гр. дело № 2-3612/2011г. строка № 57 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации «31» августа 2011г. Центральный районный суд г. Воронежа в составе председательствующего судьи Жемчужниковой И.В. при секретаре Даценко И.А. с участием прокурора Семенова А.А., представителя администрации городского округа город Воронеж и Департамента финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж по доверенности Панковой Л.В. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Воронежа в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации городского округа город Воронеж о возложении обязанности установить дорожный знак «Дети», предусмотренный п. 1.23 приложения № 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации, на участке <адрес>, примыкающем к территории к МДОУ «Центр развития ребенка «Алёнушка» - детский са<адрес>» (<адрес>) в соответствии с требованиями п. 5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», у с т а н о в и л: Прокурор Ленинского района города Воронежа обратился в суд с настоящим иском, указал, что в ходе проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения в части выполнения требований законодательства о профилактике детского дорожно-транспортного травматизма установлено, что на территории <адрес> по адресу: <адрес>, расположено МДОУ «Центр развития ребенка «Алёнушка» - детский са<адрес>». Однако, на участке автомобильной дороги в непосредственной близости от МДОУ «Центр развития ребенка «Алёнушка» - детский са<адрес>» отсутствует дорожный знак «Дети», предусмотренный п. 1.23 приложения № 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации. Действуя в рамках полномочий, предусмотренных ст. 45 ГПК РФ, обращаясь в суд в интересах неопределенного круга лиц, в целях приведения безопасности дорожного движения в соответствие с требованиями закона, прокурор, уточнив исковые требования, просит: обязать администрацию городского округа город Воронеж установить дорожный знак «Дети», предусмотренный п. 1.23 приложения № 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации, на участке <адрес>, примыкающем к территории к МДОУ «Центр развития ребенка «Алёнушка» - детский са<адрес>» (<адрес>) в соответствии с требованиями п. 5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», а именно: - обязать администрацию городского округа город Воронеж установить знак 1.23 «Дети» на расстоянии 90-100 м. до начала границ территории МДОУ «Центр развития ребенка «Алёнушка» - детский са<адрес>» по направлению движения по <адрес> от <адрес> в сторону <адрес> года; - обязать администрацию городского округа город Воронеж установить повторный знак 1.23 «Дети», и табличку 8.2.1 с указанием протяженности опасного участка, на расстоянии не более 50 м до начала границ территории МДОУ «Центр развития ребенка «Алёнушка» - детский са<адрес>» по направлению движения по <адрес> от <адрес> в сторону <адрес> года; - обязать администрацию городского округа город Воронеж установить знак 1.23 «Дети», и табличку 8.2.1 с указанием протяженности опасного участка непосредственно в конце <адрес> на пересечении с <адрес> от <адрес> года в сторону <адрес>. Прокурор Ленинского района города Воронежа Семенов А.А. иск поддержал, пояснил изложенное. Представитель ответчика администрации городского округа город Воронеж и Департамента финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж по доверенности Панкова Л.В. с иском не согласилась, представила письменные возражения (л.д. 27-29, 48-50). Представитель третьего лица МДОУ «Центр развития ребенка «Аленушка» - детский са<адрес>» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещены надлежащим образом, просит рассмотреть дело в их отсутствие, о чем имеется заявление (л.д. 45). Представитель третьего лица Департамента дорожного хозяйства и благоустройства администрации городского округа <адрес> в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, о чем имеется телефонограмма. Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокуратурой Ленинского района города Воронежа проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения в части выполнения требований законодательства о профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. На основании пояснений участвующих в деле лиц, акта прокурорской проверки судом установлено, что на территории <адрес> по адресу: <адрес>, расположено МДОУ «Центр развития ребенка «Алёнушка» - детский са<адрес>». Однако, на участке автомобильной дороги в непосредственной близости от МДОУ «Центр развития ребенка «Алёнушка» - детский са<адрес>» отсутствует дорожный знак «Дети», предусмотренный п. 1.23 приложения № 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации. Эти обстоятельства ответчиком по существу не оспаривается. В соответствии со ст. ст. 1, 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995г. (в редакции от 18.07.2011г.) задачами Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Для этих целей применяются следующие основные такие термины как безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий; организация дорожного движения - комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах. Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности. Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995г. органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В соответствии с ч.ч. 5, 6, 12 ст. 3, ст. 13, ст. 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 257-ФЗ от 08.11.2007г. под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. К элементам обустройства автомобильных дорог относятся дорожные знаки. Содержание автомобильной дороги представляет собой комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Согласно ч. 5 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-Ф3 от 06.10.2003г. к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Конвенцией ООН 08.11.1968г. «О дорожных знаках и сигналах», ратифицированной Указом Президиума ВС СССР 29.04.1974г. № 5939-VIII, (далее Конвенция) в п. 12 раздела «В» предусмотрено, что для предупреждения о приближении к участку дороги, часто пересекаемому детьми, как, например, выход из школы или с площадки для игр, используется обозначение А, 12. Обозначение может быть обращено в противоположную сторону. Во исполнение данного положения Конвенции пунктом 1.23 приложения № 1 «Дорожные знаки» Правил дорожного движения Российской Федерации, утверждённых Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.93г. № 1090 (далее - ПДД) установлено, что дорожный знак «Дети» обозначает участок дороги вблизи детского учреждения (школы, оздоровительного лагеря и тому подобного), на проезжей части которого возможно появление детей. В соответствии с п. 5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 №120-ст, знак 1.23 Дети» устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов. Повторный знак устанавливают с табличкой 8.2.1, на которой указывают протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения или часто пересекаемого детьми. В населенных пунктах основной знак 1.23 устанавливают на расстоянии 90-100 м., повторный - на расстоянии не более 50 м. от начала опасного участка. Согласно п. 1.3 ПДД участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами. Предупреждающие знаки, к числу которых ПДД относит дорожный знак 1.23 «Дети», информируют водителей о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке. Однако в нарушение вышеуказанных требований законодательства, на участке автомобильной дороги у <адрес> в непосредственной близости от МДОУ «Центр развития ребенка «Алёнушка» - детский са<адрес>» отсутствует дорожный знак «Дети», предусмотренный п. 1.23 приложения №1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993г. № 1090. Отсутствие соответствующих дорожных знаков делает фактически невозможным соблюдение указанных требований ПДД водителями транспортных средств, проезжающих мимо данного детского учреждения, что ставит под угрозу безопасность пользующихся его услугами несовершеннолетних, круг которых определить невозможно. В силу требований ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В соответствии с ч. 5 ст. 14 Устава городского округа город Воронеж, утвержденного постановлением Воронежской городской Думы № 150-1 от 27.10.04 (далее - Устав), к вопросам местного значения городского округа город Воронеж относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 44 Устава администрация городского округа - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления городского округа, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Федеральными законами и законами Воронежской области. Таким образом, обязанность по установке дорожного знака «Дети», предусмотренного п. 1.23 приложения № 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительством Российской Федерации от 23.10.1993г. № 1090, возложена на администрацию городского округа город Воронеж. Руководствуясь ст. ст. 67, 194 - 198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Обязать администрацию городского округа город Воронеж установить дорожный знак «Дети», предусмотренный п. 1.23 приложения № 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации, на участке <адрес>, примыкающем к территории к МДОУ «Центр развития ребенка «Алёнушка» - детский са<адрес>» (<адрес>) в соответствии с требованиями п. 5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», а именно: - обязать администрацию городского округа город Воронеж установить знак 1.23 «Дети» на расстоянии 90-100 м до начала границ территории МДОУ «Центр развития ребенка «Алёнушка» - детский са<адрес>» по направлению движения по <адрес> от <адрес> в сторону <адрес> года; - обязать администрацию городского округа город Воронеж установить повторный знак 1.23 «Дети», и табличку 8.2.1 с указанием протяженности опасного участка, на расстоянии не более 50 м до начала границ территории МДОУ «Центр развития ребенка «Алёнушка» - детский са<адрес>» по направлению движения по <адрес> от <адрес> в сторону <адрес> года; - обязать администрацию городского округа город Воронеж установить знак 1.23 «Дети», и табличку 8.2.1 с указанием протяженности опасного участка, непосредственно в конце <адрес> на пересечении с <адрес> от <адрес> года в сторону <адрес>. На решение может быть подана кассационная жалоба или принесено кассационное представление в Воронежский областной суд в течение десяти дней со дня принятия настоящего решения в окончательной форме. Судья