№ 2-4477/11 строка № 27 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 29 сентября 2011 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего судьи Щербининой Г.С., при секретаре Барыгине Д.В., с участием истца Константиновой Е.В., представителя ответчика УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже, действующей на основании доверенности Швецовой И.В., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Константиновой Екатерины Владимировны о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с момента обращения; возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы в должности воспитателя в МОУ «Центр детства» (в настоящее время МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №); возложении обязанности назначить и выплатить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения - ДД.ММ.ГГГГ, у с т а н о в и л : ДД.ММ.ГГГГ Константинова Е.В. обратилась в УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Решением УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже № от ДД.ММ.ГГГГ Константиновой Е.В. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. было отказано, из-за отсутствия необходимого специального стажа для назначения данного вида пенсии - 25 лет. Не согласившись с указанным решением, Бабкина В.А. обратилась в суд с исковыми требованиями к УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже о признании решения УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже частично неправомерным, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, назначении и выплате досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения - с ДД.ММ.ГГГГ. Определением суда от 29.09.2011 года к производству суда принято уточненное исковое заявление Константиновой Е.В. В судебном заседании истица Константинова Е.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просит суд признать решение УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже частично неправомерным, признать право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, обязать УПФ РФ (ГУ) в <адрес> включить в специальный стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в МОУ «Центр детства» (в настоящее время МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №), обязать УПФ РФ (ГУ) в <адрес> назначить и выплатить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения - с ДД.ММ.ГГГГ. Представитель УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже, действующая на основании доверенности Швецова И.В., исковые требования не признала, считает отказ в назначении пенсии законным и обоснованным, просила в иске отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д.33-34). Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам. На основании пояснений лиц, участвующих в деле, Приложения к решению УПФ РФ (государственного учреждения) в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8-10) судом установлено, что в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно, истице не включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в МОУ «Центр детства» (в настоящее время МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №), так как наименование учреждения не предусмотрено разделом «Наименование учреждений» Списка, утвержденного Постановлением правительства РФ от 29.10.2002 года №781. Указанные периоды подлежат включению в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, по следующим основаниям. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001г., введенный в действие с 01.01.2002 г., устанавливает основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на трудовые пенсии. Право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения установленного возраста лицам, осуществляющим педагогическую деятельность не менее 25 лет, независимо от их возраста, урегулировано подпунктом 19 п.1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. Порядок исчисления периодов работ (деятельности) и правила назначения указанной пенсии в соответствии с ч. 2 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. утверждаются Правительством Российской Федерации. Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утверждены Постановлением Правительства № 781 от 29.10.2002г., а в части, не урегулированной данными Правилами, - соответствующими Правилами, утвержденными Постановлением Правительства №516 от 11.07.2002 г., п.3 которых предусматривает, что в стаж работы засчитываются периоды работы в учреждениях, указанных в списке. При этом работа в должностях, указанных в п.1 раздела «Наименование должностей» Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1-1.14 раздела «Наименование учреждений» Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «наименование должностей» Списка - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка. В соответствии с положениями Постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года №2-П, при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002 года могут применяться правила и нормы Закона РФ от 20.11.1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Соответственно, при определении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости применяется: - до 01.10.1993 года Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года. Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397; - до 31.10.1999 года Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463; - с 01.11.1999 года по 11.11.2002 года Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года №1067; - после 12.11.2002 года - Список и Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781. На основании пояснений истца, копии трудовой книжки (л.д.27-29), приказа о приеме на работу № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.30), судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Константинова Е.В. принята на должность воспитателя в ясли-сад №. С ДД.ММ.ГГГГ уволена в связи с реорганизацией из ясли-сада № в «Центр детства». Согласно постановлению № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12) детский сад № реорганизован в «Центр детства» с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно постановлению Главы Администрации Левобережного района г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 13) «Центр детства» реорганизован в муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» № с ДД.ММ.ГГГГ. На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ № Администрации города Воронеж МДОУ «Детский сад» № реорганизован в МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №». Указанные обстоятельства подтверждаются справкой от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11). Согласно Уставу МОУ «Центр детства» (л.д. 14-24) МОУ «Центр детства» является дошкольным образовательным учреждением общеразвивающего типа. Учредителем МОУ «Центр детства» является отдел образования администрации Левобережного района г. Воронежа. В соответствии с п. 1.5 Устава МОУ «Центр детства» создается в целях поиска форм и методов воспитания, направленных на формирование основ самостоятельной, развитой в моральном, интеллектуальном и физическом аспектах личности; обеспечения становления духовно-эстетического фундамента личности ребенка и непрерывности образования, в котором МОУ является первой ступенью. Согласно п.п. 2.2, 2.3, 2.4 Устава МОУ «Центр детства» реализует общеобразовательные программы дошкольного образования. МОУ работает по программе, рекомендованной Министерством образования РФ, в том числе и по авторским программам. МОУ организует педагогический процесс по духовно-эстетическому направлению. МОУ обеспечивает уход и присмотр за детьми дошкольного возраста от 1, 5 до 7 лет, их воспитание и облучение (п. 3.2 Устава). В соответствии с п. 7.2 Устава в МОУ «Центр детства» осуществляется комплекс мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, их закаливание, физическое развитие, интеллектуальное и личностное развитие, становление общечеловеческих ценностей, развитие воображения и творческих способностей ребенка. Истица в спорные периоды работала в данном учреждении в должности воспитателя. Согласно должностной инструкции воспитателя (л.д. 43-44) на должность воспитателя назначаются лица с высшим или средним специальным педагогическим образование. Воспитатель в соответствии с п. 2.1 инструкции обеспечивает выполнение «Инструкции по охране жизни и здоровья детей в д/саду», программы воспитания и обучения дошкольников. На основе изучения индивидуальных способностей детей обеспечивает всестороннее, гармоничное развитие способностей каждого ребенка для дальнейшего школьного обучения, соблюдая при этом программные нормативы и стандарты (п. 2.3. Инструкции). На основании вышеизложенного, суд считает, что в спорные периоды работы истица осуществляла педагогическую деятельность именно в муниципальном учреждении для детей. При этом суд учитывает, что в соответствии с правовым регулированием права на назначение пенсии досрочная трудовая пенсия по стрости лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, назначается в зависимости от рода деятельности, а не от наименования учреждения, с которым истец состояла в трудовых отношениях. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч.3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение Федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, судом суд приходит к выводу о том, что периоды работы Константиновой Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в МОУ «Центр детства» (в настоящее время МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №) подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ. Рассматривая требование Константиновой Е.В. о признании за ней права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, суд принимает во внимание расчет стажа с учетом включения спорных периодов, представленный ответчиком (л.д. 35-36). Согласно данному расчету специальный стаж истицы с учетом включения спорных периодов составит 25 лет, что является достаточным для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года №173-ФЗ. Согласно п. 3 ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в случае, если в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования отсутствуют необходимые для назначения трудовой пенсии сведения и (или) к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представит дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии. Вместе с тем п. 1 ст. 19 вышеуказанного Федерального закона установлено, что трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Таким образом, назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права. Следовательно, если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что на момент первоначального обращения за трудовой пенсией в пенсионный орган гражданин имел право на указанную пенсию, однако не располагал необходимыми сведениями и (или) документами, подтверждающими право на пенсию, и не смог представить их в установленный трехмесячный срок по независящим от него причинам, то суд вправе удовлетворить требование истицы о назначении ей трудовой пенсии по старости с момента первоначального обращения за указанной пенсией. Таким образом, поскольку суд пришел к выводу о включении вышеуказанных периодов в специальный стаж, и, учитывая, что истица обратилась в УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 37), представив все необходимые документы, суд считает возможным удовлетворить требование истицы о назначении и выплате ей досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем не подлежит удовлетворению требование Константиновой Е.В. о признании частично неправомерным решения УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже является правоприменительным органом, действовал в пределах своих полномочий, и у него отсутствуют функции по установлению тождественности характера выполняемых должностных обязанностей. Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования Константиновой Екатерины Владимировны о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с момента обращения; возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы в должности воспитателя в МОУ «Центр детства» (в настоящее время МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №); возложении обязанности назначить и выплатить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения - ДД.ММ.ГГГГ частично удовлетворить. Обязать УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже включить в стаж Константиновой Екатерины Владимировны, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением педагогической деятельности, периоды работы: - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности воспитателя в МОУ «Центр детства» (в настоящее время МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № Признать за Константиновой Екатериной Владимировной право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года №173-ФЗ с 29.11.2010 года. Обязать УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже назначить и выплачивать Константиновой Екатерине Владимировне досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года №173-ФЗ с 29.11.2010 года. В остальной части исковые требования Константиновой Екатерины Владимировны оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.