Гр. дело № 2-2873/11 Копия Строка №52 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 23 мая 2011 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего: Щербининой Г.С., при секретаре Жуковой И.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ефименко Валерия Дмитриевича к Военному комиссариату Воронежской области о взыскании задолженности по выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в соответствии со ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» за период с 15.02.2001 года по 28.02.2011 года, возложении обязанности назначить с 01.03.2011 года ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в соответствии со ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в размере <данные изъяты> рублей в месяц с последующей индексацией в соответствии с законодательством РФ, у с т а н о в и л : Ефименко В.Д. обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что он является инвалидом <данные изъяты> вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с 1996 года. С 16.05.2005 года ему установлена <данные изъяты> инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. 28.04.2003 года истцу была выплачена недополученная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью за период с 02.06.1998 года по 14.02.2001 года в размере <данные изъяты> рублей из расчета <данные изъяты> рублей в месяц ( в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.06.2001 года №455), а с 15.02.2001 года ответчиком ему назначена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью в соответствии со ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в размере <данные изъяты> рублей в месяц. В дальнейшем размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью индексировался на основании решений судов и военным комиссариатом Воронежской области, и выплачивался в следующих размерах: 2001 год - <данные изъяты> (на основании решения Центрального районного суда г. Воронежа от 11.10.2007 года); 2002 год - <данные изъяты> (на основании решения Центрального районного суда г. Воронежа от 11.10.2007 года); 2003 года - <данные изъяты> (на основании решения Центрального районного суда г. Воронежа от 11.10.2007 года); 2004 год - <данные изъяты> (на основании решения Центрального районного суда г. Воронежа от 11.10.2007 года); С 01.01.2005 года - <данные изъяты> (на основании решения Центрального районного суда г. Воронежа от 11.10.2007 года); С 01.07.2005 года <данные изъяты> (на основании решения Центрального районного суда г. Воронежа от 11.10.2007 года); 2006 год - <данные изъяты> (на основании решения Центрального районного суда г. Воронежа от 11.10.2007 года); 2007 год - <данные изъяты> (на основании решения Центрального районного суда г. Воронежа от 11.10.2007 года); 2008 год - <данные изъяты> (постановление Правительства РФ от 21.12.2007 года №914); 2009 год - <данные изъяты> (постановление Правительства РФ от 21.12.2007 года №914); 2010 год - <данные изъяты> (постановление Правительства РФ от 21.12.2007 года №914); 2011 год - <данные изъяты>. В обоснование заявленных исковых требований истец ссылается на постановление Конституционного Суда РФ от 20.12.2010 года №21-П, которым определено, что в правовом регулировании было не только подтверждено право инвалидов-чернобыльцев из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, на возмещение вреда здоровью выплатой соответствующих сумм, но и признано право на получение после ДД.ММ.ГГГГ недополученных денежных сумм за предшествующий период, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, исчисленных исходя из денежного довольствия. По своей природе такое правовое регулирование направлено, как следует из Постановления Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 года №11-П, на восстановление нарушенного права граждан на возмещение вреда, причиненного из здоровью чернобыльской катастрофой, и, по сути, означает признание государством своего долга и лишь отсрочку исполнения обязательств. Кроме того оно признано восполнить для данной категории граждан потери от действий публичной власти, своевременно не обеспечившей им это право, и, таким образом, реализует вытекающий из Конституции РФ (преамбула; ст. 1, часть 1; статья 2; статья 18; статья 21, часть1) принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем восстановления их нарушенных прав. Считая свои права со стороны ответчика нарушенными, истец обратился в суд с настоящим иском и просит взыскать с военного комиссариата Воронежской области задолженность по выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в соответствии со ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию катастрофы на ЧАЭС» за период с 15.05.2001 года по 28.02.2011 года в размере <данные изъяты> рублей. Обязать Военный комиссариат Воронежской области назначить с 01.03.2011 года ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в соответствии со ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию катастрофы на ЧАЭС» в размере <данные изъяты> рублей в месяц. В судебное заседание истец Ефименко В.Д. не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, просит дело рассматривать в его отсутствие, о чем в материалах дела имеется заявление. Представитель ответчика Военного комиссариата Воронежской области, действующий на основании доверенности Раевский Э.А. в судебном заседании исковые требования не признал, просил суд отказать в их удовлетворении, ссылаясь на то, что Федеральным законом от 12.02.1993 года №5-ФЗ, внесшим изменения и дополнения в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», пенсионерам Министерства Обороны РФ, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на ЧАЭС, впервые в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 01.12.1997 года №18-П предоставлено право на возмещение вреда путем выплаты ежемесячных денежных компенсаций, а также на недополученные за период с 02.06.1998 года по 14.02.2001 год денежные компенсации. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.06.2001 года №455 истцу была выплачена денежная компенсация по возмещению вреда здоровью за период с 02.06.1998 года по 14.02.2001 года в установленном законодательством порядке и размере. При этом законодатель, отказавшись от понятия - возмещение вреда в зависимости от способа возмещения вреда - денежным компенсациям в твердой денежной сумме. Ранее до вступления в силу Закона от 12.02.1993 года, военнослужащим, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и получающим пенсию за выслугу лет по линии Министерства Обороны России ввиду отсутствия нормативно-правовой базы, регулирующей порядок исчисления сумм в возмещение вреда здоровью, производилось только на основании судебных решений. В связи с этим, как полагает Военный комиссариат Воронежской области оснований для удовлетворения исковых требований не имеется. Суд, заслушав представителя ответчика, прокурора, полагавшего, что исковые требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующим выводам. Из материалов дела следует, что истец является ликвидатором последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и инвалидом <данные изъяты>, вследствие данной катастрофы. С 16.05.2005 года ему установлена <данные изъяты> инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. 28.04.2003 года истцу была выплачена недополученная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью за период с 02.06.1998 года по 14.02.2001 года в размере <данные изъяты> рублей из расчета <данные изъяты> рублей в месяц (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.06.2001 года №455), а с 15.02.2001 года ответчиком ему назначена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью в соответствии со ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в размере <данные изъяты> рублей в месяц. В дальнейшем размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью индексировался на основании решений судов и военным комиссариатом Воронежской области, и выплачивался в следующих размерах: 2001 год - <данные изъяты> (на основании решения Центрального районного суда г. Воронежа от 11.10.2007 года); 2002 год - <данные изъяты> (на основании решения Центрального районного суда г. Воронежа от 11.10.2007 года); 2003 года - <данные изъяты> (на основании решения Центрального районного суда г. Воронежа от 11.10.2007 года); 2004 год - <данные изъяты> (на основании решения Центрального районного суда г. Воронежа от 11.10.2007 года); С 01.01.2005 года - <данные изъяты> (на основании решения Центрального районного суда г. Воронежа от 11.10.2007 года); С 01.07.2005 года <данные изъяты> (на основании решения Центрального районного суда г. Воронежа от 11.10.2007 года); 2006 год - <данные изъяты> (на основании решения Центрального районного суда г. Воронежа от 11.10.2007 года); 2007 год - <данные изъяты> (на основании решения Центрального районного суда г. Воронежа от 11.10.2007 года); 2008 год - <данные изъяты> (постановление Правительства РФ от 21.12.2007 года №914); 2009 год - <данные изъяты> (постановление Правительства РФ от 21.12.2007 года №914); 2010 год - <данные изъяты> (постановление Правительства РФ от 21.12.2007 года №914); 2011 год - <данные изъяты>. Однако истец с размером указанной компенсации не согласен, поскольку полагает, что размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с 15.02.2001 года должен составлять <данные изъяты> рублей в месяц - <данные изъяты> рублей х 1, 515 (прожиточный минимум для пенсионеров ВО). При установлении истцу <данные изъяты> инвалидности с 16.05.2005 года денежная компенсация в возмещение вреда здоровью должна составлять <данные изъяты>так как с 15.02.2001 года разница между денежной компенсацией в возмещение вреда здоровью инвалида 3 и 2 группы составляет 2, 5 раза. Суд находит доводы истца обоснованными по следующим основаниям. Так 18.06.1992 года был принят специальный (базовый) Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», направленный как указано в ст. 1, на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации ее последствий. В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции от 12.07.1995 года, действовавшей до 15.02.2001 года, гражданам, указанным в п.п. 1 и 2 части 1 ст. 13 настоящего Закона, гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. Согласно ст. 2 Федерального закона от 12.02.2001 года №5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная п. 25 части первой статьи 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. Между тем, статьей 3 Федерального закона от 12.02.2001 года №5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» было установлено, что исчисление недополученных гражданами за период с 02.06.1998 года (дня, когда признанные неконституционными нормы Федерального закона от 24.11.1995 года №179-ФЗ утратили силу) по 15.02.2001 года (дата вступления в силу Федерального закона от 12.02.2001 года №5-ФЗ) денежных компенсаций должно осуществляться в соответствии с п. 3 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 01.12.1997 года №18-П, а порядок и условия их возврата в течение 2001-2003 г.г. - определяться Правительством РФ. Во исполнение этого предписания постановлением Правительства РФ от 08.06.2001 года №455 были утверждены Порядок и условия возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на ЧАЭС, согласно которым инвалидам-чернобыльцам из числа военнослужащих выплата недополученной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, производится за период с 02.06.1998 года по 15.02.2001 года органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, исходя их денежного довольствия в размере, действующем на день выплаты, в зависимости от степени утраты трудоспособности. Данный нормативный акт, как следует из его содержания, не обуславливает выплату инвалидам-чернобыльцам из числа военнослужащих неполученной денежной компенсации, исчисленной исходя из денежного довольствия, фактом подачи в течение указанного периода заявления в уполномоченные органы о выплате денежных сумм в возмещение вреда здоровью - в отличие от общеустановленной процедуры, которая предполагает назначение ежемесячных денежных выплат в возмещение вреда здоровью со дня подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, как это предусмотрено п. 7 Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 года №607). Тем самым в правовом регулировании было не только подтверждено право инвалидов-чернобыльцев из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размере пенсии по инвалидности, на возмещение вреда выплатой соответствующих денежных сумм, но и признано право на получение после 15.02.2001 года недополученных денежных сумм за предшествующий период, начиная с 02.06.1998 года, исчисленных исходя из денежного довольствия. По своей природе такое правовое регулирование направлено, как следует из Постановления Конституционного суда РФ от 19.06.2002 года №11-П, на восстановление нарушенного права граждан на возмещение вреда, причиненного их здоровью катастрофой на ЧАЭС, и, по сути, означает признание государством своего долга и лишь отсрочку исполнения обязательств. Кроме того оно признано восполнить для данной категории граждан потери от действий публичной власти, своевременно не обеспечившей им это право, и, таким образом, реализует вытекающий из Конституции РФ (преамбула; ст. 1, часть 1; статья 2; статья 18; статья 21, часть1) принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем восстановления их нарушенных прав. Как разъяснил Конституционный Суд РФ в Постановлении от 20.12.2010 года №21-П «По делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 2 Федерального Закона от 12.02.2001 года №5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» в связи с жалобой гражданина И.В.Рузайкина» часть первая статьи 2 указанного Федерального закона в системе действующего правового регулирования, в том числе во взаимосвязи со ст. 3 того же Федерального закона, не может рассматриваться как препятствующая удовлетворению заявлению инвалидов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом РФ в постановлении от 01.12.1997 года №18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, о назначении ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты трудоспособности). В противном случае указанным лицам не обеспечивались бы условия предоставления выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью воздействием радиации, равные с предусмотренными для инвалидов-чернобыльцев, получавших возмещение вреда здоровью до 15.02.2001 года. Военным комиссариатом Воронежской области недополученные суммы возмещения вреда здоровью исчислялись из размера <данные изъяты> рублей в месяц, а с 15.02.2001 года назначена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью в размере <данные изъяты> рублей в месяц, тем самым был уменьшен размер возмещения вреда. Таким образом, размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с 15.02.2001 года должен составлять <данные изъяты> рублей в месяц - <данные изъяты> (прожиточный минимум для пенсионеров ВО). При установлении истцу <данные изъяты> инвалидности с 16.05.2005 года денежная компенсация в возмещение вреда здоровью должна составлять <данные изъяты> (так как с 15.02.2001 года разница между денежной компенсацией в возмещение вреда здоровью инвалида 3 и 2 группы составляет 2, 5 раза. Из чего следует, что Военный комиссариат Воронежской области неправильно исчислил размер возмещения вреда здоровью, подлежащего выплате истцу с 15.02.2001 года по настоящее время, необоснованно назначил истцу с 15.02.2001 года ежемесячную денежную компенсацию в твердой сумме, ошибочно посчитав, что такая выплата улучшает его материальное положение и производит Ефименко В.Д. выплату возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС не в полном объеме. Таким образом, назначение ответчиком Ефименко В.Д. компенсационной выплаты в твердом размере привело к нарушению права последнего на полное возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на ЧАЭС, гарантированного Конституцией Российской Федерации, и к ухудшению материального положения, что недопустимо. В соответствии с абзацем 4 статьи 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Однако требования, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска. Вред, причиненный здоровью граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения в момент катастрофы на ЧАЭС, относится к вреду, реально невосполнимому и неисчисляемому, что обязывает государство стремиться к его возможно полному по объему возмещению. Возмещение указанного вреда с учетом специфики обстоятельств его причинения осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на ЧАЭС». Данный Закон не содержит положений, препятствующих взысканию за прошлое время своевременно не полученных пострадавшими лицами сумм возмещения вреда, причиненного их здоровью вследствие аварии на ЧАЭС, когда задолженность образовалась по вине органов, обязанных осуществлять такие выплаты. Исходя из изложенного абзац 4 ст. 208 ГК РФ оп требованиям граждан о взыскании недополученных сумм возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на ЧАЭС, применению не подлежит. Данная правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда РФ от 03.11.2006 года №445-О и Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за первый квартал 2007 года (ответ на вопрос №17). Следователь, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию неполученные суммы возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС за период с 15.02.2001 года по 28.02.2011 года в размере <данные изъяты> рублей, при этом суд принимает во внимание расчет, представленный истцом, полагая его законным, обоснованным и проверенный судом как арифметически верный. Ответчиком указанный расчет не оспорен. При таких обстоятельствах исковые требования Ефименко Валерия Дмитриевича к Военному комиссариату Воронежской области о взыскании задолженности по выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в соответствии со ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» за период с 15.02.2001 года по 28.02.2011 года, возложении обязанности назначить с 01.03.2011 года ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в соответствии со ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в размере <данные изъяты> рублей в месяц являются обоснованными и подлежат удовлетворению. В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л : Исковые требования Ефименко Валерия Дмитриевича к Военному комиссариату Воронежской области о взыскании задолженности по выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в соответствии со ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» за период с 15.02.2001 года по 28.02.2011 года, возложении обязанности назначить с 01.03.2011 года ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в соответствии со ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в размере <данные изъяты> рублей удовлетворить. Взыскать с Военного комиссариата Воронежской области в пользу Ефименко Валерия Дмитриевича задолженность по возмещению вреда здоровью в соответствии со ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» за период с 15.02.2001 года по 28.02.2011 года в размере <данные изъяты>. Обязать Военный комиссариат Воронежской области назначить Ефименко Валерию Дмитриевичу с 01.03.2011 года ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в соответствии со ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в размере <данные изъяты> в месяц. На решение может быть подана кассационная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение 10 дней с момента его принятия судом в окончательной форме. Судья : (подпись) Щербинина Г.С. Копия верна. Решение вступило в законную силу 03 июня 2011 года. Судья: Щербинина Г.С. Секретарь: Жукова И.Е.