Дело № 2-4988/11 Строка 53 РЕШЕНИЕ 19 октября 2011 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего судьи Багрянской В.Ю., с участием прокурора Золотухиной Л.В., при секретаре Панферовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Булавина Юрия Сергеевича к Военному комиссариату Воронежской области о взыскании задолженности по выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в соответствии со ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" за период с 15 февраля 2001 г. по 31 августа 2011 года, о возложении обязанности назначить с 01.09.2011 г. ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере 23518,08 рублей, установил: Булавин Ю.С. обратился в суд с настоящим иском к Военному комиссариату Воронежской области, ссылаясь на то, что он является инвалидом второй группы вследствие катастрофы на ЧАЭС, пенсионером обороны РФ. Как инвалиду вследствие чернобыльской катастрофы 15 февраля 2001 года, Военным комиссариатом Воронежской области истцу была назначена и выплачивается денежная компенсация в возмещение вреда здоровью в твердой денежной сумме, размер которой на сегодняшний день составляет 17 693,84 рублей. Истец с размером вышеуказанной компенсации не согласен. Считает, что размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, должен быть исчислен, исходя из его заработка (денежного довольствия) за период с 1988 года по 1989 год, предшествующий утрате трудоспособности. При этом сумма возмещения вреда подлежит индексации с учетом повышающих коэффициентов сводного общего индекса увеличения пенсий, с применением коэффициентов роста минимального размера оплаты труда, с 1 января 2002 года пропорционально росту величины прожиточного минимума, а с 1 января 2005 года исходя из уровня инфляции. В обоснование заявленных исковых требований истец ссылается на Постановление Конституционного Суда РФ от 20.12.2010 года № 21-П, которым определено, что в правовом регулировании было не только подтверждено право инвалидов-чернобыльцев из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, на возмещение вреда здоровью выплатой соответствующих денежных сумм, но и признано право на получение после 15 февраля 2001 года недополученных денежных сумм за предшествующий период, начиная со 2 июня 1998 года, исчисленных исходя из денежного довольствия. По своей природе такое правовое регулирование направлено, как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 11 -П, на восстановление нарушенного права граждан на возмещение вреда, причиненного их здоровью чернобыльской катастрофой, и, по сути, означает признание государством своего долга и лишь отсрочку исполнения обязательств. Кроме того, оно призвано восполнить для данной категории граждан потери от действий публичной власти, своевременно не обеспечившей им это право, и, таким образом, реализует вытекающий из Конституции Российской Федерации (преамбула; статья 1, часть 1; статья 2; статья 18; статья 21, часть 1) принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем восстановления их нарушенных прав. Считая свои права со стороны ответчика нарушенными, истец обратился в суд с настоящим иском и просит взыскать с Военного комиссариата Воронежской области задолженность по выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда здоровью в соответствии со ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» за период с 15 февраля 2001 г. по 31 августа 2011 года, о возложении обязанности назначить с 01.09.2011 г. ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере 23518,08 рублей. Истец Булавин Ю.С. извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Представитель истца, действующая на основании доверенности Попова Н.Б. поддерживая исковые требования своего доверителя, изложила правовые основания заявленных требований. Ответчик Военный комиссариат Воронежской области извещен надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направили. Учитывая задачи судопроизводства, принцип правовой определенности, распространение общего правила, закрепленного в ч.3 ст.167 ГПК РФ, об отложении судебного разбирательства в случае неявки в судебное заседание какого-либо из лиц, участвующих в деле, при отсутствии сведений о причинах неявки в судебное разбирательство не соответствовало бы конституционным целям гражданского судопроизводства, что, в свою очередь, не позволит рассматривать судебную процедуру в качестве эффективного средства правовой защиты в том смысле, который заложен в ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст.ст.7, 8 и 10 Всеобщей декларации прав человека и ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом первой инстанции дела по существу. Выслушав представителя истца, заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Судом установлено, Булавин Ю.С. является инвалидом второй группы вследствие катастрофы на ЧАЭС, пенсионером обороны РФ. 18 июня 1992 года был принят специальный (базовый) Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», направленный как указано в его статье 1, на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации ее последствий. В соответствии с пунктом 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции от 12 июля 1995 года, действовавшей до 15 февраля 2001 года, гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотрено законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. Согласно статье 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года №5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 25 части первой статьи 14 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. Между тем статьей 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 года №5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» было установлено, что исчисление недополученных гражданами за период со 2 июня 1998 года (дня, когда признанные неконституционными нормы Федерального закона от 24 ноября 1995 года №179-ФЗ утратили силу) по 15 февраля 2001 года (дата вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года №5-ФЗ) денежных компенсаций должно осуществляться в соответствии с пунктом 3 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года №18-П, а порядок и условия их возврата в течение 2001-2003 годов - определяться Правительством Российской Федерации. Во исполнение этого предписания постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2001 года №455 были утверждены Порядок и условия возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, согласно которым инвалидам-чернобыльцам из числа военнослужащих выплата неполученной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, производится за период со 2 июня 1998 года по 15 февраля 2001 года органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, исходя из денежного довольствия в размере, действующем на день выплаты, в зависимости от степени утраты трудоспособности. Данный нормативный акт, как следует из его содержания, не обусловливает выплату инвалидам-чернобыльцам из числа военнослужащих неполученной денежной компенсации, исчисленной исходя из денежного довольствия, фактом подачи в течение указанного периода заявления в уполномоченные органы о выплате денежных сумм в возмещение вреда здоровью - в отличие от общеустановленной процедуры, которая предполагает назначение ежемесячных денежных выплат в возмещение вреда здоровью со дня подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, как это предусмотрено пунктом 7 Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 года №607). Тем самым как указано в Постановлении Конституционного суда РФ от 20.12.2010 года № 21-П в правовом регулировании было не только подтверждено право инвалидов-чернобыльцев из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, на возмещение вреда выплатой соответствующих денежных сумм, но и признано право на получение после 15 февраля 2001 года недополученных денежных сумм за предшествующий период, начиная со 2 июня 1998 года, исчисленных исходя из денежного довольствия. По своей природе такое правовое регулирование направлено, как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года №11-П, на восстановление нарушенного права граждан на возмещение вреда, причиненного их здоровью чернобыльской катастрофой, и, по сути, означает признание государством своего долга и лишь отсрочку исполнения обязательств. Кроме того, оно призвано восполнить для данной категории граждан потери от действий публичной власти, своевременно не обеспечившей им это право, и, таким образом, реализует вытекающий из Конституции Российской Федерации (преамбула, статья 1, часть 1; статья 2, статья 18, статья 21, часть 1) принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем восстановления их нарушенных прав. Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 20 декабря 2010 года №21-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года №5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с жалобой гражданина И.В. Рузайкина» часть первая статьи 2 Федерального закона от 15 февраля 2001 года №5-ФЗ в системе действующего правового регулирования в том числе во взаимосвязи со статьей 3 того же Федерального закона, не может рассматриваться как препятствующая удовлетворению заявлению инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года №18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, о назначении ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени профессиональной трудоспособности). В противном случае указанным лицам не обеспечивались бы условия предоставления выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью воздействием радиации, равные с предусмотренными для инвалидов-чернобыльцев, получавших возмещение вреда до 15 февраля 2001 года. Как инвалиду вследствие чернобыльской катастрофы 15 февраля 2001 года, Военным комиссариатом Воронежской области истцу была назначена и выплачивается денежная компенсация в возмещение вреда здоровью в твердой денежной сумме, размер которой на сегодняшний день составляет 17 693,84 рублей. Правоотношения по возмещению вреда, причиненного здоровью граждан вследствие чернобыльской катастрофы, до 15 февраля 2001 года определялись пунктом 25 статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года№179-ФЗ). Вышеуказанная норма материального права гарантирована инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы возмещение вреда выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. Порядок возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, до 6 января 2000 года определялся Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 года, а с 6 января 2000 года - Федеральным законом от 24 июля 1998 года №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Согласно статье 14 Правил среднемесячный заработок определяется за 12 последних месяцев работы (службы, кроме срочной военной службы), предшествующих трудовому увечью или утрате либо снижению трудоспособности в связи с трудовым увечьем (по выбору гражданина). Статьей 15 Правил предусмотрено, что среднемесячный заработок за указанный в статье 14 Правил период подсчитывается путем деления общей суммы заработка за 12 месяцев работы (службы) на 12. Аналогичная норма предусмотрена статьей 12 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания заявленных исковых требований или возражений. Ответчик Военный комиссариат Воронежской области процессуальную обязанность по доказыванию не исполнил, не предоставил в суд возражения относительно заявленных исковых требований, доказательств, которые могут обосновать возражения ответчика относительно заявленного иска. На основании изложенного суд полагает необходимым удовлетворить требования истца, принимая во внимание расчет, представленный Булавиным Ю.С. полагая его верным. Среднемесячный заработок, из которого должен исчисляться размер возмещения вреда здоровью истца, составляет 16313 рублей 90 копеек согласно следующему расчету: (425,00 руб. + 425,00 руб. + 425,00 руб. + 425,00 руб. + 425,00 руб. + 765,00 руб.) х 6,1 х 6) + (425,00 руб. + 425,00 руб. + 425,00 руб. + 437,00 руб. + 437,00 + 437,00 руб.) х 5,8 х 6) : 12 месяцев, где: 425,00 руб. - денежное довольствие за июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 1988 г., 765,00 руб. - денежное довольствие за декабрь 1988 г. 6,1 и 6 коэффициенты увеличения заработка, определенного в 1988 году (пункт 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. №4214-1). 425,00 руб. - денежное довольствие за январь февраль март 1989 г. 437,00 руб. - денежное довольствие за апрель, май, июнь 1989 г. 5,8 и 6 - коэффициенты увеличения заработка, определенного в 1991 году (пункт 2 Постановления Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 г. №4214-1). Согласно ч. 3 ст. 11 Правил при определении общей суммы заработка при исчислении впервые сумм возмещения вреда суммы, учитываемые в составе заработка, индексируются в порядке, установленном действующим законодательством, при исчислении заработка для назначения пенсии. Согласно статье 2 Федерального закона от 01 ноября 1995 г. №160-ФЗ «О повышении минимального размера пенсии, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий в Российской Федерации» при назначении пенсий или их перерасчете после 1 ноября 1995 года суммы заработка, полученные до 1 ноября 1995 года, индексируются с применением коэффициентов, установленных для соответствующих периодов, включая коэффициент, предусмотренный статьей 1 настоящего Федерального закона. Следовательно, сумма среднемесячного заработка, из которого исчисляется возмещение вреда, увеличивается: с 1 ноября 1992 г. — в 2,5 раза; с 1 февраля 1993 г. - в 1,9 раза; с 1 мая 1993 г. - в 1,9 раза; с 1 августа 1993 г. - в 1,8 раза; с 1 мая 1994 г. - в 1,3 раза; с 1 апреля 1994 г. - в 1,8 раза; с 1 октября 1994 г. - в 1,51 раза; с 1 ноября 1994 г. - в 1,2 раза; с 1 мая 1995 г. - в 1,27 раза; с 1 июня 1995 г. - в 1,2 раза; с 1 августа 1995 г. - в 1,05 раза; с 1 января 1996 г. - в 1,15 раза; с 1 мая 1996 года - в 1,1 раза (Закон Российской Федерации от 21 октября 1992 г.. N3697-1; Постановление ВС Российской Федерации от 15 января 1993 г. №4296-1; Постановление ВС Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. №4810-1; Постановление ВС Российской Федерации от 14 июля 1993 г. №5436-1; Федеральный закон от 5 мая 1994 г. №2-ФЗ; Указ Президента Российской Федерации от 10 декабря 1993 г. №2121; Федеральный закон от 31 октября 1994 г. №30-ФЗ; Федеральный закон от 31 октября 1994 г. №31-ФЗ; Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. №44-ФЗ; Федеральный закон от 28 нюня 1995 г. №99-ФЗ; Федеральный закон от 27 июля 1995 г. №117-ФЗ; Федеральный закон от 01 ноября 1995 г. №160-ФЗ; Федеральный закон от 27 мая 1996 года№55-ФЗ). С учетом изложенного сумма заработка, из которого исчисляется размер возмещения вреда, с учетом индексации составляет 2 274 659,28 рублей согласно следующего расчета: 16313,90 х 2,5 х 1,9 х 1,9 х 1,8x1,3x1,8x1,51 х 1,2 х 1,27 х 1,2 х 1,05 х 1,15 х 1,1. Следовательно, размер компенсации возмещения вреда, подлежащей назначению истцу на дату установления инвалидности второй группы 19 февраля 1998 г. с учетом степени утраты трудоспособности 70%, составил 1 592 261 рублей 50 копеек (неденоминированных) (2 274 659,28 руб. х 70%). В соответствии с частью третьей статьи 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №179-ФЗ), статьей 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991 г. №1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. №2288), статьей 318 ГК Российской Федерации (в редакции, действовавшей с 1 января 1995 г. до 29 ноября 2002 г.) ежемесячные денежные выплаты в возмещение вреда, причиненного здоровью подлежали индексации с учетом повышения минимального размера оплаты труда. Следовательно, размер возмещения вреда подлежал индексации: - с 1 апреля 1996 года в 1, 2 раза (статья 1 Федерального закона от 2 апреля 1996 года №40-ФЗ «О повышении минимального размера оплаты труда»); - с 1 января 1997 года - в 1,1 раза (статья 1 Федерального закона от 9 января 1997 года №6-ФЗ «О повышении минимального размера оплаты труда»); - с 1 июля 2000 г. - в 1,581 раза (статья 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. №82-ФЗ «О повышении минимального размера оплаты труда»); - с 1 января 2001 г. - в 1,515 раза (статья 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. №82-ФЗ «О повышении минимального размера оплаты труда»). Следовательно, размер возмещения вреда, подлежащего выплате истцу, подлежал индексации: - с апреля 1996 года - в 1,2 раза и составлял 1910 713,80 руб. (1 592 261 руб. х 1,2) - с 1 января 1997 года - в 1,1 раза и составлял 2 101 785,18 руб. (1910713,80 руб. х 1,1) - с 1 января 1998 года - 2101,79 руб. (1910713,80 руб. х 1,1) : 1000 с учетом деноминации. - с 1 июля 2000 г. - в 1,581 раза (статья 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. №82-ФЗ «О повышении минимального размера оплаты труда») и составлял 3322,93 руб. (2101,79 руб. х 1,581); - с 1 января 2001 г. - в 1,515 раза (статья 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. №82-ФЗ «О повышении минимального размера оплаты труда») и составлял 5034,24 руб. (3322,93 руб. х 1,515). Таким образом, по состоянию на 15 февраля 2001 года ответчик обязан был производить Булавину Ю.С. выплату возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, в размере 5034,24 руб. С 15 февраля 2001 г. ответчик назначил истцу ежемесячную денежную компенсацию в твердой сумме в размере 2 500 руб. в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. №5-ФЗ, ошибочно посчитав, что выплата ежемесячной денежной компенсации в твердой сумме улучшает материальное положение истца. После вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 г. №5-ФЗ ответчик должен был производить Булавину Ю.С. выплату возмещения вреда, причиненного здоровью, исчисленного из заработка за 12 месяцев, предшествующих утрате истцом профессиональной трудоспособности. Часть третья статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года №5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 года №31-ФЗ) предусматривает ежегодную индексацию размера ежемесячной денежной компенсации (выплаты в возмещение вреда здоровью) исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом в силу статьи 3 Федерального закона от 26 апреля 2004 года №31 -ФЗ, придавшей обратную силу нормам о ежегодной индексации ежемесячных денежных сумм исходя из уровня инфляции, размер такой компенсации индексируется с 19 июня 2002 года исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 30 декабря 2001 года №194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год» и Федеральным законом от 24 декабря 2002 года №176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год». Между тем Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 4 октября 2005 г. №364-0 указал, что, решая вопрос о возможности применения нового порядка индексации компенсационных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 29 мая 2004 г. суды должны исходить из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости придания закону, ухудшающему правовое положение граждан, обратной силы. Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что в тех случаях, когда судами общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел будет установлено, что применение введенного оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС приводит к уменьшению размера выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), им надлежит исходить из необходимости применения за период с 19 июня 2002 г. по 29 мая 2004 г. благоприятного для получателей указанных выплат критерия индексации. До 29 мая 2004 года предусматривалась ежегодная индексация возмещения вреда здоровью исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации (часть третья статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года №5-ФЗ в прежней редакции). При этом до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе были принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года №11-П). Следовательно, при исчислении возмещения вреда здоровью базовый размер указанной компенсационной выплаты, мог быть увеличен на ежегодные индексы роста величины прожиточного минимума по Воронежской области с 1 января 2002 года - в 1,187 раза, с 1 января 2003 года - в 1,620 раза, с 1 января 2004 года - в 1,271 раза. После 29 мая 2004 года законодателем был введен иной критерий индексации ежемесячной денежной компенсации, в соответствии с которым указанная компенсационная выплата должна ежегодно индексироваться исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год (Федеральный закон от 26 апреля 2004 года №31-ФЗ). Размер возмещения вреда здоровью подлежащий выплате составляет: 23518 рублей 08 копеек (5034,24 х 1,187 х 1,620 х 1,271 х 1,11 х 1,09 х 1,08 х 1,105 х 1,13 х 1,1 х 1,065). С ответчика в пользу истца подлежат взысканию неполученные суммы возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, за период с 15 февраля 2001 года по 31 августа 2011 года включительно в размере 570720,79 руб. согласно следующему расчету: 1 831 066,32 руб.- 1 260345,53 руб., где - 1 260 345, 53 руб.- сумма фактически произведенных выплат за период с 15 февраля 2001 года по 31 августа 2011 года. - 1 831 066,32 руб. - общая сумма выплат, которую ответчик должен был произвести за период с 15 февраля 2001 года по 31 августа 2011 года согласно следующего расчета: за 2001 год - 52859,52 руб., согласно расчета: 2517,12 руб. (февраль 2001 года) + 5034,24 руб. х 10 месяцев; за 2002 год - 71707,68 руб. (7429,08 руб. х 12 месяцев); за 2003 год - 116166,48 руб., (9472,07 руб. х 12 месяцев); за 2004 год - 147647,64 руб., (10836,05 руб. х 12 месяцев); за 2005 год- 163888,92 руб., (12028,02 руб. х 12 месяцев); за 2006 год - 178638,96 руб., (13110 руб. х 12 месяцев); за 2007 год - 192930,12 руб., (14159,38 руб. х 12 месяцев); за 2008 год - 213187,80 руб., (15646,11 руб. х 12 месяцев); за 2009 год - 240902,16 руб., (17610,10 руб. х 12 месяцев); за 2010 год - 264992,40 руб., (19448,11 руб. х 12 месяцев); за 8 месяцев 2011 года- 188144,64руб., (23518,08 руб. х 8 месяцев); Итого: 52859,52 руб. + 71707,68 руб. + 116166,48 руб. + 147647,64 руб. + 163888,92 руб. + 178638,96 руб. + 192930,12 руб. + 213187,80 руб. + 240902,16 руб. + 264992,40 руб. + 188144,64 руб. =1 831 066,32 руб. При таких обстоятельствах исковые требования Булавина Юрия Сергеевича к Военному комиссариату Воронежской области о взыскании задолженности по выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в соответствии со ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" за период с 15 февраля 2001 г. по 31 августа 2011 года в размере 570720 рублей 79 копеек, о возложении обязанности назначить с 01.09.2001 г. ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в соответствии со ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в размере 23 518 рублей 08 копеек являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 56,194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Булавина Юрия Сергеевича к Военному комиссариату Воронежской области о взыскании задолженности по выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в соответствии со ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" за период с 15 февраля 2001 г. по 31 августа 2011 года, о возложении обязанности назначить с 01.09.2011 г. ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере 23518,08 рублей удовлетворить. Взыскать с Военного комиссариата Воронежской области в пользу Булавина Юрия Сергеевича задолженность по выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в соответствии со ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» за период с 15 февраля 2001 года по 31 августа 2011 года в размере 570 720 (пятьсот семьдесят тысяч семьсот двадцать) рублей 79 копеек. Обязать Военный комиссариат Воронежской области назначить и выплачивать Булавину Юрию Сергеевичу ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере 23 518 (двадцать три тысячи пятьсот восемнадцать) рублей 08 копеек с последующей индексацией исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год до изменения законодательства. На решение может быть подана кассационная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд в течение десяти дней со дня его принятия судом в окончательной форме. Председательствующий: