№ 2-3555/10 ...
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дата обезличена года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Панина С.А.,
при секретаре Ряскиной О.С.,
с участием:
заявительницы Поповой С.И.,
представителя заинтересованного лица ОГУ «Управление социальной защиты Воронежской области» по доверенности Данилиной И.А.,
представителя заинтересованного лица Департамента труда и социального развития Воронежской области по доверенности Свиридова Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Поповой Светланы Ивановны об установлении факта нахождения на иждивении Попова Александра Петровича, умершего 15 августа 2009 года,
установил:
Попова С.И. обратилась в суд с настоящим заявлением, ссылаясь на то, что 15 августа 2009 года умер ее муж Попов А.П., с которым она состояла в браке с 18 февраля 1984 года; доход Попова А.П. на момент смерти составлял 47 510,42 рублей - он получал ежемесячную компенсацию возмещения вреда здоровью в размере 29 717,84 рублей, ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 2297,08 рублей, пенсию в размере 15 495,50 рублей; заявительница Попова С.И. получает пенсию по инвалидности в размере 3046,51 рублей; они совместно вели общее хозяйство и основным источником существования семьи являлся доход супруга; на средства супруга они приобретали лекарства, продукты, одежду, мебель и т.д.; денежное содержание супруга являлось для Поповой С.И. постоянным и основным источником средств к существованию; Попов А.П. являлся инвалидом 2 группы вследствие увечья, полученного при исполнении обязанностей военной службы, связанной с аварией на Чернобыльской АЭС, и получал ежемесячную денежную компенсацию возмещения вреда здоровью; заявительница Попова С.И. обратилась в филиал ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области» Центрального района с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью в связи со смертью её мужа, в чем ей было отказано в связи с не предоставлением документа, подтверждающего факт её нахождения на иждивении умершего супруга;
В судебном заседании заявительница Попова С.И. поддержала заявление, пояснив суду вышеизложенное. Ранее истица поясняла, что денежные средства также шли на оплату строительства дома по адресу: г. Воронеж, ул. Эртеля, 21; у неё с Поповым А.П. есть сын, которому 26 лет; общее хозяйство с родителями он не вел, фактически проживает отдельно.
В судебном заседании заинтересованного лица ОГУ «Управление социальной защиты Воронежской области» по доверенности Данилиной И.А. возражала против удовлетворения заявления, ссылаясь на недоказанность факта нахождения заявительницы Поповой С.И. на иждивении Попова А.П.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Департамента труда и социального развития Воронежской области по доверенности Свиридов Р.В. возражал против удовлетворения заявления по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Заинтересованное лицо филиал ОГУ «Управление социальной защиты Воронежской области» Центрального района г. Воронежа о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, причина неявки не известна.
Выслушав объяснения заявительницы, представителей заинтересованных лиц, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Факт нахождения на иждивении Попова А.П., об установлении которого просит заявительница, влечет возникновение права на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи со смертью кормильца.
Согласно п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан.
Согласно ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Поскольку заявительница не имеет возможности получить надлежащие документы, подтверждающие факт ее нахождения на иждивении мужа Попова А.П., данный факт может быть установлен судом по правилам гражданского судопроизводства.
В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 21 июня 1985 года № 9 «О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение» в тех случаях, когда заявитель имел заработок, получал пенсию, стипендию и т.п., необходимо выяснять, была ли помощь со стороны лица, доставлявшего содержание, постоянным и основным источником средств к существованию заявителя.
Закон РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не содержит понятий «иждивение» и «нетрудоспособный член семьи», однако, они раскрываются в других федеральных законах, использование которых для уяснения смысла этих понятий является общим правилом.
Согласно п. 3 ст. 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Согласно свидетельству о заключении брака заявительница состояла в зарегистрированном браке с Поповым А.П. с 18 февраля 1984 года л.д. 7).
15 августа 2009 г. Попов А.П. умер, что подтверждается свидетельством о смерти л.д. 6).
Как следует из выписки из домовой книги л.д. 8), справки от 01 июня 2010 года л.д. 9) заявительница Попова С.И. и Попов А.П. на момент его смерти совместно проживали по адресу: г. Воронеж, ул. Эртеля, д. 21.
Согласно показаниям свидетеля Измайловой И.П., на момент смерти Попова А.П. он проживал вместе со своей супругой Поповой С.И. по адресу: г. Воронеж, ул. Эртеля, д. 21; сын их зарегистрирован по указанному адресу, а проживает отдельно; считает, что заявительница находилась на иждивении у своего супруга, поскольку её пенсия была гораздо меньше, чем у Попова А.П.; на доход Попова А.П. велось строительство дома.
Согласно показаниям свидетеля Попова Е.А., заявительница Попова С.И. является его матерью, а Попов А.П. - отцом; пояснил, что с родителями по адресу: г. Воронеж, ул. Эртеля, д. 21 он никогда не проживал, только зарегистрирован по указанному адресу; совместного хозяйства с родителями не вел, финансовой помощи им не оказывал; ему известно со слов отца, что его доход составлял примерно 45 000 рублей; Попова С.И. находилась на иждивении Попова А.П., поскольку размер её пенсии небольшой; на доход отца родители вели строительство дома, расходовались средства на текущие нужды семьи.
Допрошенная в качестве свидетеля Попова Ж.А. подтвердила, что заявительница Попова С.И. находилась на иждивении Попова А.П., поскольку некоторое время она даже не работала.
Согласно копии трудовой книжке и пенсионному удостоверению заявительница Попова С.И. является неработающим пенсионером.
Как следует из справки о выплате за 2009 год, размер пенсии заявительницы в январе 2009 года составил 2651,46 рубль, в феврале 2009 года - 2 651,46 рубль, в марте 2009 года - 2 729,46 рублей, в апреле 2009 года - 2 938,22 рублей, в мае 2009 года - 3 038,22 рублей, в июне 2009 года - 2 988,22 рублей, в июле 2009 года - 2 988,22 рублей, в августе 2009 года - 3 046,51 рублей.
Между тем, согласно справке ГУ - УПФ РФ в г. Воронеже от 02 августа 2010 года размер пенсии Попова А.П. в январе 2009 года составил 13 941,49 рублей, в феврале 2009 года - 13 941,49 рублей, марте 2009 года - 14 487,49 рублей, в апреле 2009 года - 15 337,50 рублей, в мае 2009 года - 15 653,50 рублей, в июне 2009 года - 15 495,50 рублей, в июле 2009 года - 15 495,50 рублей, в августе 2009 года - 15 840,62 рублей.
Кроме того, согласно справке филиала ОГУ «Управление социальной защиты Воронежской области» Центрального района г. Воронежа от 11 июня 2010 года Попов А.П. получал ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 2297,08 рублей, ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере 29 717,84 рублей.
Из указанных сведений следует, что средства, которые получал Попов А.П., многократно превышал размер дохода заявительницы.
С учетом обстоятельств установленных по делу, суд приходит к выводу, что доход Попова А.П. являлся постоянным и основным источником средств к существованию и заявительница находилась на иждивении своего мужа, вследствие чего заявление подлежит удовлетворению.
Установление данного факта влечет правовые последствия для заявительницы в виде получения права на ежемесячную денежную компенсацию.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198, 268 ГПК РФ, суд
решил:
Установить факт нахождения Поповой Светланы Ивановны, 28 ноября 1956 года рождения на иждивении Попова Александра Петровича, умершего 15 августа 2009 года.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Панин С.А.
КОПИЯ ВЕРНА:
Судья:
Секретарь: