РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 24 октября 2011 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего судьи Свечкова А.И., при секретаре Грицаенко О.В., с участием: представителя ответчика администрации городского округа город Воронеж по доверенности Панковой Л.В., заведующей Муниципальным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад комбинированного вида №» Шубиной И.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ленинского района города Воронежа в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации городского округа город Воронеж о принятии мер к установке дорожных знаков 1.23 «Дети» перед участком дороги вдоль территории Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №», расположенного по адресу: <адрес>, установил: Прокурор Ленинского района г. Воронежа обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что в ходе проведенной проверки соблюдения законодательства по безопасности дорожного движения на территории Ленинского района г. Воронежа было установлено, что ответчиком не обеспечивается безопасность дорожного движения, а именно по <адрес> вдоль территории Муниципального образовательного дошкольного учреждения «Детский сад комбинированного вида №» отсутствуют дорожные знаки 1.23 «Дети». В связи с тем, что воспитанники указанного учреждения, а также иные лица подвергаются риску стать пострадавшими в дорожно-транспортных происшествиях, прокурор проситобязать орган местного самоуправления обеспечить безопасность дорожного движения. <адрес> о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в заседание суда не явился по неизвестным причинам,доказательств уважительности причин неявки в суд им не представлено. В судебном заседании представитель ответчика администрации городского округа город Воронеж по доверенности Панкова Л.В. не признала исковые требования, пояснив суду, что статья 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусматривает, что соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Однако представленный истцом акт прокурорской проверки от 22 июня 2011 г. составлен без участия представителей исполнительного органа местного самоуправления, в связи с чем он не может служить надлежащим доказательством выявленных недостатков в содержании дорог. Более того, представитель обращает внимание суда на то, что пунктом 1 решения Воронежской городской Думы от 22.12.2010 № 314-III «О бюджете городского округа город Воронеж на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» определён дефицитный характер бюджета городского округа город Воронеж - прогнозируемый дефицит бюджета городского округа в сумме <данные изъяты> рублей. Согласно информации финансового органа муниципального образования Городской округ город Воронеж - департамента финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж - в настоящее время дефицит бюджета составляет 9 %. Учитывая изложенное, а также социальную направленность бюджета на решение первоочередных задач в рамках вопросов местного значения городского округа, финансирование работ по ремонту и обеспечению безопасности на всей улично-дорожной сети на территории городского округа город Воронеж в полном объёме в настоящее время объективно не представляется возможным. Заведующая муниципальным образовательным дошкольным учреждением «Детский сад комбинированного вида №» Шубина И.М. считает иск подлежащим удовлетворению, пояснив суду, что на настоящий момент дорожные знаки 1.23 «Дети» на участке дороги вдоль территории МДОУ «Детский сад комбинированного вида №» отсутствуют. Знак «Дети» установлен за поворотом на ул. Пушкинская, перед банком. Выслушав присутствующих лиц, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В ходе проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения старшим помощником прокурора Ленинского района г. Воронежа Кузнецовой Н.В. и государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД Управления МВД по г. Воронежу майором милиции Никулиным О.А. был составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, которым были выявлены нарушения законодательства о безопасности дорожного движения в части неисполнения требований по содержанию дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, а именно: на <адрес> перед участком дороги, проходящим вдоль территории МДОУ «Детский сад комбинированного вида №», находящегося по адресу: <адрес>, отсутствует дорожный знак 1.23 «Дети» (л.д. 18-19). В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон) обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожных происшествий и снижения тяжести их последствий. Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований (п. 4 ст. 6 Закона). В силу ст. 13 Закона органы местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших учреждений здравоохранения и связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог. В соответствии с п. 5 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Устава городского округа город Воронеж, утвержденного Постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 N 150-I, в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (п. 5.2.25) знак 1.23 «Дети» устанавливают перед участками дорог, проходящих вдоль территории детских учреждений или часто пересекаемых детьми независимо от наличия пешеходных переходов. Повторный знак устанавливают с табличкой 8.2.1, на которой указывают протяженность участка дороги, проходящей вдоль территории детского учреждения или часто пересекаемого детьми. Исходя из изложенного, с учетом того, что отсутствие соответствующего дорожного знака перед участком дороги, проходящим вдоль территории Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №», ставит под угрозу жизнь и здоровье детей, работников детского сада и иных лиц, посещающих данное учреждение, требования прокурора Ленинского района г. Воронежа в интересах неопределенного круга лиц о принятии мер к установке дорожного знака 1.23 «Дети» на указанном участке подлежат удовлетворению. Ссылка представителя ответчика на ограничение своих полномочий по капитальному ремонту всей улично-дорожной сети на территории городского округа г. Воронеж рамками бюджетных средств является необоснованной, поскольку в силу ст. 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации администрация городского округа город Воронеж является участником бюджетного процесса; исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований обеспечивают составление проекта бюджета (ст. 154 БК РФ); составление проекта бюджета - исключительная прерогатива местных администраций муниципальных образований (ст. 171 БК РФ). Из пп. 1 ч. 1 ст. 14 Устава городского округа город Воронеж, утвержденного Постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 N 150-I, следует, что в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относятся, в том числе, формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета. Таким образом, отсутствие денежных средств на содержание автомобильных дорог и всей улично-дорожной сети г. Воронежа либо недостаточное финансирование дорожной деятельности не может служить основанием для освобождения ответчика от обязанности содержания дорог в надлежащем состоянии, включая оборудование их дорожными знаками. Само по себе не участие представителей соответствующих органов исполнительной власти в проведении контрольных осмотров либо обследований дорог не может служить надлежащим доказательством отсутствия недостатков в содержании дорог; доказательств наличия дорожных знаков, об установке которых заявлены исковые требования, ответчиком не представлены. Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд решил: Обязать администрацию городского округа город Воронеж принять меры к установке дорожных знаков 1.23 «Дети» перед участком дороги вдоль территории Муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №», расположенного по адресу: <адрес>. На решение может быть подана кассационная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение десяти дней со дня его принятия судом в окончательной форме. Судья Свечков А.И.