гражданское дело по иску Дубинкина Геннадия Николаевича к ГУВД по Воронежской области о взыскании единовременного пособия.



Дело №2-4156/11

Строка № 52

                                                            РЕШЕНИЕ

                                         Именем Российской Федерации

14 июля 2011 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Щербининой Г.С.,

при секретаре                               Барыгине Д.В.,

с участием: прокурора Сныткиной А.Ю.,

представителя истца Дубинкина Г.Н., действующей на основании ордера адвоката Манжуриной Г.Т.,

представителя ответчика ГУВД по Воронежской области, действующей на основании доверенности Головиной И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дубинкина Геннадия Николаевича к ГУВД по Воронежской области о взыскании единовременного пособия в размере <данные изъяты> рублей,

                                                           у с т а н о в и л:

     Истец Максимов Ю.Н. обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что он проходил службу в системе МВД РФ, в должности инспектора ООРУИМ и ПДК МОБ ГУВД по Воронежской области. В период службы, во исполнение Указа Президента РФ от 20.01.1997 года №23с «О дополнительных мерах по укреплению правопорядка в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации», Оперативной директивы Министра внутренних дел Российской Федерации от 03.02.1997 года, он находился в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в служебной командировке в составе Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона (<адрес>). ДД.ММ.ГГГГ во время проведения специальной операции в результате минно-взрывной травмы получил <данные изъяты>. По поводу полученных травм находился на лечении по месту дислокации, а также стационарно в БСМП г. Воронежа, после чего лечился амбулаторно. В октябре 2000 годы был направлен на ВВК для определения годности к военной службе. ДД.ММ.ГГГГ был освидетельствован ВВК ФГУЗ «МСЧ ГУВД по Воронежской области», признан ограниченно годным к военной службе на основании п. «В» - «Военная травма». ДД.ММ.ГГГГ приказом начальника ГУВД по Воронежской области -л/с был уволен по п. «З» ч. 7 ст. 19 (по ограниченному состоянию здоровья) с выплатой единовременного денежного пособия в размере 20 месячных окладов денежного содержания. ДД.ММ.ГГГГ был освидетельствован в МСЭ, определена вторая группа инвалидности; ДД.ММ.ГГГГ обследован в бюро СМЭ, установлена утрата профессиональной трудоспособности в размере 80 %.

Полагает, что в соответствии с п.3 ст.21 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 года №35-ФЗ ответчик обязан произвести ему единовременную выплату в размере <данные изъяты> рублей. В апреле 2011 года он обратился к ответчику с заявлением о выплате пособия, но получил отказ, который считает неправомерным.

Истец Дубинкин Г.Н. в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, просит дело рассматривать в его отсутствие, о чем в материалах дела имеется заявление.

     В судебном заседании представитель истца Дубинкина Г.Н., действующая на основании ордера адвокат Манжурина Г.Т. просила исковые требования удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

     Представитель ответчика ГУВД по Воронежской области, действующая на основании доверенности Головина ИА просила в удовлетворении иска отказать по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление (л.д.28-31).

     В заключении помощник прокурора Сныткина А.Ю. полагала исковые требования Дубинкина Г.Н. о взыскании единовременного пособия обоснованными, подлежащими частичному удовлетворению на сумму <данные изъяты> рублей.

     Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

     Из пояснений лиц, участвующих в деле, представленных письменных доказательств, судом установлено, что во исполнение Указа Президента РФ от 20.01.1997 года №23с «О дополнительных мерах по укреплению правопорядка в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации», Оперативной директивы Министра внутренних дел Российской Федерации от 03.02.1997 года, истец Дубинкин Г.Н. находился в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в служебной командировке в составе Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона (<адрес>), указанное обстоятельство подтверждается справкой (л.д. 22). ДД.ММ.ГГГГ во время проведения специальной операции в результате минно-взрывной травмы получил <данные изъяты>. По поводу полученных травм находился на лечении по месту дислокации, а также стационарно в БСМП <адрес>, после чего лечился амбулаторно. В октябре 2000 годы был направлен на ВВК для определения годности к военной службе. ДД.ММ.ГГГГ истец был освидетельствован ВВК ФГУЗ «МСЧ ГУВД по Воронежской области», признан ограниченно годным к военной службе на основании п. «В» - «Военная травма», что подтверждается свидетельством о болезни от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10-12). ДД.ММ.ГГГГ приказом начальника ГУВД по Воронежской области -л/с (л.д. 5-7) Дубинкин Г.Н. был уволен по п. «З» ч. 7 ст. 19 (по ограниченному состоянию здоровья) с выплатой единовременного денежного пособия в размере 20 месячных окладов денежного содержания. ДД.ММ.ГГГГ был освидетельствован в МСЭ, определена <данные изъяты> группа инвалидности; ДД.ММ.ГГГГ обследован в бюро СМЭ, установлена утрата профессиональной трудоспособности в размере 80 %, что подтверждается заключением эксперта .08 (л.д. 13-21).

     В соответствии с удостоверением серии И от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.23) истец является инвалидом <данные изъяты> группы и имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для инвалидов Отечественной войны.

      В апреле 2011 года истец обратился в ГУВД по Воронежской области с заявлением о выплате единовременного пособия в размере <данные изъяты> рублей в связи с получением ранения ДД.ММ.ГГГГ, однако в выплате указанного пособия истцу было отказано.

       В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» лица, участвующие в борьбе с терроризмом, находятся под защитой государства и подлежат правовой и социальной защите. К указанным лицам относятся военнослужащие, сотрудники и специалисты федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, осуществляющих борьбу с терроризмом.

Как предусмотрено ст. 21 указанного Федерального закона возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу лиц, указанных в статье 20 настоящего Федерального закона, в связи с их участием в борьбе с терроризмом, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно п. 3 ст. 21 данного Федерального закона в случае, если лицо, принимавшее участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, получило увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, этому лицу за счет средств федерального бюджета выплачивается единовременное пособие в размере трехсот тысяч рублей и назначается пенсия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правила выплаты указанных пособий утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 февраля 2008 года №105 «О возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом».

Вместе с тем, в силу п.2 ст.27 Федерального закона положения ст. 18, 19, 21 и 23 названного закона вступают в силу с 1 января 2007 года.

Постановление Правительства РФ от 21 февраля 2008 года №105 вступило в силу 06.03.2008 года.

С учетом даты получения ранения, положения Федерального закона от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» не подлежат применению к спорным правоотношениям по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

При применении этой нормы следует учитывать, что она относится к вновь возникшим правам и обязанностям сторон, но не к случаям, когда изменяется правовой подход к регулированию соответствующих отношений. На момент причинения вреда отношения сторон регулировались Федеральным законом от 25.07.1998 года № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом».

Согласно статье 20 названного закона вред, причиненный здоровью или имуществу лиц, в связи с их участием в борьбе с терроризмом, возмещается в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 3 ст. 20 указанного Закона в случае, если лицо, принимавшее участие в борьбе с терроризмом, при проведении контртеррористической операции получило увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, этому лицу выплачивается единовременное пособие в размере 50 000 рублей и назначается пенсия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Поскольку задача по борьбе с терроризмом входила в круг служебных обязанностей истца, то все возникшие в связи с этим правоотношения, в том числе и по денежным выплатам, подпадали под действие Федерального закона «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998 года.

Таким образом, истец имеет право на получение единовременного пособия в размер, установленном на дату получения ранения, то есть в размере <данные изъяты> рублей.

При этом суд отмечает, что порядок исполнения Федерального закона от 25.07.1998 года №130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» как по срокам выплат, так и по процедуре выплаты указанного пособия установлен не был.

Положения постановления Правительства РФ от 22 января 1997 года №58 «О мерах социальной защиты лиц, привлекаемых к выполнению специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом «к спорным правоотношениям не подлежали применению, поскольку распространялись в отношении лиц, привлекаемых с их согласия к выполнению специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом и не входящих в круг их служебных обязанностей.

Утверждение представителя ответчика о том, что положения о выплате единовременного пособия на истца не распространяются, поскольку правовой статус, гарантии правовой и социальной защиты сотрудников органов внутренних дел определяются Законом РФ «О милиции», Инструкцией о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел или его близких, утвержденной приказом МВД РФ № 805 от 15.10.1999 года, Федеральным законом № 52-ФЗ от 28.03.1998 года «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно - исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции», и в соответствии с указанными законами истцу полагались все необходимые выплаты, суд не принимает во внимание, так как в соответствии с п.5 ст. 20 Федерального закона от 25.07.1998 года №130-ФЗ (аналогично в п.6 ст.21 Федерального закона №35-ФЗ от 06.03.2006 года) при одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких оснований для указанных единовременных выплат выплата осуществляется по одному основанию по выбору получателя.

Суд также учитывает, что компенсационные выплаты, а также единовременные пособия, выплачиваемые в соответствии с Законом о противодействии терроризму (Законом о борьбе с терроризмом), по своей сути являются именно единовременными, фиксированными, выплачиваемыми по факту наступления вреда жизни и здоровью лиц, принимавших участие в борьбе с терроризмом. Указанные выплаты являются дополнительными, выплачиваются в соответствии со специальным Законом или иными правовыми актами в связи с выполнением задач по борьбе с терроризмом и не исключают возможности возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью, в соответствии с гражданским законодательством.

Страховые же выплаты не относятся к единовременным пособиям, поэтому ограничение, предусмотренное ч. 5 ст.20 ФЗ «О борьбе с терроризмом» (ч.6 ст.21 ФЗ «О противодействии терроризму»), на спорные правоотношения распространяться не могут.

Государство, учитывая особый статус лиц, принимавших участие в борьбе с терроризмом, гарантирует им полную материальную компенсацию полученного повреждения здоровья, которая реализуется посредством выплат разных видов. Данные выплаты входят в общий гарантированный государством объем возмещения вреда, но реализуется в рамках разных правоотношений (страховые правоотношения, правоотношения по возмещению вреда, правоотношения по выплате единовременных пособий, правоотношения по выплате социальных пособий).

Принимая во внимание, что положения Федерального Закона от 25.07.1998 года №130-ФЗ не предусматривали заявительный характер выплаты единовременного пособия, не устанавливали сроки производства выплаты, не содержат положений, препятствующих взысканию своевременно не полученного пособия, требования истца о выплате единовременного пособия подлежат удовлетворению в размере 50 000 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 56,194,198 ГПК РФ, суд

                                                  Р е ш и л:

Исковые требования Дубинкина Геннадия Николаевича к ГУВД по Воронежской области о взыскании единовременного пособия - частично удовлетворить.

Взыскать с ГУВД по Воронежской области в пользу Дубинкина Геннадия Николаевича за счет средств федерального бюджета единовременное пособие в размере <данные изъяты>) рублей.

В остальной части исковые требования Дубинкина Геннадия Николаевича оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана кассационная жалоба или принесено кассационное представление в Воронежский областной суд в течение десяти дней со дня принятия настоящего решения в окончательной форме.

Судья          Щербинина Г.С.