гражданское дело по иску Ермаковой Марии Георгиевны к Военному Комиссариату Воронежской области о взыскании недополученной суммы пенсии с индексацией,возложении обязанности производить перерасчет пенсии



Дело № 2-937/11

Строка № 57

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 февраля 2011 года суд Центрального района города Воронежа, в составе:

председательствующего судьи: Буслаевой В.И.,

при секретаре: Голиковой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ермаковой Марии Георгиевны к Военному Комиссариату Воронежской области о взыскании недополученной суммы пенсии с индексацией за период с 01.03.1993г. по 01.02.2011г., возложении обязанности производить расчет пенсии с 01.02.2011г. в порядке, предусмотренном пунктом «г» ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 с последующим изменением в установленном законом порядке,

у с т а н о в и л:

Ермакова М.Г. обратилась в суд с исковым заявлением к Военному комиссариату Воронежской области, указав, что с 1.08.1982 г. является получателем пенсии по случаю потери кормильца – мужа, Ермакова Ивана Андреевича, участника Великой Отечественной войны, умершего 14 июня 1982 года.

Просит суд взыскать с Военного комиссариата Воронежской области задолженность по недополученной пенсии с индексацией за период с 01.03.1993 г. по 01.02.2011 г. в размере 176265,60 руб., обязать производить расчет пенсии с 01.02.2011г. в порядке, предусмотренном пунктом «г» ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 с последующим изменением в установленном законом порядке.

Истец о месте и времени проведения судебного заседания извещена надлежащим образом, в суд не явилась, в заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель Военного комиссариата Воронежской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, о чем в материалах дела имеется почтовое уведомление.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом первой инстанции дела по существу.

Таким образом, суд считает данное гражданское дело подлежащим рассмотрению в данном судебном заседании по имеющимся в деле письменным доказательствам в отсутствие не явившегося представителя ответчика, надлежаще извещенного о разбирательстве дела.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

На основании удостоверения (л.д.5) судом установлено, что истец является получателем пенсии по случаю потери кормильца с 1.08.1982 года.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 ст. 23.1 Закона РФ «О ветеранах» от 27.11.2002 года № 158-ФЗ, право на ежемесячную денежную выплату имеют члены семей по­гибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий.

Ермакова М.Г. является членом семьи умершего Ермакова Ивана Андреевича, и согласно ст. 21 вышеуказанного закона в редакции от 12.01.1995 года №5-ФЗ на нее распространяются меры социальной поддержки, установленные для семей по­гибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, которые предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоящим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством РФ, что подтверждается выданным Военным комиссариатом Воронежской области удостоверением установленного образца.

Кроме того, как следует из представленной Военным комиссариатом Воронежской области справки за № АВ-73046 от 04.03.2011 года Ермакова М.Г., 28 марта 1924 года рождения получает повышение пенсии в соответствии с п. «д» ст. 45 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотический средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» как рожденная до 31 декабря 1931 года (л.д.12).

Согласно п. «г» ст. 45 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел,... и их семей» от 12.02.1992 года № 4468-1 пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильцу назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются: участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.

Нормативно-правовые акты, дающие права и предоставляющие льготы подлежат бук­вальному толкованию в соответствии с положениями ст.ст. 17 и 18 Конституции РФ.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ государственные пенсии устанавливаются законом, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с п. 9 ст.2 Федерального Закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, имеющие право на социальные гарантии и компенсации в соответствии с настоящим Федеральным законом, пользуются социальными гарантиями и компенсациями, установленными для граждан федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Если указанные лица одновременно имеют право на получение одной и той же социальной гарантии и компенсации по нескольким основаниям, то им предоставляются по их выбору социальная гарантия и компенсация по одному основанию, за исключением случаев, особо предусмотренных федеральными конституционными законами, законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Федерального Закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" для военнослужащих настоящим Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы. Правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.

Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает:

- реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления; совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц;

- охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.

Как указано в п.5 ст. 3 данного закона никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, судом установлено, что Ермакова М.Г. имеет право на повышение пенсии в порядке, установленном п. «г» ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

В соответствии со ст. 46 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 (в ред. Федерального закона от 03.12.2007 г. №319-ФЗ), при наличии одновременно права на несколько повышений пенсий, предусмотренных пунктами «г», «д» и «з» части первой ст. 45 указанного закона, устанавливается одно повышение к пенсии, наибольшее по размеру.

Указанные изменения вступили в законную силу с 1.01.2008 года.

Удовлетворяя требования истицы в части повышения пенсии по п. «г» ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1, суд исходит из того, что истец имеет право на повышение пенсии и по п. «г» и по п. «д» указанного закона. Надбавка, предусмотренная по п. «г» больше, чем по п. «д» ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1, соответственно, суд находит правильным применить порядок подсчета размера пенсии с учетом права на ее повышение, предусмотренное п. «г» ст. 45.

Назначенная истцу пенсия по случаю потери кормильца подлежит повышению на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой ст. 46 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел … и их семей». В соответствии с ч. 1 ст. 46 закона минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, определяются исходя из расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере базовой части трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") и пересматривается одновременно с увеличением размера базовой части трудовой пенсии по старости (пункт 6 статьи 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") исходя из этого увеличения.

Пунктом 1 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по состоянию на 01.04.2009 г. размер базовой части трудовой пенсии по старости установлен в сумме 1950 рублей.

В соответствии с ч. 2 ст. 58 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел … и их семей», сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

В связи с тем, что неправомерными действиями пенсионного органа ответчика нарушено право истца, это право подлежит восстановлению, а, следовательно, исковые требования о взыскании недополученной суммы пенсии подлежат удовлетворению.

Определяя сумму, подлежащую взысканию, суд учитывает следующие обстоятельства. Размер базовой части трудовой пенсии по старости, по состоянию на 01.04.2009 г. составляет 1950 рублей, и, согласно изменениям законодательства, должен быть увеличен с учетом индексации на 32 %, однако, учитывая, что истица получала повышение пенсии на 16%, а с 01.01.2008 года получение одновременно двух повышений к пенсии невозможно, соответственно размер выплат рассчитывается по следующей формуле:

За период с 01.03.1993 г. по 01.01.2008 г. 178 мес. - размер недоплаты составляет: 1950х32%=624 руб. – ежемесячная недоплата пенсии х 178 месяцев=111 072 руб.

За период с 01.01.2008 г. по 01.02.2011 г. (25 месяцев) размер недоплаты составляет:

(1950*(32-16))/100%*25 мес. = 7 800 руб.

Итого, размер недоплаченной суммы к пенсии составил 118 872 рублей.

Суд, при удовлетворении исковых требований не принимает во внимание расчет, предоставленный истицей, так как он является необоснованным, поскольку составлен без учета выплачиваемой истице надбавки как рожденной до 31.12.1931 г., и без учета требований закона о невозможности получения двух повышений к пенсии с 01.01.2008 г., В связи с чем, в удовлетворении исковых требований в данной части исковых требований следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

р е ш и л:

Исковые требования Ермаковой Марии Георгиевны к Военному Комиссариату Воронежской области о взыскании недополученной суммы пенсии с индексацией за период с 01.03.1993г. по 01.02.2011г., возложении обязанности производить расчет пенсии с 01.02.2011г. в порядке, предусмотренном пунктом «г» ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 с последующим изменением в установленном законом порядке удовлетворить частично.

Взыскать с Военного комиссариата Воронежской области в пользу Ермаковой Марии Георгиевны недополученную сумму пенсии по случаю потери кормильца за период с 01.03.1993 года по 01.02.2011года с учетом индексации в соответствии с п. «г» ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 в размере 118872 (сто восемнадцать тысяч восемьсот семьдесят два) руб.

Обязать Военный комиссариат Воронежской области производить Ермаковой Марии Георгиевне увеличение пенсии по случаю потери кормильца в порядке, предусмотренном пунктом «г» ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 с 01.02.2011 года.

В остальной части исковые требования Ермаковой Марии Георгиевне оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 дней с момента принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: В.И. Буслаева