№ 2-2223/10 ...Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дата обезличена года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Панина С.А.,
при секретаре Ряскиной О.С.,
с участием:
истца Губанова В.А.,
представителя ответчика ГУ - УПФ РФ в г. Воронеже по доверенности Царевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Губанова Владимира Алексеевича к ГУ - Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Воронеже об отмене решения Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 25 декабря 2009 года, назначении досрочной трудовой пенсии по старости с 31 июля 2009 года, выплате пенсии с 31 июля 2009 года,
установил:
31.07.2009 года Губанов В.А. обратился в ГУ - УПФ РФ в г. Воронеже с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с особыми условиями труда, в соответствии с абз. 2 пп. 1 п. 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» л.д. 98).
Решением заседании комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан истцу была назначена досрочная трудовая пенсия по старости, однако решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 1103 от 25.12.2009 года решение о назначении пенсии было отменено, как вынесенное без достаточных оснований, истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с особыми условиями труда, в соответствии с абз. 2 пп. 1 п. 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ из-за отсутствия у заявителя постоянного места жительства на территории РФ л.д. 63).
Полагая отказ в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, истец обратился в суд с исковыми требованиями к ГУ-УПФ РФ, в которых просил:
В судебном заседании истец Горбунов В.А. исковые требования просил удовлетворить, ссылаясь на то, что являлся гражданином СССР, а затем Российской Федерации, имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии по российскому законодательству по Списку № 1, постоянно проживая на территории Литовской Республики; определением Конституционного суда РФ от 01.03.2001 года № 49-О разъяснено, что граждане РФ, выехавшие на постоянное место жительства за границу, предоставлено право на назначение пенсии по российскому законодательству; в соответствии с Правилами обращения за пенсией от 27.02.2002 года граждане, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства на территории РФ, подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по своему месту пребывания; после подачи заявления ответчику 31.07.2009 года им были дополнительно представлены истребованные от него документы, включая внутренний паспорт гражданина РФ л.д. 60-61), страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования л.д. 56), однако в январе 2010 года он получил отказ в назначении пенсии; 27.02.2010 года истец прибыл в г. Воронеж на постоянное место жительства, а 02.03.2010 года получил регистрацию по месту проживания: г. Воронеж, ул. Ростовская, д. 46/6, кв. 19; 11.03.2010 года им было повторно подано заявление о назначении пенсии с приложением документов, подтверждающих регистрацию на территории РФ, после чего ему была назначена в установленном порядке досрочная трудовая пенсия.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ - УПФ РФ в г. Воронеже по доверенности Царева И.А. против удовлетворения иска возражала по основаниям, изложенным в письменных возражениях л.д. 96-97). Дополнительно суду пояснила, что первоначальный отказ в назначении досрочной трудовой пенсии был обусловлено тем, что по межправительственному Соглашению между РФ и Литовской Республикой от 29.06.1999 года пенсионное обеспечение при переселении на постоянное место жительства на территории другого государства осуществляется по законодательству той стороны, на территории которой они постоянно проживают; Губанов В.А. на дату подачи заявления о назначении досрочной трудовой пенсии имел только временную регистрацию по месту пребывания на территории г. Воронежа на период с 24.07.2009 года по 23.10.2009 года. Факт наличия у истца достаточного специального, общего трудового и страхового стажа для назначения досрочной трудовой пенсии представителем ответчика не оспаривалось.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обозрив материалы отказного пенсионного дела истца, изучив материалы настоящего дела, суд приходит к следующим выводам.
С 1 января 2002 года введен в действие Федеральный Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, который одновременно предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статья 27). Ранее такой порядок регулировался Законом РФ от 20.11.1990 года № 34-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
В силу пп. 1 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 года № 537 подтверждено действие на территории РФ Списка № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10.
Согласно уточняющей справке от 08.10.2009 года л.д. 55-56) истец в период с 01.11.1991 по 01.10.2009 года работал в должностях слесаря-ремонтника, электрослесаря на Игналинской АЭС в Литовской Республике, выполняемая работы относилась к должностям, предусмотренным Списком № 1, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года № 1173, раздел 052/Б-Ш.
