Дмитриевича на постановление № заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по ДФО ФИО3 от 23.08.2011 г. о назначении наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.13 КоАП РФ, в отношении директора ООО «<данные изъяты>» Кожанова Евгения Дмитриевича, УСТАНОВИЛ: Постановлением № заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по ДФО ФИО3 от 23.08.2011г. Кожанов Е.Д., как руководитель ООО «<данные изъяты>» был привлечён к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 4000 рублей. В Центральный районный суд г. Хабаровска обратилась Хвостунова Е.Б., действующая на основании доверенности в интересах Кожанова Е.Д. с жалобой на указанное постановление, в обоснование которой указала следующее Статьей 14 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции предусмотрено, что организации, обязаны представлять декларации об объеме их производства и оборота. Организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота. Порядок учета производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок представления деклараций и форма деклараций (за исключением порядка представления и формы деклараций о розничной продаже алкогольной продукции) устанавливаются Правительством Российской Федерации. Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка №н от 15.03.2010 г. утвержден порядок заполнения деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется только прямым умыслом. В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в частности, искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. В силу пункта 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота. Согласно пункту 3 Положения N 858 декларации представляются организациями, имеющими лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата, производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции, а также организациями, осуществляющими закупку этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции. Организации, осуществляющие хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также закупку, хранение и поставки алкогольной, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, представляют декларации по форме согласно приложению N 5; организации, осуществляющие закупку, хранение и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также закупку этилового спирта, алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции для производства денатурированного этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, закупающие этиловый спирт на цели, не связанные с производством указанной продукции, в объеме свыше 200 дал в год, представляют декларации по форме согласно приложению N 7. Санкция ст. 15.13 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных. Из толкования данной нормы следует, что заведомое искажение данных декларации предполагает прямой умысел в совершении данного правонарушения. Ответственность, согласно диспозиции вышеназванной нормы закона может иметь место, если указанные в декларации сведения были искажены заведомо. Это означает что предусмотренное указанной нормой закона деяние может быть признано административным правонарушением лишь в том случае, если лицо сознательно, намеренно указало недостоверные сведения с целью доведения до лицензирующего органа искаженной информации. Вина директора ООО «<данные изъяты>» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ выразившееся во включении в декларацию за 2 квартал 2011 года заведомо искаженных данных, лицензирующим органом не доказана по следующим причинам: 1. Декларация ООО «<данные изъяты>» об объемах оборота алкогольной продукции (приложение №) за 2 квартал 2011, не содержит ошибок и искажений. Объем закупа, поставки и возврата продукции поставщику в данной декларации, а так же остатки продукции по всем кодам являются достоверными. Данная декларация заполнена без нарушений инструкции и сдана в установленные сроки. 2. При проверке деклараций (приложение № и приложение №) за 2 квартал 2011г., а так же их сопоставлении было выявлено несоответствие с приложением №, однако вместе с тем, сумма остатков алкогольной продукции искажена не была, данные указанные в приложении № (указанное приложение № отражает фактический объем закупа, поставки, возврата, а так же остатков продукции) являются достоверными. Данное несоответствие вызвано тем, что в декларации об объемах закупки алкогольной продукции (приложение №) по техническим причинам ошибочно заполнен раздел «Возврат». В этом разделе указан объем продукции, являющийся фактически возвратом поставщику, который должен быть отражен в разделе «Возврат» в декларации об объеме поставки алкогольной продукции (приложение №). Другими словами, вместо приложения №, было заполнено приложение №, однако это не повлекло искажение сведений, так как приложение №, являющееся основным, заполнено верно. ООО «<данные изъяты>» в лицензирующий орган была предоставлена уточненная декларация, в которой данный возврат исключен из декларации об объемах закупки алкогольной продукции (приложение №), включен в декларацию об объемах поставки алкогольной продукции (приложение №). Кроме этого, негативные последствия вследствие технической ошибки не наступили и отсутствует факт включения ООО «<данные изъяты>» заведомо искаженных данных в декларацию об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, у ООО «<данные изъяты>» отсутствовала цель для искажения каких-либо данных в приложении № и №, поскольку: - декларация об объеме оборота алкогольной продукции (приложение №), является обобщающей, итоговой, отражает фактический объем закупа, поставки, возврата, а так же остатков продукции и содержит достоверные данные. Приложение № ООО «<данные изъяты>» заполнило верно, с учетом всей необходимой информации, которая должна содержаться в приложении № и приложении №, в связи с чем, отсутствует умысел на искажение каких-либо данных; - техническая ошибка в декларациях № и № не повлияла на объем закупа, поставки, возврата и остатков продукции; не привела к занижению (завышению) остатков продукции, а так же объемов закупки и поставки, поскольку итоговое приложение № заполнено верно; - имеются первичные документы, подтверждающие достоверность данных в декларации № ( накладные на возврат, акты инвентаризаций остатков); а так же уточненных декларациях (приложения № и №); - техническая ошибка, допущенная при заполнении деклараций (приложение № и №) не носила умышленный характер и не привела к искажению каких-либо сведений в декларации. В связи с изложенным, просит отменить постановление № от 23.08.2011г. и прекратить производство по делу, на основании ч. 1 п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием события административного правонарушения. В судебное заседание Кожанов Е.Д. не явился по неизвестной суду причине, о месте и времени рассмотрения дела был извещён своевременно и надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил, в связи с чем, на основании ч. 2 ст. 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, возможно рассмотреть административное дело в отсутствие не явившегося лица. Представитель Кожанова Е.Д., действующая на основании доверенности от 11.01.2011г., доводы жалобы поддержала, просила её удовлетворить. Дополнительно суду пояснила, что 17.11.2011 г. Арбитражным судом Хабаровского края принято решение об отмене постановления о привлечении ООО «<данные изъяты>» к административной ответственности по ст. 15.13 КоАП РФ. Представитель административного органа ФИО4 в судебном заседании просила оставить жалобу без удовлетворения, обжалуемое постановление – без изменения, полагала, что доводы жалобы необоснованны. Изучив материалы дела, судья приходит к следующему: По итогам рассмотрения протокола № от 15 августа 2011 года об административном правонарушении, составленном консультантом отдела контроля за декларированием производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции МРУ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по ДФО ФИО5, 23.08.2011г. заместителем руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по ДФО ФИО3 вынесено постановление №, которым, Кожанов Евгений Дмитриевич – директор ООО «<данные изъяты>», имеющего лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции № от 23.05.2011г., выданной Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, сроком действия до 14.09.2013 г., в соответствии с п. 4 Положения утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № «О представлении деклараций об объемах производства оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», представил (вх. от 15.07.2011 №) в МРУ Росалкогольрегулирования по Дальневосточному федеральному округу по адресу: <адрес> декларацию об объемах оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (Декларация №), декларацию об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (Декларация №), декларацию об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (Декларацию №) на бумажном носителе за 2 квартал 2011 года по организации и по обособленному подразделению. Административным органом установлено, что директором ООО «<данные изъяты>» Кожановым Евгением Дмитриевичем представлены недостоверные сведения в Декларациях №№ 5,6,7 по лицензии № от 23.05.2011. на осуществление деятельности по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции. выданную Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, сроком действия до 14,03.2013г.. Согласно пп. 7.2 п. 7 Приказа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 15.03.2010 №н (далее - Приказ №н) в Декларации № указывается в графе № «возврат продукции» - объем возвращенной продукции покупателями, в соответствии с сопроводительными документами; в графе № «возврат поставщикам» - объем возвращенной алкогольной продукции поставщикам в соответствии с сопроводительными документами. При сравнении Декларации № с Декларацией № выявлено несоответствие объемов закупки алкогольной продукции от организаций в сторону уменьшения на 1,1259 тыс.дал. В Декларации № - указаны недостоверные сведения закупок по коду 200( водка) объем закупленной алкогольной продукции занижен на 1,1259 тыс.дал. Общий объем закупок алкогольной продукции также занижен на 1,1259 тыс.дал. Согласно пп. 8.2 п. 8 Приказа №н в Декларации № указывается в графе № «Объем поставленной продукции» - объем поставленной продукции. Сведения о возвратах алкогольной продукции поставщику представляются в соответствии с порядком заполнения Декларации №. Директор общества в Декларации № не указывал возврат продукции поставщикам, но в декларации № указал по коду 200 возврат на 1,1259 тыс.дал. При сравнении Декларации № с Декларацией № выявлено несоответствие объемов поставки алкогольной продукции в сторону увеличения на 1,1259 тыс.дал. Согласно пп. 9.2 п. 9 Приказа №н в Декларации № указывается в графе № «Объем полученной продукции» - объем полученной продукции (с учетом потерь при транспортировке) в соответствии с сопроводительными документами. Сведения о возвратах алкогольной продукции от организаций оптовой и розничной торговли представляются в соответствии с порядком заполнения Декларации №. Директор общества в Декларации № указал возврат алкогольной продукции от организации ООО «<данные изъяты>», но в Декларации № не указал по коду 200 возврат на 1,1259 тыс.дал. При сравнении Декларации № с Декларацией № выявлено несоответствие объемов поставки алкогольной продукции в сторону уменьшения на 1,1259 тыс.дал. По коду 200 в Декларации № остаток на конец 2 квартала указан 16,7388 тыс.дал., а на момент проверки составляет 18,9916 тыс.дал., занижение составило 1,1259 тыс.