нарушение должностным лицом заказчика порядка размещения заказов на постаку товаров путкм проведения торгов, котировок



Дело №12-701/11

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

25 октября 2011г. г.Хабаровск

Судья Центрального районного суда г.Хабаровска Мельник С.Ю.,

рассмотрев материалы дела по жалобе заместителя председателя Комитета Правительства Хабаровского края по обеспечению деятельности мировых судей, государственных нотариусов и административных комиссий Земскова Владимира Александровича на постановление заместителя начальника главного контрольного управления Губернатора Хабаровского края Савченко Д.И. №2/70 от 14.09.2011г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.12 ст.7.30 КоАП РФ,

установил:

Земсков В.А. обратился в Центральный районный суд г. Хабаровска с жалобой на постановление заместителя начальника главного контрольного управления Губернатора Хабаровского края Савченко Д.И. №2/70 от 14.09.2011г.. согласно которому он, как должностное лицо – заместитель председателя Комитета Правительства Хабаровского края по обеспечению деятельности мировых судей, государственных нотариусов и административных комиссий, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.12 ст.7.30 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Данное постановление, как указанно в жалобе, считает незаконным и необоснованным по следующим основаниям:

При проведении проверки главным контрольным управлением Губернатора края (далее – Контрольное управление) установлено, что общая сумма средств для размещения у субъектов малого предпринимательства (далее – СМП) составила 23722833,2 руб. Данная сумма была определена в результате анализа информации о размещении государственных заказов Комитетом Правительства края по обеспечению деятельности мировых судей, государственных нотариусов и административных комиссий (далее – Комитет) путем котировок и торгов (конкурсы, аукционы) в 2010г. (суммирования начальных максимальных цен котировок и торгов, и вычитания из этой суммы товаров, работ, услуг, не попадающих в Перечень для размещения у СМП. При этом, Контрольным управлением общий годовой объем поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с Перечнем товаров (приложение №1 на сумму 49499134,66 руб.), осуществленный Комитетом путем проведения торгов и котировок, а так же путем заключения договоров с единственным поставщиком, во внимание не принят. То есть для определения диапазона от 10% до 20% размещения заказов у СМП, Контрольное управление руководствовалось реестром закупок проведенных путем котировок, конкурсов и аукционов в 2010г., без учета государственных контрактов с единственным поставщиком и иных гражданско-правовых договоров. Между тем, согласно ч.1 ст.15 Федерального закона от 21.07.2005г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ) заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее 10 и не более чем 20% общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленных Правительством РФ, путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказов являются данные субъекты. За 2010г. Комитетом путем запроса котировок размещено заказов у СМП на сумму 6574490 руб., путем проведения торгов (конкурсов и аукционов) на сумму 1199696 руб. Общая сумма средств, размещенная у СМП в 2010г. составила 7774186 руб. При размещении заказа у СМП Комитет руководствовался утвержденными правилами от 15.01.2010г. (приложение №2), разработанными в соответствии с письмом от 29.04.2008г. Министерства экономического развития и торговли РФ №5684-АП/Д05 и Федеральной антимонопольной службы №АЦ/10329 «О разъяснении норм федерального закона от 21.07.2005г. № 94-ФЗ применительно к размещению заказов у субъектов малого предпринимательства». Согласно п.п.2 п.1 данного разъяснения «заказчик определяет общую сумму средств, выделенных на закупку товаров, работ, услуг, входящих в перечень». Сумма средств, входящих в перечень, в соответствии с планом закупок Комитета на 2010г. составила 41000000 руб., согласно утвержденной сметы доходов и расходов Комитета (приложение №3). Согласно п.п. «б» п.1 данного разъяснения «исходя из определенной заказчиком суммы, заказчик определяет объем (минимальный – 10%, максимальный – 20%), подлежащий размещению у субъектов малого предпринимательства». Комитетом определен минимальный объем средств – 4100000 руб., максимальный – 8200000 руб. Согласно п.п. «в» п.1 данного разъяснения «заказчик самостоятельно определяет одну или несколько позиций по перечню, по которым будет размещен заказ путем проведения торгов, запроса котировок у субъектов малого предпринимательства. (приложение №5). Комитетом размещен заказ у СМП согласно утвержденному Перечню на сумму 7774186 руб., что составило 19 % от определенного (запланированного) Комитетом объема. Таким образом, при размещении заказа у СМП Комитетом не было нарушено требование ст.15 Закона №94-ФЗ, должностным лицом заказчика (Комитета) не было допущено размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг у СМП в размере более, чем 20% общего годового объема поставок товаров. В постановлении по делу об административном правонарушении указано, что при определении объема средств, подлежащих размещению у СМП, Комитет руководствовался письмом ФАС РФ от 29.10.2010г. №АЦ/37480 без учета фактически выделенных средств и без корректировки объемов. Данное утверждение является неверным, так как Комитет руководствовался указанным письмом, в котором указано, что объем средств, подлежащих размещению у СМП рассчитывается исходя из общей суммы средств, первоначально выделенных на закупку товаров, работ, услуг, входящих в Перечень, без учета экономии бюджетных средств, полученной после проведения торгов. Таким образом, при определении объема средств, подлежащих размещению у СМП, Комитетом учитывались фактически выделенные средства, но без корректировки объемов, поскольку в соответствии с указанным письмом, для определения объема средств корректировка не требуется. Кроме того, в постановлении по делу об административном правонарушении указано, что представленный Комитетом план размещения государственных заказов на 2010г. с разбивкой по кварталам, направленный в Министерство экономического развития и внешних связей края (далее – Министерство) 15.01.2010г. в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 13.02.2006 г. № 14-пр, с суммой в размере 41000000 руб., не соответствует плану закупок на 2010г., представленному Министерством по запросу Контрольного управления. Согласно копии сводного плана размещения заказов в 2010г. с разбивкой по кварталам, представленного Министерством в Контрольное управление, объем планируемых закупок составил 28164000 руб. (данный документ представлен в виде выписки из сайта Министерства). Данное утверждение не соответствует действительности, так как 15.01.2010г. за исх.№ 63 Комитетом в Министерство был представлен план размещения государственных заказов на 2010г. на сумму в размере 41000000 руб. (приложение №4), в котором указаны товары (работы, услуги) не только входящие в Перечень. Однако, в сводном плане, представленном Министерством в Контрольное управление, указан объем закупок в размере 28164000 руб. Данный объем корректировался с учетом фактических данных на конец 2010г. в соответствии с Постановлением Правительства Хабаровского края от 13.02.2006г. №14-пр. С учетом требования ст.15 Закона №94-ФЗ, а так же с учетом писем ФАС РФ и Министерства экономического развития РФ, Комитетом обоснованно произведен расчет объема средств для размещения у СМП от 41000000 руб., определенных (запланированы) Комитетом в начале 2010г. Таким образом, расчет объема средств, сделанный Контрольным управлением, указанный в обжалуемом постановлении, является неверным. С целью установления объема средств, выделенных Комитету Правительством края для размещения заказов на 2010г., Контрольным управлением сделан запрос в главное управление бухгалтерского учета и финансового контроля Губернатора и Правительства края. Согласно представленной на запрос информации об объеме средств фактически выделенных Комитету в 2010г. на закупку товаров, выполнения работ, оказание услуг, который составляет 28705000 руб. Однако, Комитет, как орган исполнительной власти края и получатель бюджетных средств финансируется по разделу 01 13 «Органы исполнительной власти», по которому и была предоставлена информация в Контрольное управление. Расходование средств по данному разделу осуществляется через главное управление бухгалтерского учета и финансового контроля Губернатора и Правительства края. Вместе с тем, Комитетом государственные заказы по данному разделу не размещаются. Комитет самостоятельно осуществляет размещение заказов на поставку товаров (работ, услуг) для обособленных подразделений: судебных участков мировых судей, органов юстиции (нотариусов) и административных комиссий, финансирование которых осуществляется в соответствии с Законом Хабаровского края «О бюджете» по разделу 01 05 «Судебная власть», 03 04 «Органы юстиции» и 01 14 «Другие общегосударственные вопросы». В ходе проверки из главного управления бухгалтерского учета и финансового контроля Губернатора и Правительства края Контрольным управлением был получен ответ об объеме средств выделенных Комитету в 2010г. только по разделу 01 13, информация об объеме финансирования по другим разделам не запрашивалась, что привело к искажению результатов проверки. Поскольку сумма средств согласно смете расходов по материальным статьям по всем разделам составила 63936000 руб., а не 28705000 руб., как указано в постановлении об административном правонарушении. В том числе: раздел 01 05 «Судебная власть» - 62183700 руб., раздел 03 04 «Органы юстиции» - 587300 руб., раздел 01 14 «Другие общегосударственные вопросы» - 1165000 руб. Исходя из указанной общей суммы средств по всем разделам (63936000 руб.) Комитетом был утвержден план для самостоятельного размещения государственных заказов на 2010г. на сумму 41000000 руб. И, исходя из указанного плана, произведен расчет объема средств для размещения у СМП (минимальный объем средств – 10% и максимальный – 20%), минимальный – 4100000 руб., максимальный – 8200000 руб. Таким образом, в 2010г. Комитетом размещен заказ у СМП согласно Перечню на сумму 7774186 руб., что составило 19% от определенного (запланированного) Комитетом объема в начале 2010г. По результатам проведенного анализа по итогам 2010г. Комитетом было установлено, что у СМП размещено заказов на сумму 7774186 руб., что составляет 15,7 % от общего годового объема осуществленных поставок товаров (работ, услуг), входящих в утвержденный Перечень, (49499134,66 руб.). Кроме того, в постановлении по делу об административном правонарушении указано, что им в полном объеме поддержаны доводы, отраженные в протоколе об административном правонарушении. Данные выводы должностного лица не соответствуют действительности, так как при рассмотрении административного дела им были поддержаны доводы, изложенные не в протоколе, а в его объяснении к административному протоколу. Так же считает, что при рассмотрении дела об административном правонарушении не были учтены требования ст.4.1 и п.п.4,5 ст.26.1 КоАП РФ. В связи с изложенным, просит обжалуемое им постановление отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании заявитель доводы жалобы поддержал в полном объеме, дал суду аналогичные пояснения, просил суд постановление по делу об административном правонарушении №2/70 от 14.09.2011г. в отношении него отменить, производство по делу прекратить.

Защитники Саяпина Ю.А. и Смолина А.А. в судебном заседании поддержали доводы, жалобы, обратив внимание на тио, что в соответствии с ч. 1 ст. 15 ФЗ-94 размер заказов у СМП (субъектов малого предпринимательства) определяется от общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с Перечнем установленным Правительтсвом РФ, путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказов являются данные субъекты. Исходя из данной нормы и в соответствии с совместным письмом Минэкономразвития и торговли и Федеральной антимонопольной службы от 29.04.2008 года № 5684 –АП/Д05/АЦ/10329, руководителем Комитета были утверждены Правила размещения заказов у СМП с расчетом объема средств подлежащих размещению у СМП, согласно плану закупок, представленному в Минэкономразвитея Хабаровского края 15.01.2010 года. По итогам 2010 года размер размещения средств у СМП соответствовал утвержденным Правилам и планам и не превысил установленный законом объем. Разъяснительное письмо ФАС от 29.10.2010 года № АЦ/37480 было доведено до них в конце года, когда уже были проведены подготовительные процедуры, связанные с заключением контрактов. Не оспаривая позицию контрольного управления, о том, что бы не учитывать в общем объеме средств, подлежащих размещению у единственного поставщика, считают, что контрольным управлением изначально неправильно определен общий объем средств, поскольку для этого использовалась не объективная информация, полагают необходимым придерживаться ч. 1 ст. 15 ФЗ-94.

Из письменного отзыва представителя Главного контрольного управления Губернатора края Лаврук Н.И. следует, что доводы Земскова В.А., изложенные в жалобе, считает несостоятельными. Так, по мнению Земскова В.А. постановление по делу об административном правонарушении является незаконным и необоснованным по следующим основаниям: 1) при определении диапазона от 10% до 20% размещения заказа у субъектов малого предпринимательства (СМП), контрольное управление руководствовалось реестром закупок проведенных путем котировок, конкурсов, аукционов, без учета государственных контрактов с единственным поставщиком и иных гражданско-правовых договоров; 2) расчет объема средств для размещения у СМП произведен от суммы 41000 000 руб., запланированного комитетом в начале 2010г., а не от объема средств в размере 28164 000 руб., отраженного в сводном плане размещения государственных заказов в 2010г., представленного в главное контрольное управление; 3) при определении объема средств, подлежащих размещению у СМП, комитетом учитывались фактически выделенные средства, но без корректировки объемов, поскольку в соответствии с письмом ФАС РФ от 29.10.2010г. №АЦ/37480 не требуется корректировка для определения объема средств. В соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 13.02.2006г. №14пр заказчики, в том числе комитет Правительства края по обеспечению деятельности мировых судей, государственных нотариусов и административных комиссий (далее – Комитет), обязаны направлять в министерство экономического развития и внешних связей (далее – Министерство): прогноз объемов продукции, закупаемой для государственных нужд на очередной финансовый год в порядке, утвержденном Министерством экономического развития РФ; сводные планы размещения краевых государственных заказов на очередной финансовый год с поквартальной разбивкой; ежеквартальную корректировку сводных планов размещения краевых государственных заказов; сводную информацию по итогам размещения краевых государственных заказов (за первое полугодие и за год). Во исполнении данного постановления, Комитетом 15.01.2010г. в Министерство направлен план размещения государственных заказов на 2010г. с разбивкой по кварталам, согласно которому, объем планируемых закупок составляет 28164,0 тыс.руб., что так же соответствует объему средств фактически выделенных Комитету на 2010г. (28705,0 тыс.руб.) исходя из информации, представленной главным управлением бухгалтерского учета и финансового контроля Губернатора и Правительства края, а так же соответствует фактически размещенному объему в 2010г. в размере 27311833,2 руб. Следовательно, минимальный объем средств (10%) от планируемого (выделенного) объема средств составляет – 2816,4 тыс.руб., максимальный объем средств (20%) – 5632,8 тыс.руб. В ходе проведения проверки, заказчиком представлены разные расчеты размера средств, подлежащих размещению у СМП, так минимальный объем 10% и максимальный объем 20%: 6 527,6 тыс.руб – 32263,8 тыс.руб. (отчет о размещении государственных заказов в 2010г., направленный в Министерство 14.01.2011г.); 4100,0 тыс. руб. – 8200,0 тыс.руб. (согласно правилам осуществления размещения заказов у СМП, представленным в главное контрольное управление Губернатора края 01.06.2011г. в качестве возражений к акту проверки). При этом, размер 41000 тыс.руб. указан Комитетом по разному: в одном случае данный размер является суммой средств, входящих в Перечень, в соответствии с планом закупок на 2010г. (т.е. объем закупок от которого исчисляется 10% - 20% подлежащих размещению у СМП), в другом случае – это размер средств, подлежащих размещению в 2010г. в соответствии с планом размещения всех государственных заказов, представленного в Министерство. В связи с тем, что Комитетом представлена противоречивая информация, главное контрольное управление Губернатора края при расчете объема средств, подлежащего размещению у СМП, исходила из данных, официально представленных Министерством и главным управлением бухгалтерского учета и финансового контроля Губернатора и Правительства края, в соответствии с запросами в рамках проверки и административного производства, а так же объема, фактически размещенного Комитетом в 2010г. Ссылка Земскова В.А. на то, что контрольное управление руководствовалось реестром закупок проведенных путем котировок, конкурсов, аукционов, без учета государственных контрактов с единственным поставщиком и иных гражданско-правовых договоров, несостоятельна, поскольку в соответствии с разъяснениями ФАС России от 29.10.2010г. №АЦ/37480 т от 09.09.2010г. №АЦ/30282, объем товаров (работ, услуг), размещение на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) не учитывается в общем годовом объеме, исходя из которого определяется объем товаров (работ, услуг), подлежащих размещению у СМП. Таким образом, главным контрольным управлением Губернатора края правомерно определен объем от 10% до 20%, подлежащий размещению у СМП. Ссылка Земскова В.А. на то, что Комитетом учитывались фактически выделенные средства, но без корректировки объемов, поскольку в соответствии с письмом ФАС РФ от 29.10.2010г. №АЦ/37480 не требуется корректировка для определения объема средств, так же несостоятельна, так как в соответствии с указанным письмом ФАС разъясняет общую процедуру расчета объема средств, подлежащих размещению у СМП на конкретном примере. Следовательно, в случае изменения объема выделенных средств (уменьшения либо увеличения), заказчик обязан произвести заново расчет объема, подлежащий размещению у СМП, поскольку в соответствии с ч.1 ст.15 Закона №94-ФЗ, заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у СМП в определенном объеме. В то же время, по общим правилам заказ признается размещенным со дня заключения государственного контракта – ч.4 ст.9 Закона №94-ФЗ, а с учетом специальных требований ч.6 ст.15 Закона №94-ФЗ, в случае не заключения контракта с СМП, заказ все равно признается размещенным у таковых. Кроме того, ч.12 ст.7.30 КоАП РФ предусмотрена ответственность должностного лица именно за размещение заказов с нарушением требуемых объемов, т.е. объемов размещенных фактически, а не запланированных к размещению. В связи с изложенным, просит жалобу Земскова В.А. оставить без удовлетворения.

В судебном заседании представитель главного контрольного управления Губернатора Хабаровского края Лаврук Н.И., Коваль Е.Н., действующие на основании доверенностей, а так же Савченко Д.И., вынесший обжалуемое постановление, доводы письменного отзыва на жалобу поддержали.

В соответствие со ст. 30.6 КоАП РФ – судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ч.1 ст.30.7 КоАП РФ основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а так же наличие хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст.2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Как следует из материалов дела, 08.10.2011г. по итогам проведенного административного расследования, в отношении заместителя председателя Комитета Правительства Хабаровского края по обеспечению деятельности мировых судей, государственных нотариусов и административных комиссий Земскова Владимира Александровича составлен протокола об административном правонарушении №2/7.

Как следует из протокола, - в соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона №94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №94-ФЗ) государственные заказчики, за исключением случаев размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, и муниципальные заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с Перечнем, установленном Правительством РФ, путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения являются данные субъекты.

В рамках проведения выездной сплошной проверки соблюдения законодательства РФ о размещении государственных заказов Комитетом Правительства края по обеспечению деятельности мировых судей, государственных нотариусов и административных комиссий (далее – Комитет) установлено, что Комитетом в 2010г. путем проведения открытого конкурса, запросов котировок размещены заказы на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, предметы которых входят в Перечень товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.11.2009г. №642 «О перечне товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства» (далее – Перечень) осуществляется у субъектов малого предпринимательства.

При этом в извещении о проведении торгов либо запроса котировок должна содержаться информация об участии субъектов малого предпринимательства в указанных процедурах размещения заказов.

В Перечень входят такие предметы, как услуги строительные и объекты строительства, поставка бумаги, электронно-вычислительной техники, мебели, услуги автотранспорта и другие, на которые Комитетом размещены государственные заказы.

При анализе размещенных в 2010г. заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг у субъектов малого предпринимательства (далее – СМП), установлено, что общая сумма средств для размещения заказов у СМП составляет 23 722833,2 руб.

Минимальный объем средств – 10 процентов, подлежащий размещению у СМП составляет 2372383,32 руб., максимальный объем (20 процентов) – 4744566,6 руб.

За 2010г. Комитетом, способом запроса котировок, размещено заказов у СМП на сумму 6574490 руб., путем проведения открытого конкурса – на сумму 1199696 руб. Общая сумма средств, размещенная у СМП составила 7774186 руб., что составляет 32,7 % общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с Перечнем.

Таким образом, как следует из протокола об административном правонарушении, несоблюдение Комитетом требований Закона №94-ФЗ в части превышения максимального объема средств, подлежащего обязательному размещению заказов у СМП в объеме до 20 % годового объема размещаемых заказов на поставку товаров, работ, услуг, включенных в Перечень, является нарушением ст.15 Закона № 94-ФЗ и образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.12 ст.7.30 КоАП РФ – размещение должностным лицом государственного или муниципального заказчика заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства в размере более, чем 20 % общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд в соответствии с перечнем товаров, работ, оказания услуг, установленным Правительством РФ, путем проведения торгов, запроса котировок.

В рамках законодательно установленного годового объема средств, подлежащих размещению у СМП (до 20 %) осуществлено заключение последнего контракта №35 от 01.10.2010г. Общая сумма правомерно заключенных контрактов составила 4529346 руб.

Заключение государственных контрактов по результатам проведенных в 2010г. запросов котировок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд у СМП №38 от 22.11.2010г., №39 от 17.11.2010г., №45 от 01.12.2010г., №46 от 24.11.2010г., №47 от 24.11.2010г., №48 от 24.11.2010г., №50 от 29.11.2010г., №51 от 06.12.2010г., подписанных заместителем председателя Комитета Земсковым В.А., привело к нарушению Комитетом установленного размера размещения заказов у СМП (20 %).

Далее как следует из указанного протокола,- должностным лицом Заказчика, разместившим заказы на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд у СМП в размере более чем 20 % общего годового объема поставок товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством РФ, является заместитель председателя Комитета Земсков В.А.

Постановлением заместителя начальника главного контрольного управления Губернатора Хабаровского края Савченко Д.И. №2/70 от 14.09.2011г., заместитель председателя Комитета Правительства Хабаровского края по обеспечению деятельности мировых судей, государственных нотариусов и административных комиссий Земсков В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.12 ст.7.30 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей. Обоснования содержащиеся в постановлении аналогичны обоснованиям изложенным в протоколе об административном правонарушении.

Изучив доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав лиц, принимавших участие в судебном заседании, исследовав материалы дела и проанализировав все полученные сведения по делу, судья не усматривает в действиях заместителя председателя Комитета Правительства Хабаровского края по обеспечению деятельности мировых судей, государственных нотариусов и административных комиссий Земскова В.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 7.30 КоАП РФ по следующим основаниям.

Представленные суду данные об объеме размещенных заказов у субъектов малого предпринимательства (далее СМП), носят противоречивый характер.

Так доводы представителей Контрольного Управления основаны, в том числе, на представленном в суде Плане Комитета размещения государственных заказов в 2010 году. Данный план получен контрольным управлением от Министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края. Согласно данного плана сумма общегодового объема поставок, составила 28164000 рублей. Представленная суду копия указанного плана заверена главным бухгалтером и печатью Минэкономразвития Хабаровского края, и не содержит каких либо заверительных надписей должностных лиц Комитета.

Комитетом, в опровержение доводов обжалуемого постановления, суду представлен План Комитета размещения государственных заказов в 2010 году, копия которого заверена 15.01.2010 года исполнителем- сотрудником комитета Саяпиной Ю.А. К плану имеется сопроводительное письмо от 15.01.2010 года, подписанное Председателем Комитета С.В. Григоренко. На сопроводительном письме имеется штамп о принятии Минэкономразвития Хабаровского края с датой поступления 19.01.2010 года. Согласно данным указанного плана, сумма общегодового объема поставок, составила 41000000 рублей.

Помимо этого суду представлены Правила осуществления размещения заказов у субъектов малого предпринимательства, Утвержденные 15.01.2010 года Председателем Комитета С.В. Григоренко, согласно которым, сумма средств, входящих в Перечень, в соответствии с планом закупок, представленным на 2010 год, составила 41000000 рублей, максимальный объем определяемой заказчиком суммы подлежащей размещению у СМП, составил 8200000 рублей.

Как следует из материалов дела, общая сумма средств, размещения у СМП составила 7774186 рублей. Указанная сумма сторонами не оспаривается.

По итогам 2010 года Комитетом всего осуществлено размещений заказов, входящих в Перечень, на сумму 49499134,66 рублей.

Указанные данные Комитета, согласуются с информацией Комитета, предоставляемой по форме ОКУД 0504064, а так же с бюджетной сметой на 2010 год, утвержденной 12.01.2011 года Заместителем Председателя Правительства края – руководителя аппарата Губернатора и Правительства Хабаровского края Г.А. Кондратовым.

Сведений о расчете суммы объема размещенных средств с единственными поставщиками Комитетом суду не представлено.

Согласно расчетам Контрольного Управления общегодовой объем поставок Комитета за 2010 год, без учета объема поставок по заказам, размещенным у единственных поставщиков, составил 23722833, 2 рубля, в связи с чем объем размещенных заказов у СМП составил от этой суммы 32,7%, что является превышением предельно допустимого объема более чем на 12% от допустимого объема, предусмотренного ч. 1 ст. 15 ФЗ-94.

Обоснование позиции Контрольного Управления в части расчета общегодового объема поставок без учета объема которых осуществляется у единственных поставщиков, связано с Письмом Федеральной антимонопольной службы от 29.10.2010 года № АЦ/37480 о разъяснении Федерального закона № 94 от 21.07.2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в части размещения заказов у субъектов малого предпринимательства, а так же в части включения в документацию о торгах, извещение о запросе котировок указания на товарные знаки, знаки обслуживания.

Согласно данному письму (абз. 3 ч. 1), - объем товаров (работ, услуг), размещение на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) не учитывается в общем годовом объеме, исходя из которого определяется объем товаров (работ, услуг), подлежащих размещению у субъектов малого предпринимательства.

Контрольным Управлением Земскову В.А. в вину предъявлены государственные контракты заключенные после подписания указанного письма ФАС.

Из материалов дела следует, что все вмененные государственные контракты были заключены по результатам запросов котировок. Контракты оформлены от имени председателя Комитета Григоренко С.В. и подписаны заместителем председателя Комитета Земсковым В.А. Извещения о проведении запроса котировок, касающихся вмененных государственных контрактов и согласования по ним произведены так же Земсковым В.А.

Исходя из положений ФЗ-94 размещением заказа на поставки, является уже само извещение о проведении запроса котировок, не зависимо заключен в будущем государственный контракт или нет.

Размещение заказов на поставки по данному делу были произведены в ноябре 2010 года то есть после подписания письма ФАС от 29.10.2010 года, за исключением извещения, относящегося к заключенному государственному контракту № 39 от 17.11.2010 года, по которому размещение заказа было произведено 28.10.2010 года.

В соответствие с ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 94 от 21.07.2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», - заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее 10% и не более чем 20% общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации, путем проведения торгов, запросов котировок, в которых участниками размещения заказов являются данные субъекты.

Положения ч. 1 ст. 15 ФЗ РФ разъяснялись совместным письмом Федеральной антимонопольной службы и Министерства экономического развития РФ от 17, 18 августа 2009 года № № АЦ/27510, 13497- АП/Д05 «О разъяснении норм Федерального закона от 21.07.2005 года № 94-ФЗ в части размещения заказов у субъектов малого предпринимательства», разъяснительным Письмом Минэкономразвития РФ от 09.02.2009 года № Д05-655, вышеупомянутым разъяснительным Письмом Федеральной антимонопольной службы от 29.10.2010 года № АЦ/37480, а так же другими разъяснительными письмами.