На основании объяснений лиц, участвующих в деле, протокола заседания комиссии № 1144 от 25.12.2009 года л.д. 64-65) судом установлено, что Губанову В.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с особыми условиями труда, в соответствии с абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из-за отсутствия у заявителя постоянного места жительства на территории Российской Федерации.
В обоснование отказа ответчик сослался на п. 4 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении от 29.06.1999г., в соответствии с которым пенсионное обеспечение лиц, постоянно проживающих на территории государства одной стороны и переселяющихся на постоянное место жительства на территорию государства другой Стороны, осуществляется компетентным учреждениями (органами) в соответствии с законодательством и за счет средств государства Стороны, на территории которого они постоянно проживают.
Губанов В.А. постоянного места жительства на территории РФ на дату подачи заявления не имеет, постоянно проживает в Литовской Республике.
На основании заявления истца от 11.03.2010 года л.д. 102) (после получения Губановым А.В. постоянной регистрации на территории г. Воронежа) истцу была назначена досрочная трудовая пенсия по старости по указанному выше основанию в размере 4990 руб. с 11.03.2010 года л.д. 100-101).
Судом по делу также установлено, что в паспорте гражданина СССР Губанова В.А., выданного 17.12.1979 года л.д.) имеется отметка Консульского управления № 13 МИД РФ от 10.03.1993 года о том, что истец является гражданином РФ л.д. 23-27).
Истец имеет вид на жительство (разрешение на постоянное проживание) на территории Литвы на срок с 27.10.2008 года по 27.10.2013 года л.д. 35-36).
25.03.2009 года истцом в посольстве России в Литовской Республике был получен заграничный паспорт гражданина РФ серии 51 № 4232228 л.д. 33).
Согласно справке о месте жительства, декларированном лицом от 07.05.2009 года Губанов В.А. с 14.03.1994 года задекларировал свое место проживания по адресу: Литва, г. Висагинас, ул. Партизану, д. 12, кв. 43 л.д. 38).
Справкой Васагинского отдела Управления фонда государственного социального страхования Литвы от 12.05.2009 года подтверждается, что истец в отделе никаких пенсионных выплат не получает, пенсионный возраст по старости у мужчин составляет 62,5 года л.д. 43).
Факт нахождения истца в живых и постоянного проживания на территории Литвы в соответствии с Положением "О порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.2002 N 510 подтвержден свидетельствами консульского отдела посольства России в Литовской Республике от 16.06.2009 года л.д. 40-41).
Согласно свидетельству № 1058/09 о регистрации по месту пребывания Губанов В.А. был зарегистрирован по месту пребывания на срок от 24.07.2009 года по 23.10.2009 года л.д. 32).
18.09.2009 года истцом получен внутренний паспорт гражданина РФ л.д. 60).
Таким образом, на основании представленных в материалы дела доказательств, на дату первоначального обращения к ответчику (31.07.2009 года) Губанов В.А. являлся гражданином Российской Федерации, проживал постоянно на территории Литовской Республики и имел временную регистрации на территории РФ в г. Воронеже.
Постоянная регистрация на территории г. Воронежа по указанному выше адресу была получена истцом 02.03.2010 года л.д. 61).
Отказ в назначении пенсии в связи с неполнотой представленных документов истцу не выносился.
Проанализировав представленные в материал дела доказательства, суд приходит к выводу оспариваемый отказ в назначении досрочной трудовой пенсии является не правомерным по следующим основаниям.
Трудовые пенсии в Российской Федерации устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Согласно п. 2 ст. 1 данного Федерального закона если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
В сфере пенсионного обеспечения между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики было заключено Соглашение о пенсионном обеспечении от 29.06.1999г., ратифицированное Россией и вступившее в силу с 29.05.2001г. л.д. 70-73).
В силу ст. 2 указанного соглашения оно регулирует пенсионное обеспечение лиц, постоянно проживающих на территории государства одной Стороны и переселяющихся на постоянное место жительства на территорию государства другой Стороны.
