№ 2-4005/11 КОПИЯ Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31 мая 2011 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего судьи Панина С.А., при секретаре Ряскиной О.С., с участием: истицы Форофонтовой М.В., представителя ответчика ГУ - УПФ РФ в г. Воронеже по доверенности Крыловой Э.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Форофонтовой Марины Владимировны к ГУ - УПФ РФ в г. Воронеже о признании решения незаконным в части, включении в специальный стаж периодов работы, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, назначении и выплате досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, взыскании расходов по уплате государственной пошлины в <данные изъяты> рублей, установил: ДД.ММ.ГГГГ Форофонтова М.В. обратилась в ГУ-УПФ РФ в г. Воронеже с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность. Решением ГУ - УПФ РФ в г. Воронеже № от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, из-за отсутствия необходимого специального стажа для назначения данного вида пенсии - 25 лет. Подтвержденный ответчиком спецстаж истицы составил 24 года 04 мес. 07 дней (л.д. 13-15). Полагая решение комиссии неправомерным, Форофонтова М.В. обратилась в суд с исковыми требованиями к ГУ-УПФ РФ в г. Воронеже, в которых просила: 1. признать решение ответчика неправомерным в части не включения в стаж спорных периодов: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и отказа в назначении пенсии; 2. обязать ответчика включить в ее спецстаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью выше указанные периоды работы в должности заместителя секретаря, секретаря комитета ВЛКСМ Пермского государственного педагогического института; 3. признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии по 4. назначить и выплатить ей досрочную трудовую пенсию по старости в 5. взыскать расходы по оплате госпошлины в размере <данные изъяты> рублей (л.д. 6-7). Определением, занесенным в протокол судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ, к производству суда приняты уточненные исковые требования, согласно которым Форофонтова М.В. просила удовлетворить указанные выше требования, а также признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О пенсиях в Российской Федерации» с 17.02.2011 года. В судебном заседании истица Форофонтова М.В. поддержала заявленные уточненные исковые требования в полном объеме, просил суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске. В судебном заседании представитель ответчика ГУ - УПФ РФ в г. Воронеже по доверенности Крылова Э.В. исковые требования не признала, просит суд отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обозрев материалы отказного пенсионного дела истицы, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам. С 1 января 2002 года введен в действие Федеральный Закон от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливающий основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на трудовые пенсии. Право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения установленного возраста, лицам, осуществляющим педагогическую деятельность не менее 25 лет, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста, урегулировано п. 19 ч. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Порядок исчисления периодов работ (деятельности) и правила назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации. Как установлено судом из объяснений лиц, участвующих в деле, протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-15), истице в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не включены периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 7 мес. 16 дней) в должности заместителя секретаря комитета комсомола Пермского государственного педагогического института, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (5 мес. 3 дня) в должности секретаря комитета ВЛКСМ Пермского государственного педагогическою института в РК ВЛКСМ, так как наименование должностей «заместитель секретаря комитета комсомола Пермского государственного педагогического института» и «секретарь комитета ВЛКСМ Пермского государственного педагогического института», не предусмотрены разделом «Наименование должностей» Списка, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463 и наименование учреждения «РК ВЛКСМ» не предусмотрено разделом «Наименование учреждений» Списка.... утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №463. Кроме того, применить Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.02.1959г. не предоставляется возможным, т.к. не выполняется условие п. 4 Положения, а именно, на 01.10.1993г. отсутствует не менее 2/3 (16 лет 8 месяцев) требуемого стажа, который приходится на работы, предусмотренные Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397. На основании объяснений истицы, копии ее трудовой книжки (л.д. 9-11), копии диплома от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19), архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23), судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ занимал должность заместителя секретаря комитета комсомола Пермского государственного педагогического института, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - должность секретаря комитета ВЛКСМ Пермского государственного педагогического института в РК ВЛКСМ. Истица утверждалась на указанные должности на основании соответствующих решений районного комитета ВЛКСМ, за указанные периоды ей выплачивалась заработная плата. В спорный период работы Форофонтовой М.В. действовали утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которые предусматривали, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах, а также работа на выборных должностях в советских учреждениях, профсоюзных и других общественных организациях. Согласно положениям ст. 43, 46 Устава Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи, принятого XIV съездом ВЛКСМ, основой комсомола являлись первичные комсомольские организации, которые создавались по месту работы или учебы членов ВЛКСМ, в том числе, в учебных заведениях и т.п. при наличии не менее 3 членов комсомола. Для ведения текущей работы первичная комсомольская организация избирает комсомольский комитет сроком на год. В крупных комсомольских организациях факультетов, курсов и других структурных подразделений, насчитывающих в своем составе свыше 500 членов ВЛКСМ, вместо бюро могут быть избраны комитеты комсомола. В первичной, цеховой, бригадной, факультетской, курсовой, классной комсомольской организации, насчитывающей менее 10 членов ВЛКСМ, избираются секретарь комсомольской организации и его заместитель. Количественный состав комитета и бюро комсомола определяется общим комсомольским собранием, конференцией. Таким образом, истица работала в период действия Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения на выборных должностях в комсомольских органах, что полностью соответствует требованиям указанного Положения. Соответственно, спорные периоды, относящиеся к выборной, ответственной работе в партийных и комсомольских органах, подлежат включению в стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с чем, отказ в назначении пенсии является неправомерным. Довод ответчика о том, что спорные периоды невозможно включить в спецстаж, так как не выполняется условие п. 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.02.1959г., а именно, на 01.10.1993г. отсутствует не менее 2/3 (16 лет 8 месяцев) требуемого стажа, который приходится на работы, предусмотренные Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397 суд считает не обоснованным по следующим основаниям. Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Определении от 5 ноября 2002 года N 320-О, выполняя соответствующую работу, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Аналогичная позиция изложена в постановлении Конституционного суда РФ от 29 января 2004 года N 2-П, где указано, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц. Пенсионным органом Форофонтовой М.В. в бесспорном порядке засчитан стаж работы по профессии 24 года 04 мес. 07 дней, что свидетельствует о наличии у истицы 2/3 специального стажа, необходимого в соответствии с требованиями указанного Положения для назначения трудовой пенсии. Последующее изменение правового регулирования порядка исчисления специального стажа педагогических работников, не может являться основанием для утраты ранее приобретенного специального стажа, подлежащего учету в случае продолжения действия указанного Постановления в настоящее время. Из объяснений лиц, участвующих в деле, материалов отказного пенсионного дела, протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 22.03.2011 года, заявления о назначении пенсии, судом установлено, что истица обратилась в ГУ - УПФ РФ в г. Воронеже с заявлением о назначении пенсии досрочно 17 февраля 2011 года. В связи с тем, что суд пришёл к заключению о необходимости удовлетворения исковых требований в части включения в специальный стаж спорных периодов и, учитывая, что у Форофонтовой М.В. имелся стаж, необходимый для назначения пенсии досрочно, она обратилась в установленном законом порядке к ответчику и представила все необходимые для назначения пенсии документы, суд считает возможным удовлетворить требование Форофонтовой М.В. о назначении и выплате пенсии с момента обращения в ГУ - УПФ РФ в г. Воронеже, то есть с 17.02.2011 года. В соответствии со ст. 88, ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в том числе, расходы по уплате государственной пошлины. При подаче искового заявления истцом была уплачена государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей (л.д. 4). С учетом удовлетворения исковых требований истца в полном объеме с ответчика подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб. Руководствуясь ст.ст. 56, 194-197 ГПК РФ, решил: Исковые требования Форофонтовой Марины Владимировны к ГУ - Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Воронеже удовлетворить. Признать незаконным решение ГУ - УПФ РФ в г. Воронеже в части не включения Форофонтовой Марине Владимировне в стаж работы, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением педагогической деятельности периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 7 мес. 16 дней) в должности заместителя секретаря комитета комсомола Пермского государственного педагогического института, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (5 мес. 3 дня) в должности секретаря комитета ВЛКСМ Пермского государственного педагогического института в РК ВЛКСМ и отказа в назначении пенсии. Обязать ГУ - УПФ РФ в г. Воронеже включить Форофонтовой Марине Владимировне в стаж работы, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением педагогической деятельности, следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 7 мес. 16 дней) в должности заместителя секретаря комитета комсомола Пермского государственного педагогического института; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (5 мес. 3 дня) в должности секретаря комитета ВЛКСМ Пермского государственного педагогического института в РК ВЛКСМ. Признать за Форофонтовой Мариной Владимировной право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 17 февраля 2011 года. Обязать ГУ - УПФ РФ в г. Воронеже назначить и выплачивать Форофонтовой Марине Владимировне досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 17 февраля 2011 года. Взыскать с ГУ - УПФ РФ в г. Воронеже в пользу Форофонтовой Марины Владимировны расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб. На решение может быть подана кассационная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд в течение десяти дней со дня его принятия судом в окончательной форме. Судья С.А. Панин Копия верна Судья: Секретарь:
старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О пенсиях в Российской Федерации»;
соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О пенсиях в Российской
Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ как лицу, осуществляющему педагогическую
деятельность в образовательном учреждении для детей с момента обращения в Управление Пенсионного фонда с ДД.ММ.ГГГГ;