о предоставлении благоустроенного, отвечающего санитарным и техническим требованиям применительно к г. Воронежу жилого помещения по договору найма жилого помещения на состав семьи, состоящей из двух человек



№ 2-3616/10 КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 ноября 2010 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Панина С.А.,

при секретаре Ряскиной О.С.,

с участием:

истца Кулинцева А.С.,

представителя истца Кулинцева А.С. по устному ходатайству Кулинцевой О.И.,

представитель ответчика департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по доверенности Слесаревой И.М.,

представитель ответчика департамента труда и социального развития Воронежской области по доверенности Николиевой Л.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кулинцева Александра Сергеевича к департаменту труда и социального развития Воронежской области о предоставлении благоустроенного, отвечающего санитарным и техническим требованиям применительно к г. Воронежу жилого помещения по договору найма жилого помещения на состав семьи, состоящей из двух человек, с учетом нормы предоставления не менее 42 м^2 общей площади по месту жительства истца, иску к департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о приобретении благоустроенного, отвечающего санитарным и техническим требованиям применительно к г. Воронежу жилого помещения на состав семьи, состоящей из двух человек с учетом нормы предоставления не менее 42 м^2 общей площади по месту жительства истца, взыскании с ответчиков расходов по уплате государственной пошлины,

установил:

Истец Кулинцев А.С. обратился в суд с иском к администрации городского округа город Воронеж о приобретении жилого помещения, с иском к департаменту труда и социального развития Воронежской области о предоставлении благоустроенного применительно к условиям г. Воронежа, отвечающего санитарным и техническим требованиям жилого помещения по договору найма жилого помещения, ссылаясь на то, что он после смерти своей матери, умершей в 1993 года, остался сиротой и находился под опекой своего дедушки Кулинцева И.П. до совершеннолетия; ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Филиал ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области» Железнодорожного района г. Воронежа по месту своего жительства для принятия его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении; приказом департамента здравоохранения и социального развития Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ №/ОД истец был поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения из государственного жилищного фонда Воронежской области; ДД.ММ.ГГГГ истец окончил обучение в учреждении высшего профессионального образования, однако жилого помещения ему предоставлено не было; истец неоднократно обращался в департамент труда и социального развития Воронежской области о предоставлении ему жилого помещения, на что получал ответы о том, что строительство жилья не ведется, свободные жилые помещения жилищного фонда отсутствуют, денежных средств на приобретение жилья нет; ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрировал брак с Петренко О.И. (л.д. 18-19).

Определением суда от 06 августа 2010 года по ходатайству истца произведена замена ответчика администрации городского округа город Воронеж на департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области по требованию о приобретении жилого помещения (л.д. 66).

Определением суда от 20 октября 2010 года к производству суда приняты уточненные исковые требования, в которых истец просил обязать департамент труда и социального развития Воронежской области предоставить благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям применительно к г. Воронежу жилое помещение по договору найма жилого помещения на состав семьи, состоящей из двух человек, с учетом нормы предоставления не менее 42 м^2 общей площади по месту жительства истца, обязать департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области приобрести благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям применительно к г. Воронежу жилое помещение по договору социального найма на состав семьи, состоящей из двух человек с учетом нормы предоставления не менее 42 м^2 общей площади по месту жительства истца, заключить договор социального найма жилого помещения жилищного фонда социального использования Воронежской области, взыскании с ответчиков расходов по уплате государственной пошлины (л.д. 88-91).

Определением суда от 01 ноября 2010 года производство по делу в части требования истца к департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о заключении договора социального найма жилого помещения жилищного фонда социального использования Воронежской области прекращено в связи с отказом от иска в указанной части (л.д. 102).

В судебном заседании истец Кулинцев А.С. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении.

В судебном заседании представитель истца Кулинцева А.С. по устному ходатайству Кулинцева О.И. считала уточненные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании представитель ответчика департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по доверенности Слесарева И.М. возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на отсутствие в настоящее время свободных жилых помещений на территории г. Воронежа, находящихся в собственности Воронежской области; при принятии решения просила учесть длительный срок самой процедуры приобретения жилья.

В судебном заседании представитель ответчика департамента труда и социального развития Воронежской области по доверенности Николиева Л.Я. возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то что, департамента труда и социального развития Воронежской области не правомочен вынести решение о предоставлении истцу во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения исходя из нормы жилой площади без выделения департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области фактического жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, исходя из нормы жилой площади с указанием адреса его расположения, а так же размером общей и жилой площади предоставляемого жилого помещения.