Согласно ст. 4 соглашения пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 2 настоящего Соглашения, осуществляется компетентными учреждениями (органами) в соответствии с законодательством и за счет средств государства Стороны, на территории которого они постоянно проживают (за исключением случаев, предусмотренных частью третьей статьи 7 настоящего Соглашения). Взаимные расчеты не производятся.
В статье 1 предусмотрено, что для целей настоящего соглашения понятие "постоянное место жительства" - место постоянного или преимущественного
проживания, определяемого или признаваемого в качестве такового законодательством государств Сторон.
По смыслу данных положений соглашения после назначения пенсии оно осуществляется социальными органами и за счет средств того государством, в котором постоянно проживает пенсионер.
При этом, соглашение не регламентирует вопросы порядка назначения пенсии, требований предъявляемых к лицам, желающим получить пенсионное обеспечение.
Как следует из объяснений истца, справки Висагинского отдела управления фонда государственного социального страхования в Литовской Республике законодательно не предусмотрена возможность назначения досрочной пенсии, возраст для ухода на пенсию мужчин установлен 62 года 6 месяцев л.д. 43).
Таким образом, Губанов В.А., 06.08.1967 года рождения, на дату первоначального обращения в Пенсионный фонд РФ не имел права на получение трудовой пенсии по Литовскому законодательству, однако, являясь гражданином России, имел право на получение досрочной трудовой пенсии по законодательству РФ.
В соответствии с п. 2 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных Постановлением от 27 февраля 2002 г. Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 17 и Пенсионного фонда Российской Федерации N 19пб под действие настоящих Правил подпадают граждане Российской Федерации, не имеющие постоянного места жительства на территории Российской Федерации, при наличии у них права на пенсию по законодательству Российской Федерации.
В п. 6 Правил предусмотрено, что граждане Российской Федерации, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства на территории Российской Федерации, подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по своему месту пребывания.
Граждане Российской Федерации, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания, подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своего фактического проживания.
Граждане Российской Федерации, выехавшие на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации и не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации, подают заявление о назначении пенсии непосредственно в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 15 Постановления от 27 февраля 2002 г. Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 16 и Пенсионного фонда Российской Федерации N 19па "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в качестве документа, подтверждающего место пребывания гражданина Российской Федерации, обратившегося за пенсией, принимается свидетельство о регистрации по месту пребывания на территории Российской Федерации, выданное органами регистрационного учета Российской Федерации. Документом, подтверждающим место фактического проживания гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, является его личное заявление.
Постоянное проживание гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации определяется на основании документов, предусмотренных Положением о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 8 июля 2002 года N 510.
Из обстоятельств дела следует, что истец при обращении к ответчику 31.07.2009 года представил сведения о его регистрации по месту пребывания на территории г. Воронежа.
В определении Конституционного Суда РФ от 01.03.2001 г. № 49-О указано, что Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Устанавливая виды пенсий, назначаемых в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, засчитываемой в общий трудовой стаж, предусматривает, что общими основаниями, определяющими право на пенсию по старости, являются достижение пенсионного, а также наличие общего трудового стажа. Что касается проживания на территории Российской Федерации как условия назначения пенсии гражданам Российской Федерации, то статьи, регламентирующие назначение пенсий, не содержат такого требования.
Следует учитывать и правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, в частности, выраженные в Постановлении от 15 июня 1998 года по делу о проверке конституционности положений статей 2, 5 и 6 Закона Российской Федерации "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации".
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности. Пенсии по старости, за выслугу лет и другие пенсии, назначаемые в связи с трудовой или иной деятельностью, которую законодатель признает общественно полезной, заработаны, заслужены предшествующим трудом, военной службой, выполнением других значимых для общества обязанностей. Этим предопределяются содержание и характер обязанностей государства по отношению к тем гражданам, которые приобрели право на получение таких пенсий.
В силу правовой природы пенсий, имеющих характер трудовых, право на их получение не может связываться с таким условием, как постоянное проживание в Российской Федерации: государство обязано гарантировать это право независимо от того, где проживает гражданин, которому назначена пенсия, - в России или за ее пределами. Иное означало бы отказ Российского государства от выполнения вытекающей из статьи 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации обязанности обеспечивать предоставление трудовых пенсий, установленных законом, гражданам, имеющим право на их получение. Лишение гражданина Российской Федерации в период его постоянного проживания за пределами Российской Федерации полагающейся ему трудовой пенсии является таким ограничением конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано ни одной из указанных в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации целей, допускающих ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина, и несовместимо с ними.
Установление различий в праве граждан Российской Федерации на получение трудовых пенсий, обусловленных исключительно таким обстоятельством, как место постоянного жительства - на территории Российской Федерации или за ее пределами, не может быть признано оправданным и обоснованным и с точки зрения требований статьи 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации, закрепляющей принцип равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.
Обязанностью государства, как это следует из статьи 2 Конституции Российской Федерации, является соблюдение и защита в равной мере всех прав и свобод человека и гражданина. В связи с этим устанавливаемый законодательством порядок реализации гражданами права на получение трудовых пенсий не должен препятствовать им в осуществлении иных гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод, в частности права каждого на выбор места пребывания и жительства, права свободно выезжать за пределы Российской Федерации (статья 27, части 1 и 2). Реализация гражданином этих конституционных прав, относящихся к общепризнанным, не может служить основанием для ограничения его конституционного права на пенсионное обеспечение.
Данная правовая позиция сохраняет свою силу и применима при решении вопроса о праве граждан Российской Федерации, проживающих за границей, на назначение им пенсии.
Между тем, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно выраженной в его решениях и сохраняющей свою силу, конституционные права и свободы гарантируются гражданам независимо от места жительства, включая наличие или отсутствие у них жилого помещения для постоянного или временного проживания; регистрация по месту жительства или отсутствие таковой не могут служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан (Постановление Конституционного Суда РФ от 15 июня 1998 г. N 18-П).
Данная статья не может служить основанием для отказа в назначении пенсии гражданам Российской Федерации, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации; иное истолкование противоречило бы ее конституционно - правовому смыслу и правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом (а именно ст. ст. 7 - 9, 27 и 28 Закона N 173-ФЗ).
Требование о постоянном проживании на территории Российской Федерации для установления и получения любого вида трудовой пенсии пенсионное законодательство РФ не устанавливает.
Как указывалось в Постановлении Конституционного Суда РФ от 15 июня 1998 г. № 18-П и Определении Конституционного Суда РФ от 1 марта 2001 г. № 49-О, право на получение трудовой пенсии не может связываться с таким условием, как постоянное проживание в Российской Федерации.
Таким образом, с учетом изложенного суд считает неправомерным первоначальный отказ ответчика в назначении Губанову В.А. досрочной трудовой пенсии, изложенный в протоколе от 25 декабря 2009 года вследствие неправильного толкования положений межправительственного соглашения, не применением норм пенсионного законодательства РФ, регламентирующих порядок обращения и назначения пенсии.
Соответственно, требование истца о назначении и выплате досрочной трудовой пенсии с 31.07.2009 года является законным и подлежащим удовлетворению.
Довод представителя ответчика о том, что Губанов В.А. был зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования только 25.09.2010 года не принимается судом во внимание, поскольку в п. 3 ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что в случае, если в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования отсутствуют необходимые для назначения трудовой пенсии сведения и (или) к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии.
Указанные ответчиком недостатки согласно расписке - уведомления от 31.07.2009 года были Губановым В.А. устранены в установленный срок.
Руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд
решил:
Отменить решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 25 декабря 2009 года об отказе Губанову Владимиру Алексеевичу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ от 17.12.2001 г.
Обязать ГУ - УПФ РФ в г. Воронеже назначить и выплачивать Губанову Владимиру Алексеевичу досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. с 31 июля 2009 года.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья С.А. Панин
Копия верна
Судья:
Секретарь: