недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, за исключением случаев, предусмотренных ст.16.4 КоАП РФ



Дело № 12-99/12

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

Центральный районный суд г. Хабаровска (г. Хабаровск, ул. Тургенева, 88)

02 февраля 2012 года г. Хабаровск

Судья Центрального районного суда г. Хабаровска Подолякин А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ЗАО «РОСТЭК-Хабаровск» Охрименко Сергея Васильевича на постановление мирового судьи судебного участка № 25 Центрального района г. Хабаровска от 19.12.2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ в отношении директора ЗАО «РОСТЭК-Хабаровск» Охрименко Сергея Васильевича,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 25 Центрального района г.Хабаровска от 19.12.2011 г. должностное лицо – директор ЗАО «РОСТЭК–Хабаровск» Охрименко С.В., признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.2 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 (десяти тысяч) рублей за то, что 24.06.2011 г., в нарушение ст.ст.14, 123, 124, 127, 143 Таможенного Кодекса Российской Федерации, ст. 150 ТК ТС и ст.ст. 203, 204 Закона о таможенном регулировании, ЗАО «РОСТЭК – Хабаровск» не задекларировало товары, а именно компрессор воздушный <данные изъяты> артикул , маркировка на товаре: <данные изъяты>, также имеется ярлык с информацией о товаре. Всего 36 мест (шт.). Напряжение 220 В, номинальная мощность 2200 Вт., частота вращения двигателя 2 850 об/мин., максимальное давление 8 атмосфер, асинхронный однофазный двигатель, производительность 260 л/мин., объем ресивера 24 л., прямая передача. Укомплектованы инструкцией по эксплуатации 1 шт. Вес нетто/брутто 1 компрессора составляет 24,4/26,4 кг. Общий вес нетто/брутто 878,4/950,4 кг.

Полагая незаконным привлечение к административной ответственности, директор ЗАО «РОСТЭК–Хабаровск» Охрименко С.В., обратился с жалобой об отмене постановления. В обоснование своей жалобы заявителем указано, что таможенный брокер – ЗАО «РОСТЭК-Хабаровск» в интересах третьего лица подало в Хабаровскую таможню декларацию, где не в полном объёме были заявлены ввозимые в РФ товары. По ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, помимо граждан и юридических лиц за недекларирование товаров к административной ответственности может быть привлечено должностное лицо. В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению виновность лица. Однако, ни из протокола об административном правонарушении, ни из постановления мирового судьи не ясно, в чём он виновен. У него, как у директора ЗАО «РОСТЭК-Хабаровск» нет объективной возможности контролировать заполнение специалистами предприятия каждой таможенной декларации. Привлечение к административной ответственности юридического лица не влечёт автоматически ответственности его руководителя. В соответствии со ст. 1.5. КоАП РФ лицо, в том числе должностное лицо, подлежит административной ответственности только в случае установления его вины в совершении административного правонарушения. На основании ст. 2.2 КоАП РФ виновность лица определяется его умышленными или неосторожными действиями или бездействиями. По правилам ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо привлекается к административной ответственности по неисполнению либо ненадлежащему исполнению своих служебных обязанностей. Просит обжалуемое постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении – Охрименко С.В. – в судебное заседание не явился, о времени рассмотрения жалобы извещён своевременно, о рассмотрении жалобы со своим участием не ходатайствовал, в связи с чем, его неявка в судебное заседание, на основании ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, не препятствует рассмотрению жалобы.

Представитель Хабаровской таможни – старший уполномоченный отдела административных расследований Хабаровской таможни Сахнов Д.Г. в судебном заседании просил жалобу оставить без удовлетворения, а обжалованное постановление – без изменения, поскольку оно законно и обоснованно.

Заслушав представителя административного органа, изучив доводы, изложенные в жалобе, а также, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.

В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо, в случае совершения им административного правонарушения, в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Ч. 3 ст. 2.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ установлено, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо.

Частью 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено наступление административной ответственности за недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, за исключением случаев, предусмотренных ст.16.4 КоАП РФ, что влечет на должностных лиц наложение административного штрафа в размере от 10000 до 20000 рублей.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.2 КоАП РФ, является установленный таможенным законодательством порядок декларирования.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в невыполнении лицом требований таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара. То есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть, не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации.

Обязанности лиц, перемещающих товары через таможенную границу Российской Федерации определены и отношения в области таможенного законодательства РФ регулируются Таможенным кодексом Таможенного союза и принятыми в соответствии с ним федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, международными договорами, соглашениями в области таможенного дела.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 12.09.2011г. составленным ст. уполномоченным отдела административных расследований Хабаровской таможни ФИО2, 07.07.2011 при проведении таможенного досмотра товаров, результаты которого были зафиксированы в акте таможенного досмотра , были выявлены расхождения: в электронной декларации были не задекларированы следующие товары: Компрессор воздушный артикул , маркировка на товаре: , также имеется ярлык с информацией о товаре. Всего 36 мест (шт.).

Факт административного правонарушения подтверждается также иными материалами дела:

- международным контрактом от 10.02.2011 г., с дополнительными соглашениями к нему;

- декларацией на товары 10703070/240611/0000376, с дополнением;

- актом таможенного досмотра (осмотра) от 07.07.2011 г., с фототаблицей к нему;

- протоколом изъятия вещей и документов от 12.07.2011 г., с фототаблицей к нему;

- заключением эксперта от 19.08.2011 г.;

- протоколом опроса свидетеля ФИО3.

Исходя из п/п 35 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза, товаром является любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств-членов таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу.

Как следует и п/п 26 п. 1 ст. 4 ТК ТС, таможенная процедура – это совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами;

Согласно п/п 6 п. 1 ст. 4 ТК ТС, декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары;

Статья 150 (ч. 3) ТК ТС устанавливает, что товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза.

В силу ст. 179 ТК ТС, товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с данным Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.

В соответствие со ст. 187 ТК ТС, при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант вправе, в том числе: осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем; брать пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа; представлять в соответствии с данным Кодексом документы и сведения в виде электронных документов; привлекать экспертов для уточнения сведений о декларируемых им товарах.

На основании ст. 188 ТК ТС, при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан, в том числе: произвести таможенное декларирование товаров; представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза; уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с настоящим Кодексом; соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом.

В ст. 189 ТК ТС закреплена обязанность декларанта понести ответственность за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 данного Кодекса, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками.

Согласно ст. 203 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", товары, ввозимые в Российскую Федерацию с территорий государств, не являющихся членами Таможенного союза, в том числе перемещаемые через территории государств - членов Таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза, подлежат таможенному декларированию в соответствии с главой 27 Таможенного кодекса Таможенного союза и положениями настоящей главы при их помещении под таможенную процедуру и изменении таможенной процедуры.

В силу ст. 203 указанного закона, декларация на товары подается в электронной форме. Правительство Российской Федерации устанавливает перечни товаров, таможенных процедур, а также случаи, при которых декларирование может осуществляться в письменной форме.

В соответствии с решением единственного акционера ЗАО «РОСТЭК-Хабаровск» от 05.04.2010 г. № 63, приказом ЗАО «РОСТЭК-Хабаровск» от 22.04.2010 г. № 27-П, директором общества является Охрименко С.В.. При этом, все действия юридического лица опосредованы и выражаются в действиях тех физических лиц, которые в силу закона, трудового договора, учредительных и иных документом представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, принимают решения и осуществляют управление, все действия работника юридического лица рассматриваются как действия этого лица. Частью 1 ст. 53 Гражданского кодекса РФ установлено, что юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.

Доводы Охрименко С.В. о том, что у него не имеется объективной возможности контролировать заполнение специалистами предприятия каждой таможенной декларации, судья находит несостоятельными, поскольку согласно подпунктам 15.5, пункта 15, подпункта 16.1 пункта 16 устава ЗАО «РОСТЭК-Хабаровск» единоличным исполнительным органом общества является директор, который руководит текущей деятельностью общества, без доверенности действует от имени общества, выдает доверенности, издает приказы о назначении на должность работников, обеспечивает выполнение планов деятельности и т.д., то есть его обязанностью является осуществление организационно-распорядительных функций.

При таких обстоятельствах мировой судья пришел к правильному выводу о том, что именно Охрименко С.В. совершил правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ, приняла во внимание тяжесть совершенного правонарушения и назначила минимальное наказание для должностных лиц, предусмотренное санкцией данной статьи.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, мировым судьей соблюден. Судебное постановление вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной Кодексом РФ об административных правонарушениях. Нарушения норм материального и процессуального права судьей не допущено и правовых оснований для отмены судебного постановления не имеется.

Вместе с тем, в обжалуемом постановлении судья ошибочно ссылается на нормы Таможенного кодекса РФ – мировой судья установил, что действиями ЗАО «РОСТЭК–Хабаровск» были нарушены, в том числе, требования ст.ст. 14, 123, 124, 127, 143 Таможенного кодекса Российской Федерации. Однако, Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ ТК РФ утратил силу с 1 октября 2011 г. – в связи с введением с 6 июля 2010 года на единой таможенной территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации Таможенного кодекса Таможенного союза (в Республике Казахстан и Российской Федерации ТК ТС применяется с 1 июля 2010 года.).

При указанных обстоятельствах, в соответствие с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы Охрименко С.В., необходимо выносить решение об изменении обжалуемого постановления и исключении из него ссылок на Таможенный кодекс Российской Федерации, поскольку при этом не усиливается административное наказание и не ухудшается иным образом положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении жалобы директора ЗАО «РОСТЭК-Хабаровск» Охрименко Сергея Васильевича на постановление мирового судьи судебного участка № 25 Центрального района г. Хабаровска от 19.12.2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ в отношении директора ЗАО «РОСТЭК-Хабаровск» Охрименко Сергея Васильевича – отказать.

Постановление мирового судьи судебного участка № 25 Центрального района г.Хабаровска от 19.12.2011 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.16.2 КоАП РФ, в отношении директора ЗАО «РОСТЭК–Хабаровск» Охрименко С.В. – изменить, исключив из него ссылки на Таможенный кодекс Российской Федерации. В остальном указанное постановление оставить без изменения.

Решение вступает в законную силу немедленно.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.12., 30.14 КоАП РФ.

Судья Подолякин А.В.