Третье лицо ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области» о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, представитель третьего лица в судебное заседание не явился, причина неявки не известна.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из свидетельства о рождении, Кулинцев А.С. родился ДД.ММ.ГГГГ года рождения, его родителями являются Кулинцев С.И., Кулинцева Н.И. (л.д. 20).

Демченко Н.И. (до брака Кулинцева Н.И.) умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21, 22). Согласно объяснениям истца Кулинцева А.С. его отец был убит до смерти матери.

Постановлением главы администрации Переваленского сельского совета Подгоренского района Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ опекуном Кулинцева А.С. назначен Кулинцев И.П. (л.д. 23).

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Статьей 1 Закона Воронежской области от 09 октября 2007 года № 93-ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма», регулирующего правоотношения, связанные с предоставлением отдельным категориям граждан жилых помещений из государственного жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма, предусмотрено право на получение жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ч. 3-4 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В силу ст. 2 Закона Воронежской области от 09 октября 2007 года № 93-ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма» жилые помещения предоставляются по решению уполномоченного исполнительного органа государственной власти Воронежской области, определяемого правительством Воронежской области (далее - уполномоченный орган).

Решение о предоставлении жилого помещения, принятое с соблюдением требований настоящего Закона Воронежской области, является основанием для заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный указанным решением.

Заключение договоров социального найма жилого помещения осуществляется уполномоченным органом.

Постановлением Администрации Воронежской области от 29 ноября 2007 года № 1083 «О мерах по реализации Закона Воронежской области от 09.10.2007 N 93-ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма» исполнительным органом государственной власти Воронежской области, уполномоченным на осуществление управления жилищным фондом Воронежской области социального использования, включение жилого помещения в жилищный фонд социального использования и исключение жилого помещения из указанного фонда, определено Главное управление государственного имущества; исполнительным органом государственной власти Воронежской области, уполномоченным на ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений жилищного фонда социального использования по договорам социального найма, определено Главное управление социального развития Воронежской области. Установлено, что договор социального найма жилого помещения жилищного фонда социального использования между нанимателем и исполнительным органом государственной власти Воронежской области, уполномоченным на осуществление управления жилищным фондом Воронежской области социального использования, заключается на основании решения исполнительного органа государственной власти Воронежской области, уполномоченного на ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений жилищного фонда социального использования по договорам социального найма.

Согласно пунктам 2.2., 4.2. Указа Губернатора Воронежской обл. от 23 марта 2009 года № 164-у «О реорганизации исполнительных органов государственной власти Воронежской области» департамент здравоохранения и социального развития Воронежской области реорганизован путем разделения его на департамент труда и социального развития Воронежской области и департамент здравоохранения Воронежской области.

Департаменту труда и социального развития Воронежской области переданы из реорганизуемого департамента здравоохранения и социального развития Воронежской области функции в сфере социального развития.

Согласно п. 3.1.8. Положения о департаменте труда и социального развития Воронежской области, утвержденного Постановлением Правительства Воронежской области от 23 апреля 2009 года № 285, департамент исполняет, в том числе, осуществляет ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области социального использования по договорам социального найма, а также принятие решения о предоставлении такого помещения на основании договора социального найма.

Согласно Постановлению Правительства Воронежской области от 08 мая 2009 № 365 «Об утверждении Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области» департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области управления жилищным фондом Воронежской области социального использования, формирования жилищного фонда Воронежской области.

Приказом департамента здравоохранения и социального развития Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ №/ОД истец Кулинцев А.С. со ДД.ММ.ГГГГ принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда Воронежской области на основании договора социального найма по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 14, 55-57).

В июне 2009 года истец Кулинцев А.С. окончил Государственной образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежский государственный университет», что подтверждается копией диплома серии ВСГ №, выданного ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15).

Согласно свидетельству о заключении брака ДД.ММ.ГГГГ истец Кулинцев А.С. заключил брак с Петренко О.И. (л.д. 16).

Приказом департамента труда и социального развития Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ №/ОД в состав семьи Кулинцева А.С. в связи со вступлением им в брак включена его супруга Кулинцева О.И. (л.д. 51).

Кулинцевым А.С. на территории Переваленского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области, где он был зарегистрирован по адресу: <адрес> на момент смерти матери Кулинцевой Н.И. (Демченко Н.И.) и оформления опеки жилого помещения не предоставлялось (л.д. 34).

Согласно сообщению УФРС по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права Кулинцева А.С. на объекты недвижимости, расположенные на территории Воронежской области, по состоянию на указанную дату не зарегистрированы (л.д. 35).

По данным районных БТИ г. Воронежа по состоянию до ДД.ММ.ГГГГ и БТИ районов Воронежской области по состоянию до даты начала деятельности регистрационной службы на территории районов (ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ жилых помещений за Кулинцевым А.С. на праве собственности в <адрес> и в районах <адрес> не зарегистрировано, о чем свидетельствует справка ГУП ВО «Воронежоблтехинвентаризация» от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 37).

Аналогичные сведения в отношении Кулинцевой О.И. (Петренко О.И.) содержат уведомление УФРС по Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ, справке БТИ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 98-99).

В настоящее время истец Кулинцев А.С. зарегистрирован по адресу: <адрес>; собственником указанного жилого помещения является Ильина Л.В. (л.д. 36).

Истец Кулинцев А.С. в списке лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, поставленных на учет по месту их жительства в органах местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) до 01 января 2008 года, обеспечение жилыми помещениями которых будут осуществляться за счет средств областного бюджета в 2010 году отсутствует (л.д. 61-65).

Сообщением департамента труда и социального развития Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ №-К-5821/1 истцу Кулинцеву А.С. разъяснено, что на основании ч. 5 ст. 4 Закона Воронежской области от 09.10.2007 N 93-ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма» жилое помещение предоставляется при фактическом наличии свободных изолированных жилых помещений в государственном жилищном фонде Воронежской области и в порядке установленной очереди (л.д. 77). По аналогичному основанию представители ответчиков возражали против удовлетворения исковых требований.

Согласно ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Законы, принятые субъектом Российской Федерации не должны противоречить федеральным нормативным правовым актам.

Частью 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Право на обеспечение жилым помещением у детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, появляется с момента приобретения им данного статуса, что закреплено в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

При этом, по смыслу указанных норм обеспечение вне очереди жилым помещением этих детей (реализация права) не может быть поставлена в зависимость от каких-либо условий, включая наличии (либо отсутствие) у государственных органов субъекта РФ свободных для предоставления жилых помещений областного жилого фонда.

Данная позиция также изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ "Обзор практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ("Бюллетень Верховного Суда РФ", 2008, N 10).

Суд также принимает во внимание, что из буквального понимания требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма следует, что разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.

Соответственно, нахождение семьи истца в списке, граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем за № правового значения не имеет, равно как и возражения ответчика в части длительности процедуры приобретения жилья посредством проведения аукциона, что по существу относится к стадии исполнения решения суда.

Ссылка представителя ответчика на отсутствие у департамента труда и социального развития возможности вынести решение о представлении жилого помещения вследствие неизвестности адреса предоставляемой квартиры не является препятствием в удовлетворении исковых требований с учетом одновременного разрешения требования о возложении на департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области обязанности приобрести жилье.

В соответствии со п. 3 ст. 2 Закона Воронежской области от 09.10.2007 N 93-ОЗ норма предоставления площади жилого помещения при предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма категориям граждан, указанным в статье 1 настоящего Закона Воронежской области, устанавливается в размерах семьям, состоящим из двух человек - не менее 42 квадратных метров общей площади.

С учетом изложенного, уточненные исковые требования Кулинцева А.С. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 88, ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в том числе, расходы по уплате государственной пошлины.

При подаче искового заявления истцом была уплачена государственная пошлина в размере 400 рублей (л.д. 7, 17). С учетом удовлетворения требований к каждому из ответчиков, с каждого них в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 руб. (ст. 333.19 НК РФ).

Руководствуясь ст. ст. 56, 194, 198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Кулинцева Александра Сергеевича к департаменту труда и социального развития Воронежской области, департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области удовлетворить.

Обязать департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области приобрести благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям применительно к г. Воронежу жилое помещение на состав семьи, состоящей из двух человек: Кулинцева Александра Сергеевича и Кулинцеву Ольгу Ивановну с учетом нормы предоставления не менее 42 кв.м. общей площади по месту жительства истца в г. Воронеже.

Обязать департамент труда и социального развития Воронежской области вынести решение о предоставлении благоустроенного, отвечающего санитарным и техническим требованиям применительно к г. Воронежу жилого помещения по договору социального найма на состав семьи, состоящей из двух человек: Кулинцева Александра Сергеевича и Кулинцеву Ольгу Ивановну, с учетом нормы предоставления не менее 42 кв.м. общей площади по месту жительства истца в г. Воронеже.

Взыскать с департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области в пользу Кулинцева Александра Сергеевича расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб.

Взыскать с департамента труда и социального развития Воронежской области в пользу Кулинцева Александра Сергеевича расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение десяти дней со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья Панин С.А.

КОПИЯ ВЕРНА:

Судья:

Секретарь: