О признании незаконным бездействие по постановке в очередь на получение и выделение сертификата на 2011 год, возложении обязанности включить в список кандидатов на получение государственного жилищного сертификата.



гр. дело № 2-3821/2011г.

строка № 52

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«21» сентября 2011г. Центральный районный суд г. Воронежа

в составе:

председательствующего судьи Жемчужниковой И.В.

секретаря Даценко И.А.

с участием адвоката Ревинова В.Г., истца ФИО6 представителя ответчика ГУ МВД РФ по Воронежской обл. по доверенности Романцова С.Н.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ МВД России по Воронежской области о признании незаконным бездействие по постановке в очередь на получение и выделение сертификата на 2011 год, возложении обязанности включить в список кандидатов на получение государственного жилищного сертификата в 2001 году в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством»,

у с т а н о в и л:

Истец обратился в суд с настоящим иском, указал, что проходил службу в органах внутренних дел, 17.10.2009г. уволен из органов внутренних дел по сокращению штатов, с 24.10.2003г. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, состоит в ГУ МВД России по Воронежской области на очереди на получение жилого помещения, в связи с чем истец считает, что имеет право на получение жилищного сертификата в соответствии с п.п. «а» п. 5 «Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 -2010 годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».

20.11.2009г. истцом на имя начальника ГУВД по Воронежской области был подан рапорт о желании участвовать в подпрограмме, 20.01.2010г. подано заявление о выделении сертификата в планируемом 2011г., 29.01.2010г. в соответствии с протоколом № 1 ЖБК истец включен в список сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий под номером 482.

10.02.2011г. и 12.02.2011г. истец направил заявления с просьбой уточнить очередность в списках нуждающихся на улучшении жилищных условий и в списках подпрограммы на получение жилищного сертификата.

В связи с тем, что ответа истец не получил и считая, что он имеет право на включение в соответствующую программу «Жилище» на 2002-2010 годы», поскольку общая продолжительность службы в органах внутренних дел составляет более 10 лет и уволен он со службы в связи с сокращением штатов, истец просит признать незаконным бездействие ГУ МВД России по Воронежской области по постановке ФИО7 в очередь на получение и выделение государственного жилищного сертификата на 2011 плановый год, обязать ГУ МВД России по Воронежской области включить Ерофеева С.Ю. в список кандидатов на получение государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в 2011 году.

Истец ФИО1 исковые требования поддержал, пояснил изложенное.

Представитель ответчика ГУ МВД РФ по Воронежской обл. по доверенности Романцов С.Н. с иском не согласился, представил письменные возражения (л.д.35-37).

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

На основании пояснений участвующих в деле лиц, сообщений, заявлений, уведомлений, квитанций, описи, отчетов об отправке факса, паспорта, свидетельства о регистрации по месту пребывания, сводного списка, приказов, свидетельств, справок, выписок из домовой книги, договоров найма жилого помещения, выписок из протокола, выписки из уточненного списка, имеющихся в деле, судом установлено, что истец ФИО1 проходил службу в органах внутренних дел РФ в должности старшего оперуполномоченного УСТМ ГУВД по Воронежской области, данная должность содержалась за счет средств федерального бюджета, что подтверждается справкой ГУВД по Воронежской области № 3831 от 30.11.2009г. (л.д. 66).

17.10.2009г. истец уволен из органов внутренних дел по сокращению штатов.

05.06.2009г. на заседании жилищно-бытовой комиссии УСТМ ГУВД по Воронежской области утвержден список 16 сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 63).

Согласно справки ГУВД по Воронежской области № 47/3830 от 30.11.2009г. Ерофеев С.Ю. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий с 24.10.2003г. и состоит по списку в очереди ГУВД № 493, список утвержден 26.05.2009г. по УСТМ ГУВД по Воронежской области (л.д. 65).

20.11.2009г. ФИО1 на имя начальника ГУВД по Воронежской области подан рапорт с целью участия в подпрограмме (л.д. 11), который получен ответчиком 22.12.2009г., что подтверждается уведомлением, описью, квитанцией (л.д.12).

20.01.2010г. ФИО1 подал заявление о выделении сертификата в планируемом 2011г. (л.д. 13).

Отсутствие у истца постоянного жилья подтверждается отметкой в паспорте (л.д.25), свидетельством о регистрации по месту пребывания (л.д. 26), справкой о неучастии в приватизации (л.д. 55), выпиской из домовой книги (л.д. 56, 57, 61-62), договорами найма (л.д. 58-60).

В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 30 Закона РФ от 18.04.1991г. № 1026-1 «О милиции», действующего на день принятия истца на учет граждан в качестве нуждающегося, сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность (в ред. Федеральных законов от 31.03.1999г. № 68-ФЗ, от 29.12.2000г. № 163-ФЗ).

Статьей 44 Федерального закона от 07.02.2011г. № 3-ФЗ «О полиции» (в ред. от 01.07.2011г.) предусмотрено обеспечение сотрудника полиции жилым помещением, которое осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 30.09.1997г. № 1062 «О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан» (п.3) Правительству Российской Федерации поручено утвердить порядок выдачи и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим и некоторым другим категориям граждан.

По поручению Президента РФ от 2.11.1997г. № Пр-1777 Правительством РФ 20 января 1998г. принято Постановление № 71 «О федеральной целевой программе «Государственные жилищные сертификаты», которым утверждена федеральная целевая программа «Государственные жилищные сертификаты». Указом Президента РФ от 28.01.1998г. № 102 указанной Программе придан статус президентской.

Указом Президента РФ от 28.06.1999г. № 825 (в ред. От 16.03.2007г. № 359) «Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов и учреждений» определено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета, граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений, а также членов их семей является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов (п. 1). Согласно п. 2 Указа на указанную категорию лиц распространено действие президентской программы «Государственные жилищные сертификаты».

Право на получение сертификата определяется в соответствии с Порядком выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим, увольняемым с военной службы, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, увольняемым со службы, гражданам, уволенным с военной службы, со службы из органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также гражданам, подлежащим переселению из закрытых и обособленных военных городков, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.03.1999г. № 351.

Выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы».

Задачами подпрограммы являются финансовая поддержка граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, путем предоставления им социальных выплат на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета (далее - социальные выплаты), а также обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за счет субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на указанные цели.

В соответствии с Паспортом подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. № 1050, определены категории граждан – участников подпрограммы: 1) граждане, имеющие право на получение социальной выплаты и принявшие решение участвовать в подпрограмме, предоставление социальной выплаты которым осуществляется федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; 2) граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и принявшие решение участвовать в подпрограмме, обеспечение жилыми помещениями которых осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по выбору гражданина в форме предоставления жилого помещения (в собственность бесплатно или по договору социального найма), приобретенного (построенного) за счет субвенции, либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет субвенции.

Для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 вышеуказанных Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме.

В соответствии пунктами 2,7 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета субсидии для приобретения жилого помещения. Согласно раздела II Правил социальные выплаты предоставляются гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории РФ. Сводный список получателей сертификатов формируется в той же хронологической последовательности, в какой граждане – участники подпрограммы, были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Исходя из изложенного, суд считает, что истец должен быть включен в список кандидатов на получение государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

Доводы представителя ответчика об отсутствии у истца постоянного места жительства, поэтому он не может быть включен в список кандидатов на получение государственного жилищного сертификата, не принимаются судом во внимание как противоречащие п. 7 и п.8 вышеназванных Правил, согласно которых основанием для признания граждан не имеющими жилых помещений является, в том числе отсутствие жилых помещений для постоянного проживания; проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.

В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.

Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выде­лении сертификата в планируемом году.

Принятие органом местного самоуправления указанного заявления после 1 ию­ля года, предшествующего планируемому, не допускается (пункт 24 Правил).

Федеральные органы исполнительной власти представляют до 1 сентября года, предшествующего планируемому, государственному заказчику подпрограммы све­дения о необходимом количестве сертификатов на планируемый год. Включение граждан - участников подпрограммы в сводный список после его утверждения не допускается (пункт 26 Правил).

В связи с вышеизложенным не подлежат удовлетворению исковые требования истца в части постановки в очередь на получение и выделение государственного жилищного сертификата на 2011 плановый год, и в части включения в список кандидатов на получение государственного жилищного сертификата в 2011 году.

Ссылки представителя ответчика на пропуск истцом срока, а также ссылки на ст. 56 ЖК РФ, согласно которой граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, не принимаются судом во внимание на основании вышеизложенных положений действующего законодательства. Ссылки на непредставление в ЖБК ГУВД вы­писки из домовой книги и копии финансового лицевого счета, что по мнению представителя ответчика, является основанием к отказу в призна­нии гражданина участником подпрограммы, суд считает необоснованными, так как заявление об участии в подпрограмме на получение государственного жилищного сертификата истцом подано в 2009г., о чем указано выше, для чего обращаться повторно в 2010г. истец не должен.

Руководствуясь ст. ст. 67, 194 - 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Признать незаконным бездействие ГУ МВД России по Воронежской области по постановке ФИО1 в очередь на получение и выделение государственного жилищного сертификата.

Обязать ГУ МВД России по Воронежской области включить ФИО1 в список кандидатов на получение государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

В остальной части исковых требований ФИО1 отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Воронежский областной суд в течение десяти дней со дня принятия настоящего решения в окончательной форме.

Судья