гражданское дело по иску Сухотерина Тихона Захаровича к Военному комиссариату Воронежской области о взыскании недополученной суммы пенсии



Дело № 2-3136/11

Строка 52

Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 августа 2011 года суд Центрального района города Воронежа в составе:

председательствующего судьи: Багрянской В.Ю.,

при секретаре: Панферовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сухотерина Тихона Захаровича к Военному комиссариату Воронежской области о взыскании недополученной суммы пенсии за период с 01.01.1997 года по 01.01.2003 года в размере 284904,71 рубля,

у с т а н о в и л:

Сухотерин Т.З. является пенсионером МО РФ и получателем пенсии по выслуге лет. Пенсия ему была назначена Военным комиссариатом Архангельской области с учетом районного коэффициента. С 1987 года в связи с переездом в г. Воронеж и до 01.01.2003 года пенсия истцу выплачивалась без учета районного коэффициента.

Истец обратился в суд с исковыми требованиями к Военному комиссариату Воронежской области о взыскании недополученной суммы пенсии за период с 01.01.1997 года по 01.01.2003 года в размере 284904,71 рубля.

Истец Сухотерин Т.З. извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просит рассмотреть иск в его отсутствие.

Представитель истца, действующий на основании ордера, Ишков Е.А. исковые требования своего доверителя поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.

Военный комиссариат Воронежской области извещены надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направили.

Учитывая задачи судопроизводства, принцип правовой определенности, распространение общего правила, закрепленного в ч.3 ст.167 ГПК РФ, об отложении судебного разбирательства в случае неявки в судебное заседание какого-либо из лиц, участвующих в деле, при отсутствии сведений о причинах неявки в судебное разбирательство не соответствовало бы конституционным целям гражданского судопроизводства, что, в свою очередь, не позволит рассматривать судебную процедуру в качестве эффективного средства правовой защиты в том смысле, который заложен в ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст.ст.7, 8 и 10 Всеобщей декларации прав человека и ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом первой инстанции дела по существу.

Суд, заслушав представителя истца, исследовав представленные по делу доказательства, приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что Сухотерин Т.З. является пенсионером МО РФ и получателем пенсии по выслуге лет. Пенсия ему была назначена Военным комиссариатом Архангельской области с учетом районного коэффициента. С 1987 года в связи с переездом в г. Воронеж и до 01.01.2003 года пенсия истцу выплачивалась без учета районного коэффициента.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Согласно ст. 48 Закона РФ № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членов их семей, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

В силу ч. 2 ст. 48 вышеуказанного закона, За пенсионерами из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, которым пенсия (включая надбавки, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона) была исчислена с применением части первой настоящей статьи, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, исчисленной с учетом соответствующего районного коэффициента, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Порядок исчисления выслуги лет и назначения пенсии в соответствии с ч. 3 ст. 18 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 определен Постановлением Правительства РФ № 941 от 22.03.1993 года.

Постановлением Правительства РФ № 434 от 15.04.1996 года вышеуказанное постановление было дополнено пунктом 16.1, которым предусмотрено сохранять размер пенсии с учетом соответствующего районного коэффициента за пенсионерами из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет и непосредственно перед увольнением проходивших военную службу (службу) в этих районах и местностях, где им была исчислена пенсия за выслугу лет или по инвалидности с соответствующим районным коэффициентом, в случае их последующего выезда на новое постоянное место жительства в местности, в которых к заработной плате рабочих и служащих районный коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере.

Указанный пункт введен в действие с 01.01.1997 года. Приказом Министра обороны РФ № 238 от 19.06.1996 года были внесены изменения в приказ Министра обороны 1994 года № 350, согласно которым статья 140 положения была дополнена частью второй, предусматривающей наличие права на получение пенсии с учетом районного коэффициента в случае переезда пенсионера на новое месте жительства после 01.01.1997 года.

В соответствии с п.1 ст. 11 Указ президента РФ «Об утверждении Положения о военных комиссариатах» следует, что основной задачей военных комиссаров является организация и ведение учета.

Из пункта 33 ст. 11 Положения следует, что к основным задачам военных комиссариатов относится обеспечение социально-правовой защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей.

Пункт 40 ст. 11 указанного Положения к одной из основных задач военных, комиссариатов относится также организация и проведение работы по пенсионному и социальному обеспечению граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, назначение указанным лицам предусмотренных для них законодательством Российской Федерации пенсий, пособий, предоставление компенсаций и других выплат.

Пункт 41 ст.11 Положения указывает, что к основной задаче военных комиссариатов относится организация и осуществление информационной работы по вопросам пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, предоставления им социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, «Положение о военных комиссариатах», утвержденное Указом Президента РФ, обязывает военные комиссариаты в своей работе руководствоваться Конституцией Российской Федерации, Федеральными конституционными законами, Федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, настоящим Положением и нормативными актами Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания требований или возражений. Доводы представителя ответчика, изложенные в судебном заседании 23 июня 2011 года, о том, что истцу выплачивалась пенсия без учета районного коэффициента, так как он не обращался с соответствующим заявлением, не принимается судом во внимание по изложенным выше основаниям.

Таким образом, соответствующая обязанность по исчислению размера пенсии с учетом районного коэффициента возложена на пенсионный орган, при этом назначение пенсии не является её перерасчетом и не должно ставиться в зависимость от обращения пенсионера с заявлением.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, об обоснованности заявленных исковых требований к ответчику о взыскания недополученной част пенсии за период 01.01.1997 года по 01.01.2003 года в размере 284904,71 рубля, принимая во внимание расчет, представленный истцом, полагая его обоснованным и законным.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Сухотерина Тихона Захаровича к Военному комиссариату Воронежской области о взыскании недополученной суммы пенсии за период с 01.01.1997 года по 01.01.2003 года в размере 284904,71 рубля удовлетворить.

Взыскать с Военного комиссариата Воронежской области в пользу Сухотерина Тихона Захаровича недополученную сумму пенсии за период с 01.01.1997 года по 01.01.2003 года в размере 284904 (двести восемьдесят четыре тысячи девятьсот четыре) рубля 71 копейка.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: