гражданское дело по заявлению Болдырева Александра Евгеньевича о признании действий директора департамента общественной безопасности администрации городского округа город Воронежа незаконными



Копия

Строка 62

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 ноября 2010 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Багрянской В.Ю.,

при секретаре Соломатиной Т.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Болдырева Александра Евгеньевича о признании действий директора департамента общественной безопасности администрации городского округа город Воронежа Плиевой Марины Васильевны, выразившегося в отказе согласования проведения публичного мероприятия на условиях, указанных в уведомлении от 18.10.2010 года незаконными, признании бездействия директора департамента общественной безопасности администрации городского округа город Воронежа Плиевой Марины Васильевны, выразившегося в непринятии мер по назначению уполномоченного представителя администрации городского округа город Воронеж при проведении митинга по уведомлению, поданному 18.10.2010 года,

у с т а н о в и л:

Болдырев А.Е. обратился в суд с требованиями о признании действий директора департамента общественной безопасности администрации городского округа город Воронежа Плиевой Марины Васильевны, выразившегося в отказе согласования проведения публичного мероприятия на условиях, указанных в уведомлении от 18.10.2010 года незаконными, признании бездействия директора департамента общественной безопасности администрации городского округа город Воронежа Плиевой Марины Васильевны, выразившегося в непринятии мер по назначению уполномоченного представителя администрации городского округа город Воронеж при проведении митинга по уведомлению, поданному 18.10.2010 года. Обосновывая заявленные требования, указывает, что 18.10.2010 года им было подано уведомление о проведении публичного мероприятия в виде митинга, место проведения митинга указана <адрес> <адрес>. Однако директор департамента общественной безопасности администрации городского округа город Воронеж Плиева М.В. в своем письме от 20.10.2010 года предложила Болдыреву А.Е. провести митинг на <адрес> <адрес> или в другом месте, определенном постановлением администрации городского округа город Воронежа от 25.06.2010 года №529 «Об обеспечении прав граждан Российской Федерации на проведении публичных мероприятий на территории муниципального образования городской округ город Воронеж». Болдырев А.Е. полагает, что фактически ему было отказано в проведении публичного мероприятия на <адрес> <адрес> и считает, что данными действиями нарушено его конституционное право на проведение митинга. Кроме того указывает, что органом местного самоуправления в нарушение Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 года №54-ФЗ не назначен уполномоченный представитель администрации городского округа город Воронеж при проведении митинга по уведомлению, поданному 18.10.2010 года.

В судебном заседании Болдырев А.Е. заявленные требования поддержал, просит их удовлетворить.

Представитель Болдырева А.Е., действующий на основании доверенности Финаев В.Г. в судебном заседании требования Болдырева А.Е. поддержал, просит их удовлетворить.

Директор департамента общественной безопасности администрации городского округа город Воронежа Плиева М.В. в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом, что подтверждается телеграммой (л.д. 13).

Представитель директора департамента общественной безопасности администрации городского округа город Воронежа Плиевой М.В., действующая на основании доверенности Дзырук И.В. в судебном заседании требования Болдырева А.Е. не признала, просит в их удовлетворении отказать. Представила суду письменные возражения относительно заявленных требований (л.д. 17-20).

Суд, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, приходит к следующим выводам.

Право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

В целях реализации указанных прав граждан Российской Федерации Государственной Думой принят Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 года №54-ФЗ. В соответствии с п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона. Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ст. 7 указанного Федерального закона).

18.10.2010 года Болдыревым А.Е. подано уведомление о проведении 31.10.2010 года публичного мероприятия в форме митинга, в данном уведомлении указано место проведения публичного мероприятия - <адрес> <адрес> (л.д. 9).

Согласно сообщению директора департамента общественной безопасности администрации городского округа город Воронеж от 20.10.2010 года №08-123 (л.д. 8) в соответствии с Приказом руководителя главного управления государственного имущества Воронежской области от 20.09.2007 года №1803-з <адрес> передана в постоянное (бессрочное) пользование государственному учреждению «Специализированная эксплуатационная служба управления делами администрации Воронежской области». В целях соблюдения прав землепользователя и недопущения использовании предоставленного ему земельного участка без его официального согласия Болдыреву А.Е. предложено провести публичное мероприятие на <адрес> <адрес> или в другом месте, определенном постановлением администрации городского округа город Воронежа от 25.06.2010 года №529 «Об обеспечении прав граждан Российской Федерации на проведении публичных мероприятий на территории муниципального образования городской округ город Воронеж».

