гражданское дело по иску прокурора Центрального района города Воронежа в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Управляющая компания Центрального района» о признании незаконным введение дополнительной услуги - «вывоз твердых бытовых отходов».



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 июля 2011 года Центральный районный суд г. Воронежа

в составе:

председательствующего судьи Свечкова А.И.,

при секретаре Грицаенко О.В.,

с участием помощника прокурора Центрального района г. Воронежа Бережновой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Центрального района города Воронежа в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Управляющая компания Центрального района» о признании незаконным введение дополнительной услуги - «вывоз твердых бытовых отходов», об обязании произвести собственникам и нанимателям жилых помещений в домах, обслуживаемых ОАО «Управляющая компания Центрального района», перерасчет ранее уплаченных сумм за услугу - «вывоз твердых бытовых отходов» с 1 июня 2008 года по настоящее время,

установил:

          Прокурор Центрального района г. Воронежа в защиту интересов неопределенного круга лицобратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что ответчиком ОАО «Управляющая компания Центрального района» незаконно взимается отдельная плата за вывоз твердых и жидких бытовых отходов, что влечет за собой нарушение жилищных прав граждан, проживающих в жилых помещениях, обслуживаемых данной управляющей компанией (л.д. 3-5).

Ответчик ОАО «Управляющая компания Центрального района» о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, однако его представитель в судебное заседание не явился, доказательств уважительности неявки в суд им не представлено.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении ответчика, а также отсутствие доказательств уважительности причин их неявки в судебное заседание, суд считает возможным рассмотреть данное дело по имеющимся письменным доказательствам.

          В судебном заседаниипрокурор Бережнова Н.А. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. В дополнение пояснила суду, что из содержания квитанций сделан вывод о том, что плата за вывоз ТБО взимается дважды, несмотря на то, что должна включаться в строку «содержание жилья». Для законного выделения услуги в отдельную строку платежного документа необходимо провести собрание собственников многоквартирного жилого дома.

         Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

          В ходе проверки прокуратурой Центрального района г. Воронежа соблюдения законности действий ОАО «Управляющая компания Центрального района» в части взимания платы за содержание жилья и вывоз ТБО указанный надзорный орган посчитал, что в платежных документах управляющей организацией незаконно установлена плата за содержание и ремонт жилого помещения по тарифу 7 рублей 06 копеек / кв. м и отдельной строкой указана плата за вывоз ТБО по тарифу 1 рубль 36 копеек / кв.м (л.д. 17-18).

        В ответ на представление заместителя прокурора Центрального района г. Воронежа от 21.09.2010 ответчик сообщил, что в платежных документах ОАО «Управляющая компания Центрального района» строка «плата за жилое помещение» (жилищная услуга) конкретизирована, отдельно указаны строки «содержание и ремонт жилья», «лифт», «техническое освидетельствование лифтов», «вывоз ТБО». Данное действие направлено на информирование населения о структуре платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, конкретизация видов услуг нужна также для удобства взаиморасчетов с поставщиками коммунальных услуг (л.д. 19-20).

          Позиция ответчика подтверждается следующим.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает, в том числе у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

В силу ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:

1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);

2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;

3 ) плату за коммунальные услуги.

2. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

2) плату за коммунальные услуги.

3. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

4. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Подпунктом "д" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 установлено, что в состав содержания общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.

В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 № 155, под твердыми и жидкими бытовыми отходами следует считать отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.).

Согласно разъяснению Министерства регионального развития Российской Федерации, выраженному в письме от 03.10.2008 № 25080-СК/14 "О разъяснениях по вопросу деятельности, связанной с утилизацией твердых бытовых отходов", услуга по сбору и вывозу ТБО входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию содержание жилого помещения.

Из изложенных выше норм права следует, что сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов подлежит оплате собственниками жилых помещений в многоквартирном жилом доме.

В силу ч. ч. 1 и 2 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

       Пунктом 38 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" установлен перечень сведений, содержащихся в платежном документе, относящихся к оплате коммунальных услуг.

Действующим законодательством перечень (характер) сведений в платежном документе, относящихся к содержанию жилого помещения, не установлен.

Решение Воронежской городской Думы от 28.05.2008 № 147-II "Об утверждении Положения о порядке применения платежного документа по оплате жилищно-коммунальных и иных услуг на территории городского округа город Воронеж", устанавливавшее реквизиты платежного документа, утратило силу с 21 января 2009 года в связи с изданием решения Воронежской городской Думы от 21.01.2009 № 13-II.

В то же время в состав жилищно-коммунальных услуг, включенных в Общероссийский классификатор услуг населению ОК-002-93, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 1993 г. № 163, вывоз твердых и жидких бытовых отходов и т.д. выделен в отдельную услугу, имеющую код 041112 6. Кроме того, не указание данной услуги в платежных документах по оплате коммунальных услуг отдельной строкой (в отдельном платежном документе) приведет к тому, что собственники индивидуальных жилых домов не будут платить за вывоз твердых и жидких бытовых отходов.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

         Каких-либо иных данных, подтверждающих нарушение (ущемление) жилищных прав граждан самим фактом отдельного указания в получаемых квитанциях строки по оплате содержания жилого помещения в виде «вывоз ТБО», при наличии законодательно установленной обязанности по уплате данного платежа, истцом в материалы дела не представлено.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск прокурора Центрального района города Воронежа в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Управляющая компания Центрального района» о признании незаконным введение дополнительной услуги - «вывоз твердых бытовых отходов», об обязании произвести собственникам и нанимателям жилых помещений в домах, обслуживаемых ОАО «Управляющая компания Центрального района», перерасчет ранее уплаченных сумм за услугу - «вывоз твердых бытовых отходов» с 1 июня 2008 года по настоящее время оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение десяти дней со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья                                                       Свечков А.И.