Дело № 2-3877/10
Строка № ____
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 августа 2010 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего судьи Буслаевой В.И.
при секретаре Клишиной Г.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Панкова Геннадия Ефимовича о признании незаконными действий директора департамента общественной безопасности городского округа город Воронеж Плиевой М.В., выразившихся в направлении в ответ на уведомление от 16.08.2010 г. о проведении публичного мероприятия 31.08.2010 г. письма № 08-96 от 17.08.2010 года о предложении изменения места проведения публичного мероприятия,
УСТАНОВИЛ:
Панков Г.Е. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий директора департамента общественной безопасности городского округа город Воронеж Плиевой М.В., выразившихся в направлении ему как организатору публичного мероприятия в ответ на уведомление от 16.08.2010 г. о проведении публичного мероприятия 31.08.2010 г. письма № 08-96 от 17.08.2010 года в котором содержится необоснованное предложение об изменении места проведения публичного мероприятия, незаконными и нарушающими его конституционное право на свободу мирных собраний согласно ст. 31 Конституции РФ, а также право на свободу собраний, гарантированную ст. 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных собраний, гарантированную ст. 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, указывая, что реализуя своё Конституционное право на свободу собраний он, как организатор, передал на имя Главы городского округа город Воронеж уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга на <адрес> ДД.ММ.ГГГГ с 18.00 час. до 20.00 час. с целью «в защиту свободы собраний» с предполагаемым количеством участников публичного мероприятия 200 человек. Данное уведомление было получено администрацией городского округа город Воронеж 16.08.2010 г. вх. № 221-ПМ.
17 августа 2010 года директором департамента общественной безопасности администрации городского округа город Воронеж Плиевой М.В. направлено письмо № № 08-96 от 17.08.2010 г., которым сообщалось, что в соответствии с постановлением администрации городского округа город Воронеж № 529 "Об обеспечении права граждан Российской Федерации на проведение публичных мероприятий на территории муниципального образования городского округа город Воронеж", администрация городского округа город Воронеж предлагает провести публичное мероприятие - митинг ДД.ММ.ГГГГ с 18.00 час. до 20.00 час. на <адрес> или другом месте, определенном перечнем данного постановления.
Не согласившись с данным письмом, заявитель обратился в суд с соответствующим заявлением.
В ходе судебного заседания Панков Г.Е. и его представитель по доверенности Громова В.К. поддержали заявленные доводы, суду пояснили, что цель мероприятия, проведение которого запланировано на ДД.ММ.ГГГГ - митинг в защиту свободы слова. По мнению заявителя Панкова Г.Е. проведение данного митинга целесообразно только в пределах прямой видимости и слышимости органов власти, то есть на центральной площади города - <адрес>. Ранее на данной площади проводились неоднократно различные городские акции, и вызывает удивление: одним разрешают и согласовывают, а другим нет. На чьем балансе находится территория <адрес> - не имеет значения, согласование с администрацией Воронежской области это внутренняя задача администрации городского округа г. Воронеж.
Представитель заявителя по доверенности Громова В.К. поддержала указанные доводы, сообщив, что подписанный Плиевой М.В. ответ на уведомление является безосновательным и нарушает право на свободу собрания как самого заявителя, так и других участников.
Представитель заинтересованного лица по доверенности Дзырук И.В. с заявлением не согласилась, просила в его удовлетворении отказать пояснив, что 16.08.2010 г. в администрацию городского округа город Воронеж от заявителя - Панкова Г.Е. поступило уведомление о проведении ДД.ММ.ГГГГ митинга в защиту свободы собраний. В качестве места проведения указывалась <адрес>, время проведения - с 18.00 час. до 20.00 час.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» 17 августа 2010 г. директором департамента общественной безопасности было направлено письмо № 08-96 заявителю, в котором предлагалось изменить место проведения митинга - на <адрес> (<адрес>») или на другое место, определенное постановлением администрации городского округа город Воронеж от 25.06.2010 № 529 «Об обеспечении права граждан Российской Федерации на проведение публичных мероприятий на территории муниципального образования городской округ город Воронеж», указав на следующие обстоятельства:
На данный момент на территории городского округа город Воронеж действует постановление Администрации городского округа город Воронеж от 25.06.2010г. № 529 «Об обеспечении прав граждан Российской Федерации на проведение публичных мероприятий на территории муниципального образования городской округ город Воронеж», которым утверждался Перечень рекомендованных мест проведения публичных мероприятий на территории городского округа город Воронеж. Указанное постановление администрации городского округа город Воронеж было принято в целях оптимизации проведения различных публичных мероприятий на территории городского округа город Воронеж, обеспечения реализации права граждан Российской Федерации на проведение публичных мероприятий, и соблюдения законных интересов иных граждан и юридических лиц. Поводом для его принятия также явилось и то, что на практике имели место случаи подачи уведомлений о проведении публичных мероприятий на те места, которые в день проведения публичного мероприятия не могли быть предоставлены в силу объективных причин.
В настоящее время в соответствии с Приказом Главного управления государственного имущества Воронежской области от 20.09.2007 № 1803-3 земельный участок, занимаемый <адрес>, передан в постоянное (бессрочное) пользование государственному учреждению «Специализированная эксплуатационная служба управления делами администрации Воронежской области». Для проведения на данной территории публичного мероприятия необходимо согласование с Управлением делами администрации Воронежской области. Но в связи с тем, что предложение об изменении места проведения публичного мероприятия должно быть доведено до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления (пи. 2 п. 1 ст. 12 ФЗ от 19.06.2004 № 54-ФЗ), заявителю было предложено провести митинг на <адрес> или другом месте, определенном перечнем указанного выше постановления.
Кроме того, согласно распоряжению Правительства Воронежской области от 27.07.2010 № 461-р «Об установлении особого противопожарного режима на территории Воронежской области» и распоряжению администрации городского округа город Воронеж от 28.07.2010 № 547-р «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории городского округа город Воронеж» на территории Воронежской области с 27 июля 2010 года введен режим чрезвычайной ситуации. В настоящее время идет активная работа по оказанию материальной помощи погорельцам и восстановлению пострадавших от природных пожаров населенных пунктов, в связи с чем, в Воронежскую область с рабочими поездками прибывают министры Российской Федерации, в т.ч. премьер-министр Российской Федерации В.Путин, министр образования и науки Российской Федерации А.Фурсенко, министр регионального развития Российской Федерации В.Басаргин. Также ожидается прибытие министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий С.Шойгу. Данные обстоятельства также осложняют процесс согласования места проведения публичного мероприятия с Управлением делами администрации Воронежской области, поэтому и было предложено заявителю перенести место проведения публичного мероприятия - митинга.
Дзырук И.В. так же сообщила, что 19.08.2010 г. о планируемом публичном мероприятии была направлена информация начальнику УВД по городу Воронежу, заместителю начальника ГУВД по Воронежской области, прокурору городского округа город Воронеж, руководителю управления по делам ГО и ЧС в составе администрации городского округа город Воронеж, Главе городского округа город Воронеж, руководителю управления по взаимодействию с административными и военными органами правительства Воронежской области, Главному Федеральному инспектору в Воронежской области.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявления.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены их права и свободы.
На основании ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу ст. 19 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право граждан на проведение публичного мероприятия, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 31 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.
Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия - это документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном данным Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
В силу пп. 1 п. 4 ст. 5 Федерального закона № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия, к которому относится и митинг, обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о его проведении в порядке, установленном ст. 7 указанного Закона, то есть в письменной форме в срок не ранее 15 дней и не позднее 10 дней до дня проведения данного публичного мероприятия.
Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и обеспечение реализации конституционного права граждан Российской Федерации на участие в проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований (далее - публичных мероприятий) в Воронежской области определен Законом Воронежской области "О порядке подачи уведомлений о проведении публичного мероприятия" № 60-ОЗ от 07.07.2006 г.
Судом установлено, что 16 августа 2010 г. организатором Панковым Г.Е. было подано уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга с целью «защита свободы собраний» на <адрес> ДД.ММ.ГГГГ с 18.00 до 20.00 с предполагаемым количеством участников публичного мероприятия 200 человек.
Данное уведомление было получено и зарегистрировано в администрации городского округа город Воронеж 16 августа 2010 г. за № 221- ПМ в 10 часов 50 минут.
17 августа 2010 г. директором департамента общественной безопасности было направлено письмо № 08-96 заявителю, в котором предлагалось провести публичное мероприятие - митинг ДД.ММ.ГГГГ с 18.00 час. до 20.00 час. на <адрес> или другом месте, определенном перечнем постановления администрации городского округа город Воронеж от 25.06.2010 № 529 «Об обеспечении права граждан Российской Федерации на проведение публичных мероприятий на территории муниципального образования городской округ город Воронеж» по решению заявителя.
Также, в данном письме со ссылкой на ст. 5 п.5 ФЗ от 19.06.04 г. № 54-ФЗ отражено, что организатор публичного мероприятия не вправе его проводить, если с органом местного самоуправления не было согласовано изменение, по их мотивированному предложению, места или времени проведения публичного мероприятия.
Согласно части 5 статьи 5 Федерального Закона № 54-ФЗ, организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Статья 12 Федерального Закона № 54 -ФЗ регламентирует обязанности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Исходя из норм указанной статьи Федерального Закона № 54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан:
1) документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения;
2) довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона;
3) в зависимости от формы публичного мероприятия и количества его участников назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в проведении данного публичного мероприятия в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Назначение уполномоченного представителя оформляется письменным распоряжением, которое заблаговременно направляется организатору публичного мероприятия;
4) довести до сведения организатора публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;
5) обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи;
6) информировать о вопросах, явившихся причинами проведения публичного мероприятия, органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым данные вопросы адресуются.
Во исполнение требований Федерального Закона № 54-ФЗ органом местного самоуправления документально подтверждено получение уведомления о проведении публичного мероприятия - митинга на <адрес> группой граждан, ДД.ММ.ГГГГ с 18.00 час. до 20.00 час. (16.08.2020 г. в 10 час. 50 мин. вх. № 221 ПМ).
В течение 3-х дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (17.08.2010 г. № 08-96) доведено до сведения организатора публичного мероприятия Панкова Г.Е. обоснованное предложение об изменении места проведения публичного мероприятия, а именно: ссылаясь на Постановление № 529 «Об обеспечении права граждан Российской Федерации на проведение публичных мероприятий на территории муниципального образования городской округ город Воронеж» заявителю предложено изменить место проведения митинга - на <адрес> <адрес> или на другое место, определенное указанным постановлением, по решению заявителя.
В материалы дела представлено постановление администрации городского округа город Воронеж от 25.06.2010г. № 529 «Об обеспечении прав граждан Российской Федерации на проведение публичных мероприятий на территории муниципального образования городской округ город Воронеж», принятое в целях оптимизации проведения различных публичных мероприятий на территории городского округа город Воронеж, обеспечения реализации права граждан Российской Федерации на проведение публичных мероприятий, и соблюдения законных интересов иных граждан и юридических лиц.
Данным постановлением утвержден прилагаемый перечень рекомендованных мест проведения публичных мероприятий на территории городского округа <адрес> <адрес> входит в указанный перечень рекомендованных мест.
Представляется очевидным, что перечень рекомендованных мест проведения публичных мероприятий на территории городского округа город Воронеж, утвержденный постановлением № 529 носит рекомендательный характер, что не отрицалось представителем заинтересованного лица в судебном заседании.
В соответствии с Приказом Главного управления государственного имущества Воронежской области от 20.09.2007 № 1803-3, имеющимся в материалах дела, земельный участок, занимаемый <адрес>, передан в постоянное (бессрочное) пользование государственному учреждению «Специализированная эксплуатационная служба управления делами администрации Воронежской области», что предполагает согласование проведения каких-либо мероприятий на <адрес> с данной организаций.
В материалах дела имеется уведомление о проведении ранее (ДД.ММ.ГГГГ) митинга с аналогичной целью - в защиту свободы собраний, организатором которого был также Панков Г.Е., где в качестве места проведения им указывалась <адрес>, со временем проведения - с 17.00 час. до 19.00 час.
Таким образом, директор департамента общественной безопасности администрации городского округа г. Воронеж Плиева М.В. письмом за № 08-96 от 17.08.2010 г. не безосновательно предложила организатору публичного мероприятия Панкову Г.Е. изменить место проведения митинга - на <адрес> (<адрес> или на другое место, определенное постановлением администрации городского округа город Воронеж от 25.06.2010 № 529 «Об обеспечении права граждан Российской Федерации на проведение публичных мероприятий на территории муниципального образования городской округ город Воронеж», по решению заявителя.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 2 апреля 2009 года N 484-О-П, по смыслу части 5 статьи 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами.
Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированная применительно к положениям части 5 статьи 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", в полной мере применима и к положениям пункта 2 части 1 статьи 12 названного Федерального закона.
Доводы заявителя Панкова Г.Е. о том, что письмо директора департамента общественной безопасности администрации городского округа г. Воронеж Плиевой М.В. за № 08-96 от 17.08.2010 г. является необоснованным отказом в согласовании мероприятия, безальтернативным указанием на необходимость выбора одного из мест, упомянутых в постановлении № 529 от 25.06.2010 г. и приводит к ограничению права на свободу собраний, являются надуманными, противоречащими фактическим обстоятельствам дела.
Необоснованными и не подтвержденными в ходе рассмотрения дела являются и доводы заявителя, указанные в письменных объяснениях о том, что из письма № 08-96 от 17.08.2010 г. следуют указания на незаконность публичного мероприятия и угрозы его принудительного прекращения.
Напротив, из представленных представителем заинтересованного лица сообщений усматривается, что в соответствии с п.8 ст. 5 Закона Воронежской области от 07.07.2006 г. № 60-ОЗ "О порядке подачи уведомлений о проведении публичного мероприятия" 19.08.2010 г. директором департамента общественной безопасности о планируемом публичном мероприятии была направлена информация начальнику УВД по городу Воронежу, заместителю начальника ГУВД по Воронежской области, прокурору городского округа город Воронеж, руководителю управления по делам ГО и ЧС в составе администрации городского округа город Воронеж, Главе городского округа город Воронеж, руководителю управления по взаимодействию с административными и военными органами правительства Воронежской области, Главному Федеральному инспектору в Воронежской области, где отражено, что 31 августа с 18.00 час. до 20.00 час. планируется проведение митинга в защиту свободы собраний, организатор Панков Г.Е.; в уведомлении заявлена <адрес>, администрацией предложено место проведения <адрес>
В соответствии с п.3 ст. 12 ФЗ от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ приказом № 24 от 24.08.2010 г. назначены уполномоченные представители администрации городского округа город Воронеж при проведении митинга ДД.ММ.ГГГГ с 18.00 час. до 20.00 час. группой граждан (Панковым Г.Е.).
Анализируя в совокупности имеющиеся в материалах дела документы и установленные фактические обстоятельства, суд приходит к мнению, что не нашли своего подтверждения доводы заявителя и его представителя по доверенности о бездействии департамента общественной безопасности администрации городского округа город Воронеж при проведении процедуры согласования публичного мероприятия, планируемого организатором на ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии со ст. 258 ч. 4 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права, либо свободы гражданина не были нарушены.
Таким образом, суд считает, что не имеется оснований для признания незаконными действий директора департамента общественной безопасности городского округа город Воронеж Плиевой М.В., выразившихся в направлении в ответ на уведомление от 16.08.2010 г. о проведении публичного мероприятия ДД.ММ.ГГГГ письма № 08-96 от 17.08.2010 года о предложении изменения места проведения публичного мероприятия,
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд:
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Панкова Геннадия Ефимовича о признании незаконными действий директора департамента общественной безопасности городского округа город Воронеж Плиевой М.В., выразившихся в направлении в ответ на уведомление от 16.08.2010 г. о проведении публичного мероприятия ДД.ММ.ГГГГ письма № 08-96 от 17.08.2010 года о предложении изменения места проведения публичного мероприятия - отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья В.И. Буслаева.