Как установлено ст. 8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 года №54-ФЗ Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:

1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;

2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;

3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов (п. 2 ст. 8 указанного Федерального закона).

Как установлено п. 2 ст. 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 года №54-ФЗ довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Отказывая в проведении публичного мероприятия на <адрес> <адрес>, директор департамента общественной безопасности администрации городского округа город Воронеж Плиева М.В. ссылается на то обстоятельство, что земельный участок, занимаемый <адрес> передан в постоянное (бессрочное) пользование государственному учреждению «Специализированная эксплуатационная служба управления делами администрации Воронежской области». Однако указанное основание не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации.

<адрес> является публичным, общественным местом города Воронежа и доступ граждан Российской Федерации на <адрес> <адрес> не ограничен нормами действующего законодательства.

Гарантированное Конституцией Российской Федерации (ее статьей 31) право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правовом государстве (статьи 1 и 64 Конституции Российской Федерации) и может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, закрепленными в ряде международно-правовых документов, включая Международный пакт о гражданских и политических правах, статья 21 которого допускает введение тех обоснованных ограничений права на мирные собрания, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Право на свободу собраний закреплено также в статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Данное право, как указывал Европейский Суд по правам человека, являясь основополагающим правом в демократическом обществе, тем не менее в силу пункта 2 статьи 11 названной Конвенции может подлежать ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц (Постановления от 26 июля 2007 года по делу "Махмудов против Российской Федерации", от 14 февраля 2006 года по делу "Христианско-демократическая народная партия против Молдовы" и от 20 февраля 2003 года по делу "Джавит Ан против Турции"). При этом государства должны воздерживаться от применения необоснованных косвенных ограничений этого права; должны иметься убедительные и неопровержимые доводы, оправдывающие вмешательство в это право (Постановления от 20 октября 2005 года по делу "Уранио Токсо и другие против Греции" и от 31 марта 2005 года по делу "Адалы против Турции").

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что действия директора департамента общественной безопасности администрации городского округа город Воронеж Плиевой М.В., выразившиеся в отказе согласования проведения публичного мероприятия на условиях, указанных в уведомлении от 18.10.2010 года является незаконными.

Также Болдырев А.Е. просит признать незаконным бездействия директора департамента общественной безопасности администрации городского округа город Воронеж Плиевой М.В., выразившееся в непринятии мер по назначению уполномоченного представителя администрации городского округа город Воронеж при проведении митинга по уведомлению, поданному 18.10.2010 года.

Как установлено п. 3 ст. 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 года №54-ФЗ в зависимости от формы публичного мероприятия и количества его участников Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в проведении данного публичного мероприятия в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Назначение уполномоченного представителя оформляется письменным распоряжением, которое заблаговременно направляется организатору публичного мероприятия.

Суду представлен приказ от 20.10.2010 года №36 о назначении уполномоченных представителей администрации городского округа город Воронеж (л.д. 35). Однако в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств, подтверждающих, что указанный приказ был направлен Болдыреву А.Е. как организатору публичного мероприятия.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что бездействие директора департамента общественной безопасности Плиевой М.В., выразившееся в ненаправлении организатору публичного мероприятия распоряжения о назначении уполномоченного представителя администрации городского округа город Воронеж при проведении митинга по уведомлению, поданному 18.10.2010 года является незаконным.

Руководствуясь ст.ст. 254-258, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Болдырева Александра Евгеньевича удовлетворить.

Признать незаконными действия директора департамента общественной безопасности администрации городского округа город Воронеж Плиевой Марины Васильевны, выразившиеся в отказе согласования проведения публичного мероприятия на условиях, указанных в уведомлении от 18.10.2010 года.

Признать незаконным бездействие директора департамента общественной безопасности администрации городского округа город Воронеж Плиевой Марины Васильевны, выразившееся в ненаправлении организатору публичного мероприятия распоряжения о назначении уполномоченного представителя администрации городского округа город Воронеж при проведении митинга по уведомлению, поданному 18.10.2010 года.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение десяти дней с момента принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: (подпись) Копия верна.

Судья:

Секретарь: