гр. дело № 2-3407/2010г. резолютивная часть строка № 27 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации «15» сентября 2010г. Центральный районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего судьи Жемчужниковой И.В., при секретаре Даценко И.А. с участием истца Звягиной Н.В., представителя ответчика по доверенности Царевой И.А., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Звягиной Натальи Васильевны к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Воронеже о признании незаконным решения комиссии, признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения, о возложении обязанности включить в специальный стаж периоды нахождения в отпуске по беременности и родам, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком после достижения им возраста полутора лет, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, о возложении обязанности назначить и выплачивать досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения, у с т а н о в и л: 25.03.2010г. Звягина Н.В. обратилась в ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Воронеже с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан (протокол № 581 от 14.05.2010г. и протокол № 514 от 13.07.2010г.) в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 20 п.1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения истцу отказано из-за отсутствия необходимого специального стажа для назначения данного вида пенсии - 30 лет по тем основаниям, что не подлежит зачету в специальный стаж в льготном исчислении период отпуска по уходу за ребенком после достижения им возраста полутора лет в соответствии с п. 7 Разъяснения Госкомтруда СССР от 29.11.1989г. №23/24 – 11, письмом Минсоцзащиты РФ от 27.11.1995г. №4485/1-34 и Определением Конституционного Суда РФ от 21.02.2008г. № 93-О-О; не подлежат зачету в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации как не предусмотренные п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516; периоды отпуска по беременности и родам не включены в специальный стаж в льготном исчислении, так как п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464 предусматривает льготное исчисление (1 год как 1 год и 3 месяца) за периоды работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке). Считая действия ответчика незаконными, истец обратилась в суд с настоящим иском, впоследствии дополнила исковые требования (л.д.57), просит признать решение комиссии об отказе в назначении пенсии незаконным, обязать ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в льготном исчислении (1 год как 1 год и 3 месяца): периоды отпуска по беременности и родам с 24.01.1983г. по 19.03.1983г., с 20.03.1983г. по 15.05.1983г.; в календарном исчислении: период отпуска по уходу за ребенком после достижения им возраста полутора лет с 23.09.1989г. по 08.01.1991г.; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 10.01.2000г. по 03.03.2000г., с 28.02.2005г. по 25.03.2005г., с 15.02.2010г. по 13.03.2010г., признать право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения, обязать ответчика назначить и выплачивать досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения к ответчику с заявлением – 25.03.2010г. Истец Звягина Н.В. иск поддержала, пояснила изложенное. Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в г. Воронеже по доверенности Царева И.А. с иском не согласилась, считает отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости обоснованным по изложенным основаниям. Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям. Федеральный закон № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», введенный в действие с 1.01.2002г., устанавливает основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на трудовые пенсии. Право на назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста, урегулировано п. 20 ч. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. Порядок исчисления периодов работ (деятельности) и правила назначения указанной пенсии в соответствии с ч. 2 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ утверждаются Правительством РФ. В соответствии с п.п. б п. 5. Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность, в соответствии подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ № 173-ФЗ периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), 1 год работы засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 6 месяцев или 1 год как 1 год и 3 месяца. Право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения за периоды работы до 01.11.1999 г. в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П может определяться на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 6.09.1991 г. № 464, пунктом 2 которого предусмотрено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет зачисляется лечебная и иная работа по охране здоровья населения в лечебно-профилактических учреждениях независимо от ведомственной подчиненности учреждений. На основании ч.ч. 3-4 ст. 12 Основ законодательства об охране здоровья граждан установлено, что в государственную систему здравоохранения входят лечебно-профилактические учреждения, фармацевтические предприятия и организации, создаваемые министерствами, ведомствами, государственными предприятиями, учреждениями и организациями РФ. Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 г. и в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию по выслуге лет, утвержденным Постановлением Министров РСФСР. После 12.11.2002г. при исчислении продолжительности стажа применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовых пенсий по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002г. На основании пояснений сторон, копий протоколов комиссии (л.д.6-8,26-28), справок МУЗ городского округа город Воронеж «Городская поликлиника № 10» (л.д. 39, 41,55,56), приказа Детской поликлиники № 3 от 24.02.2005г. № 14к, приказа МУЗ ТМО № 7 от 21.01.2000г. № 3к (л.д. 42-43), приказа МУЗ городского округа город Воронеж «Городская поликлиника № 10» от 04.02.2010г. № 41к (л.д. 44), личной карточки (л.д. 45-51), справок МОУ средняя общеобразовательная школа № 55 от 06.09.2010г. б/н (л.д. 58, 59), справки Управы Советского района городского округа г. Воронеж от 10.09.2010г. б/н (л.д. 60), листков начислений (л.д. 61-64), свидетельства о заключении брака (л.д. 67), свидетельства о рождении (л.д. 68, 69) судом установлено, что согласно Постановления Конституционного Суда от 29.01.2004г. № 2-П в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно истцу, как лицу осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не включены в льготном исчислении периоды отпуска по беременности и родам - с 24.01.1983г. по 19.03.1983г. (1 месяц 26 дней), с 20.03.1983г. по 15.05.1983г. (1 месяц 26 дней). В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для работников которые постоянно в течение полного рабочего дня заняты на этой работе, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, в также периоды ежегодных отпусков, включая дополнительные. Основанием для предоставления отпуска по беременности и родам служит медицинское заключение о временной нетрудоспособности, данный отпуск оплачивается через пособие по государственному социальному страхованию в виде пособия по беременности и родам. Основанием для назначения пособия является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности, в соответствии с п. 37 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, действовавшему на день выдачи листа нетрудоспособности истца, утвержденному Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984г. Учитывая изложенное, суд считает, что периоды нахождения истца в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как периоды получения пособия по беременности и родам в периоды временной нетрудоспособности, что позволяет включить эти периоды в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в льготном исчислении. В специальный стаж истца не включен период нахождения в отпуске по уходу за ребенком после достижения им возраста полутора лет с 23.09.1989г. по 08.01.1991г. (1 год 3 месяца 16 дней). В соответствии с Постановлением Министерства труда РФ № 29 от 22 мая 1996г. «Об утверждении разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей,…» в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992г., т.е. до вступления в силу Закона Российской Федерации № 3543-1 от 25.09.1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации». Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 г. №375/24-11 «Об утверждении разъяснения «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет» предусмотрено право женщины на частично оплачиваемый отпуск до достижения ребенком возраста полутора лет и право на получение дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Указанный отпуск вводится одновременно по всей стране с 1 декабря 1989 г. В соответствии с п. 7 указанных Разъяснений время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе: при назначении пособий по государственному социальному страхованию, при назначении государственных пенсий, при выплате единовременного вознаграждения или надбавок к заработной плате за выслугу лет и стаж работы по специальности и вознаграждения за годовые результаты работы предприятия; в стаж работы по специальности при установлении окладов работникам просвещения, здравоохранения, библиотечным работникам и некоторым другим специалистам; при предоставлении льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в Карельской АССР, Коми АССР, Архангельской области; в других случаях, когда от стажа зависит получение каких-либо льгот. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учеба, в период которой предоставлены указанные отпуска. Суд принимает также во внимание п. 21 Разъяснений Министерства труда РФ № 29 от 22.05.1996г., письмо Минсоцзащиты РФ № 4485/1-34 от 27.11.1995 г, письмо Минтруда РФ № 5 от 22.05.1996г., в соответствии с которыми в специальный стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком. Учитывая вышеизложенное, суд считает правильным включение периода отпуска истца после достижения им возраста полутора лет в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, то есть до вступления в силу Закона РФ № 3543-1 от 25.09.1992г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации». Кроме того, согласно п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», если отпуск имел место до 06.10.1992г. (времени вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости. Согласно справки (л.д. 39), приказов (л.д. 40, 42-43, 44), личной карточки (л.д. 45-51) и что не оспаривается сторонами, судом установлено, что в периоды с 10.01.2000г. по 03.03.2000г. (1 месяц 24 дня), с 28.02.2005г. по 25.03.2005г. (28 дней), с 15.02.2010г. по 13.03.2010г. (29 дней) истец находилась на курсах повышения квалификации. В соответствии со статьей 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993г. № 5487-1 и в целях совершенствования порядка получения квалификационных категорий специалистами, работающими в системе здравоохранения РФ, утверждено Положение о порядке получения квалификационных категорий специалистами, работающими в системе здравоохранения РФ. Положение о порядке получения квалификационных категорий специалистами, работающими в системе здравоохранения РФ, утвержденное Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.08.2001г. № 314, определяет порядок получения квалификационных категорий указанными специалистами с высшим и средним профессиональным образованием. При получении квалификационной категории оцениваются профессиональная квалификация, компетентность, а также способность выполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью. Согласно ст.112 Кодекса законов о труде при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством. В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Учитывая вышеизложенное, суд считает правильным включение периодов нахождения истца на курсах усовершенствования в календарном исчислении в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. На основании пояснений лиц, участвующих в деле, протоколов заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан судом установлено, что истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии досрочно 25.03.2010 г. (л.д. 25), с учетом включения спорных периодов в специальный стаж у истца имеется стаж, необходимый для назначения пенсии досрочно, истец обратилась в установленном законом порядке к ответчику и представила все необходимые для назначения пенсии документы, суд считает, что ответчик обязан назначить и выплатить истцу указанную пенсию с момента обращения в ГУ УПФ РФ в г. Воронеже - с 25.03.2010г. В части иска о признании незаконным решения комиссии об отказе в назначении пенсии суд находит необходимым отказать, поскольку истцом не были представлены ответчику все необходимые доказательства для решения вопроса о назначении пенсии, которые представлены в судебное заседание. Руководствуясь ст.ст. 67, 194 - 197 ГПК РФ, суд р е ш и л: Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Воронеже включить в специальный стаж Звягиной Наталье Васильевне, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в льготном исчислении (1 год за 1 год 3 месяца): периоды отпуска по беременности и родам с 24.01.1983г. по 19.03.1983г., с 20.03.1983г. по 15.05.1983г.; календарном исчислении: период отпуска по уходу за ребенком после достижения им возраста полутора лет с 23.09.1989г. по 08.01.1991г.; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 10.01.2000г. по 03.03.2000г., с 28.02.2005г. по 25.03.2005г., с 15.02.2010г. по 13.03.2010г. Признать за Звягиной Натальей Васильевной право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 Федерального Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. с момента обращения в ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Воронеже – с 25.03.2010г. Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Воронеже назначить и производить выплату Звягиной Наталье Васильевне трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 Федерального Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. с момента обращения в ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Воронеже - с 25.03.2010г. В остальной части иска Звягиной Натальи Васильевны к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Воронеже отказать. Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение десяти дней со дня принятия настоящего решения в окончательной форме. Судья