Именем Российской Федерации
Дата обезличена года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Панина С.А.,
при секретаре Ряскиной О.С.,
с участием:
истца Литвинова Б.А.,
представителя истца Литвинова Б.А. по доверенности Артемова Ю.Н.,
представителя ответчика ГУ - УПФ РФ в г. Воронеже по доверенности Семеновой О.А.,
представителя третьего лица Военного комиссариата Воронежской области по доверенности Раевского Э.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Литвинова Бориса Александровича к ГУ - Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Воронеже о признании права на пенсионное обеспечение как работнику летно-испытательного состава в соответствии со статьей 27.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ и в соответствии со статьей 7.2 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» № 166-ФЗ; признании незаконным решения комиссии ГУ - УПФ РФ в г. Воронеже, изложенного в протоколе № 2 от 12.01.2010г.; зачете в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет в соответствии со статьей 7.2 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» № 166-ФЗ и трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ периодов военной службы в Вооруженных Силах СССР (РФ) в должности летно-испытательного состава 214 ВП МО с 01.01.1974 г. по 31.12.1978 г. при выполнении обязанностей бортового инженера и с 01.01.1979 г. по 01.12.1990 г. при выполнении обязанностей бортового инженера - испытателя и непосредственном участии в испытательных полетах на штатном рабочем месте; назначении и выплате с 1 января 2010 года пенсии за выслугу лет в соответствии со статьей 7.2 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» № 166-ФЗ и трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ; взыскании судебных расходов в виде оплаты государственная пошлина в размере 400 руб., расходов на оформление доверенности,
установил:
Литвинов Б.А. обратился в суд с исковыми требованиями к ГУ-УПФ РФ в г. Воронеже о признании за ним право на трудовую пенсию по старости, как лицу, проработавшему в летно-испытательном составе в соответствии со статьей 27.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ и пенсии за выслугу лет в соответствии со ст. 7.2 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» № 166-ФЗ с 01.01.2010 года, возложении на ответчика обязанности назначить истцу с 01.01.2010 года трудовую пенсию по старости и пенсию за выслугу лет по указанным выше основаниям. В обоснование иска Литвинов Б.А. указал, что он в период с 16.09.1968 года по 01.12.1990 года проходил службу в 214 Военном представительстве Министерства обороны (военная приемка), в том числе в должности бортового инженера-испытателя с 25.08.1972 года по 01.12.1990 года; общая выслуга в качестве бортового инженера составила 33 года 10 месяцев, в том числе в качестве бортового инженера-испытателя - 23 года 10 месяцев; в период с 21.01.1991 года по 26.08.1997 года работал в качестве бортинженера-испытателя ВАСО; решением комиссии ответчика от 12.01.2010 года истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии и пенсии за выслугу лет в связи с тем, что военная служба не может быть засчитана в специальный стаж работы, так как Литвинов Б.А. являлся военнослужащим; на основании разъяснений Конституционного суда РФ, в том числе, изложенных в определении № 653-О от 02.11.2006 года, считает, что отказ в назначении пенсии ущемляется его права, поскольку ранее действовавшее правовое регулирование позволяло включать в стаж работы (выслугу лет) периоды службы в летно-испытательном составе на должностях летного состава Вооруженных сил л.д. 7-13).
Определением от 24.06.2010 года к производству суда приняты уточненные исковые требования Литвинова Б.А., в соответствии которыми истец просил суд признать за ним права на пенсионное обеспечение как работнику летно-испытательного состава в соответствии со статьей 27.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ и в соответствии со статьей 7.2 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» № 166-ФЗ; признать незаконным решения комиссии ГУ - УПФ РФ в г. Воронеже, изложенное в протоколе № 2 от 12.01.2010г.; зачесть в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет в соответствии со статьей 7.2 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» № 166-ФЗ и трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ периодов военной службы в Вооруженных Силах СССР (РФ) в должности летно-испытательного состава 214 ВП МО с 01.01.1974г. по 31.12.1978г. при выполнении обязанностей бортового инженера и с 01.01.1979г. по 01.12.1990г. при выполнении обязанностей бортового инженера - испытателя и непосредственном участии в испытательных полетах на штатном рабочем месте; назначить и выплачивать с 1 января 2010 года пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 7.2 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» № 166-ФЗ и трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ; взыскать судебные расходы в виде оплаты государственная пошлина в размере 400 руб., расходы на оформлению доверенности.
В судебном заседании истец Литвинов Б.А. просил уточненные исковые требования удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседании представитель истца Литвинова Б.А. по доверенности Артемов Ю.Н. считал исковые требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ - УПФ РФ в г. Воронеже по доверенности Семенова О.А. исковые требования не признала, просила в иске отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях л.д. 30-31).
В судебном заседании представитель третьего лица Военного комиссариата Воронежской области по доверенности Раевский Э.А. считал исковые требования законными и обоснованными, пояснив, что выплата пенсии за выслугу лет истцу по линии Министерства обороны РФ прекращена с 01.01.2010 года.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обозрив материалы отказного пенсионного дела Литвинова Б.А., изучив материалы настоящего дела, суд считает исковые требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
С 1 января 2002 года введен в действие Федеральный Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, который одновременно предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Ранее такой порядок регулировался Законом РФ от 20.11.1990 года № 34-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 27.1 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (введенной в действие с 01.01.2010 года в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается независимо от возраста мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 25 и не менее 20 лет в летно-испытательном составе, непосредственно занятым в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 20 и не менее 15 лет в летно-испытательном составе на указанных работах.
Список соответствующих должностей, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. При этом периоды военной службы в должностях летного состава и (или) периоды работы в должностях летного состава гражданской авиации засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, если у гражданина из числа работников летно-испытательного состава не менее двух третьих указанного стажа (то есть 16 лет 8 месяцев) приходится на периоды работы (деятельности) в должностях, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 2 данной нормы).
В статье 7.2 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ (также введенной действие с 01.01.2010 года) предусмотрено, что граждане Российской Федерации из числа работников летно-испытательного состава, занятых в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники, имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии выслуги не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья при выслуге не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин.
Список соответствующих должностей, с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. При этом периоды военной службы в должностях летного состава и периоды работы в должностях летного состава гражданской авиации засчитываются в выслугу, если у гражданина из числа работников летно-испытательного состава не менее двух третьих выслуги, необходимой для установления пенсии за выслугу лет, приходится на периоды работы (деятельности) в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет (п. 2 указанной нормы).
В силу положения п. 8 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ граждане из числа работников летно-испытательного состава имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной настоящим Федеральным законом, и доли страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемой к указанной пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" исходя из расчетного пенсионного капитала, сформированного за счет общей суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации после назначения пенсии за выслугу лет за период не менее 12 полных месяцев работы и (или) иной деятельности, включая суммы ее увеличения в связи с индексацией (дополнительным увеличением) и перерасчетом (корректировкой) в соответствии с пунктом 6 статьи 17 и статьей 17.2 указанного Федерального закона.
Пунктом 4 статьи 7.2 Федерального закона № 166-ФЗ определено, что пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости либо к трудовой пенсии по инвалидности, назначенной в соответствии с Законом № 173-ФЗ, и выплачивается одновременно с ней. Пенсия за выслугу лет не выплачивается в период выполнения работы в должностях, дающих право на указанную пенсию (пункт 3 статьи 7 Закона № 166-ФЗ).
Как следует из материалов дела, в период с 02.12.1990 года по 31.12.2009 года истец получал пенсию за выслугу лет от Министерства Обороны РФ, выплата пенсии прекращена с 01.01.2010 года в связи с переходом на пенсию по линии Пенсионного фонда РФ.
11.12.2009 года Литвинов Б.А. обратился в ГУ - УПФ РФ в. г. Воронеже с заявлениями о назначении с 01.01.2010 года досрочной трудовой пенсии по ст. 27.1 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ и пенсии за выслугу лет по ст. 7.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ л.д. 138, 140).
Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 2 от 21.01.2010 года л.д. 14-16), Литвинову Б.А. было отказано в зачете в специальный стаж работы (выслуги) в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 27.1 Федерального Закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ и абз. 2 п. 2 ст. 7.2 Федерального Закона от 15.12.2001г. №166-ФЗ период военной службы в должностях летного и летно-испытательного состава с 01.01.1974 г. по 01.12.1990 г. (33 года 10 мес.) в должности бортового инженера, бортового инженера-испытателя по справке Военного комиссариата Воронежской области от 10.12.2009 г. № АВ-81698, так как для включения указанного периода в специальный стаж (выслугу) необходимо иметь не менее 16 лет 8 месяцев работы (деятельности) в должностях, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости и за выслугу лет. У Литвинова Б.А. имеется 12 лет 4 мес. 14 дней работы в должности бортинженера-испытателя, что менее требуемых 16 лет 8 мес.
Ответчиком зачтен в специальный стаж согласно пп. «а» п. 3 Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 05.07.1991г. №384 в порядке, установленном п.4 данного Положения, период работы Литвинова Б.А. с 21.01.1991 г. по 26.08.1997 г. (12 лет 3 мес. 20 дней) в должности бортинженера-испытателя в цехе № 15 на Воронежском авиационном заводе (в настоящее время ОАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество»).
Согласно позиции ответчика, подтвержденный ответчиком работы (выслуги) Литвинова Б.А. на 01.01.2010 г. в летно-испытательном составе с учетом представленных документов составил 12 лет 3 месяца 20 дней, что является недостаточным для досрочного назначения трудовой пенсии по старости и пенсии за выслугу лет, в связи с осуществлением работы (выслуги) в летно-испытательном составе, при непосредственной занятости в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники в соответствии с п. 1 ст. 27.1 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ и п. 1 ст. 7.2 Федерального закона «О государственных пенсиях Российской Федерации» от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ.
На основании объяснений истца, копии свидетельства бортинженера-испытателя 1 класса л.д. 18-20) копии трудовой книжки л.д. 21, 135-137), справки Военного комиссариата Воронежской области от 10.12.2009 года л.д. 22), справки о налете по видам полетов л.д. 23-25), справки о должностях в период военной службы л.д. 41), справки о размере заработка л.д. 67), записей о проверке практической работы в воздухе л.д. 68-124), копии летной книжки л.д. 126-132), ответа 214 ВП МО л.д. 133), копии военного билета л.д. 134), судом установлено, что Литвинов Б.А. в периоды с 16.09.1968 года по 01.12.1990 года проходил военную службу в 124 Военном представительстве Министерства обороны СССР, в том числе в должности бортового инженера-испытателя с 25.08.1972 года по 01.12.1990 года. Общая выслуга лет в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" составила в качестве бортового инженера (с 01.01.1974 года по 01.12.1990 года) 33 года 10 месяцев, из них в качестве бортового инженера - испытателя (с 01.01.1979 года по 01.12.1990 года) 23 года и 10 месяцев.
Как следует из объяснений истца в период военной службы в указанных выше должностях он участвовал в приемке самолетов для нужд Министерства обороны (участвовал в испытательных полетах), которые производили на Воронежской авиастроительном заводе; в дальнейшем после увольнения со службы продолжил работать на АООТ «ВАСО» в аналогичной должности (проводил испытания самолетов ИЛ-76Т, ИЛ-86Т, ИЛ-96Т), в связи с чем, считает, что, выполняя одни и те же должностные обязанности (одну и ту же работу, деятельность) по военной службе и в гражданской авиации, имеет право на включение в специальный стаж для целей назначения трудовых пенсий периода военной службы.
Факт не достаточности стажа работы (выслуги) в летно-испытательном составе, при непосредственной занятости в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники по линии гражданской авиации истец в ходе разбирательства дела не оспаривал.
Однако, как указывалось выше, для назначения пенсий по ст. 27.1 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ и ст. 7.2 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ список соответствующих должностей, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 02.11.2009 N 883 "О некоторых вопросах пенсионного обеспечения граждан из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава" при назначении в соответствии с Федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" пенсии за выслугу лет и трудовой пенсии по старости гражданам из числа работников летно-испытательного состава засчитывается соответственно в выслугу лет и стаж работы в летно-испытательном составе, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, работа в должностях, предусмотренных пунктом 3 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 июля 1991 г. N 384, в порядке, установленном пунктом 4 указанного Положения.
