гр. дело № 2-2317/2011г. строка № 52 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации «18» июля 2011 г. Центральный районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего судьи Юрченко Е.В. при секретаре Пидусовой Е.В. с участием прокурора Науменковой Т.П., представителя ответчика ГУ МВД по Воронежской области по доверенности Головиной И.А., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кулика Александра Григорьевича к ГУ МВД по Воронежской области о признании права на получение единовременного пособия, о взыскании пособия, у с т а н о в и л: Истец проходил службу в должности инспектора ОМОН при ГУВД Воронежской области. Приказом начальника ГУВД Воронежской области по личному составу №946 - л/с от 02.07.2002г. истец уволен со службы по п. «з» ч. 7 ст. 19 Закона РФ «О милиции» с выплатой единовременного пособия в размере 22 месячных окладов денежного содержания. ДД.ММ.ГГГГ., находясь в служебной командировке в зоне проведения контртеррористической операции на территории <адрес>, во время проведения специальной операции в результате разрыва гранаты получил закрытую черепно – мозговую травму, сотрясение головного мозга, ушиб мягких тканей головы. ДД.ММ.ГГГГ., находясь в служебной командировке в зоне проведения контртеррористической операции на территории <адрес>, во время проведения специальной операции в результате разрыва мины получил закрытую черепно – мозговую травму, сотрясение головного мозга. ДД.ММ.ГГГГ., находясь в служебной командировке в зоне проведения контртеррористической операции на территории <адрес>, во время проведения специальной операции в результате разрыва мины получил минно-взрывную травму позвоночника. 26.04.2002г. был освидетельствован ВВК ФГУЗ «Медико-санитарная часть ГУВД Воронежской области» по результатам чего признан ограничено годным к военной службе (л.д. 15 - 16). 03.12.2003г. был освидетельствован во МСЭ, определена третья группа инвалидности. 29.01.2003г. заключением СМЭ истцу определена утрата профессиональной трудоспособности в размере 50 % (л.д. 19 - 20). В соответствии с Федеральным законом № 35-ФЗ от 06.03.2006г. «О противодействии терроризму» истец обратился к ответчику с заявлением о выплате ему 300000 руб. как лицу, принимавшему участие в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, и получившему увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, в чем ему было отказано по тем основаниям, что единовременное пособие не выплачивается лицам, подлежащим обязательному государственному личному страхованию, а истец был застрахован и получил страховую сумму. Считая действия ответчика незаконными, истец обратился в суд с настоящим иском, просит признать за ним как за лицом, принимавшим участие в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, и получившим увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, право на получение единовременного пособия в размере 300000 руб. и взыскать с ответчика единовременное пособие в сумме 300000 руб. Истец Кулик А.Г. в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем в материалах гражданского дела имеется почтовое уведомление. Представитель истца по ордеру адвокат Манжурина Г.Т. в судебное заседание не явилась, о дне рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о чем в материалах гражданского дела имеется расписка. Представитель ответчика ГУ МВД по Воронежской области по доверенности Головина И.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, заявленных истцом, мотивируя тем, что истец не имеет права на указанное пособие, поскольку на него не распространяется указанный закон, кроме того, в связи с полученной травмой истцу как лицу, подлежащему обязательному государственному личному страхованию, произведены все выплаты. Прокурор Науменкова Т.П. полагала иск подлежащим удовлетворению в размере 50000 рублей. Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. На основании пояснений участвующих в деле лиц, приказов, ответов, справок, актов, имеющихся в деле, судом установлено, что истец проходил службу в должности инспектора ОМОН при ГУВД Воронежской области. ДД.ММ.ГГГГ., находясь в служебной командировке в зоне проведения контртеррористической операции на территории <адрес>, во время проведения специальной операции в результате разрыва гранаты получил закрытую черепно – мозговую травму, сотрясение головного мозга, ушиб мягких тканей головы. ДД.ММ.ГГГГ., находясь в служебной командировке в зоне проведения контртеррористической операции на территории <адрес>, во время проведения специальной операции в результате разрыва мины получил закрытую черепно – мозговую травму, сотрясение головного мозга. ДД.ММ.ГГГГ., находясь в служебной командировке в зоне проведения контртеррористической операции на территории <адрес> во время проведения специальной операции в результате разрыва мины получил минно-взрывную травму позвоночника. 26.04.2002г. был освидетельствован ВВК ФГУЗ «Медико-санитарная часть ГУВД Воронежской области» по результатам чего признан ограничено годным к военной службе (л.д. 15 - 16). Приказом начальника ГУВД Воронежской области по личному составу №946 - л/с от 02.07.2002г. истец уволен со службы по п. «з» ч. 7 ст. 19 Закона РФ «О милиции» с выплатой единовременного пособия в размере 22 месячных окладов денежного содержания. 29.01.2003г. заключением СМЭ истцу определена утрата профессиональной трудоспособности в размере 50 % (л.д. 19 - 20). 03.12.2003г. был освидетельствован во МСЭ, определена третья группа инвалидности. В соответствии с Федеральным законом № 35-ФЗ от 06.03.2006г. «О противодействии терроризму» истец обратился к ответчику с заявлением о выплате ему 300000 руб. как лицу, принимавшему участие в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, и получившему увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, в чем ему было отказано по тем основаниям, что единовременное пособие не выплачивается лицам, подлежащим обязательному государственному личному страхованию, а истец был застрахован и получил страховую сумму. Согласно ст. 20 Федерального закона № 35-ФЗ от 06.03.2006г. «О противодействии терроризму» лица, участвующие в борьбе с терроризмом, находятся под защитой государства и подлежат правовой и социальной защите. К указанным лицам относятся военнослужащие, сотрудники и специалисты федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, осуществляющих борьбу с терроризмом. В соответствии со ст. 21 Федерального закона № 35-ФЗ от 06.03.2006г. возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу указанных лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В случае, если лицо, принимавшее участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, получило увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, этому лицу за счет средств федерального бюджета выплачивается единовременное пособие в размере трехсот тысяч рублей и назначается пенсия в соответствии с законодательством Российской Федерации. Принимая во внимание, что судом бесспорно установлен факт получения истцом 12.05.1995г. закрытой черепно – мозговой травмы, сотрясение головного мозга, ушиб мягких тканей головы, 07.03.1996г. закрытой черепно – мозговой травмы, сотрясение головного мозга, 18.11.1999г. минно-взрывной травмы позвоночника, в связи с его участием в борьбе с терроризмом, повлекшей за собой наступление у истца инвалидности, суд считает, что истец имеет право на выплату единовременного пособия. В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона № 35-ФЗ от 06.03.2006г. возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу лиц, указанных в статье 20 Федерального закона, в связи с их участием в борьбе с терроризмом, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно п. 2 Правил возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе в терроризмом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.02.2008г. № 105 для получения единовременного пособия, установленного частями 3 и 4 статьи 21 Федерального закона «О противодействии терроризму», лицо, участвовавшее в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом и получившее увечье или ранение, представляет в федеральный орган исполнительной власти, в котором он проходит службу, работает, исполняет обязанности или с которым сотрудничает на постоянной или временной основе письменное заявление о выплате указанного единовременного пособия и медицинские документы, подтверждающие причинение вреда его здоровью (ранение, увечье). С учетом даты получения ранений, положения Федерального закона не подлежат применению к спорным правоотношениям по следующим основаниям. В соответствии со ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. При применении этой нормы следует учитывать, что она относится к вновь возникшим правам и обязанностям сторон, но не к случаям, когда изменяется правовой подход к регулированию соответствующих отношений. На момент причинения вреда и наступления инвалидности отношения сторон регулировались Федеральным законом от 25.07.1998 года №130-ФЗ «О борьбе с терроризмом», поскольку третья группа инвалидности истцу была установлена в 2003 году. Согласно ст. 20 названного закона вред, причиненный здоровью или имуществу лиц, в связи с их участием в борьбе с терроризмом, возмещается в порядке, определяемом законодательством РФ. В случае, если лицо, принимавшее участие в борьбе с терроризмом, при проведении контртеррористической операции получило увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, этому лицу выплачивается единовременное пособие в размере 50000 рублей 00 копеек. Поскольку задача по борьбе с терроризмом входила в круг служебных обязанностей истца, то все возникшие в связи с этим правоотношения, в том числе и по денежным выплатам, подпадали под действие Федерального закона «О борьбе с терроризмом» от 25.07.1998 года. Таким образом, истец имеет право на получение единовременного пособия в размере, установленном на дату получения ранения, то есть в размере 50000 рублей 00 копеек. При этом суд отмечает, что порядок исполнения Федерального закона от 25.07.1998 года №130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» как по срокам выплат, так и по процедуре выплаты указанного пособия установлен не был. Положения постановления Правительства РФ от 22.01.1997 года №58 «О мерах социальной защиты лиц, привлекаемых к выполнению специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом» к спорным правоотношениям не подлежали применению, поскольку распространялись в отношении лиц, привлекаемых с их согласия к выполнению специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом и не входящих в круг их служебных обязанностей. На основании изложенного, с учетом полученных 12.05.1995г., 07.03.1996г., 18.11.1999г. травм, повлекших за собой наступление у истца инвалидности, суд считает, что истец имеет право на единовременное пособие в размере 50000 рублей 00 копеек. Суд, учитывает доводы представителя ответчика о том, что положения Федерального закона РФ от 06.03.2006 года №35-ФЗ на истца не распространяются, поскольку его правовой статус, гарантии правовой и социальной защиты как сотрудника органов внутренних дел определяются Законом РФ от 18.04.1991 года №1026-1 «О милиции», Инструкцией о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких, утвержденной Приказом МВД РФ от 15.10.1999 года №805, Федеральным законом от 28.03.1998 года №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно – исполнительной системы», в соответствии с п. 5 ст. 20 Федерального закона №130 ФЗ от 25.07.1998 года при одновременном возникновении в соответствии с законодательством РФ нескольких оснований для указанных в этой статье единовременных выплат, выплата осуществляется по одному основанию по выбору получателя. Суд также учитывает, что ранения истца повлекли за собой наступление инвалидности в период действия Федерального закона N 130-ФЗ от 25.07.1998 г., что также дает основание для применения указанного закона в связи с наличием длящихся правоотношений. Довод истца в обоснование взыскания единовременного пособия именно по нормам Федерального закона № 35-ФЗ от 6 марта 2006 г. "О противодействии терроризму" о его юридической неосведомленности до последнего времени о его праве на получение указанного пособия, суд не принимает во внимание, так как данное обстоятельство не имеет правового значения при рассмотрении настоящего спора. Утверждение представителя ответчика о том, что положения о выплате единовременного пособия на истца не распространяются, поскольку правовой статус, гарантии правовой и социальной защиты сотрудников органов внутренних дел определяются Законом РФ «О милиции», Инструкцией о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких, утвержденной приказом МВД РФ № 805 от 15.10.1999 г., Федеральным законом № 52-ФЗ от 28.03.1998г. «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции», и в соответствии с указанными законами истцу полагались все необходимые выплаты, суд не принимает во внимание, так как в соответствии с п. 5 ст. 20 Федерального закона от 25.07.1998 N 130-ФЗ (аналогично в п. 6 ст. 21 Федерального закона № 35-ФЗ от 06.03.2006г.) при одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких оснований для указанных единовременных выплат выплата осуществляется по одному основанию по выбору получателя. Суд также учитывает, что компенсационные выплаты, а также единовременные пособия, выплачиваемые в соответствии с Законом о противодействии терроризму (Законом о борьбе с терроризмом), по своей сути являются именно единовременными, фиксированными, выплачиваемыми по факту наступления вреда жизни и здоровью лиц, принимавших участие в борьбе с терроризмом. Указанные выплаты являются дополнительными, выплачиваются в соответствии со специальным Законом или иными правовыми актами в связи с выполнением задач по борьбе с терроризмом и не исключают возможности возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью, в соответствии с гражданским законодательством. Лица, пострадавшие при осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, имеют право на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью, в объеме и размере, установленном действующим законодательством, которые, в частности, главой 59 ГК РФ, при одновременном сохранении права на получение единовременного пособия по специальному Закону и других компенсационных выплат. Страховые же выплаты не относятся к единовременным пособиям, поэтому ограничение, предусмотренное ч. 5 ст. 20 Федерального закона «О борьбе с терроризмом» (ч. 6 ст. 21 Федерального закона "О противодействии терроризму"), на спорные правоотношения распространяться не могут. Государство, учитывая особый статус лиц, принимавших участие в борьбе с терроризмом, гарантирует им полную материальную компенсацию полученного повреждения здоровья, которая реализуется посредством выплат разных видов. Данные выплаты входят в общий гарантированный государством объем возмещения вреда, но реализуются в рамках разных правоотношений (страховые правоотношения, правоотношения по возмещению вреда, правоотношения по выплате единовременных пособий, правоотношения по выплате социальных пособий). Принимая во внимание, что положения Федерального закона №130-ФЗ от 25.07.1998 года не предусматривали заявительный характер выплаты единовременного пособия, не устанавливали сроки производства выплаты, пособие должно было быть выплачено ГУВД по Воронежской области в период службы истца либо при его увольнении. Поскольку пособие истцу не было выплачено, суд усматривает вину ответчика в несвоевременности выплаты. Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» не содержит положений, препятствующих взысканию своевременно не полученного пособия, когда невыплата имела место по вине органа, обязанного ее осуществлять. Таким образом, требование истца о выплате единовременного пособия подлежит удовлетворению в размере 50000 рублей 00 копеек. Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд р е ш и л: Признать за Куликом Александром Григорьевичем право на получение единовременного пособия в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек. Обязать ГУ МВД по Воронежской области за счет средств федерального бюджета выплатить Кулику Александру Григорьевичу единовременное пособие в сумме 50000 (пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать. На решение может быть подана кассационная жалоба или принесено кассационное представление в Воронежский областной суд в течение десяти дней со дня принятия настоящего решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме составлено к 17.10 час. 18.07.2011 г.