О назначении пенсии за выслугу лет, выплате задолженности по пенсии.



№ 2-5985/11           КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 декабря 2011 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Панина С.А.,

при секретаре Ряскиной О.С.,

с участием:

представителя истицы Лакоба А.В. по доверенностям Филимоновой Т.И.,

представителя ответчика ГУ МВД России по Воронежской области по доверенности Васильева А.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лакобы Аиды Владимировны к ГУ МВД России по Воронежской области о назначении пенсии за выслугу лет с 20 октября 2001 года, выплате задолженности по пенсии с 20 октября 2011 года,

установил:

Лакоба А.В. обратилась в суд с настоящим иском, указав, что является пенсионером МВД республики Абхазия; выслуга на момент увольнения составляла 25 лет 05 месяцев 25 дней; после увольнения она прибыла на постоянное место жительства в Воронежскую область; 02.11.2011 года ей было отказано в названии пенсии за выслугу лет, в связи отсутствием соглашения с республикой Абхазия о пенсионном обеспечении военнослужащих и приравненных к ним лиц; данный отказ считает неправомерным в связи с наличием межправительственного соглашения между РФ и Грузией по вопросу пенсионного обеспечения от 16.05.1997 года, которое было ратифицировано РФ 31.05.1999 года (л.д. 4-6).

В судебном заседании представитель истицы Лакоба А.В. по доверенности Филимонова Т.И. просила исковые требования удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика ГУ МВД России по Воронежской области по доверенности Васильев А.Л. возражал против удовлетворения исковых требований в связи с тем, что сотрудникам органов внутренних дел, проживающим в государствах-участниках СНГ и переехавшим на постоянное место жительства в другое государство, пенсионное обеспечение производится в порядке и на условиях, предусмотренных Соглашением о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников СНГ от 24.12.1993 г. Указанное Соглашение Федеральным законом от 31.05.1999 г. № 103-ФЗ ратифицировано и вступило в действие на территории Российской Федерации. Однако до настоящего времени Республикой Грузией не выполнены необходимые внутригосударственные процедуры, необходимые для вступления Соглашения от 24.12.1993 г. в действие и обязанность по пенсионному обеспечению данной категории сотрудников возникнет для России только после уведомления о выполнении Грузинской стороной внутригосударственных процедур; соглашение с суверенной республикой Абхазия и РФ в области пенсионного обеспечения не заключено. В материалы дела представлены письменные возражения.

Истца Лакоба А.В. о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, в заявлении в суд просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Выслушав представителей сторон, материалы пенсионного дела истицы, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, истица Лакоба А.В. имеет гражданство Российской Федерации, что подтверждается копией паспорта от 21.09.2011 года (л.д. 11).

30.12.2010 года истица в звании майора была уволена со службы по достижению предельного возраста (ст. 58 п. б) из МВД республики Абхазия с должности старшего оперуполномоченного группы по борьбе с преступлениями несовершеннолетних отдела уголовного розыска УВД г. Сухум на основании приказа № 167 л/с от 30.12.2010 года (л.д. 9).

Согласно заключению выслуга лет истицы в календарном исчислении составила 25 лет 05 мес. 25 дней, последняя имеет право на пенсию в размере 65% денежного содержания (л.д. 10).

Согласно объяснениям представителя истицы пенсия истице в Республике Абхазия не выплачивалась, что также подтверждается содержанием сопроводительного письма к пенсионному делу от 20.01.2011 года.

Согласно копии паспорта с 11.10.2011 года Лакоба А.В. зарегистрирована по адресу: Воронежская область, г. Лиски, ул. 40 лет Октября, д. 19, кв. 22 (л.д. 11).

В связи с переездом на постоянное место жительства в Российскую Федерацию в Лискинский район Воронежской области истица обратилась к ответчику с заявлением (без даты) о назначении пенсии за выслугу лет.

02.11.2011 года ГУ МВД России по Воронежской области было отказано в назначении пенсии за выслугу лет в связи с тем, что соглашением о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников СНГ от 24.12.1993 г. не ратифицировано Республикой Абхазии (л.д. 7).

Согласно ст. 2 Конституции РФ обязанностью государства является соблюдение и защита в равной мере всех прав и свобод человека и гражданина.

Устанавливаемый законодательством порядок реализации гражданами права на получение пенсий, не должен препятствовать им в осуществлении иных гарантированных Конституцией РФ прав и свобод, в частности, прав каждого на выбор места пребывания и жительства, права свободно выезжать за пределы РФ (ст. 27 Конституции РФ). Реализация гражданином этих конституционных прав, относящихся к общепризнанным правам, не может служить основанием для ограничения его конституционного права на пенсионное обеспечение.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Соглашением между Правительством РФ и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, совершенным в г. Москве 16.05.1997 г., определено, что настоящее Соглашение распространяется на все виды государственного пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством Российской Федерации или Грузии, кроме пенсионного обеспечения лиц, указанных в ст. 9 данного Соглашения.

Согласно ст. 9 данного Соглашения, пенсионное обеспечение военнослужащих и приравненных к ним лиц, являющихся гражданами Российской Федерации и Грузии, регулируется специальными соглашениями.

Соглашение о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников СНГ, подписанное в городе Ашхабаде 24.12.1993 г., ратифицировано в Российской Федерации Федеральным законом от 31.05.1999 № 103-ФЗ. Данное Соглашение вступило в силу для России 09.07.1999 г.

В соответствии с п. "б" ст. 2 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" ратификация означает форму выражения согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора.

Таким образом, любое из положений указанного выше соглашения является обязательным для России и подлежит применению на всей ее территории.

В силу ст. 1 данного Соглашения от 24.12.1993 г. пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Сторон, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими Сторонами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР.

Статьей 3 данного Соглашения установлено, что расходы по пенсионному обеспечению сотрудников органов внутренних дел и их семей и обязательному государственному страхованию сотрудников органов внутренних дел осуществляются Сторонами за счет их бюджетов без взаимных расчетов между ними.

Истица была уволена из органов внутренних дел Республики Абхазия, которая на дату увольнения была признана Российской Федерацией в качестве суверенного и независимого государства (Указ Президента РФ от 26.08.2008 года № 1260), а ранее (на дату ратификации межправительственного соглашения) юридически входила в состав Грузии. На момент увольнения истица имел необходимую для назначения пенсии выслугу лет.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

На основании ч. 1 ст. 6 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12.02.1993 г. № 4468-1 (далее - Закон), лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.

Таким образом, увольнение является необходимым условием для назначения пенсии.

В силу ч. 4 ст. 11 ГПК РФ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, суд при разрешении гражданского дела применяет правила международного договора.

В связи с тем, что права, предоставленные международным договором и Конституцией РФ, не могут быть ограничены в ином порядке, суд считает отказ в назначении пенсии за выслугу лет истице Лакоба И.В. с учетом ее увольнения из МВД Республики Абхазия незаконным.

В соответствии со ст. 54 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми документами, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления.

Согласно исковому заявлению истица просила обязать ответчика назначить ей пенсию за выслугу лет с 20.10.2011 года и выплатить ей задолженность по невыплаченной пенсии с той же даты.

Вместе с тем, как указано выше, отказ в назначении пенсии вынесен 02.11.2011 года, а само обращение истицы о назначении ей пенсии исходя из его содержания не датировано, сведения о дате его регистрации ответчиком в материалах пенсионного дела также отсутствует. Достоверных данных о дате подачи соответствующего обращения Лакобы А.В. ответчику суду не представлено.

В судебном заседании представителю истицы предлагалось уточнить исковые требования в части соответствующей назначения и выплаты пенсии в судебном порядке, однако соответствующим правом воспользоваться представитель истицы не пожелал.

В силу п. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Оснований выйти за пределы заявленных требований по настоящему делу, в том числе, в части определения по усмотрению суда даты, с которой необходимо возложить на ответчика обязанность по назначению и выплате пенсии, не имеется.

С учетом того, что документальных доказательств обращения Лакоба А.В. к ответчику за назначением пенсии по состоянию на 20.10.2011 года не представлено, а уточнять требования представитель истца отказался, ранее в связи с увольнением со службы пенсия за выслугу лет уже была назначена в Республике Абхазия, выплата пенсии должна осуществляется с даты вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.

При этом, положения последнего абзаца ст. 53 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 судом не принимается во внимание, поскольку согласно ст.ст. 1, 3 Соглашения стран СНГ от 24.12.1993 "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств" назначение пенсий производится Стороной, в органах внутренних дел которой сотрудник проходил службу на момент гибели (смерти) или на территории которой проживал пенсионер (на дату увольнения истица проживала в Республике Абхазия), а при изменении пенсионером места жительства производиться исчисление пенсии в порядке, установленном законодательством Стороны по вновь избранному им месту жительства.

Руководствуясь ст.ст. 56, 194, 198 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать ГУ МВД России по Воронежской области назначить и выплачивать Лакоба Аиде Владимировне пенсию за выслугу лет по достижению ей предельного возраста, дающего право на пенсию.

В остальной части иска отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение десяти дней со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья      С.А. Панин

Мотивированное решение суда изготовлено в окончательной форме 13 декабря 2011 года.