При установлении таких пенсий периоды работы (службы) и иные периоды, предусмотренные абзацами вторым - шестым пункта 5 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, засчитываются в стаж работы в летно-испытательном составе, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а предусмотренные абзацами вторым, пятым и шестым этого пункта - в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет.
Тем же постановлением признано утратившим силу Положение о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утвержденное Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 июля 1991 г. N 384 "О порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава", за исключением пунктов 3 - 5.
Согласно п. 16 постановления Верховного Суда РФ от 20.12.2005 № 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" при применении абзаца второго пункта 5 Положения, согласно которому в выслугу лет работникам летно-испытательного состава засчитывается время службы в должностях летного состава Вооруженных Сил СССР и работа в должностях летного состава гражданской авиации в порядке, установленном для назначения пенсий соответственно военнослужащим и летному составу гражданской авиации, следует учитывать, что исходя из правил, предусмотренных пунктами 1, 3 и 4 Положения, указанное время подлежит зачету не в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, а в иной стаж, который включается в выслугу лет сверх 25 (20) лет летно-испытательной работы и влияет на размер назначаемой пенсии.
Суд принимает во внимание, что ст. 40 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" было установлено, что работникам летно-испытательного состава, пенсионное обеспечение которых до 1 января 2010 года осуществлялось в соответствии с п. 3 ст. 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), которым при установлении трудовых пенсий в стаж на соответствующих видах работ не был включен период военной службы в должностях летного состава либо которым до 1 января 2010 года было отказано в назначении таких пенсий в связи с невключением в стаж указанного периода, по их заявлению производится перерасчет (установление) трудовых пенсий по старости путем включения в стаж на соответствующих видах работ указанного периода военной службы с даты обращения, но не ранее 1 июля 2007 года.
В определении № 563-О Конституционный суд РФ установил особый порядок его исполнения, предписав федеральному законодателю определить порядок возмещения из федерального бюджета Пенсионному фонду РФ ответствующих затрат - при том, что он вправе установить и новые условия пенсионного обеспечения работников летно-испытательного состава, в том числе, в рамках профессиональной пенсионной системы.
Реализация указанных положений нашла отражение в ст. 40 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ.
Одновременно Федеральным законом от 24.07.2009 года № 213-ФЗ с 01.01.2010 года были установлены новые условия пенсионного обеспечения работников летно-испытательного состава.
Суд считает необходимым отметить, что истец в заявлениях от 11.12.2009 года обращался к ответчику за назначением пенсий в соответствии с правовым регулированием, вступившим в силу с 01.01.2010 года, имея возможность назначения трудовой пенсии в ранее действовавшем порядке.
В силу п. 6 ст. 37 Федеральным законом от 24.07.2009 года № 213-ФЗ трудовые пенсии по старости гражданам из числа работников летно-испытательного состава, установленные до 1 января 2010 года, в том числе исчисленные с применением ст. 40 настоящего Федерального закона, выплачиваются в сохраненном размере. По желанию указанных граждан им может быть установлена пенсия за выслугу лет, предусмотренная Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации") (в редакции настоящего Федерального закона), и трудовая пенсия по старости (трудовая пенсия по инвалидности). Пенсии за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, установленные до 1 января 2010 года в соответствии с пунктом 3 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), подлежат пересмотру путем установления им пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) и трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности) в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) и с учетом положений статьи 40 настоящего Федерального закона. При этом если размер получаемой до 1 января 2010 года пенсии за выслугу лет превышает размер пенсии за выслугу лет, предусмотренный Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона), за гражданином сохраняется пенсия за выслугу лет в более высоком размере.
По смыслу положений ст. 27.1 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ и ст. 7.2 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ (в редакции Федерального закона РФ от 24.07.2009 г. № 213-ФЗ) периоды военной службы в должностях летного состава засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и в выслугу, если у гражданина из числа работников летно-испытательного состава не менее 2/3 требуемого для назначения пенсии стажа (выслуги), то есть 16 лет 8 месяцев приходится на периоды работы (деятельности) в должностях, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и пенсии за выслугу лет.
С учетом изложенных выше обстоятельств суд считает, что у Литвинова Б.А. отсутствовал необходимый специальный стаж работы (выслуги) не менее 25 лет в летно-испытательном составе, при непосредственной занятости в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники с учетом Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утвержденное Постановлением Совета Министров РСФСР от 05.07.1991г. № 384 (в редакции постановления Правительства РФ от 02.11.2009 г. № 883).
Ссылки истца на правовую позицию Конституционного Суда РФ по вопросу включения в специальный трудовой стаж работников летно-испытательного состава, дающий право на пенсионное обеспечение за выслугу лет, времени военной службы в должностях летного состава (изложенную в определениях Конституционного Суда РФ от 02.11.2006 № 563-О, от 04.06.2007 № 443-О-П) суд не принимает во внимание, поскольку данная позиция изложена в отношении правового регулирования пенсионных прав работников летно-испытательного состава в соответствии с нормами Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" действовавшими до 01.01.2010 года, в частности разъяснения конституционно-правового смысла п. 3 ст. 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", также утратившего силу с 01.01.2010 года.
В определении от 10.03.2005 года № 14-О Конституционный Суд РФ указал, что Конституция РФ, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Государственная служба, работа по трудовому договору, предпринимательская деятельность представляют собой различные формы реализации права на труд. Граждане, реализовавшие конституционное право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1, Конституции Российской Федерации), имеют право на социальное обеспечение, формы и виды которого зависят от особенностей их трудовой деятельности.
Военная служба и служба в органах внутренних дел являются особыми видами государственной службы. Правовое положение (специальный правовой статус) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел определяются соответствующими законами, а их пенсионное обеспечение (за исключением военнослужащих по призыву) осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", определяющего - исходя из специфики такой службы и особого правового статуса военнослужащих - условия назначения им пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся от аналогичных параметров трудовых пенсий: для них, в частности, предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Для военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц предусмотрена возможность перехода из системы государственного пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования, ориентированную на определенный круг субъектов, включающую определенные правила уплаты страховых взносов, условия назначения страхового обеспечения и порядок исчисления его размеров, т.е. получения трудовой пенсии, предоставляемой в рамках обязательного пенсионного страхования.
При этом федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в специальный стаж.
Такое решение не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод, нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку оно связано с тем, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за период прохождения гражданами военной и приравненной к ней службы не уплачивались и, следовательно, такие граждане не относятся к числу субъектов, на равных участвующих в солидарной системе обязательного пенсионного страхования.
Утверждение истца о том, что под периодами работы (деятельности) для целей включения в спецстаж (выслугу) по смыслу положений ст. 27.1 Федерального Закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ и ст. 7.2 Федерального Закона от 15.12.2001г. №166-ФЗ следует понимать, в том числе, периоды прохождения военной службы, не основано на нормах закона.
Руководствуясь ст. ст. 56, 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Литвинова Бориса Александровича к ГУ - Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Воронеже о признании права на пенсионное обеспечение как работнику летно-испытательного состава в соответствии со статьей 27.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ и в соответствии со статьей 7.2 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» № 166-ФЗ; признании незаконным решения комиссии УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже, изложенного в протоколе № 2 от 12.01.2010г.; зачете в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет в соответствии со статьей 7.2 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» № 166-ФЗ и трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ периодов военной службы в Вооруженных Силах СССР (РФ) в должности летно-испытательного состава 214 ВП МО с 01.01.1974г. по 31.12.1978г. при выполнении обязанностей бортового инженера и с 01.01.1979г. по 01.12.1990г. при выполнении обязанностей бортового инженера - испытателя и непосредственном участии в испытательных полетах на штатном рабочем месте; назначении и выплате с 1 января 2010 года пенсии за выслугу лет в соответствии со статьей 7.2 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» № 166-ФЗ и трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ; взыскании судебных расходов в виде оплаты государственная пошлина в размере 400 руб., расходов на оформление доверенности отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Панин С.А.
Копия верна
Судья:
Секретарь: