гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Воронежа в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации городского округа город Воронеж о возложении обязанности установить дорожный знак



гр. дело № 2-3612/2011г.

строка № 57

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«31» августа 2011г. Центральный районный суд г. Воронежа

в составе

председательствующего судьи Жемчужниковой И.В.

при секретаре Даценко И.А.

с участием прокурора Семенова А.А., представителя администрации городского округа город Воронеж и Департамента финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж по доверенности Панковой Л.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Воронежа в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации городского округа город Воронеж о возложении обязанности установить дорожный знак «Дети», предусмотренный п. 1.23 приложения № 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации, на участке <адрес>, примыкающем к территории к МДОУ «Центр развития ребенка «Алёнушка» - детский са<адрес>» (<адрес>) в соответствии с требованиями п. 5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»,

у с т а н о в и л:

Прокурор Ленинского района города Воронежа обратился в суд с настоящим иском, указал, что в ходе проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения в части вы­полнения требований законодательства о профилактике детского дорожно-транспортного травматизма установлено, что на территории <адрес> по адресу: <адрес>, расположено МДОУ «Центр развития ребенка «Алёнушка» - детский са<адрес>». Однако, на участке автомобильной дороги в непосредственной близости от МДОУ «Центр развития ребенка «Алёнушка» - детский са<адрес>» отсутствует дорожный знак «Дети», предусмотренный п. 1.23 приложения № 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации.

Действуя в рамках полномочий, предусмотренных ст. 45 ГПК РФ, обращаясь в суд в интересах неопределенного круга лиц, в целях приведения безопасности дорожного движения в соответствие с требованиями закона, прокурор, уточнив исковые требования, просит: обязать администрацию городского округа город Воронеж установить дорожный знак «Дети», предусмотренный п. 1.23 приложения № 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации, на участке <адрес>, примыкающем к территории к МДОУ «Центр развития ребенка «Алёнушка» - детский са<адрес>» (<адрес>) в соответствии с требованиями п. 5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», а именно:

- обязать администрацию городского округа город Воронеж установить знак 1.23 «Дети» на расстоянии 90-100 м. до начала границ территории МДОУ «Центр развития ребенка «Алёнушка» - детский са<адрес>» по направлению движения по <адрес> от <адрес> в сторону <адрес> года;

- обязать администрацию городского округа город Воронеж установить повторный знак 1.23 «Дети», и табличку 8.2.1 с указанием протяженности опасного участка, на расстоянии не более 50 м до начала границ территории МДОУ «Центр развития ребенка «Алёнушка» - детский са<адрес>» по направлению движения по <адрес> от <адрес> в сторону <адрес> года;

- обязать администрацию городского округа город Воронеж установить знак 1.23 «Дети», и табличку 8.2.1 с указанием протяженности опасного участка непосредственно в конце <адрес> на пересечении с <адрес> от <адрес> года в сторону <адрес>.

Прокурор Ленинского района города Воронежа Семенов А.А. иск поддержал, пояснил изложенное.

Представитель ответчика администрации городского округа город Воронеж и Департамента финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж по доверенности Панкова Л.В. с иском не согласилась, представила письменные возражения (л.д. 27-29, 48-50).

Представитель третьего лица МДОУ «Центр развития ребенка «Аленушка» - детский са<адрес>» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещены надлежащим образом, просит рассмотреть дело в их отсутствие, о чем имеется заявление (л.д. 45).

Представитель третьего лица Департамента дорожного хозяйства и благоустройства администрации городского округа <адрес> в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, о чем имеется телефонограмма.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Прокуратурой Ленинского района города Воронежа проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения в части вы­полнения требований законодательства о профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

На основании пояснений участвующих в деле лиц, акта прокурорской проверки судом установлено, что на территории <адрес> по адресу: <адрес>, расположено МДОУ «Центр развития ребенка «Алёнушка» - детский са<адрес>». Однако, на участке автомобильной дороги в непосредственной близости от МДОУ «Центр развития ребенка «Алёнушка» - детский са<адрес>» отсутствует дорожный знак «Дети», предусмотренный п. 1.23 приложения № 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации. Эти обстоятельства ответчиком по существу не оспаривается.

В соответствии со ст. ст. 1, 3 Федерального закона «О безопасности дорож­ного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995г. (в редакции от 18.07.2011г.) задачами Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Для этих целей применяются следующие основные такие термины как безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий; организация дорожного движения - комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах. Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995г. органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии с ч.ч. 5, 6, 12 ст. 3, ст. 13, ст. 17 Федерального закона «Об ав­томобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федера­ции» № 257-ФЗ от 08.11.2007г. под дорожной деятельностью понимается дея­тельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. К элементам обустройства автомобильных дорог относятся дорожные зна­ки. Содержание автомобильной дороги представляет собой комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требо­ваниями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного дви­жения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.

К полномочиям органов местного самоуправления в области использова­ния автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог ме­стного значения.

Согласно ч. 5 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организа­ции местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-Ф3 от 06.10.2003г. к вопросам местного значения городского округа относится дорож­ная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в гра­ницах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Конвенцией ООН 08.11.1968г. «О дорожных знаках и сигналах», ратифи­цированной Указом Президиума ВС СССР 29.04.1974г. № 5939-VIII, (далее Кон­венция) в п. 12 раздела «В» предусмотрено, что для предупреждения о прибли­жении к участку дороги, часто пересекаемому детьми, как, например, выход из школы или с площадки для игр, используется обозначение А, 12. Обозначение может быть обращено в противоположную сторону. Во исполнение данного положения Конвенции пунктом 1.23 приложения № 1 «Дорожные знаки» Пра­вил дорожного движения Российской Федерации, утверждённых Постановле­нием Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.93г. № 1090 (далее - ПДД) установлено, что дорожный знак «Дети» обозначает уча­сток дороги вблизи детского учреждения (школы, оздоровительного лагеря и тому подобного), на проезжей части которого возможно появление детей.

В соответствии с п. 5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства ор­ганизации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, раз­метки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвер­жденного Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 №120-ст, знак 1.23 Дети» устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов. Повторный знак устанавливают с табличкой 8.2.1, на которой указывают протяженность участка дороги, проходящего вдоль терри­тории детского учреждения или часто пересекаемого детьми. В населенных пунктах основной знак 1.23 устанавливают на расстоянии 90-100 м., повторный - на расстоянии не более 50 м. от начала опасного участка.

Согласно п. 1.3 ПДД участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение уста­новленными сигналами.

Предупреждающие знаки, к числу которых ПДД относит дорожный знак 1.23 «Дети», информируют водителей о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обста­новке.

Однако в нарушение вышеуказанных требований законодательства, на уча­стке автомобильной дороги у <адрес> в непосредст­венной близости от МДОУ «Центр развития ребенка «Алёнушка» - детский са<адрес>» отсутствует дорожный знак «Дети», предусмотренный п. 1.23 приложения №1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993г. № 1090.

Отсутствие соответствующих дорожных знаков делает фактически невоз­можным соблюдение указанных требований ПДД водителями транспортных средств, проезжающих мимо данного детского учреждения, что ставит под уг­розу безопасность пользующихся его услугами несовершеннолетних, круг ко­торых определить невозможно.

В силу требований ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной ак­тами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с ч. 5 ст. 14 Устава городского округа город Воронеж, ут­вержденного постановлением Воронежской городской Думы № 150-1 от 27.10.04 (далее - Устав), к вопросам местного значения городского округа город Воронеж относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Феде­рации.

Согласно ч. 1 ст. 44 Устава администрация городского округа - исполни­тельно-распорядительный орган местного самоуправления городского округа, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местно­го значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Федеральными законами и законами Воронежской области.

Таким образом, обязанность по установке дорожного знака «Дети», преду­смотренного п. 1.23 приложения № 1 к Правилам дорожного движения Россий­ской Федерации, утвержденным Постановлением Совета Министров - Прави­тельством Российской Федерации от 23.10.1993г. № 1090, возложена на админи­страцию городского округа город Воронеж.

Руководствуясь ст. ст. 67, 194 - 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Обязать администрацию городского округа город Воронеж установить дорожный знак «Дети», предусмотренный п. 1.23 приложения № 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации, на участке <адрес>, примыкающем к территории к МДОУ «Центр развития ребенка «Алёнушка» - детский са<адрес>» (<адрес>) в соответствии с требованиями п. 5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», а именно:

- обязать администрацию городского округа город Воронеж установить знак 1.23 «Дети» на расстоянии 90-100 м до начала границ территории МДОУ «Центр развития ребенка «Алёнушка» - детский са<адрес>» по направлению движения по <адрес> от <адрес> в сторону <адрес> года;

- обязать администрацию городского округа город Воронеж установить повторный знак 1.23 «Дети», и табличку 8.2.1 с указанием протяженности опасного участка, на расстоянии не более 50 м до начала границ территории МДОУ «Центр развития ребенка «Алёнушка» - детский са<адрес>» по направлению движения по <адрес> от <адрес> в сторону <адрес> года;

- обязать администрацию городского округа город Воронеж установить знак 1.23 «Дети», и табличку 8.2.1 с указанием протяженности опасного участка, непосредственно в конце <адрес> на пересечении с <адрес> от <адрес> года в сторону <адрес>.

На решение может быть подана кассационная жалоба или принесено кассационное представление в Воронежский областной суд в течение десяти дней со дня принятия настоящего решения в окончательной форме.

Судья