дал. Данные искажения объемов алкогольной продукции также отразятся на остатках на конец отчетного периода. Согласно абз. 13 п. 1 ст. 26 Федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.0995 «О государственном регулирования производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Директор общества представил корректирующие Декларации №№ 6,7 за 2 квартал 2011 года (Вх.4194 от 05.08.2011). При предоставлении корректирующих Деклараций №№ 6,7 нет необходимости в предоставлении корректирующей Декларации №, так как в этом случае данные представленные в Декларации № соответствуют. Остатки на конец квартала не изменились. Состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным, то есть не предусматривает материально-правовых последствий содеянного как обязательного составляющего объективной стороны правонарушения, и считается законченным правонарушением независимо от наступления вредных последствий. Для оценки действий лица, привлекаемого к административной ответственности, на предмет наличия признаков формального состава эти последствия не имеют правового значения. Вместе с тем, частью 1 статьи 1 Закона № 171-ФЗ определено, что государственное регулирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области. Следовательно, требования законодательства о необходимости организациями представлять декларации с достоверными данными, направлены, в том числе, на обеспечение эффективности и упорядоченности государственного регулирования оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации и, соответственно, не соблюдение указанных требований нарушает установленный порядок государственного регулирования оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции. При этом угроза охраняемым общественным отношениям заключается не столько в наступлении каких-либо неблагоприятных последствий неисполнения установленных законодательством обязанностей, сколько в пренебрежительном отношении директора общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. В соответствии с частью 1 статьи 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Исходя из указанной нормы Кодекса, понятие вины должностного лица означает наличие правовой обязанности, которую должностное лицо должно выполнить, наличие объективной возможности исполнения указанной обязанности, неисполнение обязанности по причине непринятия лицом всех зависящих от него мер. Правовая обязанность исполнения существующей обязанности определяется отсутствием объективных препятствий для выполнения обязанности, то есть обстоятельств, не зависящих от обязанного лица, к подобным обстоятельствам квалифицируются как чрезвычайные, объективно непреодолимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля обязанных лиц. Вина, директора общества заключается в непринятии всех зависящих от него мер по соблюдению требований действующего законодательства в области оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Директором общества не была соблюдена та степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения своих публично - правовых обязанностей при декларировании объема оборота алкогольной продукции, что свидетельствует о пренебрежительном отношении директора общества к своим обязанностям. При этом у должностного лица имелась реальная возможность обеспечить выполнение вышеуказанных требований Закона, доказательств наличия объективных причин, препятствующих фактической реализации предоставленных ему прав и выполнению возложенных на него обязанностей, Управлению не представлено. Как установлено в ходе административного расследования и не оспаривается директором ООО «<данные изъяты>», ему было известно о том, по какой форме заполняются декларации и в каком виде они представляются в уполномоченный орган, кроме того, он располагал полной и достоверной информацией о приобретенной алкогольной продукции, однако, несмотря на вышеизложенные факты, директор представил в уполномоченный орган соответствующие декларации по юридическому лицу и обособленному подразделению с искаженными данными. Анализ вышеуказанных нормативных положений, с учетом, установленных по делу обстоятельств, позволяют сделать вывод о наличии в действиях директора общества признака состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 КоАП РФ. Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания, допущенных директором общества правонарушений малозначительными в ходе рассмотрения материалов дела не установлено. Государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области. Статья 15.13 КоАП РФ предусматривает ответственность за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременную подачу одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных. Доводами рассматриваемой жалобы являются отсутствие заведомости в действиях Кожанова Е.Д. (отсутствие у него умысла на совершение правонарушения) и отсутствие общественно-опасных последствий в результате деяния Кожанова Е.Д.. Факт подачи декларации, в приложениях № и № которой содержались недостоверные сведения не оспаривается. Данный факт объясняется технической ошибкой. При таких обстоятельствах судья отвергает довод жалобы об отсутствии события административного правонарушения. Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ является формальным, то есть для квалификации содеянного, как оконченного правонарушения, наступления общественно-опасных последствий не требуется, в связи с чем, судья отвергает довод жалобы, что отсутствие общественно опасных последствий деяния Кожанова Е.Д. является основанием для отмены обжалуемого решения. Довод жалобы, об отсутствии умысла Кожанова Е.Д. на включение в декларацию об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции искаженных данных, что это деяние является технической ошибкой, отвергается судьёй, как надуманный. Таким образом, в судебном заседании установлен факт совершения Кожановым Е.Д. административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ. Поскольку по делу имеется обстоятельство, отягчающее административную ответственность, предусмотренное п. 2 ч. 1 ст. 4.3. КоАп РФ - повторное совершение однородного административного правонарушения, когда за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию (08.06.2011 г.), по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 данного Кодекса, назначенное наказание признаётся судьёй справедливым. При таких обстоятельствах основания для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемого постановления отсутствуют. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья, РЕШИЛ: Постановление № заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по ДФО ФИО3 от 23.08.2011 г. о назначении наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.13 КоАП РФ, в отношении директора ООО «<данные изъяты>» Кожанова Евгения Дмитриевича – оставить без изменения, жалобу Хвостуновой Елены Борисовны, действующей в интересах Кожанова Евгения Дмитриевича, - без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.12., 30.14. КоАП РФ. Судья Подолякин А.В.