До разъяснительного Письма Федеральной антимонопольной службы от 29.10.2010 года № АЦ/37480, разъяснений касающихся исключению объема заказов размещение которых осуществляется у единственного поставщика, из общего годового объема, исходя из которого определяется объем товаров (работ услуг), подлежащих размещению у субъектов малого предпринимательства, каких либо иных разъяснений по этому поводу не давалось.

Данных о том, когда было доведено письмо Федеральной антимонопольной службы от 29.10.2010 года № АЦ/37480 до руководства Комитета, суду не представлено. Исходя из полученной судом информации на официальном сайте ФАС, указанное письмо официально опубликовано не было. На сайте ФАС оно было размещено лишь 05.04.2011 года.

Частью 12 ст. 7.30 КоАП РФ предусмотрена ответственность должностного лица за размещение им государственного или муниципального заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства в размере более чем 20% общего годового объема поставок в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством РФ, путем проведения торгов, запроса котировок.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Таким образом, и исходя из диспозиции ч. 12 ст. 7.30 КоАП РФ ответственность должностного лица может наступить только за умышленные действия. Умысел может быть как прямой так и косвенный.

Земсков В.А. занимает должность, и выполняет возложенные на него обязанности, соответствующие статусу должностного лица, предусмотренные примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ.

С учетом изложенного суд не усматривает в действиях Земскова В.А. прямого или косвенного умысла, достаточных, убедительных и бесспорных доказательств этому суду не представлено.

Приходя к такому выводу, суд учитывает доводы заявителя жалобы и следующие установленные в суде обстоятельства:

- сложившуюся, за длительный период, правоприменительную практику в части определения объема размещения заказов у СМП, регулируемую ч. 1 ст. 15 ФЗ-94, разъясненной вышеуказанными разъяснительными письмами, соответствующих ведомств и министерств;

- наличие правил размещения заказов у СМП, определяющих конкретный объем запланированных на 2010 год заказов у СМП. Правила утверждены в начале 2010 года непосредственным и прямым руководителем Земскова В.А. председателем Комитета Григоренко С.В., что по своему статусу относит указанные правила к локальному нормативному акту, предписывающему соответствующим ответственным лицам, в том числе Земскову В.А., обязательные определенные правила, при выполнении работы, связанной с целями и задачами, в данном случае, Комитета;

- отсутствие сведений о времени доведения разъяснительного письма Федеральной антимонопольной службы от 29.10.2010 года № АЦ/37480 до руководства Комитета и крайне не продолжительный период времени со дня подписания данного письма, разъяснения которого существенно отражаются на вопросах определения объема размещения заказов у СМП, по сравнению с ранее сложившейся правоприменительной практикой, для соответствующих изменений в работе по заключению государственных контрактов в 2010 году с сохранением достаточного уровня обеспечения в этом же году, тех сфер, которые относятся к задачам Комитета;

- отсутствие каких либо предписаний об устранении нарушений закона, предостережений и иных претензий, (за исключением рассматриваемой), со стороны как контролирующих органов, так и со стороны органов обеспечивающих согласование, утверждение и обеспечение бюджетных вопросов. определенные правила,твенным лицамоему статусу относит указанные правила к Земскова В.А. председателемых доказательств этомат

В виду отсутствия умысла Земскова В.А. на совершение административного правонарушения, исключается наличие состава административного правонарушения, что в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ влечет за собой отмену обжалуемого постановления и прекращение производства по делу, по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 24.5. КоАП РФ.

Руководствуясь ст.ст.30.6.-30.9. КоАП РФ, судья

решил:

Постановление заместителя начальника главного контрольного управления Губернатора Хабаровского края Савченко Д.И. №2/70 от 14.09.2011г. о признании заместителя председателя Комитета Правительства Хабаровского края по обеспечению деятельности мировых судей, государственных нотариусов и административных комиссий Земскова Владимира Александровича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.12 ст.7.30 КоАП РФ – отменить, а производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии, через суд, его вынесший.

Судья С.Ю.Мельник